Определение массы грузов, перевозимых железнодорожным транспортом
В коммерческой практике хозяйственные операции многих организаций связаны с приемом поступающих грузов. И если приемка штучных либо перевозимых в контейнерах грузов не составляет труда, то для определения, в частности, массы грузов, перевозимых навалом или насыпью, от контрагентов потребуется применение специальных методов расчета. Например, компания А отгрузила компании Б 60 т угля. При его приеме работникам компании Б вместе с представителями компании А и перевозчиком необходимо проверить соответствие массы пришедшего угля массе, указанной в сопроводительных документах. При измерении масса груза составила 55 т. На первый взгляд можно говорить о недостаче в 5 т. Но так ли уж все очевидно? Во-первых, в процессе перевозки могла произойти потеря груза вследствие естественных причин (воздействия окружающей среды). Во-вторых, каждый измерительный прибор имеет свои погрешности, устанавливаемые заводом-изготовителем и отражаемые в паспорте. Соответственно и при отправлении, и при получении груза имела место погрешность измерения. Кроме того, крупные массы грузов, перевозимых железнодорожным транспортом, требуют специальных способов измерения, и это также влияет на конечные показатели массы пришедшего груза.
И еще один немаловажный момент. Даже если признать, что имеет место недостача в 5 т, необходимо установить, находится ли она в пределах нормы либо выходит за них. Это важно для определения размера претензии к поставщику или перевозчику.
Для учета всех перечисленных факторов предназначены специальные методики определения массы грузов. Их знание позволит менеджменту компании спрогнозировать нормативные и сверхнормативные потери грузов в рамках заключенных договоров с поставщиками, а значит, и вероятные расходы на закупку сырья и материалов. Бухгалтерские службы, владея данными методиками, смогут определить фактический приход сырья и материалов, потери в пределах и сверх норм, а также предоставить менеджменту компании информацию об этом. Она будет уместной в рамках как управленческого, так и финансового учета.
Рассмотрим, как в настоящее время нормативно регулируется методика определения массы грузов, перевозимых железнодорожным транспортом, и поясним ее применение на примере.
В соответствии со ст. 41 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ; далее - Устав) масса груза считается правильной, если разница между массой груза, определенной на железнодорожной станции отправления, и массой груза, определенной на железнодорожной станции назначения, не превышает значение предельного расхождения в результатах определения массы нетто такого груза и норму естественной убыли его массы, установленные федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством РФ.
Понятно, что масса груза, определенная на железнодорожной станции назначения, - это величина, которая отражается в железнодорожной накладной и которую грузополучателю предлагается считать правильной или почти правильной, т.е. с учетом норм естественной убыли. А для выявления недостачи или излишка по полученным грузам необходимо выявить величину предельного расхождения. К сожалению, Устав не утверждает методику определения размера предельного расхождения и даже не дает ссылку на документ, которым можно воспользоваться.
Единственный документ, содержащий такую методику для грузов, перевозимых железнодорожным транспортом, - Методические рекомендации по определению массы грузов, перевозимых железнодорожным транспортом (далее - Методические рекомендации), введенные в действие с 30 января 2003 г. указанием МПС России от 13 января 2003 г. N Ш-20у. Хотя этот документ опубликован не был, т.е. не является нормативно-правовым актом, обладающим признаком обязательности исполнения, не вызывает сомнения, что он будет применяться всеми отделениями железных дорог при определении недостач и излишков в целях удовлетворения претензий отправителей и получателей грузов.
Методические рекомендации определяют, что предельным расхождением в результатах определения массы груза, обозначаемым как называется расчетное значение предельного отклонения массы груза в процентах, определяемое исходя из предельной погрешности измерения массы груза на станции отправления и предельной погрешности измерения массы груза на станции назначения (в пути следования) В свою очередь устанавливается, что предельная погрешность указывается в паспорте средства измерения массы и в нормативных документах Госстандарта России по методике выполнения измерения массы. По согласованию с Госстандартом СССР и Госарбитражем СССР в 1987 г. значение предельного расхождения в результатах определения массы рассчитывается по формуле
/-------------------
дельта 1,2 = \| 2 2
дельта + дельта
1 2
Итак, первоначально груз взвешивается на станции оправления, и полученная масса отражается в железнодорожной накладной, вместе с этим в отдельной графе накладной в поле "Способ определения массы" указывается величина предельной погрешности и способ определения массы груза, например на вагонных весах с остановкой и без расцепки, +2,0%. Это означает, что на станции отправления груз взвешивался на вагонных весах с остановкой и без расцепки, предельная погрешность весов 2%. Если все это известно, грузополучатель имеет все данные для определения поступившей массы груза и выявления недостачи или излишка. Согласно п. 2.3 Методических рекомендаций "масса груза считается правильной, если разница между массой груза, указанной в накладной на станции отправления, по сравнению с массой груза, определенной при проверке на станции назначения, не превышает:
при недостаче массы - нормы естественной убыли и предельного отклонения массы груза нетто, рассчитанного исходя из предельного расхождения определения массы груза нетто;
при излишке массы - предельного отклонения массы груза нетто, рассчитанного исходя из предельного расхождения определения массы груза нетто".
Предельное отклонение рассчитывается путем умножения массы груза нетто, указанной в накладной, на значение предельного расхождения, определенного по табл. 1 или 2 Приложения 1 к Методическим рекомендациям.
В данном случае предельное отклонение - это та абсолютная величина в килограммах или тоннах, на которую из-за погрешности весов может не сходиться масса груза на весах станции назначения по сравнению с массой этого груза, указанной в накладной.
Поясним сказанное на условном примере. Согласно документам поставщика в адрес грузополучателя прибыло 555 т черного угля. На станции отправления массу груза определяли на вагонных весах с расцепкой, предельная погрешность - +2,0%. На станции назначения масса груза определяется на вагонных весах в движении, предельная погрешность - +1,0%. Норма естественной убыли равна 0,5%. При взвешивании был получен следующий результат - 396,93 т. По условиям договора одна тонна угля стоит 342 руб. без учета НДС. Необходимо установить и оприходовать поступившую массу груза.
Значение предельного расхождения определим с помощью табл. 1 Приложения 1 к Методическим рекомендациям (ею следует пользоваться только при условии различных методов взвешивания груза на станциях назначения и отправления). Оно составит +2,2%. С учетом этого показателя получим следующие значения:
предельное отклонение - 12,21 т (555 т х 2,2%);
естественная убыль - 2,775 т (555 т х 0,5%);
допустимая масса груза, при которой не возникает недостачи сверх норм естественной убыли, - 540,015 т (555 т - 12,21 т - 2,775 т).
Любая масса груза в пределах между 555 и 540,015 т будет считаться верной. Однако фактически полученная масса груза равна 396,93 т. Следовательно, недостача сверх норм естественной убыли - 143,085 т (540,015 т - 396,93 т). Стоимость недостачи составляет 48 935,07 руб. (143,085 т х 342 руб./т). Оприходованию подлежит фактически определенная масса груза 396,93 т. Недостача груза фиксируется коммерческим актом, который оформляется перевозчиком.
Таким образом, размер претензии к поставщику должен быть определен в размере 143,085 т, что составляет 48 935,07 руб. без учета НДС, с учетом НДС эта сумма будет равна 57 743,38 руб.
Теперь бухгалтеру необходимо отразить полученный груз на счетах бухгалтерского учета. Согласно п. 58 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (утверждены приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. N 119н) недостачи и порча, выявленные при приемке поступивших в организацию материалов, учитываются в следующем порядке: сумма недостач и порчи в пределах норм естественной убыли определяется путем умножения количества недостающих и (или) испорченных материалов на договорную (продажную) цену поставщика. Другие суммы, в том числе транспортные расходы и налог на добавленную стоимость, относящиеся к ним, не учитываются. Сумма недостач и порчи списывается с кредита счета расчетов в корреспонденции с дебетом счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей". Одновременно недостающие и (или) испорченные материалы списываются со счета 94 и относятся на транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) или на счета отклонений в стоимости материальных запасов.
Фактическая себестоимость недостач и порчи сверх норм естественной убыли учитывается по дебету счета учета расчетов по претензиям и списывается с кредита счета расчетов (по лицевому счету поставщика). При оприходовании поступивших от поставщиков недостающих материалов, подлежащих оплате покупателем, соответственно уменьшается стоимость материалов, транспортно-заготовительных расходов и налог на добавленную стоимость, включенные в фактическую себестоимость недостач и порчи.
Если к моменту обнаружения недостач, порчи, завышения цен, других ошибок в расчетных документах поставщика расчеты не были произведены, то оплата производится за вычетом стоимости недостающих и испорченных по вине поставщика материалов, других завышений сумм расчетного документа, о чем покупатель письменно сообщает поставщику. В этом случае неоплаченные суммы на счете учета расчетов по претензиям не отражаются.
В рассматриваемом примере в бухгалтерском учете грузополучателя должны быть сделаны следующие записи:
Д 10 - К 60, субсчет "Расчеты за поставляемую продукцию" - 139 925,88 руб. [(396,93 т + 12,21 т) х 342 руб./т] - отражена стоимость фактически поступивших материалов;
Д 19 - К 60, субсчет "Расчеты за поставляемую продукцию" - 25 186,66 руб. - начислен НДС, относящийся к фактически полученным материалам;
Д 94 - К 60, субсчет "Расчеты за поставляемую продукцию" - 949,05 руб. (2,775 т х 342 руб./т) - определена стоимость материалов в пределах естественной убыли и с учетом весовой погрешности;
Д 19 - К 60, субсчет "Расчеты за поставляемую продукцию" - 170,83 руб. - начислен НДС, относящийся к недостачам в пределах норм естественной убыли;
Д 10 (15) - К 94 - 949,05 руб. - списана стоимость недостачи в пределах норм естественной убыли на ТЗР или стоимость материалов;
Д 76 - К 60, субсчет "Расчеты за поставляемую продукцию" - 57 743,38 руб. (143,085 т х 342 руб./т х 1,18) - отражены недостачи сверх норм естественной убыли (с учетом НДС).
Следует подчеркнуть, что последняя проводка может иметь место только в случае предварительной оплаты поступивших грузов. Для контроля за расчетами с поставщиками по недостачам поступивших материалов, если расчеты за поставляемые материалы производятся после их получения, рекомендуется открыть отдельный активный субсчет (счет второго порядка) "Расчеты по выявленным недостачам" к синтетическому счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". В этом случае проводка может выглядеть следующим образом:
Д 60, субсчет "Расчеты по выявленным недостачам"- К 60, субсчет "Расчеты за поставляемую продукцию" на сумму недостачи с учетом НДС.
Субсчет "Расчеты по выявленным недостачам" счета 60 должен быть контрарным к субсчету "Расчеты за поставляемую продукцию" счета 60 и при составлении отчетности вычитаться из кредитового сальдо счета 60, субсчет "Расчеты за поставляемую продукцию".
Если стороны договора поставки имеют устойчивые коммерческие отношения, недостачи грузов в определенных периодах могут перекрываться их излишками. По соглашению сторон может производиться взаимный зачет. В течение месяца или другого согласованного сторонами периода времени суммы недостачи и излишков, выявленные по результатам приемки отдельных маршрутов, числятся на отдельных субсчетах к счету 60 развернуто. В конце установленного периода, если стороны достигли соглашения о зачете недостачи излишками, суммы, числящиеся на субсчетах к счету 60, списываются проводкой на меньшую из двух сумм (недостачи или излишка) либо на сумму, согласованную сторонами в акте взаимных расчетов.
М.Е. Демидов,
эксперт департамента бухгалтерского консалтинга компании "ФБК"
"Финансовые и бухгалтерские консультации", N 11, ноябрь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru