Москва- |
|
27 апреля 2009 г. |
09АП-5521/2009-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.04.2009.
Полный текст постановления изготовлен 27.04.2009
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи
Якутова Э.В.
судей:
Веклича Б.С.
Поташовой Ж.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кальщиковой А.П.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу Федеральной таможенной службы на решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.02.2009 по делу N А40-26746/08-121-228 судьи Аксеновой Е.А.,
по заявлению ООО "Производственная компания ЮВЭСТ"
к Федеральной таможенной службе
третьи лица Московская восточная таможня, Центральная акцизная таможня, ООО "ТБСС"
о признании недействительным решения
при участии:
от заявителя: Шорыгин С.Л. по дов. от 15.05.2008 N 2008-05/15, паспорт 45 08 121397
от ответчика: Лебедева К.В. по дов. от 25.12.2008 N 15-46/08-200д, уд. ГС N 010433; Саруханова К.М. по дов. от 19.01.2009 N 15-46/09-4д, уд. ГС N 010346
от третьих лиц: не явились, извещены
УСТАНОВИЛ
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 25.02.2009 было удовлетворено заявление ООО "Производственная компания ЮВЭСТ" (далее - Общество) о признании недействительным решения Федеральной таможенной службы (далее - ФТС России) от 20.02.2008 N 10000000/200208/15 об отмене по результатам ведомственного контроля разрешения от 03.11.2006 N 10121000/03116/61/14, выданного Московской восточной таможней (далее - МВТ) ООО "Производственная компания "ЮВЭСТ" на переработку товаров вне таможенной территории.
ФТС России не согласилась с решением и обратилась с апелляционной жалобой, в которой считает решение незаконным, необоснованным и в соответствии со статьей 270 АПК России подлежащим отмене в связи с неправильным применением судом норм материального права, недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд счел установленными, и в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела.
Просит решение отменить, а в удовлетворении требований Общества отказать.
Отзывы на апелляционную жалобу Обществом и третьими лицами не представлены.
В судебном заседании представитель ФТС России доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Пояснил, что документы, согласованные МВТ для целей идентификации, не свидетельствуют о том, что оформляемый товар подвергался операциям по переработке и что конкретные изделия изготовлены из конкретных ранее вывезенных слитков золота; указал, что сведений о продолжительности процесса переработки, о времени необходимом для перевозки продуктов переработки в таможенные органы представлено не было
Представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает ее необоснованной, просил решение суда оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, изложил свои доводы.
Пояснил, что в заявлении разрешении на переработку содержатся сведения о технологическом процессе изготовления продуктов переработки путем указания всех его стадий, в том числе тех, при которых образуются потери, имеется описание технологии производства ювелирных изделий, с указанием каждой стадии процесса, кроме того. Указаны способы изготовления ювелирных изделий; указал, что в качестве подтверждения заявленной нормы выхода Обществом было представлено заключение Минфина России; пояснил, что Таможенным кодексом РФ не предусмотрено обязательное представление заключений экспертных организаций для получения разрешения на переработку товаров вне таможенной территории.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст. 266, 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что решение подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 28.06.2008 Общество (заказчик) заключило с фирмой "EMG Century Corporation", США (производитель) контракт N 6008/06 на переработку сырья вне таможенной территории и изготовление из него ювелирной продукции для последующей поставки в адрес Общества.
В контракте указано, что производитель вправе размещать заказ на изготовление ювелирных изделий на фабриках: "Silmar s.p.a.", "Lac s.p.a.", "Gold and Silver s.p.a.", (Италия), Artefmi international (США).
11.10.2006 Общество обратилось в Московскую восточную таможню (далее - МВТ) с заявлением об использовании таможенного режима переработки вне таможенной территории товаров - золото аффинированное в виде слитков 999,9 пробы.
В подтверждение заявленной нормы выхода Обществом в МВТ было представлено заключение Минфина России от 05.10.2006 N 11-13-04/872.
Согласно разрешению МВТ от 03.11.2006 N 10121000/03116/61/14 был определен документальный способ идентификации товаров в продуктах переработки - ювелирные изделия из золота 585 пробы (цепи, колье, браслеты, кольца, серьги, подвески). Для этого при таможенном оформлении вывозимых товаров в графе 31 ГТД указываются номера банковских слитков, с предоставлением при ввозе продуктов копий заверенных предприятием-переработчиком ГТД страны-переработчика на ввозимые для целей переработки товары и вывозимые продукты переработки, сертификатов происхождения продуктов переработки, выданных Торгово-промышленной палатой страны-переработчика, инвойсов на продукты переработки с указанием номеров слитков, из которых они были изготовлены. Кроме того, сообщаются сведения: о заявителе; о лице (лицах), непосредственно совершающем (совершающих) операции по переработке товаров; о товарах, предназначенных для переработки, продуктах переработки, а также об отходах и остатках; об операциях по переработке товаров, способах и сроках их совершения; о местонахождении производственных мощностей, с использованием которых совершаются операции по переработке товаров; о норме выхода продуктов переработки; о способах идентификации ввезенных товаров в продукты переработки; о замене ввезенных товаров эквивалентными товарами; о сроке переработки товаров.
Срок переработки товаров был определен МВТ в 23 месяца и впоследствии продлен до 28.12.2008.
В соответствии с приказом ФТС от 06.07.2007 N 819 "О перерегистрации в Центральной акцизной таможне разрешений на переработку на таможенной территории и переработку вне таможенной территории драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы" данное разрешение МВТ было перерегистрировано в ЦАТ под N 10009000/03116/21/16.
На основании выданного разрешения в период с февраля 2007 года по апрель 2008 года товар - аффинированное золото в стандартных слитках с массовой долей золота 99,99% - был вывезен по ГТД N N 10009131/111207/0013455, 10009131/260707/000747, 10009131/281206/0002815, 10009131/220307/0002560, 10009131/290108/0000738.
Продукты переработки - колье, браслеты, цепочки серьги, подвески, кольца - изготовленные из вывезенных слитков золота были ввезены на таможенную территорию РФ и оформлены по ГТД N N 10009131/020207/0000821, 100009131/080607/0005460, 10009131/200707/0007133, 10009131/280907/0010088 с частичным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов.
При ввозе Обществом были представлены сертификаты и паспорта золотых слитков N N ПГ9382, ПГ9431, КрХ2502, КрХ2506, КрХ5618, НК9550, КрЮ9902; сертификаты о происхождении товаров NN Н/0414815, Н/0585992, Н/0585994, Н/0728093, выданные ТПП Италии; инвойсы компании-переработчика Gold and Silver s.p.a. (Италия) от 26.01.2007 N 47, от 31.05.2007 N 579, от 10.07.2007 N 745, от 24.09.2007 N 941; акты выполненных работ, указанием в ГТД страны-переработчика; акты на номера слитков, из которых изготовлены ювелирные изделия.
Согласно актам государственного контроля драгоценных металлов от 06.02.2007 N 40Т/253, от 14.06.2007 N 40Т/1780, от 23.07.2007 N 40Т/2316, от 02.10.2007 N 40Т/3234 Государственной пробирной палаты ввезенные ювелирные изделия соответствуют золотым изделиям 585 пробы, что в соответствии с ГОСТ 6835-2002 "Золото и сплавы на его основе. Марки" свидетельствует о наличии в их составе необходимого количества золота 999,9 пробы.
Решением ФТС России от 20.02.2008 N 10000000/200208/15, принятым в порядке ведомственного контроля за деятельностью подчиненных таможенных органов, указанное выше решение МВТ о выдаче Обществу разрешения на переработку товаров вне таможенной территории было признано неправомерным и отменено.
Удовлетворяя заявленные Обществом требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что оспариваемое решение ФТС России принято в нарушение таможенного законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку необоснованно налагает на Общество обязанность по уплате дополнительных таможенных платежей в отношении ввезенных ювелирных изделий и влечет за собой невозможность помещения слитков золота на переработку.
При этом суд правомерно указал на то, что вывоз российских товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с таможенным режимом переработки вне таможенной территории, который предусматривает осуществление с товарами операций по переработке (в том числе изготовление новых товаров) и последующий ввоз продуктов переработки с полным или частичным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов (п.1 ст.197, ст.200 ТК РФ). Для помещения товаров под таможенный режим переработки вне таможенной территории требуется получение разрешения таможенного органа (п.2 ст.198ТКРФ).
Главой 19 ТмК РФ установлены порядок и условия помещения товаров под таможенный режим переработки вне таможенной территории.
В соответствии с ст.197 ТмК РФ переработка вне таможенной территории - таможенный режим, при котором товары вывозятся с таможенной территории Российской Федерации для целей проведения операций по переработке товаров в течение установленного срока (срока переработки товаров) с последующим ввозом продуктов переработки с полным или частичным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов. Товары, вывозятся с таможенной территории Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом переработки вне таможенной территории с полным условным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин. К вывозимым товарам не применяются запреты и ограничения экономического характера, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Статьей 198 ТмК РФ определены условия помещения товаров под таможенный режим, среди которых, обязательное наличие разрешения таможенного органа (статья 203 ТК РФ).
В соответствии с п.2 ст.198 ТмК РФ условием помещения товаров под таможенный режим переработки вне таможенной территории является возможность идентификации вывезенных товаров в продуктах их переработки. Идентификация допускается способами, установленными пунктом 1 статьи 199 Кодекса, в том числе документальным подтверждением, свидетельствующим, что операциям по переработке подвергались вывезенные товары. Способ идентификации указывается лицом в заявлении на переработку товаров, устанавливается таможенным органом с учетом характера товаров и осуществляемых операций по переработке и фиксируется в разрешении на переработку (п.1 ст. 204, п.2 ст.199, п.3 ст.203 ТК РФ).
Согласно пп.5 п.1 ст.199 ТмК РФ документальный способ идентификации заключается в представлении таможенным органам документального подтверждения, свидетельствующего, что операциям по переработке товаров подвергались вывезенные товары. Документальный способ не предполагает сохранение внешних физических характеристик вывезенных товаров (номеров, штампов и т.п.) в продуктах их переработки - этого требуют другие способы идентификации, предусмотренные другими подпунктами п.1ст.199 ТмК РФ.
Оценив представленный Обществом пакет документов, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что ФТС России не подтвержден факт несоответствия требованиям законодательства решения МВТ о выдаче Обществу разрешения на переработку товаров вне таможенной территории.
Кроме того, суд правомерно указал и на то, что в соответствии со ст.412 ТмК РФ вышестоящий таможенный орган или вышестоящее должностное лицо таможенного органа в любое время в порядке ведомственного контроля вправе отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение нижестоящего таможенного органа или нижестоящего должностного лица таможенного органа, а также принять любые предусмотренные законодательством Российской Федерации меры в отношении неправомерных действий (бездействия) нижестоящих таможенных органов или нижестоящих должностных лиц таможенных органов. Согласно содержанию данной статьи таможенные органы вправе осуществлять указанные полномочия, если иное не предусмотрено Таможенным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.
В связи с этим, суд правильно посчитал, что из данной нормы закона следует, что в порядке ведомственного контроля может быть отменено решение нижестоящего таможенного органа только в случае его несоответствия требованиям законодательства. Иных оснований для отмены решения нижестоящего таможенного органа Кодекс не предусматривает.
Также обоснованно суд обратил внимание и на то, что согласно ст.412 ТмК РФ объектом ведомственного контроля являются только решения, действия (бездействие) нижестоящих таможенных органов и их должностных лиц. Ведомственный контроль не может быть осуществлен в отношении иных участников таможенных отношений, в частности, декларанта.
Правильно указав на то, что отмена в порядке ведомственного контроля решения МВТ, по существу, представляет собой отмену разрешения на переработку, суд правомерно посчитал, что данное обстоятельство подтверждает факт нарушения прав Общества оспариваемым по делу решением ФТС России.
Обратив внимание на то, что по общему правилу ненормативный акт органа признается недействительным с момента вынесения решения о его отмене, суд обоснованно указал на то, что из ст.412 ТК РФ не следует, что отмененное решение нижестоящего органа считается незаконным и не порождающим правовых последствий с момента его издания.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает обоснованным и основанным на законе вывод суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 266-269, 271 АПК РФ, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.02.2009 по делу N А40-26746/08-121-228 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья: |
Э.В. Якутов |
Судьи |
Б.С. Веклич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-26746/08-121-228
Истец: ООО "Производственная компания ЮВЭСТ"
Ответчик: Федеральная таможенная служба
Третье лицо: Центральная акцизная таможня, Таможенный брокер ООО "ТБСС", Московская восточная таможня
Хронология рассмотрения дела:
07.12.2009 Определение Высшего Арбитражного Суда России N 15762/09
16.11.2009 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15762/09
12.08.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N КА-А40/7454-09-П
27.04.2009 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-5521/2009
19.01.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N КА-А40/12801-08