Ужесточение правил размещения рекламы
Новый закон о рекламе являлся предметом публичного обсуждения еще на этапах разработки и принятия законодательным собранием. Теперь закон подписан, и настало время проанализировать, каким он стал в итоге. Конечно, реклама по-прежнему остается двигателем торговли. Однако новый закон заставит рекламодателей работать более корректно и не столь агрессивно. Комментирует новые положения, установленные Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ, Л.П. Фомичева, аудитор, член Палаты налоговых консультантов.
В новом законе существенно переработаны общие требования к рекламе.
Детально описаны:
- особенности различных способов распространения рекламы (при дистанционном способе их продажи, с использованием стимулирующих мероприятий, распространяемой по сетям электросвязи общего пользования и др.);
- особенности рекламы для некоторых видов товаров (биологически активных и пищевых добавок, детского питания, лотерей, игр, пари, услуг по договору пожизненной ренты);
- а также порядок осуществления госконтроля в сфере рекламы.
В перечень понятий, используемых в рекламном законодательстве, введены понятия "объект рекламирования", "товар", "социальная реклама", "спонсор".
Определены общие требования, предъявляемые к рекламе, а также формы недобросовестной и недостоверной рекламы.
Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ вступит в действие в основной своей части с 1 июля 2006, некоторые положения - с 1 июля 2007 года, а наиболее жесткие ограничения, касающиеся телевизионной рекламы, - только с 1 января 2008 года.
Со дня вступления в силу нового закона утрачивает силу Федеральный закон от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе".
Рассмотрим основные изменения и нововведения рекламного законодательства.
Рекламная пауза на ТВ
Требования к рекламе в телепрограммах, телепередачах и на радио стали более жесткими.
Основное новшество - сокращение рекламных пауз в прайм-тайм (с 19.00 до 24.00).
В 2006 и 2007 гг. телереклама будет размещаться на каналах по следующей схеме: не более 20% (12 минут) от эфира в час и не более 15% от объема вещания в сутки.
С 2008 года допустимый объем рекламы в течение часа будет уменьшен до 9 минут (15%), а длина рекламного блока не должна превышать 4 минуты. Под общие ограничения рекламы подпадают и такие виды рекламы как телемагазины, бегущие строки и "наложение рекламного кадра".
Наружная реклама
Новый закон описывает наружную рекламу на порядок более детально.
Нововведения: принудительный демонтаж рекламных конструкций возможен местными властями лишь по решению суда.
До сих пор достаточным основанием для демонтажа было предписание местных властей.
Во внесудебном порядке возможен демонтаж в случае, если реклама была установлена самовольно, без надлежащего разрешения.
Реклама алкоголя и табака
С 1 января 2007 года реклама алкоголя и табака, табачных изделий и курительных принадлежностей покинет ТВ и наружные носители (монтируемые и располагаемые на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их). Новый закон предусматривает запрет рекламы табака на радио, ограничивает проведение промоакций местами продаж, ужесточает ограничения по табачной рекламе вблизи детских, культурных и медицинских организаций и обязывает производителей сигарет вдвое (с 5% до 10%) увеличить долю рекламного сообщения, отводимую под предупреждение о вреде курения.
Реклама алкогольных напитков не должна размещаться на первой и последней полосах газет и журналов и на всех видах транспортных средств общего пользования.
Не допускается демонстрация в любой рекламе процессов курения и употребления спиртных напитков.
Реклама на дорогах
Закон запрещает совмещать рекламу с дорожными знаками как в попутном, так и в обратном движению автотранспорта направлениях.
С 1 января 2007 года предполагается запретить распространение рекламы посредством передвижных рекламных конструкций на автомобилях (т.н. "брэндмобилей").
"Зонтичные" брэнды
Российское законодательство запрещает рекламу крепкого алкоголя на ТВ, в печатных СМИ и наружной рекламе с 1996 года. Но их производители до сих пор находили способы обойти закон: крепкий алкоголь рекламировался под видом слабоалкогольных коктейлей, питьевой воды, конфет, книг, музыкальных дисков. Достаточно вспомнить рекламу перца "Немирофф" и конфет "Гжелка". Теперь так называемые "зонтичные" бренды под запретом. К недобросовестной рекламе дополнительно отнесена реклама, направленная на продвижение товара, в отношении рекламы которого установлены специальные требования или ограничения, если она осуществляется под видом рекламы другого товара. Если в эфире или на уличных рекламных конструкциях появится реклама чего-либо с водочным названием, телеканал или оператор рынка наружной рекламы автоматически получит предписание ее снять.
В целях ограничения распространения завуалированной рекламы товаров, запрещенных или ограниченных к рекламированию, специальные требования и ограничения в отношении рекламы отдельных товаров распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей и продавцов.
Спортивное спонсорство
По-новому трактуют понятие "спонсор". Отныне "спонсором" может выступать физическое или юридическое лицо, а не производимая продукция. Поэтому с экранов телевизоров исчезнут сообщения о товарах - спонсорах той или иной программы. Могут радоваться спортивные болельщики - трансляции в прямом эфире или в записи спортивных соревнований разрешается "перебивать" рекламой только в перерывах матчей (игр, боев, гонок) или во время их остановок.
Производителям пива запрещено спонсорство спортивных мероприятий, и это плюс к тому, что телереклама пива не может быть показана до 22.00, в ней нельзя использовать образы людей и животных.
Реклама без белых халатов
Недолго осталось вводить телезрителей в заблуждение людям в белых халатах, которые дают с экрана рецепты излечения от разных болезней, предлагают воспользоваться лекарствами и биологическими добавками.
Значительно расширен круг требований, предъявляемых к рекламе лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг. В частности, такая реклама, адресованная неограниченном кругу потребителей, не должна содержать образов медицинских работников, дающих рекомендации к применению, создавать впечатления ненужности обращения к врачу.
Исключение сделано только для рекламы медицинских услуг, средств личной гигиены, рекламы, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники, распространяемой в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также размещенной в печатных изданиях, предназначенных для медиков и фармацевтов.
Реклама - детям
Подробно описана продолжительность рекламы в течение детских передач.
Вводится норма по защите несовершеннолетних от злоупотребления их доверием.
В рекламе не допускается дискредитация авторитета родителей и воспитателей и побуждение несовершеннолетних к тому, чтобы они убедили родителей приобрести рекламируемый товар.
Спам
Вводится запрет на распространение рекламы по сетям электросвязи, в т.ч. посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, без предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы (т.н. "спам").
Такая реклама будет признаваться распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено.
Полные запреты
Запрещается реклама: наркотических и психотропных средств, взрывчатки, за исключением пиротехники; органов и тканей человека в качестве объектов купли-продажи.
Дни национального траура будут проходить без рекламы.
Закон содержит запрет на использование в рекламе ссылки на одобрение объекта рекламирования государственными или муниципальными органами, либо их должностными лицами.
Реклама строительства жилья
Новый закон о рекламе содержит новый порядок рекламы в сфере строительства жилья.
В частности, реклама всего того, что связано с привлечением денежных средств физических лиц для строительства жилья, должна быть "по определенной форме". Не допускается любая другая реклама, кроме как установленная и прописанная законодательством. Можно осуществлять рекламу договора участия в долевом строительстве либо рекламу жилищных, жилищно-строительных кооперативов (ЖК, ЖСК) и жилищных накопительных кооперативов (ЖНК). В законе нет ограничений по месту либо времени распространения рекламы, связанной с привлечением денежных средств физических лиц для строительства жилья. Строительная реклама должна содержать сведения о месте и способах получения желающим проектной декларации, предусмотренной федеральным законом. С намерениями застройщика можно будет ознакомиться в СМИ, в том числе в сети "Интернет". Без этого реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства, не допускается.
Не может быть рекламы и до выдачи разрешения на строительство многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.
fomichevaval@mail.ru
От редакции: Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ опубликован в "Российской газете" 15.03.2006 (N 51).
Л.П. Фомичева,
аудитор, член Палаты налоговых консультантов
"БУХ.1С", N 5, май 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "БУХ.1С"
Зарегистрировано Минпечати России. Рег. номер ПИ N 77-13289 от 15.08.2002.
Учредитель: ЗАО "1С Акционерное общество".
Издатель: ООО "1С-Паблишинг".
Адрес редакции: 103030, г. Москва, ул. Селезневская, д. 21.
Подписка: (495) 681-7667
Прием рекламы: (495) 681-7667
Почтовый адрес: 123056, а/я 64,
e-mail: buh@1c.ru, Internet: http://www.buh.ru, телефон (495) 681-7667