г. Москва |
Дело N А40- 61944/08-55-503 |
"04" мая 2009 г. |
N 09АП - 5799 /2009-ГК |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 04 мая 2009 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе
Председательствующего судьи Н.В.Лаврецкой
Судей : Т.К.Афанасьевой, И.В.Разумова
При ведении протокола судебного заседания секретарем Т.А.Рыжиковой
Рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Водотеплоснаб"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.02.09 по делу N А40- 61944/08-55-503, принятое судьей Ахмадовой Т.Б.
по иску ОАО "Водотеплоснаб"
к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, Федеральной службе по тарифам, Администрации МО "Всеволожское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области, Администрации МО "Свердловское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области, Правительству Российской Федерации
третье лицо: Комитет по тарифам и ценовой политике Правительства Ленинградской области
о взыскании 29 505 288,81 руб.
при участии в судебном заседании
от ответчиков: Федеральная служба по тарифам - Б.К.Мецаев по доверенности от 31.03.09 , Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ, Правительство Российской Федерации - - М.В.Нечаев по доверенности от 15.12.08, Администрация МО "Всеволожское городское поселение" - Е.В.Николаева по доверенности от 11.01.09,
не участвовали, извещены: ОАО "Водотеплоснаб", Администрации МО "Свердловское городское поселение", Комитет по тарифам и ценовой политике Правительства Ленинградской области
УСТАНОВИЛ
Открытое акционерное общество "Водотеплоснаб" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском ( с учетом уточнения) к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ о возмещении убытков в сумме 29 505 288,81 руб., к Администрации МО "Всеволожское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области о возмещении убытков в сумме 23 031 021,81 руб., к Администрации МО "Свердловское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области о возмещении убытков в сумме 6 474 267 руб., причиненных истцу в 2006 г. предоставлением населению услуг по организации коммунального хозяйства по ценам, рассчитанным органами местного самоуправления в размере, ниже установленных экономически обоснованных тарифов.
К участию в деле были привлечены Федеральная служба по тарифам, Правительство Российской Федерации, Комитет по тарифам и ценовой политике Правительства Ленинградской области.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 18.02.09 по делу А40-61944/08-55-503 в удовлетворении иска было отказано. В отношении требования к Администрации МО "Всеволожское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области производство по делу прекращено в связи с наличием судебного акта по спору между теми же лицами о том же предмете и по тому же основанию.
При этом суд исходил из отсутствия доказательств, подтверждающих факт несоответствия закону решения Совета депутатов муниципального образования "Всеволожское городское поселение" от 21.03.06 N 15 и решения Совета депутатов муниципального образования "Свердловское городское поселение" от 06.03.06 N 42. Указал на соответствие приказа ФСТ России от 29.12.05 N 853-э/4 положению о Федеральной службе по тарифам и отсутствие доказательств его обжалования.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверена в порядке статей 266,268 АПК РФ в связи с апелляционной жалобой истца, в которой он просит оспариваемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт о взыскании в пользу истца с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации в возмещение убытков 29 505 288,81 руб.
В обоснование апелляционной жалобы истец указал на несоответствие вывода арбитражного суда о наличии у органов местного самоуправления полномочий по установлению тарифов на коммунальные услуги. Указал, что причиненные истцу убытки представляют собой реальный ущерб, а не упущенную выгоду.
В заседании апелляционной инстанции заявитель апелляционной жалобы, извещенный о судебном заседании, не участвовал, заявлением от 27.04.09 ходатайствовал о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие.
Представители Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ и Федеральной службы по тарифам выразили согласие с решением суда, в удовлетворении жалобы просили отказать.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ жалоба рассмотрена в отсутствие ОАО "Водотеплоснаб", Администрации МО "Всеволожское городское поселение", Администрации МО "Свердловское городское поселение", Комитета по тарифам и ценовой политике Правительства Ленинградской области.
Проверив доводы жалобы и материалы дела в соответствии с главой 34 АПК РФ, выслушав объяснения представителей ответчиков, апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы на основании следующего.
ОАО "Водотеплоснаб" является организацией коммунального хозяйства, осуществляющей теплоснабжение, водоснабжение и прием сточных вод потребителей на территории Всеволожского района Ленинградской области, в том числе на территории МО "Всеволожское городское поселение" и МО "Свердловское городское поселение".
Органом местного самоуправления - Советом депутатов МО "Всеволожское городское поселение" было принято решение от 21.03.06 N 15 " О внесении изменений и дополнений в решение Совета депутатов N 1 от 24.01.06 и решение Совета депутатов N 11 от 21.02.06", которым были утверждены цены на жилищные и коммунальные услуги предприятий жилищно-коммунального комплекса для расчета платы за жилые помещения и коммунальные услуги на 2006 г.
Советом депутатов МО "Свердловское городское поселение" было принято решение от 06.03.06 N 42 "Об утверждении тарифов на водоснабжение, теплоснабжение и канализирование", которым утверждены цены для населения за холодное водоснабжение, канализацию, отопление и горячее водоснабжение по муниципальному образованию.
Указанные решения приняты во исполнение положений Федерального закона от 26.12.05 N 184-ФЗ "О внесение изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Приказами Комитета по тарифам и ценовой политике Правительства Ленинградской области от 30.01.06 N 1-п и N 2-п и от 31.01.06 N 10-п для ОАО "Водотеплоснаб" были установлены тарифы на тепловую энергию, водоснабжение и водоотведение.
По данным истца, рассчитанный с применением установленных для ОАО "Водотеплоснаб" тарифов размер стоимости услуг по предоставлению тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения гражданам, проживающим на территории МО "Всеволожское городское поселение", составил 270 492 897,0руб., на территории МО "Свердловское городское поселение" - 51 390 451,0 руб.(всего - 321 883 348,0руб.).
Сумма, фактически начисленная населению МП "Центр коммунальных платежей и социальных субсидий" в течение 2006 г. в связи с применением цен, установленных актами органов местного самоуправления, составила 219 814 869,0руб. (на территории МО "Всеволожское городское поселение -183 674 785,0руб., на территории МО "Свердловское городское поселение" - 36 140 084,0руб.).
Разница между размером стоимости тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, рассчитанным с применением установленных для ОАО "Водотеплоснаб" тарифов и суммой, фактически начисленной населению по ценам, установленным актами органов местного самоуправления, составила 102 068 479,0руб.
По мнению истца, данная разница представляет собой убытки, причиненные ОАО "Водотеплоснаб" предоставлением населению услуг по организации коммунального хозяйства по ценам, рассчитанным органами местного самоуправления в размере ниже установленных экономически обоснованных тарифов. Убытки стали результатом издания органами государственной власти Российской Федерации нормативных правовых актов, ограничивших размер платы граждан за коммунальные услуги, а именно - Федерального закона от 26.12.05 N 184-ФЗ "О внесение изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации", при отсутствии одновременного установления и реализации порядка возмещения разницы в тарифах.
По сообщению истца, Администрации МО "Всеволожское городское поселение" и МО "Свердловское городское поселение" перечислили ОАО "Водотеплоснаб" 72 563 190,19 руб. в форме субсидий на возмещение разницы в тарифах.
Истец настаивал на возмещении за счет ответчиков оставшейся не возмещенной суммы убытков в размере 29 505 288,91 руб.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Согласно статье 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Федеральным законом о 30.12.04 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" определено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 6 Федерального закона от 26.12.05 N 184-ФЗ "О внесение изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации" в случае, если увеличение размера платы граждан за жилое помещение и(или) увеличение размера платы граждан за коммунальные услуги превышают установленные для соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципального образования предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение или предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, размер платы граждан за жилое помещение и (или) размер платы граждан за коммунальные услуги должны быть приведены в соответствие с указанными индексами в течение одного календарного месяца с даты вступления в силу решения федерального органа исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) или решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об установлении указанных индексов.
Решением Совета депутатов муниципального образования "Всеволожское городское поселение" от 21.03.06 N 15 и решением Совета депутатов муниципального образования "Свердловское городское поселение" от 06.03.06 N 42 были определены размеры платы за коммунальные услуги в целях приведения размера платы за жилье и коммунальные услуги в соответствие с требованиями приказа Федеральной служба по тарифам от 29.12.05 N 853-э/4, приказа Комитета по тарифам и ценовой политике Правительства Ленинградской области от 07.02.06 N 12 "Об утверждении предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2006 год", в связи с тем, что размер платы, рассчитанный по установленным тарифам, превышает предельные индексы размера платы граждан за коммунальные услуги.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.10.07 по делу N А56- 32603/2006 было отказано в удовлетворении иска ОАО "Водотеплоснаб" о признании незаконными положений решения Совета депутатов муниципального образования "Всеволожское городское поселение" от 21.03.06 N15.
Суд первой инстанции обоснованно указал на отсутствие доказательств, подтверждающих несоответствие закону решения Совета депутатов муниципального образования "Свердловское городское поселение" от 06.03.06 N 42.
Не оспаривался в судебном порядке и приказ Федеральной службы по тарифам от 29.12.05 N 853-э/4, принятый в соответствии с Положением о Федеральной службе по тарифам, законом от 26.12.05 N 184-ФЗ "О внесение изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Законность нормативных актов, на основании которых производились расчеты населения за коммунальные услуги, исключает возможность удовлетворения требования о возмещении ущерба на основании статьи 1069 ГК РФ - в связи с изданием не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления.
Суд первой инстанции обоснованно указал на необоснованность утверждения истца о незаконности бездействия, выразившегося в отсутствии установленного порядка возмещения разницы в тарифах.
Согласно Федеральному закону "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации"целями государственного регулирования тарифов является защита экономических интересов потребителей от монопольного повышения тарифов, создание механизма согласования интересов производителей и потребителей электрической и тепловой энергии, обеспечение юридическим лицам независимо от организационно-правовых форм права равного доступа на оптовый рынок.
Довод апелляционной жалобы о несоответствии вывода арбитражного суда о наличии у органов местного самоуправления полномочий по установлению тарифов, не может быть принят во внимание, поскольку из контекста решения следует, что имелись ввиду полномочия органов местного самоуправления на установление размера платы населения за коммунальные услуги. В связи с принятием решений Советами депутатов муниципальных образований о размере платы за жилье и коммунальные услуги истцу были произведены перечисления денежных средств в виде субсидий на возмещение разницы в тарифах и установленных для населения размеров платежей за коммунальные услуги.
Таким образом, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки имеющихся в деле доказательств, апелляционным судом признается законным и обоснованным решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь статьями176,266-269,271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.02.09г. по делу N А40- 61944/08-55-503 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий: |
Н.В.Лаврецкая |
Судьи |
Т.К.Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-61944/08-55-503
Истец: ОАО "Водотеплоснаб"
Ответчик: Федеральная служба по тарифам, МО "Свердловское городское поселение" Всеволожского муниципального района Лениградской области в лице Администрации МО "Свердловское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области, МО "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области в лице Администрации МО "Город Всеволожск", Министерство финансов Российской Федерации
Третье лицо: Правительство Российской Федерации, Комитет по тарифам и ценовой политике Правительства Ленинградской области