г. Москва |
Дело N А40- 68301/08-55-583 |
"04" мая 2009 г. |
N 09АП - 5947 / 2009-ГК |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 04 мая 2009 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе
Председательствующего судьи Н.В.Лаврецкой
Судей : Т.К.Афанасьевой, И.В.Разумова
При ведении протокола судебного заседания секретарем Т,А.Рыжиковой
Рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Районное коммунальное хозяйство"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.02.09 по делу N А40- 68301/08-55-583, принятое Ахмадовой Т.Б.
по иску ООО "Районное коммунальное хозяйство"
к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ
третьи лица: МО Ачинский район Красноярского края в лице Финансового управления администрации Ачинского района, Красноярский край в лице Департамента финансов администрации Красноярского края
о взыскании 218 634,51 руб.
при участии в судебном заседании
от истца: не участвовал, извещен
от ответчика: не участвовал, извещен
третьи лица: не участвовали, извещены
УСТАНОВИЛ
Общество с ограниченной ответственностью "Районное коммунальное хозяйство" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ о взыскании за счет казны Российской Федерации 218 634,51 руб. в возмещение убытков, связанных с предоставлением истцом льгот по оплате жилищно - коммунальных услуг педагогическим работникам, проживающим в селе Преображенка Ачинского района Красноярского края.
Муниципальное образование Ачинский район Красноярского края в лице Финансового управления администрации Ачинского района, Красноярский край в лице Департамента финансов администрации Красноярского края были привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 09.02.09 по делу А40-68301/08-55-583 исковое требование было удовлетворено в сумме 179 280,30руб., в остальной части иска было отказано. Суд исключил из предъявленной к взысканию суммы, сумму, равнозначную размеру НДС.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверена в порядке статей 266,268 АПК РФ в связи с апелляционной жалобой истца, в которой он просит оспариваемое решение изменить, удовлетворить иск в полном объеме, поскольку расчет цены иска производился без учета НДС, так как истец находится на упрощенной системе налогообложения и не является плательщиком НДС.
В заседании апелляционной инстанции стороны, извещенные о судебном заседании, не участвовали.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие сторон.
Проверив доводы жалобы и материалы дела в соответствии с главой 34 АПК РФ, апелляционный суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения жалобы на основании следующего.
ООО "Районное коммунальное хозяйство" оказывает жителям Ачинского района Красноярского края жилищные услуги, услуги по отоплению. В домах указанного населенного пункта, обслуживаемых истцом, проживают педагогические работники образовательных учреждений.
Согласно пункту 5 статьи 55 закона от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" педагогические работники, проживающие в сельской местности, имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. Данная категория граждан не осуществляла плату за жилищные услуги и отопление.
В связи с этим в период с августа 2007 г. по июнь 2008 г. истец понес расходы в сумме 218 634,51 руб., не возмещенные федеральным бюджетом и ставшие для истца убытками.
В подтверждение расходов истцом представлены генеральный договор на жилищно-коммунальное обслуживание от 28.08.07 N 35/07, договор о передаче муниципального имущества на обслуживание от 10.09.07 N 42/07.
Тарифы на коммунальные услуги устанавливались постановлениями главы администрации Ачинского района Красноярского края от 12.12.07N 1128-п, от 02.08.07 N 662-п в соответствии с постановлением РЭК Красноярского края от 04.12.07 N 292.
Принимая решение, суд руководствовался статьей 1069 ГК РФ, согласно которой вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, подлежит возмещению соответственно за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации, или казны муниципального образования.
В соответствии с пунктом 18 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.06 N 23 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Суд обоснованно пришел к выводу о том, что возмещение затрат в связи с предоставлением льгот по оплате за коммунальные услуги являются расходными обязательствами Российской Федерации, бездействие ответчика выразилось в неисполнении обязанности по компенсации понесенных истцом расходов по предоставлению льготным категориям граждан льгот по оплате коммунальных услуг.
Удовлетворяя иск, суд принял во внимание методические рекомендации по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ, утвержденных приказом Министерства РФ по налогам и сборам от 20.12.2000 N БГ-3-03/447, которыми разъяснено, что суммы дотаций, предоставляемые из бюджетов различного уровня на покрытие фактически полученных предприятием убытков, связанных с предоставлением льгот отдельным потребителям, не включаются в налоговую базу.
Поскольку суммы, полученные из бюджета в возмещение расходов по предоставлению льгот не являются объектом налогообложения по НДС, следовательно, суммы подлежат компенсации из федерального бюджета без включения в них НДС. Суд исключил из взыскиваемой суммы, сумму, равнозначную размеру НДС.
Принимая во внимание представленные истцом уведомление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4по Красноярскому краю от 14.08.07 N 1665 о возможности применения ООО "Районное коммунальное хозяйство" с 01.08.07 упрощенной системы налогообложения, постановления главы администрации Ачинского района от 02.08.07 N 662-п и от 12.12.07 N 1128п об установлении тарифов для ООО "Районное коммунальное хозяйство" с указанием - без НДС, копии налоговых деклараций по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения( л.д.11-30,т.3), судебная коллегия пришла к выводу об обоснованности заявления истца о предъявлении иска без учета НДС и принятии решения судом первой инстанции при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела.
В соответствии со статьей 270 АПК РФ неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, является основанием для отмены или изменения решения.
Таким образом, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки имеющихся в деле доказательств, апелляционным судом признается необходимым изменить решение суда первой инстанции в части отказа от иска.
Доводы апелляционной жалобы не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176,266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.02.09 по делу N А40- 68301/08-55-583 изменить.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации в пользу ООО "Районное коммунальное хозяйство" 218 634,51 руб. в возмещение убытков.
Возвратить ООО "Районное коммунальное хозяйство" из федерального бюджета 3 786,35 руб. госпошлины по иску и 1000руб. госпошлины по апелляционной жалобе (пл. пор. N 117 от 03.07.08 и пл. пор.35 от 23.03.09 -прилагаются).
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий: |
Н.В.Лаврецкая |
Судьи |
Т.К.Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-68301/08-55-583
Истец: ООО "Райнное коммунальное хозяйство"
Ответчик: Министерство финансов Российской Федерации
Третье лицо: Департамент финансов администрации Красноярского края, Администрация Ачинского района
Хронология рассмотрения дела:
04.05.2009 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-5947/2009