Приватизация государственных предприятий
Первым шагом для приватизации ФГУП является утверждение Правительством Российской Федерации прогнозного плана (программы) приватизации на очередной год. Что касается регионов, то в соответствии с Федеральным законом от 21.12.01 г. N 178 "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации) порядок планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, и муниципального имущества определяется соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления самостоятельно.
Руководителю ФГУП следует обратить внимание, что включение предприятия в прогнозный план приватизации влечет установление в отношении действий руководства ряда ограничений. Так, в соответствии с Законом о приватизации со дня утверждения программы приватизации федерального имущества и до момента государственной регистрации созданного ОАО унитарное предприятие только с согласия собственника может совершать сделки, связанные с возможностью отчуждения прямо или косвенно имущества, стоимость которого превышает 5% балансовой стоимости активов предприятия, или составляет более чем 5 млн руб. Также согласие собственника требуется на получение кредитов, создание других обществ и т.д.
Если решение об условиях приватизации ФГУП будет приниматься Правительством Российской Федерации (на это прямо указывается в Прогнозном плане приватизации) или Росимуществом, согласование сделок и действий ФГУП осуществляет Росимущество. В остальных случаях, когда принятие решения об условиях приватизации поручается территориальному управлению Росимущества, предприятие должно обращаться в этот территориальный орган.
Принятие решения о подготовке к приватизации
В отношении каждого из ФГУП, включенных в прогнозный план приватизации на очередной год, Росимущество издает распоряжение о подготовке к приватизации. В данном распоряжении, в частности, определяется ответственное подразделение Росимущества или его территориальный орган, с которым ФГУП предстоит взаимодействовать. Кроме того, перечисляются необходимые мероприятия по подготовке к приватизации и сроки их проведения. Если решение об условиях приватизации принимается территориальным органом, состав и сроки данных мероприятий должны быть указаны в его распоряжении.
На практике издание таких распоряжений, особенно на федеральном уровне, сильно затягивается. Известны случаи, когда решение о подготовке к приватизации принималось только к концу года, в котором планировалось приватизировать то или иное предприятие.
В чем же состоят мероприятия по подготовке к приватизации ГУП?
Инвентаризация имущества и обязательств
Руководство предприятия должно провести инвентаризацию имущества, прав на результаты научно-технической деятельности и обязательств ГУП.
Несмотря на то что порядок проведения инвентаризации подробно описан в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.95 г. N 49, и Методических рекомендациях по инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности, утвержденных совместным распоряжением Минимущества России, Минпромнауки России и Минюста России от 22.05.02 г. N 1272-р/Р-8/149, предприятия часто допускают ошибки при ее проведении. Например, не соблюдаются требования к оформлению документов, сопровождающих инвентаризацию: приказ руководителя не содержит обязательных сведений, предусмотренных Методическими рекомендациями, допускаются технические ошибки в составлении инвентаризационных описей и актов, нарушается порядок внесения изменений. Зачастую не обеспечивается установленный порядок взаимодействия членов инвентаризационной комиссии и материально ответственных лиц предприятия, не обеспечиваются условия, препятствующие внесению в документы инвентаризации несанкционированных исправлений и т.д. Порой неправильно определяется амортизационная группа, к которой относят тот или иной объект. В дальнейшем допущенные нарушения могут быть выявлены аудиторами, что влечет за собой дополнительные проверки и влияет на сроки принятия решения о приватизации предприятия. Учитывая это, руководитель должен ответственно подходить к формированию инвентаризационной комиссии, привлекать квалифицированных консультантов - аудиторов, юристов.
Результатом проверки является акт (результаты) инвентаризации и прилагаемый к нему перечень обязательств унитарного предприятия, существующих на дату завершения инвентаризации.
Составление промежуточного баланса
Следующий шаг - формирование промежуточного баланса в объеме и по формам годовой бухгалтерской отчетности, утвержденной приказами Минфина России от 22.07.03 г. N 67н и от 31.10.2000 г. N 94н. При этом пояснения должны быть составлены по всем статьям баланса.
Промежуточный баланс подлежит проверке аудиторской организацией, выигравшей соответствующий конкурс. Руководству предприятия следует помнить, что в случае выявления аудитором нарушений Росимущество или территориальный орган организует проверку расхождений в документах, представленных ФГУП и аудитором. По результатам проверки составляется акт, на основании которого соответствующие изменения вносятся в учетные данные ФГУП.
В состав документов, представляемых в ответственное за принятие решения об условиях приватизации ФГУП ведомство, помимо акта инвентаризации и промежуточного баланса входят оформленный в соответствии с законодательством план земельного участка, а также правоустанавливающие документы на земельный участок. Оформление этих документов - одно из самых важных мероприятий при подготовке к приватизации, проведение которого целесообразно поручить юристам - специалистам по недвижимости.
Итак, все необходимые мероприятия проведены, и надлежащим образом оформленные документы (акты (результаты) инвентаризации, промежуточный баланс, планы земельных участков) направляются в орган, ответственный за принятие решения об условиях приватизации.
Расчет балансовой стоимости активов
и определение способа приватизации
На основании представленных документов Росимуществом или его территориальным органом осуществляется расчет балансовой стоимости подлежащих приватизации активов ФГУП. Расчет производится на основе данных промежуточного бухгалтерского баланса, подготавливаемого с учетом результатов инвентаризации имущества на дату составления акта инвентаризации.
Балансовая стоимость подлежащих приватизации активов унитарного предприятия определяется как сумма стоимости чистых активов унитарного предприятия, исчисленных по данным промежуточного бухгалтерского баланса, и стоимости земельных участков за вычетом балансовой стоимости объектов, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия.
Если величина балансовой стоимости подлежащих приватизации активов ФГУП равна или превышает 100 тыс. руб., то в расчете указываются размер уставного капитала, который принимается равным величине балансовой стоимости подлежащих приватизации активов ФГУП, а также количество и номинальная стоимость именных обыкновенных бездокументарных акций, составляющих уставный капитал создаваемого ОАО. Номинальная стоимость акции, как правило, принимается равной 10 или 100 руб. В этом случае ответственное ведомство должно разработать проект устава ОАО (на практике проект разрабатывается и представляется в ответственный орган предприятием).
На региональном уровне (например в Москве) состав мероприятий по подготовке к приватизации и порядок их проведения часто повторяют федеральные.
Содержание решения об условиях приватизации
Ответственный орган принимается решение об условиях приватизации ГУП. Решением определяется способ приватизации - преобразование ГУП в ОАО. Кроме того, утверждаются состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ГУП; перечень объектов (в том числе исключительных прав), не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса ГУП; перечень обременений (ограничений) имущества, включенного в состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ГУП; расчет балансовой стоимости подлежащих приватизации активов ГУП. Наконец, утверждается устав ОАО, назначается единоличный исполнительный орган общества, определяется количественный и персональный состав совета директоров; назначаются члены ревизионной комиссии.
Составляется передаточный акт, подписываемый ответственным лицом органа, принявшим решение об условиях приватизации ГУП. Передаточный акт по форме и содержанию должен соответствовать составу подлежащего приватизации имущественного комплекса ГУП. Приложениями к передаточному акту являются расчет балансовой стоимости подлежащих приватизации активов ГУП и перечень обременений (ограничений) имущества, включенного в состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ГУП, а также сведения о размере уставного капитала, количестве и номинальной стоимости акций.
После государственной регистрации ОАО передаточный акт подписывается представителем принимающей стороны - единоличным исполнительным органом ОАО.
Регистрация открытого акционерного общества
Решение об условиях приватизации, два экземпляра устава, передаточный акт, а также заявление на государственную регистрацию представляются в инспекцию ФНС России для регистрации ОАО. От уплаты государственной пошлины за регистрацию преобразования предприятие освобождается.
В течение одного месяца со дня государственной регистрации ОАО общество должно зарегистрировать выпуск акций в региональном отделении ФСФР России.
Руководитель общества осуществляет мероприятия по государственной регистрации прав на недвижимое имущество ОАО. Одновременно с регистрацией права собственности акционерного общества на имущественный комплекс регистрируются обременения (ограничения) имущества, включенного в состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ГУП.
Отдельно следует остановиться на социальных аспектах приватизации ГУП. Законом о приватизации установлено, что ОАО, созданные в процессе приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий, соблюдают условия и отвечают по обязательствам, которые содержатся в коллективных договорах, действовавших до приватизации имущественных комплексов ГУП. Изменения коллективного договора возможны через три месяца после государственной регистрации общества. Трудовые отношения работников унитарных предприятий после приватизации продолжаются с согласия работников.
Особенности правового положения ОАО,
созданного в результате приватизации
Акции ОАО, созданного в результате приватизации, могут быть включены в прогнозный план (программу) приватизации на очередной финансовый год и приватизированы. Способ приватизации (открытый, закрытый или специализированный аукцион) определяется органом, уполномоченным принимать решение о продаже акции. Вид аукциона выбирается с учетом сложившейся структуры уставного капитала акционерного общества, инвестиционного спроса и т.д.
В случае отчуждения 75% акций соответствующего акционерного общества Правительством Российской Федерации или органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть принято решение об использовании специального права на участие соответственно Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в управлении открытыми акционерными обществами - "золотая акция", которая позволит представителю органа по управлению государственной собственностью налагать вето на некоторые решения общего собрания акционеров, например о внесении изменений и дополнений в устав ОАО, о реорганизации и ликвидации ОАО, о совершении крупных сделок и сделок, в которых имеется заинтересованность.
В отношении обществ, 25% голосующих акций которых принадлежит государству или муниципальному образованию, действует правило о необходимости сохранения соответствующей доли участия в уставном капитале при осуществлении дополнительного выпуска акций.
Е. Шикова,
юрисконсульт ЗАО "Центр корпоративных решений"
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 16, апрель 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71