Управление эффективностью бизнес-процессов
Коммерческие предприятия и государственные организации стремятся оптимальным образом использовать собственные ресурсы, повышать качество бизнес-процессов, получать сертификаты ISO, быстро адаптироваться к различным изменениям. Для достижения этих целей разработано довольно большое количество управленческих инструментов. Совсем недавно на рынке информационных технологий появился новый класс решений, направленных на комплексную поддержку данных проектов.
Оптимизация и совершенствование бизнес-процессов - давно исследуемая задача, которой руководители компаний уделяют много времени. Пионером в этой области был знаменитый Генри Форд, сделавший производство автомобилей массовым, основанным на использовании стандартных деталей. С тех пор актуальность проблемы только возросла. Современный бизнес, характеризующийся истощением очевидных резервов роста, таких, как неохваченные рынки, дефицитные продукты, пустые ниши, особенно сильно нуждается в решениях задач данного класса.
Разработка и постоянная модификация управленческих методологий направлены на достижение определенного уровня зрелости бизнес-процессов, характеризующихся различными показателями как в финансовом, так и в других аспектах деятельности предприятия. Среди широко известных методологий можно выделить систему сбалансированных показателей, "бережливое" производство. Сущность этих методологий в общем случае заключается в разработке стратегических показателей, описывающих желаемое состояние компании. Достигается оно путем выполнения стандартных этапов: определение, измерение, анализ, улучшение и контроль. Появление на рынке информационных технологий нового класса решений - системы управления бизнес-процессами (Business Process Management, BPM) - связано с необходимостью повышать эффективность деятельности компании, автоматизировать каждый ее этап и в итоге быстрее перейти в необходимое состояние.
BPM-системы обладают следующими основными возможностями работы с бизнес-процессами:
проектирование;
автоматизация;
реализация взаимодействия (интеграция);
обеспечение прозрачности исполнения;
адаптивность;
мониторинг и изменение параметров бизнес-процессов в реальном режиме времени;
обеспечение корреляции событий и бизнес-правил;
анализ и предсказание проблемных ситуаций.
Данные решения охватывают полный цикл задач по оптимизации бизнес-процессов от этапа определения до контроля их выполнения (см. рисунок).
/-----------------\
|/-----------------\
|| Корпоративные |
\| приложения |
\-----------------/
/--------------------------------------+-----------------------------------\
|Схема управления | |
|бизнес-процессами |
| /-------------------\ /--------------------\ |
| |Средства разработки| | Среда исполнения | |
| |и моделирования|----| бизнес-процессов | |
| |бизнес-процессов | | | |
| \-------------------/ \--------------------/ |
| |
| | |
| | /------------------\
| /--------------------\ /----------------\ | |/------------------\
| |Средства мониторинга| |Средства анализа| | ||Специализированные|
| |и контроля бизнес-|---|бизнес-процессов|---+--||средства анализа |
| |процессов | | | | \| |
| \--------------------/ \----------------/ | \------------------/
\--------------------------------------------------------------------------/
Схема работы BPM-системы
Определение. Это начальный этап, на котором происходит формирование проектной команды и разработка бизнес-процессов. BPM-система предоставляет команде аналитиков средства разработки, позволяющие при помощи сложных графических объектов задать логику решения определенной бизнес-задачи, реализовать циклы и другие операции, используемые в работе бизнес-процессов.
Для проектирования бизнес-процессов применяются универсальные методологии UML (Unified Modeling Language) или BPMN (Business Process Management Notation).
Графические средства разработки обладают широкими возможностями групповой работы: работа с несколькими версиями, разграничение доступа, библиотека компонент для многократного использования и т.д.
В результате спроектированные бизнес-процессы сохраняются в репозитории системы и доступны для дальнейших модификаций и усовершенствований.
Измерение. На этом этапе оценивается эффективность спроектированных бизнес-процессов. BPM-система обладает инструментами, позволяющими провести стимуляцию работы бизнес-процесса, задать предполагаемые параметры нагрузки и получить оценки различных параметров: эффективность использования ресурсов, наличие узких мест, длительность циклов операций, стоимость операции и т.п.
При измерении выполняются действия по документированию бизнес-процессов: создание отчетов, описывающих структуру процесса и его характеристик.
Результатом этапа становится оптимизированная модель бизнес-процесса. Эта модель загружается в среду исполнения (Engine), где она реализуется в соответствии с заданным в ней сценарием, взаимодействуя с корпоративными сервисами предприятия. При необходимости итоговая модель может быть модифицирована техническими специалистами на более низком программном уровне.
В среде исполнения при помощи средств мониторинга деловой активности (Business Activity Monitoring, BAM) можно задавать ключевые метрики эффективности бизнес-процессов (Key Performance Indicator, KPI) и в реальном режиме времени собирать данные о ходе их исполнения, которые затем анализируются аналитиками на следующем этапе проекта.
Анализ. На данном этапе проводится анализ исторических данных, собранных за определенный временной интервал исполнения бизнес-процессов. Анализ может проводиться как средствами BPM-системы, при помощи средств визуального представления собранных данных в виде графиков и гистограмм, так и посредством специализированных аналитических приложений.
На основе результатов анализа делается предложение о дальнейшем развитии и изменении логики работы бизнес-процессов.
Улучшение. При помощи инструментов BPM-системы с учетом сделанных на предыдущем этапе выводов относительно путей развития проводится реинжиниринг бизнес-процессов.
Ключевая возможность BPM-системы на данном этапе - это оперативная оценка эффективности результатов изменений при помощи средств симуляции бизнес-процессов. Таким образом, внося изменения в работу бизнес-процессов сразу, можно получить ответ на вопрос: "что если?..".
Контроль. На этом этапе при помощи BPM-системы создается своеобразная панель управления (Dashboard), позволяющая в реальном режиме времени контролировать состояние бизнес-процессов, отслеживать этапы их исполнения, проводить мониторинг, оповещать о возникновении различных событий, осуществлять обработку исключительных ситуаций.
Системы управления бизнес-процессами позволяют отделить среды моделирования, исполнения, мониторинга и контроля бизнес-процессов от жестко закодированной логики прикладных систем, что обеспечивает:
комплексную автоматизацию бизнес-процессов. BPM-системы дают возможность автоматизировать управление бизнес-процессами компании при необходимости интеграции с процессами клиентов и поставщиков;
эффективное использование ресурсов. Архитектура BPM-системы позволяет многократно использовать функции корпоративных приложений (организованных в виде сервисов) в различных сценариях работы бизнес-процессов компании;
быструю адаптацию ИТ-инфраструктуры в соответствии с потребностями бизнеса. При помощи гибких средств моделирования бизнес-процессов достигается быстрая адаптация логики работы системы к различным изменениям бизнес-среды;
прозрачное управление и контроль бизнес-процессов. Механизмы контроля исполнения бизнес-процессов позволяют собирать и анализировать данные о различных метриках работы системы.
Таким образом системы управления бизнес-процессами дают возможность компании преодолеть разрыв между текущим и желаемым состоянием, что весьма актуально в настоящее время.
Р. Плющенков,
начальник отдела развития бизнеса
Компания Открытые Технологии
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 16, апрель 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71