Изменения в Инструкции N 70н: "довинчивание гаек"
Приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г. N 25н внесены изменения в Инструкцию по бюджетному учету, утвержденную Приказом Минфина России от 24 августа 2004 г. N 70н. О том, на что следует обратить внимание и какой стала обновленная методология бюджетного учета, рассказывает наш постоянный автор С.Г. Хабаев, доцент кафедры "Бухгалтерский учет" Академии бюджета и казначейства Министерства финансов России.
Организация бюджетного учета
Приказом Минфина от 10 февраля 2006 г. N 25н (далее по тексту - Приказ N 25н) внесены изменения по 18-му разряду. Код вида деятельности будет формироваться следующим образом:
бюджетная деятельность - 1;
приносящая доход деятельность - 2;
деятельность со средствами, находящимися во временном распоряжении - 3.
Обратите внимание, что теперь предпринимательская деятельность и деятельность за счет целевых средств будет отражаться с кодом "2".
В Приказе N 25н определено, что при отсутствии в корреспонденции счетов бюджетного учета (Приложение N 1) операций, отражающих деятельность учреждений, главные распорядители средств бюджета имеют право определять необходимую для отражения в бюджетном учете корреспонденцию счетов в части, не противоречащей настоящей Инструкции. Из этого следует, что:
Минфин России не будет регламентировать все бухгалтерские записи по операциям, встречающимся в хозяйственной практике учреждений;
корреспонденцию счетов бюджетного учета по операциям, не рассмотренным в Инструкции N 70, главному распорядителю необходимо отразить в специальных распорядительных документах.
Сформулировано правило, связанное с оборотами по счетам бюджетного учета. При завершении отчетного финансового года обороты по счетам, отражающим увеличение и уменьшение активов и обязательств, в регистры бюджетного учета следующего финансового года не переходят.
Пример 1.
Остаток по счету 1 105 05 000 "Прочие материальные запасы" на начало года составил 20 000 руб. На конец года обороты по дебету (1 105 06 340 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов") составили 200 000 руб., а обороты по кредиту (1 105 06 440 "Уменьшение стоимости прочих материальных запасов") - 210 000 руб. Соответственно, остаток на конец года - 10 000 руб. В регистрах следующего года отразят только остаток на начало года, т.е. 10 000 руб. Никаких записей по оборотам не производят.
Основные средства
В Приказе N 25н уточнены критерии, при соблюдении которых актив признается основным средством. В обновленной Инструкции N 70н усилено положение бюджетного учета о том, что считать основным средством. Дело в том, что в 2005 году многие бюджетные учреждения относили к основным средствам исключительно материальные объекты, введенные в эксплуатацию. Нередко основные средства, находящиеся в запасе, на консервации или сданные в аренду, учитывались на несоответствующих счетах бюджетного учета. Например, как капитальные вложения.
Пример 2.
Бюджетное учреждение приобрело оборудование за счет бюджетных средств. Стоимость оборудования 94 400 руб. (в том числе НДС - 14 400 руб.). Оборудование помещено на склад. Бухгалтер бюджетного учреждения делает следующие записи:
Дебет 1 106 01 310
"Увеличение капитальных вложений в основные средства"
Кредит 1 302 19 730
"Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств"
- поступление основных средств в учреждение - 94 400 руб.,
Дебет 1 101 04 310
"Увеличение стоимости машин и оборудования"
Кредит 1 106 01 410
"Уменьшение капитальных вложений в основные средства"
- поступление основного средства на склад - 94 400 руб.
В Инструкции N 70н не определено, каким образом будут отражаться расходы, связанные с монтажом основных средств, переданных со склада в структурное подразделение учреждения для ввода в эксплуатацию. Исходя из порядка определения первоначальной стоимости основного средства, мы должны увеличить стоимость, отраженную на счете 0 101 00 000 "Основные средства", кроме этого следует помнить, что внутреннее перемещение основных средств между материально ответственными лицами отражается на счетах бюджетного учета.
Пример 3.
Воспользуемся условиями предыдущего примера. Монтаж оборудования осуществила сторонняя организация (не поставщик основного средства), стоимость услуг составила 11 800 рублей (в том числе НДС - 1800 руб.).
Дебет 1 106 01 310
"Увеличение капитальных вложений в основные средства"
Кредит 1 106 01 310
"Увеличение капитальных вложений в основные средства"
- передано со склада в структурное подразделение основное средство для монтажа - 94 400 руб.;
Дебет 1 106 01 310
"Увеличение капитальных вложений в основные средства"
Кредит 1 302 09 730
"Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате прочих услуг"
- отражены услуги, связанные с монтажом оборудования - 11 800 руб.;
Дебет 1 101 04 310
"Увеличение стоимости машин и оборудования"
Кредит 1 106 01 410
"Уменьшение капитальных вложений в основные средства"
- оборудование введено в эксплуатацию - 106 200 руб.
Оценка основных средств
При приобретении основных средств за счет предпринимательской деятельности "входной" НДС выделяется в том случае, если данная предпринимательская деятельность облагается НДС. Подобное требование Инструкции N 70н соответствует одному из условий налогового вычета, определенных в статьях 171-172 Налогового кодекса.
В Инструкции N 70н дано четкое определение балансовой стоимости основного средства. Балансовой стоимостью основных средств является их первоначальная стоимость с учетом изменений, которые производятся лишь в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств.
Приказом N 25н отменено требование, в соответствии с которым учет основных средств велся в полных рублях.
Изменен порядок оценки основных средств по некоторым безвозмездно полученным основным средствам. Это правило применяется, если безвозмездная передача объектов основных средств произошла между:
учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) средств бюджета. Результат от безвозмездного поступления основных средств формируется на счете 0 304 04 000 "Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств";
учреждениями разных уровней бюджетов. Результат от безвозмездного поступления основных средств формируется на счете 0 401 01 151 "Доходы от поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации";
учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям бюджетных средств одного уровня бюджета. Результат от безвозмездного поступления основных средств формируется на счете 0 401 01 180 "Прочие доходы";
бюджетным учреждением и государственными или муниципальными организациями. Результат от безвозмездного поступления основных средств формируется на счете 0 401 01 180 "Прочие доходы".
Согласно новому правилу учета при поступлении основных средств необходимо на счете 0 101 00 000 "Основные средства" отразить балансовую стоимость переданного основного средства, а на счете 0 104 00 000 "Амортизация" отразить сумму ранее начисленной амортизации по переданному основному средству.
Пример 4.
Бюджетным учреждением получено безвозмездно оборудование балансовой стоимостью 120 000 руб. Начисленная амортизация на оборудование составила 50 000 руб. Оборудование было передано учреждению главным распорядителем:
Дебет 1 106 01 310
"Увеличение капитальных вложений в основные средства"
Кредит 1 304 04 310
"Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств по приобретению основных средств"
- отражена балансовая стоимость оборудования - 120 000 руб.;
Дебет 1 101 04 310
"Увеличение стоимости машин и оборудования"
Кредит 1 106 01 410
"Уменьшение капитальных вложений в основные средства"
- ввод в эксплуатацию оборудования - 120 000 руб.;
Дебет 1 304 04 310
"Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств по приобретению основных средств"
Кредит 1 104 04 410
"Уменьшение стоимости машин и оборудования за счет амортизации"
- отражена начисленная амортизация по переданному основному средству - 50 000 руб.
Как правило, в ситуации, рассмотренной в Примере 3, следует использовать код вида деятельности "1". При безвозмездной передаче основных средств код вида деятельности "2" следует указывать при получении основных средств от:
коммерческих организаций;
физических лиц;
бюджетов другого уровня.
Однако такая практика отнюдь не свидетельствует о том, что код вида деятельности "привязан" к статусу передающей стороны. Код деятельности необходимо определять в зависимости от направления использования безвозмездно полученного основного средства. Так, если основное средство будет использовано для бюджетной деятельности, то код всегда будет "1", внебюджетной - "2".
Инвентарный номер
Существуют основные средства, на которые по определенным причинам невозможно нанести инвентарный номер (например, хирургический инструмент). Для таких основных средств введено следующее правило: при невозможности обозначения инвентарного номера на объекте основных средств в случаях, определенных требованиями его эксплуатации, присвоенный ему инвентарный номер применяется в целях бюджетного учета с отражением в соответствующих регистрах бюджетного учета без нанесения на объект основного средства.
Учет основных средств
Решен вопрос с тем, каким образом отражать внутреннее перемещение основных средств. С вступлением в силу Приказа N 25н внутреннее перемещение основных средств между материально-ответственными лицами внутри бюджетного учреждения будет отражаться на счетах бюджетного учета. В целях избежания увеличения оборотов по кредиту счета 1 101 00 000 "Основные средства" в изменениях намеренно сказано о КОСГУ 310.
Пример 5.
В научно-исследовательском институте измерительный прибор стоимостью 120 000 руб. передан со склада в структурное подразделение. Запись будет такой:
Дебет 1 101 04 310
"Увеличение стоимости машин и оборудования" (структурное подразделение)
Кредит 1 101 04 310
"Увеличение стоимости машин и оборудования" (структурное подразделение)
- передано со склада в структурное подразделение основное средство - 120 000 руб.
При выдаче в эксплуатацию объектов основных средств стоимостью до 1000 рублей, их стоимость списывается на счета расходов:
по бюджетной деятельности на счет 0 401 01 271 "Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов " (ранее стоимость данных основных средств списывалась на счет 0 401 01 172 "Доходы от реализации имущества").
Пример 6.
Учреждением приобретен хозяйственный инвентарь на сумму 9440 руб. (в том числе НДС - 1440 руб.). Стоимость единицы инвентаря 944 руб. В эксплуатацию отпущено пять единиц данного инвентаря:
Дебет 1 106 01 310
"Увеличение капитальных вложений в основные средства"
Кредит 1 302 19 730
"Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств"
- отражено поступление хозяйственного инвентаря в учреждение - 9440 руб.;
Дебет 1 101 06 310
"Увеличение стоимости производственного и хозяйственного инвентаря"
Кредит 1 106 01 410
"Уменьшение капитальных вложений в основные средства"
- отражено поступление хозяйственного инвентаря на склад - 9440 руб.;
Дебет 1 401 01 271
"Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов"
Кредит 1 101 06 410
"Уменьшение стоимости производственного и хозяйственного инвентаря"
- отпущен в эксплуатацию хозяйственный инвентарь - 4720 руб.
по предпринимательской деятельности на счет 0 106 04 340 "Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)".
Ранее счет 0 106 04 340 не указывался в комментариях Инструкции N 70н в отношении подобных операций.
Пример 7.
Воспользуемся данными предыдущего примера. Предпринимательская деятельность учреждения облагается НДС. Бухгалтерские записи будут следующими:
Дебет 2 106 01 310
"Увеличение капитальных вложений в основные средства"
Кредит 2 302 19 730
"Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств"
- отражено поступление хозяйственного инвентаря в учреждение - 8000 руб.;
Дебет 2 210 01 560
"Увеличение дебиторской задолженности по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам"
Кредит 2 302 19 730
"Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств"
- учтен НДС по приобретенному хозяйственному инвентарю - 1440 руб.;
Дебет 2 101 06 310
"Увеличение стоимости производственного и хозяйственного инвентаря"
Кредит 2 106 01 410
"Уменьшение капитальных вложений в основные средства"
- отражено поступление хозяйственного инвентаря на склад - 8000 руб.;
Дебет 2 106 04 340
"Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)"
Кредит 2 101 06 410
"Уменьшение стоимости производственного и хозяйственного инвентаря"
- отпущен в эксплуатацию хозяйственный инвентарь - 4000 руб.
Обновленная методология бюджетного учета изменила порядок отражения операций по безвозмездной передаче основных средств. Бухгалтерские записи при отражении данной операции зависят от того, кому передаются основные средства. В Инструкции N 70н представлены следующие варианты безвозмездной передачи основных средств:
передача основных средств учреждениям, подведомственным одному главному распорядителю (распорядителю) средств бюджетов. Результат от безвозмездной передачи формируется на счете 0 304 04 310 "Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств по приобретению основных средств";
передача основных средств учреждениям, подведомственным разным главным распорядителям (распорядителям) средств бюджетов одного уровня, а также при их передаче государственным и муниципальным организациям. Результат от безвозмездной передачи формируется на счете 0 401 01 241 "Расходы на безвозмездные и безвозвратные перечисления государственным и муниципальным организациям ";
передача организациям за исключением государственных и муниципальных учреждений. Результат от безвозмездной передачи формируется на счете 0 401 01 242 "Расходы на безвозмездные и безвозвратные перечисления организациям";
передача учреждениям, финансируемым из другого бюджета. Результат от безвозмездной передачи формируется на счете 0 401 01 251 "Расходы на перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации".
Пример 8.
Главный распорядитель передал безвозмездно подведомственному бюджетному учреждению оборудование балансовой стоимостью 90 000 руб. и начисленной амортизацией 40 000 руб.:
Дебет 1 304 04 310
"Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств по приобретению основных средств"
Кредит 1 101 04 410
"Уменьшение стоимости машин и оборудования"
- списана балансовая стоимость оборудования - 90 000 руб.;
Дебет 1 104 04 410
"Уменьшение стоимости машин и оборудования за счет амортизации"
Кредит 1 304 04 310
"Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств по приобретению основных средств"
- списана начисленная амортизация по оборудованию - 40 000 руб.
Амортизация
В Инструкции N 70н определены следующие правила определения срока полезного использования по основным средствам, полученным безвозмездно. Срок полезного использования основных средств, полученных безвозмездно, определяется:
для объектов, полученных от учреждений, состоящих на бюджетах бюджетной системы Российской Федерации, а также от государственных и муниципальных учреждений - с учетом сроков фактической эксплуатации и ранее начисленной суммы амортизации.
Пример 9.
Бюджетному учреждению главный распорядитель передал безвозмездно основное средство балансовой стоимостью 120 000 руб. и суммой начисленной амортизации 48 000 руб. Срок службы данного основного средства пять лет, эксплуатировалось оно два года. Учреждение провело модернизацию данного оборудования на сумму 12 000 руб. Срок службы в учреждении принимается за три года, годовая сумма амортизации рассчитывается следующим образом: (120 000 + 12 000 - 48 000) : 3 = 28 000 руб.
для объектов, полученных от иных юридических и физических лиц - исходя из рыночной стоимости объекта и сроков эксплуатации, установленных комиссией учреждения.
Пример 10.
От коммерческой организации получено безвозмездно новое оборудование. Рыночная стоимость данного оборудования 64 000 руб. Исходя из технической документации, срок эксплуатации установлен в четыре года. Соответственно, годовая норма амортизации будет 25 процентов, годовая сумма амортизации составит 16 000 руб.
В Инструкции N 70н сказано, что начисление амортизации на объекты основных средств и нематериальных активов начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бюджетному учету. Исходя из данного правила, амортизацию необходимо начислять и по основным средствам, находящимся на складе.
Дело в том, что в новой методологии уточнено: данные объекты - основные средства, они принимаются к бухгалтерскому учету с отражением на счете 0 101 00 000 "Основные средства". В этом случае могут возникать ситуации, когда амортизацию по основным средствам необходимо будет пересчитывать при введении в эксплуатацию основных средств, хранящихся на складе.
Пример 11.
5 марта на склад учреждения поступило оборудование стоимостью 120 000 руб., срок эксплуатации пять лет. Годовая норма амортизации будет составлять 20 процентов, годовая сумма - 24 000 руб., ежемесячные амортизационные отчисления - 2000 руб. Оборудование было введено в эксплуатацию 25 мая, стоимость пусконаладочных работ составила 8000 руб. На 8000 руб. нам необходимо увеличить первоначальную стоимость основного средства. За апрель и май начислена амортизация в размере 4000 руб. Расчет новой суммы ежемесячных амортизационных отчислений, на наш взгляд, следует рассчитывать следующим образом: (120 000 + 8000 - 4000) : (число месяцев оставшегося срока использования основного средства 60 - 2) = 2137,93.
Нематериальные активы
В соответствии с внесенными изменениями к нематериальным активам относятся потенциально патентоспособные технические решения и секреты производства (ноу-хау). Отменено правило, по которому группировка объектов нематериальных активов осуществляется в соответствии с ОКОФ.
При приобретении нематериальных активов за счет предпринимательской деятельности "входной" НДС выделяется в том случае, если данная предпринимательская деятельность облагается НДС.
С этого года в Инструкции N 70н представлено четкое определение балансовой стоимости нематериального актива. Балансовой стоимостью нематериального актива является их первоначальная стоимость с учетом изменений, которые производятся лишь в случаях модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов нематериальных активов.
Внутреннее перемещение нематериальных активов между материально ответственными лицами, так же как и по основным средствам, будет отражаться на счетах бюджетного учета. Как отмечалось выше, в изменениях преднамеренно сказано об одном и том же КОСГУ и по дебету, и по кредиту бухгалтерской записи.
Пример 12.
В НИИ сотрудник структурного подразделения "А" передал документы, подтверждающие наличие нематериального актива, сотруднику подразделения "Б". Балансовая стоимость нематериального актива составляет 400 000 руб. Бухгалтеру необходимо сделать следующие проводки:
Дебет 1 102 01 320
"Увеличение стоимости нематериальных активов"
Кредит 1 102 01 320
"Увеличение стоимости нематериальных активов"
- внутреннее перемещение нематериального актива - 400 000 руб.
Порядок отражения операций, связанных с безвозмездной передачей и получением нематериальных активов, аналогичен порядку, принятому по основным средствам.
Непроизведенные активы
Наиболее острый вопрос, который стоит сегодня перед бюджетными учреждениями: "Как учитывать землю?". Сотрудники Минфина России дают пояснения, представленные в Таблице 1.
Материальные запасы
В состав материальных запасов включена готовая продукция. Кроме этого, мягкий инвентарь (вне зависимости от срока полезного использования) переведен из основных средств в материальные запасы, что соответствует классификации ОКОФ. Конкретные сроки пользования спецодежды установлены постановлениями Минтруда России от 16 декабря 1997 г. N 63 и от 25 декабря 1997 г. N 66.
Пример 13.
Бюджетным учреждением приобретено четыре комплекта спецодежды на сумму 11 800 руб. (в том числе НДС - 1800 руб.). Срок службы спецодежды более 12 месяцев. Половина из приобретенных комплектов выдана сотрудникам. Бухгалтеру учреждения необходимо сделать следующие учетные записи:
Дебет 1 105 05 340
"Увеличение стоимости мягкого инвентаря"
Кредит 1 302 22 730
"Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов"
- приобретена спецодежда - 11 800 руб.;
Дебет 1 401 01 272
"Расходование материальных запасов"
Кредит 1 105 05 440
"Уменьшение стоимости мягкого инвентаря"
- выдана спецодежда - 5900 руб.
Оценка материальных запасов
При приобретении материальных запасов за счет предпринимательской деятельности "входной" НДС выделяется в том случае, если данная предпринимательская деятельность облагается НДС. Это требование Инструкции N 70н соответствует одному из условий налогового вычета, определенных в статьях 171-172 Налогового кодекса.
Изменен порядок оценки материальных запасов, поступивших безвозмездно. Данное правило применяется, если безвозмездная передача материальных запасов произошла между:
учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) средств бюджета (отражается на счете 0 304 04 000 "Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств");
учреждениями разных уровней бюджетов (отражается на счете 0 401 01 151 "Доходы от поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации");
учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям бюджетных средств одного уровня бюджета (отражается на счете 0 401 01 180 "Прочие доходы");
бюджетным учреждением и государственными и муниципальными организациями (отражается на счете 0 401 01 180 "Прочие доходы").
Согласно новому правилу при поступлении материальных запасов безвозмездно от учреждений, перечисленных выше, мы должны отражать их по фактической стоимости с учетом сумм, уплачиваемых учреждением за доставку материальных запасов, и приведение их в состояние, пригодное для использования.
Пример 14.
От главного распорядителя безвозмездно поступили прочие материальные запасы на сумму 40 000 руб.
Таблица 1. Учет земельных участков
Роль земли в деятельности учреждения | Как учитывать |
Земля вовлечена в хозяйственный оборот, исполь- зуется в процессе деятельности учреждения |
Стоимость земли нужно учитывать в составе непро- изведенных активов |
Остальные случаи | Стоимость земли не отражается на балансе учреж- дения |
Дебет 1 105 06 340
"Увеличение стоимости прочих материальных запасов"
Кредит 1 304 04 340
"Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств по приобретению материальных запасов"
- безвозмездно получены материальные запасы - 40 000 руб.
Существенные изменения внесены в порядок списания (отпуска) материальных запасов. Списание производится по фактической стоимости каждой единицы или по средней фактической стоимости. Исходя из текста Инструкции N 70н, следует, что бюджетные учреждения имеют право выбирать один из двух способов оценки стоимости списываемых материальных ценностей. Выбор одного из данных способов нужно закрепить в организационно-распорядительном документе, регламентирующем деятельность бухгалтерии бюджетного учреждения. В Инструкции N 70н не определено: могут ли учреждения применять для одной группы материальных запасов один способ оценки, а для второй - другой способ оценки. Однако устно сотрудники Минфина России подтверждают, что это возможно. Рассмотрим данные способы оценки.
Пример 15.
Имеются следующие данные по материальным запасам (см. таблицу ниже).
В течение месяца израсходовано 500 единиц материальных запасов. Для определения стоимости материальных запасов по фактической стоимости каждой единицы необходимо иметь информацию о том, из какой точно партии бралась каждая единица материальных запасов. Согласно данным бухгалтерского учета имеется следующая информация:
100 единиц из остатка на начало периода;
200 единиц из первой партии;
120 единиц из второй партии;
80 единиц из третьей партии.
Следовательно, стоимость отпущенных материальных запасов составит (100 х 20) + (200 х 21) + (120 х 21) + (80 х 22) = 10 480 руб.
данные для примера 15
Показатель | Количество | Цена, руб | Сумма, руб |
Остаток на начало периода | 100 | 20 | 2000 |
Первая партия | 200 | 21 | 4200 |
Вторая партия | 180 | 21 | 3780 |
Третья партия | 240 | 22 | 5280 |
Согласно Инструкции N 70н оценка материальных запасов по средней фактической стоимости производится по каждой группе (виду) запасов путем деления общей фактической стоимости группы (вида) запасов на их количество, складывающихся, соответственно, из средней фактической стоимости и количества остатка на начало месяца, и поступивших запасов в течение текущего месяца на дату списания (отпуска). Необходимо обратить внимание на фразу "на дату списания (отпуска)", то есть, среднефактическую стоимость необходимо будет определять на каждую дату списания материальных запасов.
Пример 16.
Имеются следующие данные по материальным запасам (см. таблицу ниже).
Для определения среднефактической стоимости материальных запасов, которые были отпущены 12 мая, необходимо произвести следующие арифметические расчеты:
(50 х 15) + (100 х 16,50) : (50 + 100) = 16 руб.
120 х 16 = 1920 руб.
Среднефактическая стоимость материальных запасов, отпущенных 25 мая, определяется следующим образом:
(30 х 16) + (70 х 18) : (30 + 70) = 17,4 руб.
90 х 17,4 = 1566 руб.
В определенных случаях при приобретении материальных запасов необходимо сформировать их фактическую стоимость, то есть, учесть затраты, связанные с доставкой материалов, доведением материальных запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию. Фактическая стоимость материальных запасов формируется на счете 0 106 04 000 "Изготовление материалов, готовой продукции (работ, услуг)".
Пример 17.
Бюджетное учреждение приобретает прочие материальные запасы стоимостью 59 000 руб. (в том числе НДС - 9000 руб.). Доставку осуществляет транспортная организация, стоимость ее услуг 1180 руб. (в том числе НДС - 180 руб.). Бухгалтерские записи в этой ситуации будут следующими:
Дебет 1 106 04 340
"Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)"
Кредит 1 302 22 730
"Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов"
- отражена стоимость материалов - 59 000 руб.;
Дебет 1 106 04 340
"Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)"
Кредит 1 302 05 730
"Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате транспортных услуг"
- отражены затраты по доставке материалов - 11 800 руб.;
Дебет 1 105 06 340
"Увеличение стоимости прочих материальных запасов"
Кредит 1 106 04 440
"Уменьшение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)"
- сформирована фактическая стоимость материалов - 60 180 руб.
Как и по основным средствам, внутреннее перемещение материальных запасов между материально ответственными лицами в учреждении отражается на счетах бюджетного учета. Бухгалтерские записи, связанные с внутренним перемещением материальных запасов, производятся в том случае, если в соответствии с внутренними правилами бюджетного учреждения списание материалов производится не в момент выдачи со склада, а в момент получения от структурного подразделения учреждения документа об использовании данного материала.
Пример 18.
С аптечного склада больницы в отделение выданы медикаменты на сумму 50 000 руб. Исходя из документов, подготовленных отделением, следует, что было израсходовано медикаментов на сумму 40 000 руб. По дебету и кредиту бухгалтерской записи при передаче медикаментов используется один и тот же счет бюджетного учета:
Дебет 1 105 01 340
"Увеличение стоимости медикаментов и перевязочных средств" (отделение)
Кредит 1 105 01 340
"Увеличение стоимости медикаментов и перевязочных средств" (отделение)
- произведена передача медикаментов - 50 000 руб.;
Дебет 1 401 01 272
"Расходование материальных запасов"
Кредит 1 105 01 440
"Уменьшение стоимости медикаментов и перевязочных средств" (отделение)
- списана стоимость медикаментов - 40 000 руб.
Готовая продукция
Инвентаризацию нужно проводить не только для проверки бухгалтерских данных по основным средствам, материалам, нематериальным активам, но и по готовой продукции. Соответственно, результатом инвентаризации по готовой продукции может быть недостача, излишки или соответствие фактических данных данным бухгалтерского учета. По ряду готовой продукции в силу ее специфики могут быть установлены нормы естественной убыли.
данные для примера 16
Дата | Приход | Расход | Остаток | ||||||
Количество | Цена, руб. | Сумма, руб. | Количество | Цена, руб. |
Сумма, руб. |
Количество | Цена, руб. |
Сумма, руб. |
|
Остаток на начало периода |
50 | 15 | 750 | ||||||
10 мая | 100 | 16,50 | 1650 | ||||||
12 мая | 120 | 16 | 1920 | 30 | 16 | 480 | |||
15 мая | 70 | 18 | 1260 | ||||||
25 мая | 90 | 17,4 | 1566 | 10 | 17,4 | 174 | |||
28 мая | 30 | 16 | 480 |
Пример 19.
В ходе проведения инвентаризации обнаружена недостача готовой продукции в размере 2100 руб. (в том числе на 100 руб. - в пределах норм естественной убыли, на 2000 руб. - сверх норм естественной убыли):
Дебет 2 106 04 340
"Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)"
Кредит 2 105 07 440
"Уменьшение стоимости готовой продукции"
- отражена недостача в пределах норм естественной убыли - 100 руб.;
Дебет 2 401 01 172
"Доходы от реализации активов"
Кредит 2 105 07 440
"Уменьшение стоимости готовой продукции"
- отражена недостача сверх норм естественной убыли - 2000 руб.
Финансовые активы
Кроме Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации (утвержденного решением Совета Директоров ЦБР 22 сентября 1993 г. N 40), который распространяется на все организации, федеральные бюджетные учреждения руководствуются еще одним документом. Это Приказ Минфина России от 21 сентября 2004 г. N 85н "О порядке обеспечения наличными деньгами получателей средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации". В данном документе определены правила осуществления операций по обеспечению наличными денежными средствами получателей средств федерального бюджета. Существует определенный порядок получения наличных денежных средств федеральными бюджетными учреждениями. Он представлен на схеме 1 "Порядок получения наличных федеральными бюджетными учреждениями".
В схеме есть временной разрыв между подачей заявки, составлением денежного чека и непосредственным оприходованием денежных средств в кассе учреждения.
Согласно Инструкции N 70н в данном случае необходимо использовать счет 0 210 03 000 "Расчеты по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств".
Пример 20.
Бюджетное учреждение имеет лицевой счет в Федеральном казначействе. Для выплаты заработной платы учреждению необходимо 650 000 руб. Учреждением подана заявка на получение наличных денег, денежные средства поступили в учреждение, и заработная плата была выдана из кассы. При этом бухгалтер делает следующие проводки:
Дебет 1 210 03 560
"Увеличение дебиторской задолженности по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств"
Кредит 1 304 05 211
"Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов, по заработной плате"
- подача заявки на получение наличных денежных средств - 650 000 руб.;
Дебет 1 201 04 510 "Поступления в кассу"
Кредит 1 210 03 660
"Уменьшение дебиторской задолженности по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств"
- получение наличных денег в кассу - 650 000 руб.;
Дебет 1 302 01 830
"Уменьшение кредиторской задолженности по оплате труда"
Кредит 1 201 04 610
"Выбытия из кассы"
- выдача заработной платы - 650 000 руб.
Порядок возврата неиспользованных наличных денежных средств прописан также в Приказе Минфина России от 21 сентября 2004 г. N 85н "О порядке обеспечения наличными деньгами получателей средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации". Он представлен на схеме 2 "Порядок возврата неиспользованных наличных" (см. стр. 12).
Пример 21.
Воспользуемся условиями предыдущего примера. В учреждении была депонирована заработная плата, и производится возврат неиспользованных наличных денег в сумме 5000 руб. Бухгалтер учреждения делает следующие записи:
Дебет 1 210 03 560
"Увеличение дебиторской задолженности по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств"
Кредит 1 201 04 610
"Выбытия из кассы"
- возврат неиспользованных наличных денег (на основании расходного кассового ордера, квитанции к Объявлению на взнос наличными) - 5000 руб.;
Дебет 1 304 05 211
"Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов, по оплате труда"
Кредит 1 210 03 660
"Уменьшение дебиторской задолженности по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств"
- восстановление кассового расхода на основании Справки (ф. 0504833), приложенной к выписке их соответствующего лицевого счета - 5000 руб.
Если же операции с получением и возвратом денежных средств, связанных с предпринимательской деятельностью бюджетного учреждения, осуществляются через лицевой счет по учету внебюджетных средств в Федеральном казначействе, то бухгалтерские записи будут немного иными. Во-первых, изменится код вида деятельности, во-вторых, вместо счета 0 304 05 000 "Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов" будет использоваться счет 0 201 01 000 "Денежные средства учреждения на банковских счетах".
Расчеты с дебиторами по доходам
Данный счет используются администраторами поступлений в бюджет, которые отражают на нем дебиторскую задолженность плательщиков налоговых и неналоговых доходов бюджета. В соответствии с законодательством плательщики могут в судебном порядке оспорить действия администраторов поступлений в бюджет.
Пример 22.
ФНС наложила на коммерческую организацию взыскание за нарушение валютного законодательства в размере 50 000 руб. Штраф перечислен в бюджет. Позже коммерческая организация обжаловала решение налоговой службы, штраф возвращен из бюджета.
Дебет 1 205 04 560
"Увеличение дебиторской задолженности по суммам принудительного изъятия"
Кредит 1 401 01 140
"Доходы от сумм принудительного изъятия"
- начислена сумма штрафа - 50 000 руб.;
Дебет 1 210 02 140
"Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов, по поступившим в бюджет суммам принудительного изъятия"
Кредит 1 205 04 660
"Уменьшение дебиторской задолженности по суммам принудительного изъятия"
- перечислен штраф в бюджет - 50 000 руб.;
Дебет 1 401 01 140
"Доходы от сумм принудительного изъятия"
Кредит 1 205 04 660
"Уменьшение дебиторской задолженности по суммам принудительного изъятия"
- начисление сумм возвратов - 50 000 руб.;
Дебет 1 205 04 560
"Увеличение дебиторской задолженности по суммам принудительного изъятия"
Кредит 1 210 02 140
"Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов, по поступившим в бюджет суммам принудительного изъятия"
- перечисление сумм возвратов плательщикам - 50 000 руб.
Вследствие ошибок, допущенных при оформлении платежных документов (например, неверно указан код бюджетной классификации), за администратором поступлений в бюджет могут числиться суммы налоговых и неналоговых доходов бюджета. По этим доходам он не является администратором поступления в бюджет. Так возникают невыясненные поступления. При наличии такой ситуации по данным суммам происходит уточнение с органами казначейства.
Пример 23.
В результате ошибки, допущенной плательщиком, за администратором поступлений в бюджет числятся невыясненные платежи в размере 8000 руб.:
Дебет 1 210 02 180
"Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов, по поступившим в бюджет прочим доходам"
Кредит 1 205 10 660
"Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам"
- отражены невыясненные поступления у администратора поступлений в бюджет - 8000 руб.;
Дебет 1 205 10 560
"Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам"
Кредит 1 210 02 180
"Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов, по поступившим в бюджет прочим доходам"
- невыясненные поступления сняты с администратора поступлений в бюджет - 8000 руб.
При наличии предпринимательской деятельности у бюджетного учреждения также могут оказаться денежные средства, ошибочно перечисленные покупателями или заказчиками. В том случае, если учреждение больше не будет оказывать услуги или выполнять работы для этих организаций, излишне полученные средства возвращаются покупателям и заказчикам.
Пример 24.
Бюджетное учреждение осуществляет предпринимательскую деятельность и оказывает услуги. Коммерческой организации оказаны услуги на сумму 23 600 руб. (в том числе 3600 руб. НДС). Коммерческая организация ошибочно перечислила 30 000 рублей. Бухгалтер учреждения делает следующие учетные записи:
Дебет 2 205 03 560
"Увеличение дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг"
Кредит 2 401 01 130
"Доходы от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг"
- начислена выручка от реализации - 23 600 руб.;
Дебет 2 201 01 510
"Поступление денежных средств учреждения на банковские счета"
Кредит 2 205 03 560
"Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг"
- поступление средств от контрагента - 30 000 руб.;
Дебет 2 205 03 560
"Увеличение дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг"
Кредит 2 201 01 610 "Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов"
- возврат излишне перечисленных средств - 6400 руб.
На забалансовом счете 17 "Поступления денежных средств на банковские счета учреждений" будет отражаться сумма в размере 23 600 руб. (в соответствии с изменениями в Инструкции N 70н).
Расчеты по недостачам
За ущерб, который работник причинил учреждению, если своим действием или бездействием нарушил установленные правила работы, он может быть привлечен к материальной ответственности. При определении размера ущерба следует исходить из рыночной стоимости недостающих или похищенных материальных ценностей. Суммы, взысканные с виновных лиц, перечисляются в доход бюджета.
Пример 25.
В кассу бюджетного учреждения виновным лицом внесено 5000 руб. (рыночная стоимость недостачи прочих материальных запасов). Бухгалтер учреждения делает следующие записи:
Дебет 1 201 04 510
"Поступления в кассу"
Кредит 1 209 04 660
"Погашение дебиторской задолженности по недостачам материальных запасов"
- внесены денежные средства в кассу - 5000 руб.;
Дебет 1 210 03 560
"Увеличение дебиторской задолженности по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств"
Кредит 1 201 04 610
"Выбытия из кассы"
- взнос наличных денег в кассу банка - 5000 руб.;
Дебет 1 304 05 340
"Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов, по приобретению материальных запасов"
Кредит 1 210 03 660
"Уменьшение дебиторской задолженности по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств"
- отражение суммы взыскания на лицевом счете учреждения - 5000 руб.;
Дебет 1 210 02 440
"Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов по поступлениям в бюджет от реализации материальных запасов"
Кредит 1 304 05 340
"Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов, по приобретению материальных запасов"
- перечисление в бюджет средств, поступивших в возмещение причиненного учреждению ущерба - 5000 руб.
НДС по приобретенным материальным ценностям,
работам, услугам
Бюджетные учреждения, осуществляющие предпринимательскую деятельность, могут получать предварительную оплату при оказании услуг или выполнении работ. В Инструкции N 70н определен порядок начисления суммы НДС по данным операциям.
Дебет 2 210 01 560
"Увеличение дебиторской задолженности по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам"
Кредит 2 303 04 730
"Увеличение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость"
- начислен НДС по предварительной оплате;
Дебет 2 303 04 830
"Уменьшение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость"
Кредит 2 210 01 660
"Уменьшение дебиторской задолженности по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам"
- произведен налоговый вычет.
При осуществлении предпринимательской деятельности учреждения не всегда осуществляют платежи в бюджет по НДС: предпринимательская деятельность учреждения может не облагаться НДС (ст. 149 НК РФ), или учреждение может иметь освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика (ст. 145 НК РФ).
Однако может встречаться ситуация, при которой учреждение осуществляет деятельность как облагаемую налогом, так и не облагаемую налогом, и, соответственно, приобретает товары (работы, услуги), которые одновременно используются как при осуществлении деятельности, облагаемой НДС, так и при осуществлении деятельности, не облагаемой НДС. В этом случае необходимо обратиться к пункту 4 статьи 170 Налогового кодекса. Согласно данной статье сумма налога, предъявляемая продавцами товаров (работ, услуг), принимается к вычету либо включается в затраты по производству и реализации (или включается в стоимость нефинансовых активов) в определенной пропорции. Пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения) в общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных за налоговый период.
Пример 26.
Учреждение осуществляет деятельность как облагаемую НДС, так и не облагаемую НДС (оказывает услуги). Коммерческая организация оказала бюджетному учреждению услуги на сумму 59 000 руб. (в том числе НДС - 9000 руб.). Данная услуга связана как с деятельностью, которая облагается налогом, так и с деятельностью, которая не облагается налогом. За налоговый период доходы от деятельности, которая облагается налогом, составили 300 000 руб., а деятельности, которая не облагается налогом - 100 000 руб. Сумма НДС, которая будет отнесена на затраты, определяется следующим образом:
100 000 : (300 000 + 100 000) = 0,25 или 300 000 : (300 000 + 100 000) = 0,75;
9000 х 0,25= 2250;
9000 - 2 250 = 6750 или 9000 х 0,75 = 6750.
Бухгалтерские записи будут такими:
Дебет 2 106 04 340
"Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)"
Кредит 2 302 09 730
"Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате прочих услуг"
- отражена стоимость услуг сторонней организации, оказанной в рамках деятельности как облагаемой, так и не облагаемой НДС - 50 000 руб.;
Дебет 2 210 01 560
"Увеличение дебиторской задолженности по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам"
Кредит 2 302 09 730
"Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате прочих услуг"
- учтен налог на добавленную стоимость - 9000 руб.;
Дебет 2 106 04 340
"Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)"
Кредит 2 210 01 660
"Уменьшение дебиторской задолженности по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам"
- часть НДС отнесена на затраты по производству - 6750 руб.
Финансовый результат учреждения
Ряд поступлений в бюджетную систему России подлежит распределению между бюджетами. Перечень этих поступлений определен в следующих документах:
Федеральный закон от 26 декабря 2005 г. N 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год".
Информация о перечислении средств, подлежащих распределению между бюджетами бюджетной системы, поступает к администраторам через органы казначейства. При получении этой информации администраторы должны сформировать в бюджетном учете следующие записи.
Пример 27.
Согласно статьям 50 и 56 Бюджетного кодекса норматив отчислений по акцизам на спирт этиловый (а также на этиловый спиртсырец) из пищевого сырья, которое производится на территории Российской Федерации, в федеральный бюджет составляет 50 процентов, в бюджет субъекта РФ - также 50 процентов.
Территориальным органом Федеральной налоговой службы на основании деклараций начислено акцизов на спирт этиловый в размере 400 000 руб. Налогоплательщики перечислили в бюджет акцизов на сумму 400 000 руб. Казначейством была представлена информация о том, что 200 000 руб. перечислено в бюджет субъекта РФ:
Дебет 1 205 01 560
"Увеличение дебиторской задолженности по налоговым доходам"
Кредит 1 401 01 110
"Налоговые доходы"
- начислены налоговые доходы - 400 000 руб.;
Дебет 1 210 02 110
"Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов, по поступившим в бюджет налоговым доходам"
Кредит 1 205 01 660
"Уменьшение дебиторской задолженности по налоговым доходам"
- перечислены акцизы в бюджет - 400 000 руб.;
Дебет 1 401 01 110
"Налоговые доходы"
Кредит 1 210 02 110
"Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов, по поступившим в бюджет налоговым доходам"
- перечисление в бюджет субъекта РФ регулируемых доходов - 200 000 руб.
Порядок взаимодействия администраторов поступлений в бюджет с органами казначейства определен в письме Минфина России и Федерального казначейства от 22 ноября 2005 г. N 02-14-10/3155, N 42-7.101/2.4-342.
Об администрировании государственной пошлины за совершение юридически значимых действий расскажет в майском номере "Бюджетного учета" наш новый автор - С.С. Бычков, заместитель начальника отдела формирования расходных обязательств и исполнения бюджетов Департамента бюджетной политики Минфина России.
Санкционирование расходов бюджетов
В Приказе N 25н определено, какие документы подтверждают принятие бюджетных обязательств. Это документы, подтверждающие факт сделки на приобретение товаров, работ, услуг. Ими могут быть договор или заменяющие его иные документы: счета, кассовые чеки, товарно-транспортные накладные и т.п., а также расчетно-платежные ведомости.
Пример 28.
Учреждение заключило соглашение с коммерческой организацией на приобретение основных средств на сумму 240 000 руб.:
Дебет 1 501 03 340
"Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств по приобретению материальных запасов"
Кредит 1 502 01 340
"Принятые бюджетные обязательства текущего года за счет приобретения материальных запасов" - приняты лимиты бюджетных обязательств на основании соглашения (договора) - 240 000 руб.
Сформировать бухгалтерские записи по принятию бюджетных обязательств текущего года на основании договора можно не во всех случаях. Например, учреждение заранее не знает точную сумму платежей по коммунальным услугам, поэтому бухгалтерская запись по принятию бюджетных обязательств формируется при выставлении счетов. Бухгалтерские записи по принятию бюджетных обязательств, связанных с оплатой труда и ЕСН, формируются ежемесячно, исходя из суммы начисленной оплаты труда.
Забалансовые счета
Ряд изменений в методологии бюджетного учета коснулся забалансовых счетов. С этого года получателям средств бюджетов разрешается вводить дополнительные забалансовые счета для обеспечения управленческого учета.
Кроме того, изменился порядок отражения операций на счетах 17 "Поступления денежных средств на банковские счета учреждений" и 18 "Выбытия денежных средств с банковских счетов".
На счете 17 "Поступления денежных средств на банковские счета учреждений" отражается не только поступление денежных средств в разрезе кодов классификации доходов бюджетов, но и возврат указанных поступлений.
Пример 29.
Бюджетное учреждение осуществляет предпринимательскую деятельность. От покупателя поступил аванс в размере 30 000 руб. После поступления аванса сумма будет отражена на счете 17 "Поступления денежных средств на банковские счета учреждений ". Бюджетное учреждение не выполнило своих обязательств и возвратило ранее полученный аванс. Так как данная операция относится к возврату ранее полученных средств, то на сумму возвращенного аванса покупателю уменьшается счет 17 "Поступления денежных средств на банковские счета учреждений".
На счете 18 "Выбытия денежных средств с банковских счетов" отражается не только выбытие средств учреждения в разрезе кодов бюджетной классификации, но и восстановление выбытий.
Пример 30.
Бюджетное учреждение осуществляет предпринимательскую деятельность и имеет внебюджетный лицевой счет. За счет средств от предпринимательской деятельности перечислен аванс на приобретение материальных запасов в размере 40 000 руб. После перечисления аванса данная сумма будет отражена на счете 18 "Выбытия денежных средств с банковских счетов". Контрагент не выполнил обязательств и вернул сумму полученного аванса. Так как данная операция относится к восстановлению ранее перечисленных средств, то на сумму возвращенного аванса уменьшается счет 18 "Выбытия денежных средств с банковских счетов".
Получение и возврат наличных
Схема 1. Порядок получения наличных федеральными
бюджетными учреждениями
/----------------------------------------------------------------------\
|Накануне дня получения наличных денег, получатель средств представляет|
|в орган Федерального казначейства заявку на получение наличных денег.|
|Одновременно с заявкой, получатель средств представляет в орган|
|Федерального казначейства денежный чек |
\----------------------------------------------------------------------/
|
/----------------------------------------------------------------------\
|Производится проверка сотрудником Федерального казначейства|
|правильности заполнения заявки и представленного денежного чека |
\----------------------------------------------------------------------/
|
/----------------------------------------------------------------------\
|На лицевой стороне денежного чека ставятся печать и подписи лиц,|
|включенных в карточку образцов подписей и оттиска печати органа|
|Федерального казначейства, представленную в банк в установленном|
|порядке к счету органа Федерального казначейства. Денежный чек|
|возвращается получателю средств |
\----------------------------------------------------------------------/
|
/----------------------------------------------------------------------\
|Получение наличных денежных средств в банке и оприходование их в кассе|
\----------------------------------------------------------------------/
Схема 2. Порядок возврата неиспользованных наличных
/----------------------------------------------------------------------\
|Взнос наличных денег в кассу банка производится получателем средств на|
|основании Объявления на взнос наличными (ф. 0402001) |
\----------------------------------------------------------------------/
|
/----------------------------------------------------------------------\
|Принятые банком наличные деньги зачисляются на счет органа|
|Федерального казначейства. Квитанция к объявлению на взнос наличными|
|выдается бюджетному учреждению |
\----------------------------------------------------------------------/
|
/----------------------------------------------------------------------\
|На основе документов банка Федеральное казначейство отражает операцию|
|по восстановлению кассового расхода |
\----------------------------------------------------------------------/
Как списать мягкий инвентарь
Из всех аудиторов и консультантов наиболее активную разъяснительную работу ведет С.В. Сивец. География ее семинаров очень широка: от Камчатки до Ставрополья. Мы задали Светлане Викторовне вопрос о наиболее частых вопросах, связанных с новой редакцией Инструкции N 70н.
Оказалось, что чаще всего бухгалтеры спрашивают: можно ли применять положение новой редакции Инструкции N 70н о списании материальных запасов по средней фактической стоимости в отношении мягкого инвентаря. Также на семинарах спрашивают: "Нужно ли в этой ситуации осуществлять ведение учета в разрезе наименований мягкого инвентаря, невзирая на стоимость и дату приобретения, то есть по наименованию объекта?".
Отметим, что в новой редакции Инструкции N 70н нет никаких специальных указаний в отношении способа определения стоимости при списании или отпуске в эксплуатацию мягкого инвентаря и посуды.
Однако целесообразно применять, как и раньше, списание по фактической стоимости учетной единицы. Списание производится не в момент передачи мягкого инвентаря в эксплуатацию, а только на основании акта (ф. 0504044) при невозможности его дальнейшей эксплуатации.
Внутренние перемещения мягкого инвентаря отражаются бухгалтерской записью, в дебете и кредите которой стоит счет 0 105 05 340 "Увеличение стоимости мягкого инвентаря".
Наша справка
Департамент Налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России в письме от 10 февраля 2006 г. N 03-04-15/31 разъяснил, как применять пункт 10 статьи 2 Федерального закона от 22 июля 2005 г. N 119-ФЗ, изменившего порядок уплаты НДС. В пункте сказано о расчете равных долей налоговых вычетов за полугодие 2006 года теми налогоплательщиками НДС, которые работали "по отгрузке".
В частности, рассмотрена ситуация, когда оплаченная в первом полугодии 2006 года. Сумма НДС по товарам (работам, услугам), имущественным правам, принятым к учету в. 2005 году, окажется меньше "входного" НДС, подлежащего вычету в соответствии с пунктом 10 вышеназванного закона. В этом случае сумма вычета не должна быть больше размера рассчитанной доли НДС, подлежащей вычету в соответствии с пунктом 10.
Если сумма оплаченного "входного" НДС превысит сумму вычета, то налогоплательщик вправе произвести вычет фактически уплаченной суммы НДС. При этом перерасчет размера долей неоплаченных сумм НДС, подлежащих вычету в последующих. Налоговых периодах, не производится.
Другая ситуация: суммы "входного" НДС, предъявленные налогоплательщикам, устанавливающим до 1 января 2006 года момент определения налоговой базы как день отгрузки, и уплаченные ими частично до 1 января 2006 года. Эти суммы подлежат вычетам в периоде, когда будет предъявлена к вычету последняя сумма НДС по кредиторской задолженности по этим основным средствам и нематериальным активам и числящаяся по состоянию на 31 декабря 2005 года. учитывается на счетах бюджетного учета"
Наша справка. Правила и исключения
С 2006 года основные средства вновь учитываются в рублях и копейках. Основанием для их постановки на баланс служат акты о приеме-передаче:
объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001);
здания (сооружения) (ф. 0306030), с приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию объектов недвижимости в установленных законодательством случаях;
групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306031);
отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (ф. 0306002).
Исключение: объекты, стоимостью до 1000 рублей включительно, библиотечные фонды, драгоценности и ювелирные изделия, независимо от стоимости. Эти объекты принимаются к учету на основании накладной на внутреннее перемещение объектов ОС (ф. 0306032).
С.Г. Хабаев,
доцент кафедры "Бухгалтерский учет" Академии
бюджета и казначейства Министерства финансов России.
"Бюджетный учет", N 4, апрель 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бюджетный учет"
Ежемесячное издание для бухгалтеров бюджетной сферы
Учредитель ООО "Бюджет"
Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-30617 от 14 декабря 2007 г.
Редакция: 107078, Москва, ул. Басманная Новая, д. 10, стр. 1, подъезд 6, а/я 100