город Москва |
|
13 мая 2009 г. |
N А40-96613/08-92-730 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 мая 2009 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Захарова С.Л.,
Судей Москвиной Л.А., Свиридова В.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Коваленко В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ОАО "РЖД"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.03.2009
по делу N А40-96613/08-92-730, принятое судьей Уточкиным И.Н.,
по заявлению Хакасской таможни
к ОАО "РЖД" (филиал Северо-Кавказская железная дорога")
о взыскании таможенных платежей и пеней
при участии в судебном заседании:
от заявителя - не явился, извещен;
от заинтересованного лица - Маковейчук Е.И. уд.N 122080 по дов. от 15.12.2008.
УСТАНОВИЛ:
Хакасская таможня (далее - заявитель, таможенный орган) обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к ОАО "РЖД" (филиал Северо-Кавказская железная дорога) (далее - Общество) о взыскании таможенных платежей в размере 5590 руб. 82 коп. и пеней.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 03.03.2009 заявленные требования удовлетворены. При этом суд первой инстанции исходил из наличия оснований для взыскания таможенных платежей и пеней, соблюдения таможенным органом срока на обращение в суд с заявлением о взыскании таможенных платежей и пеней.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Общество подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование этого указывается, что таможенным органом пропущен срок давности по взысканию таможенных платежей.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу заявитель не согласен с доводами апелляционной жалобы, считает срок на обращение в арбитражный суд, что срок для взыскания таможенных платежей и пеней не пропущен.
Суд рассмотрел дело в отсутствие заявителя, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, ходатайствовавшего о рассмотрении дела в его отсутствие.
В судебном заседании представитель Общества доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Считает, что требование об уплате таможенных платежей и пеней N 9 от 20.06.2008г. должно было быть выставлено в течение 10 дней, то есть не позднее 06.05.2008. Срок уплаты таможенных платежей истек 02.06.2008. Следовательно, шестимесячный срок для обращения таможни в суд с заявлением о взыскании с ОАО "РЖД" задолженности по таможенным платежам и пеням истекал 02.12.2008 (26.04.2008 + 10 дней (выставление требование) + 6 дней (направление требования по почте) + 20 дней (срок исполнения требования), таможня обратилась в суд с заявлением 31.12.2008, то есть за пределами указанного срока.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Апелляционная инстанция, выслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 26.03.2008 на Саяногорском таможенном посту Хакасской таможни оформлена грузовая таможенная декларации (ГТД) N 10604020/260308/0000482 на товар сплав алюминиевый первичный", вывозимый в рамках таможенного режима переработки на таможенной территории в соответствии с разрешением на переработку на таможенной территории N 10604000/26107/52/4, контрактом N 1195/3-756-2007-22 от 01.08.2007 (гр.44 ГТД).
В связи с тем, что товар являлся продуктом переработки (товаром, изготовленным из товаров, условно выпущенных в рамках заявленного таможенного режима и имеющих статус иностранных), следовательно - иностранным товаром в соответствии с пп. 2, 3 п. 1 ст. 11, пп. 2 п.1, п. 3 ст. 151 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), были оформлены процедуры внутреннего таможенного транзита (далее - ВТТ) с целью доставки товара из места нахождения товара при его декларировании до места вывоза с таможенной территории Российской Федерации согласно ст. 79 ТК РФ.
Подтверждением оформления указанной процедуры является транзитная декларация (ТД) N 10604020/130408/0004857 в качестве которой таможенным органом, согласно ст. 81 ТК РФ, использованы: ТД N10604020/130408/0004857- железнодорожная накладная N 91896341 и ГТД N10604020/260308/0000482;
Согласно вышеуказанной ж/д накладной (гр. "род вагона"), товар следовал в полувагоне N 52940301. Запорно-пломбировочные устройства на данные полувагоны не накладывались.
26.05.2008 в адрес Хакасской таможни (таможенного органа, выдавшего разрешение на переработку товаров) поступило письмо ОАО "РУСАЛ Саяногорский алюминиевый завод" (далее - ОАО "РУСАЛ САЗ", лицо, получившее разрешение на переработку) от 23.05.2008 N 34/1-1258 представленное в рамках выверки продуктов переработки (алюминия) в соответствии с положениями п.2 ст. 185 ТК РФ и п. 18 Правил совершения отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима переработки на таможенной территории, утвержденных приказом ГТК РФ от 04.03.2004 N 266.
Из содержания письма следовало, что часть металла, являющегося продуктом переработки, отгруженного в счет разрешения N 10604000/26107/52/4, не была вывезена с таможенной территории Российской Федерации по ГТД N10604020/260308/0000482 (N 52940301) весом 1 379 кг.
Дополнительная информация о фактическом вывозе товара с таможенной территории РФ, отгруженного в вагоне N 52940301 поступила в таможню 17.06.2008 письмом ОАО "РУСАЛ САЗ" от 16.06.2008 N 34/1-1565.
По факту утраты товара таможенным органом назначения - Новороссийской таможней, было возбуждено дело об административном правонарушении N 10317000-310/2008. Таможенный орган установил, что не вывоз товара (продукта переработки) произошел в результате утраты части товара при железнодорожной перевозке по вышеуказанной железнодорожной накладной в рамках процедуры ВТТ.
В соответствии с п.2 ст.320, п.1, п.4 ст.90, п.п.3 ст.97 Таможенного кодекса Российской Федерации ответственность за уплату ввозных таможенных пошлин и налогов в случае недоставки иностранных товаров в таможенный орган назначения (которым является таможенный орган, где завершается процедура ВТТ согласно п.1 ст.92 Таможенного кодекса Российской Федерации, в настоящем случае - Новороссийская таможня) несет железная дорога (перевозчик), утратившая товары.
В соответствии со ст.173 ТК России, переработка на таможенной территории -таможенный режим, при котором ввезенные товары используются на таможенной территории РФ в течение установленного срока (срока переработки товаров) для целей проведения операций по переработке товаров с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов при условии вывоза продуктов переработки с таможенной территории РФ в определенный срок.
Согласно ст.185 ТК России, не позднее дня истечения срока переработки, таможенный режим переработки на таможенной территории должен быть завершен вывозом продуктов переработки с таможенной территории Российской Федерации либо помещением ввезенных товаров и продуктов их переработки под иные таможенные режимы. В противном случае при выпуске для свободного обращения ввезенных товаров и (или) продуктов переработки (применительно к рассматриваемому случаю) уплачиваются суммы таможенных пошлин и налогов, которые подлежали бы уплате, если бы ввезенные товары были заявлены к выпуску для свободного обращения в день помещения товаров под таможенный режим переработки на таможенной территории. Принцип уплаты таможенных пошлин и налогов, заложенный в ст.185 Таможенного кодекса Российской Федерации, основан на положениях ст.321 Таможенного кодекса Российской Федерации, которая определяет, что общая сумма ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, не может превышать сумму таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате, если бы товары были выпущены для свободного обращения при их ввозе на таможенную территорию Российской Федерации, без учета пеней и процентов.
В соответствии с п.2 ст.320 ТК России при невыполнении требований и условий, установленных Таможенным кодексом Российской Федерации для применения таможенных процедур и таможенных режимов, содержание которых предусматривает полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, в числе лиц, ответственных за уплату таможенных пошлин, налогов в случаях, прямо предусмотренных ТК России, назван перевозчик.
Обязанность перевозчика при осуществлении перевозки по процедуре внутреннего таможенного транзита обеспечить сохранность товаров установлена статьей 88 ТК России.
На основании п.3 ст.97 ТК России таможенный перевозчик обязан уплачивать таможенные пошлины, налоги в случае, предусмотренном п.1 ст.90 ТК России, которым установлено, что в случае недоставки иностранных товаров в таможенный орган назначения перевозчик обязан уплатить ввозные таможенные пошлины, налоги,
В силу п.4 ст.90 ТК России при перевозке товаров железнодорожным транспортом в соответствии с внутренним таможенным транзитом ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов несет железная дорога, утратившая товары либо выдавшая их без разрешения таможенного органа. Требование об уплате таможенных платежей предъявляется таможенными органами железной дороге назначения.
Таким образом, наличие обязанности перевозчика по уплате таможенных платежей в случае недоставки товара следует из названных положений Таможенного кодекса Российской Федерации.
ОАО "РЖД" является таможенным перевозчиком, в силу чего несет обязанность уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов в случае недоставки иностранных товаров в таможенный орган назначения.
Факт утраты товара (алюминия) в пути следования, когда товар находился в зоне ответственности перевозчика, подтверждается коммерческим актом N СКВ0801248/954 от 26.04.2008 в части утраты товара по ж/д накладной N 91896341.
Наличия обстоятельств непреодолимой силы, при которых произошла утрата товара перевозчиком не представлено.
В соответствии с п.1 и 2 ст.350 ТК РФ требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о не уплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) проценты.
Срок исполнения требования об уплате таможенных платежей составляет не менее 10 рабочих дней и не более 20 дней со дня получения требования. В случае неисполнения указанного требования таможенные органы принимают меры по принудительному взысканию таможенных платежей в соответствии с главой 32 ТК РФ.
Согласно пункту 1 ст.351 ТК РФ при неисполнении требования об уплате таможенных платежей в установленные сроки таможенный орган принимает решение о взыскании денежных средств со счетов плательщика в банке в бесспорном порядке.
Решение о бесспорном взыскании принимается таможенным органом не позднее 30 дней со дня истечения срока исполнения требования об уплате таможенных платежей. Решение о бесспорном взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае таможенный орган обращается в суд с иском о взыскании с плательщика сумм таможенных платежей.
Пунктом 1 статьи 348 ТК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки указанные пошлины, налоги взыскиваются таможенными органами принудительно. Порядок взыскания таможенных пошлин, налогов с юридических и физических лиц представляет собой определенную совокупность последовательных действий, совершаемых в рамках установленных Кодексом сроков.
Согласно пункту 3 статьи 348 ТК РФ принудительное взыскание таможенных пошлин налогов с юридических лиц производится путем взыскания таможенных пошлин, налогов за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банках (статья 351), или за счет иного имущества плательщика (статья 353), а также в судебном порядке.
Направление лицу, ответственному за уплату таможенных платежей, требования об их уплате предшествует применению таможенными органами мер по их принудительному взысканию, и является обязательным условием применения указанных мер и направляется лицу во всех случаях, за исключением прямо определенных ТК РФ.
В соответствии со статьей 349 ТК РФ при неуплате таможенных пошлин, налогов в установленный срок (просрочке) уплачиваются пени, которые, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 - 5 этой же статьи, начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов начиная со дня, следующего за днем исчисления сроков уплаты таможенных пошлин, налогов по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов либо по день принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов включительно в процентах, соответствующих одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ, от суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов (недоимки).
Вместе с тем в соответствии с абз.3 п.1 ст.3 ТК РФ при регулировании отношений по установлению, введению и взиманию таможенных платежей таможенное законодательство Российской Федерации применяется в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно п.4 ст.6 НК РФ в отношении нормативных правовых актов, регулирующих порядок взимания налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, применяются положения, установленные Таможенным кодексом Российской Федерации.
В силу п.1 ст.34 НК РФ таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами.
Пунктом 10 ст.47 НК РФ установлено, что положения, предусмотренные данной статьей (порядок взыскания налога или сбора за счет иного имущества налогоплательщика-организации или налогового агента-организации), применяются также при взыскании налогов таможенными органами с учетом положений, установленных Таможенным кодексом Российской Федерации.
В Таможенном кодексе Российской Федерации отсутствуют нормы, определяющие срок для обращения таможенного органа в суд с иском (заявлением) о взыскании с плательщика таможенных платежей. Однако это не означает, что взыскание таких платежей в судебном порядке не ограничено во времени. Иное противоречило бы принципу правовой определенности (стабильности экономического оборота).
В соответствии с принципом всеобщности и равенства налогообложения (п.1 ст.3 НК РФ), исходя из универсальности воли законодателя и основываясь на положениях статей 45 - 48 НК РФ, следует признать, что срок для обращения налоговых (таможенных) органов в суд, установленный статьей 48 НК РФ в отношении физических лиц и составляющий шесть месяцев (после истечения срока исполнения требования об уплате налога), распространяется и на взыскание с юридических лиц таможенных пошлин, налогов в судебном порядке. Вместе с тем, при обращении в суд с иском (заявлением) о взыскании таможенных пошлин, налогов с юридических лиц этот шестимесячный срок следует исчислять с момента истечения установленного законом срока для бесспорного взыскания соответствующих сумм.
Согласно пункту 1 статьи 115 НК РФ налоговые органы могут обратиться в суд с заявлением о взыскании налоговых санкций не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта.
В соответствии с пунктом 20 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 N 41/9 установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 НК РФ сроки для обращения налоговых органов в суд являются пресекательными, то есть не подлежащими восстановлению. В случае их пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.
Такие же положения включены в п.12 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5, в котором указано, что срок для обращения таможенных органов в суд с исками к юридическим лицам является пресекательным, не подлежащим восстановлению, исчисляется с момента истечения 60-дневного срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации для бесспорного взыскания соответствующих сумм.
Согласно порядку исчисления сроков по таможенным платежам, применяется с учетом ст.3 ТК России, ст.34 НК России и начинает течь с момента окончания установленного пунктом 3 статьи 46 НК РФ 60-дневного срока на бесспорное взыскание недоимки за счет денежных средств. В данном случае с момента истечения 30 дневного срока на бесспорное взыскание - п.2 ст. 351 Таможенного кодекса Российской Федерации. Срок на бесспорное взыскание начинает течь с момента истечения срока на добровольную уплату налога, который, в свою очередь, исчисляется с момента окончания срока, в течение которого требование об уплате налога должно было быть направлено налогоплательщику в соответствии с правилами статьи 70 НК Российской Федерации, согласно ст. 350 Таможенного кодекса Российской Федерации.
Автор апелляционной жалобы указывает, что требование об уплате таможенных платежей и пеней N 9 от 20.06.2008г. должно было быть выставлено в течение 10 дней, то есть не позднее 06.05.2008. Срок уплаты таможенных платежей истек 02.06.2008. Следовательно, шестимесячный срок для обращения таможни в суд с заявлением о взыскании с ОАО "РЖД" задолженности по таможенным платежам и пеням истекал 02.12.2008 (26.04.2008 + 10 дней (выставление требование) + 6 дней (направление требования по почте) + 20 дней (срок исполнения требования), таможня обратилась в суд с заявлением 31.12.2008, то есть за пределами указанного срока.
Вместе с тем, согласно ст. 335 ТК РФ срок для направления требования лицу, ответственному за уплату таможенных платежей, -10 дней, истекал 06.05.2008; срок доставки требования указанному лицу - 6 дней со дня отправления заказного письма - 12.05.2008; срок, определенный в требовании для добровольного исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, истекал 01.06.2008; срок для принятия решения о бесспорном взыскании таможенных платежей - 30 дней со дня истечения срока исполнения требования об уплате таможенных платежей (ст. 351 ТК РФ), 01.06.2008 + 30 дн. - 01.07.2008.
Шестимесячный срок в соответствии со ст. 46 НК РФ для обращения таможенного органа в суд с заявлением о взыскании с ОАО "РЖД" задолженности по таможенным платежам и пеням по требованию об уплате таможенный платежей и пени от 20.06.2008 N 9 истекал 01.01.2009 (01.07.2008 + 6 мес.). Из материалов дела видно, что в Арбитражный суд города Москвы заявление таможенного органа о взыскании таможенных платежей и пени поступило 31.12.2008, что подтверждается отметкой суда на заявлении (т.1, л.д.3).
При таких обстоятельствах апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции, что таможенным органом соблюден срок на обращение в арбитражный суд о взыскании с ОАО "РЖД" таможенных платежей и пени по требованию от 20.06.2008 N 9 , вопреки доводам автора апелляционной жалобы об обратном.
Расчет пени проверен судом первой инстанции и признан обоснованным (л.д.44).
Размер пени за задолженность по уплате таможенных платежей на момент рассмотрения спора составила 624, 56 руб.
Таким образом, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции об удовлетворении заявления Хакасской таможни о взыскании таможенных платежей и пеней в размере 5590 руб. 82 коп. является правильным. Доводы же, приведенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для его отменены либо изменения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.266, 268, 269 и 271 АПК РФ суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.03.2009 по делу N А40-96613/08-92-730 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
С.Л. Захаров |
Судьи |
Л.А. Москвина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-96613/08-92-730
Истец: Хакасская таможня
Ответчик: ОАО "Российские железные дороги", ОАО "РЖД" (филиал Северо-Кавказская железная дорога)
Хронология рассмотрения дела:
13.05.2009 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-6468/2009