г. Москва
19 мая 2009 г. |
Дело N А40-95495/08-76-405 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.05.2009г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19.05.2009г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Кольцовой Н.Н.
судей: Кораблевой М.С., Солоповой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания председательствующим судьей Кольцовой Н.Н.
Рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России N 14 по г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.03.2009 г.
по делу N А40-95495/08-76-405, принятое судьей Чебурашкиной Н.П.
по иску (заявлению) ООО "РОСА" Холдинг"
к ИФНС России N 14 по г. Москве
о признании незаконными решений и об обязании возместить НДС
при участии в судебном заседании:
от истца (заявителя): Яковлев Л.А. по доверенности от 20.01.2009 г. б/н
от ответчика (заинтересованного лица): Иванова Ю.С. по доверенности от 14.05.2009 г. N 05-06/028806
УСТАНОВИЛ
ООО "РОСА" Холдинг" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к ИФНС России N 14 по г. Москве о признании незаконными решения от 05.09.2008 г. N 16/1306 "Об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость" в части отказа в возмещении НДС в сумме 291 496 руб., решения от 05.09.2008 г. N 16/1306-1 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" в части доначисления НДС за 1-ый квартал 2008 года в сумме 1 269 171 руб., а также об обязании ИФНС России N 14 по г. Москве возместить НДС за 1-ый квартал 2008 года в размере 291 496 руб. путем возврата.
Решением суда от 10.03.2009 г. заявленные требования удовлетворены. При этом суд исходил из того, что оспариваемые решения Инспекции являются незаконными, не соответствуют действующему законодательству о налогах и сборах; заявителем в установленном ст.ст. 171и 172 НК РФ порядке подтверждено право на применение налоговых вычетов по НДС.
ИФНС России N 14 по г.Москве не согласилась с принятым решением суда и подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, отказать в удовлетворении заявленных обществом требований в полном объеме, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. В обоснование доводов апелляционной жалобы Инспекция указывает на то, что налоговым органом соблюдена предусмотренная законом процедура оформления результатов камеральной проверки и вынесения оспариваемых по делу решений. Налоговый орган ссылается на непредставление заявителем к проверке договоров по произведенным в спорный период хозяйственным операциям, а также иных первичных документов, в том числе актов об оказанных услугах. Налоговый орган также указывает на то, что в графе 6 книги покупок за 1-ый квартал 2008 года отсутствуют указанные в счетах-фактурах сведения о номерах ГТД и стране происхождения товара. По мнению Инспекции, заявитель необоснованно включил в налоговый вычет сумму НДС в размере 38,14 руб., поскольку обществом к проверке не представлены счета-фактуры, оформляющие реализацию услуг, в счет которой поступил аванс,
ООО "РОСА" Холдинг" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указывает, что заявитель надлежащим образом подтвердил правомерность своих требований, а решение суда принято на основе правильного применения норм материального и процессуального права, в связи с чем просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев дело в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ, заслушав объяснения представителя заинтересованного лица, поддержавшего доводы и требования апелляционной жалобы, заявителя, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и обстоятельствами дела.
При исследовании обстоятельств дела установлено, что 21.04.2008 г. заявитель представил в ИФНС России N 14 по г. Москве налоговую декларацию по НДС за 1-ый квартал 2008 года, согласно которой сумма НДС, заявленная к возмещению, составила 291 496 руб.
По результатам камеральной налоговой проверки представленной обществом налоговой декларации и предусмотренных ст. 172 НК РФ документов ИФНС России N 14 по г. Москве составлен акт от 04.07.2008 г. и вынесены оспариваемые по делу решения от 05.09.2008 г. N16/1306 "Об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость" и N 16/1306-1 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Указанными решениями в обжалуемой заявителем части обществу отказано в возмещении НДС в сумме 291 496 руб., а также доначислен НДС за 1-ый квартал 2008 года в сумме 1 269 171 руб.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Суд апелляционной инстанции считает, что налоговый орган не доказал соответствие оспариваемых ненормативных правовых актов закону, а также наличие обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых по делу решений.
Согласно п.п. 1 и 2 ст. 171 НК РФ, налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении: товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса; товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
В соответствии с п. 1 ст. 172 НК РФ, налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса.
Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Таким образом, налоговые вычеты производятся при соблюдении следующих условий: наличие счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг); принятие на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав; при наличии соответствующих первичных документов.
Суд апелляционной инстанции считает, что установленные ст.ст. 171 и 172 НК РФ условия применения налоговых вычетов соблюдены заявителем, что подтверждается представленными в материалы дела и налоговому органу документами (договорами, товарными накладными, актами, счетами-фактурами, платежными поручениями, выписками банка - т. 1 л.д. 31-151, т. 2 л.д. 1-125, т.3 л.д. 21-150, т. 4 л.д. 1-44).
Признавая оспариваемые по делу решения налогового органа незаконными, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявителем нарушен установленный ст.ст. 88, 100, 101 НК РФ порядок рассмотрения материалов камеральной проверки и вынесения оспариваемого решения по следующим основаниям.
В соответствии с п. 5 ст. 88 НК РФ лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 100 НК РФ в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.
Пунктом 5 ст. 100 НК РФ предусмотрено, акт налоговой проверки должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем).
В случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, и акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправки заказного письма.
Таким образом, акт налогового проверки направляется по почте в случае, если налогоплательщик уклоняется от получения акта налоговой проверки.
Вопреки требованиям ст.ст. 65, 200 АПК РФ налоговый орган не представил доказательств того, что общество уклонялось от вручения акта камеральной налоговой проверки.
Как видно из материалов дела, акт камеральной налоговой проверки и уведомление о рассмотрении материалов проверки 07.08.2008 г. были направлены налоговым органом в адрес заявителя почтовым отправлением, которое вернулось в Инспекцию с отметкой постового отделения "в обслуживании не значится".
Иных мер направленных на вручение заявителю акта камеральной налоговой проверки, в том числе путем вызова представителя налогоплательщика в Инспекцию, налоговым органом предпринято не было.
Исходя из изложенного, анализ представленных в материалы дела доказательств, свидетельствует о том, что налоговым органом нарушен порядок рассмотрения материалов камеральной проверки, поскольку заявителю не был вручен акт камеральной налоговой проверки и он не был уведомлен о времени и месте рассмотрения материалов проверки, в связи с чем был лишен возможности представить объяснения и дополнительные документы, что нарушает права и законные интересы налогоплательщика.
В силу п. 14 ст. 101 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Доводы налогового органа о том, что заявителем к проверке не представлены договоры, подтверждающие факт финансово-хозяйственных отношений с поставщиками товаров (работ, услуг), а также иные первичные документы, в том числе акты оказанных услуг, не могут служить основанием для отказа налогоплательщику в применении налоговых вычетов по НДС по следующим основаниям.
Порядок применения налоговых вычетов по НДС установлен ст.ст. 171 и 172 НК РФ.
В силу указанных норм налоговые вычеты производятся при соблюдении следующих условий: наличие счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг); принятие на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав; при наличии соответствующих первичных документов.
Таким образом, положения ст.ст. 171 и 172 НК РФ не ставят право налогоплательщика на применение налогового вычета в зависимости от представления договоров с поставщиками.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции заявителем в материалы дела были представлены договоры с поставщиками товаров (работ, услуг).
Каких-либо нарушений в оформлении указанных договоров налоговым органом не установлено.
При таких обстоятельствах, отказ налогового органа в применении обществом налоговых вычетов в связи с непредставлением договоров с поставщиками является необоснованным.
Доводы налогового органа о том, что в графе 6 книги покупок за 1-ый квартал 2008 года отсутствуют указанные в представленных к проверке счетах-фактурах сведения о номерах ГТД и стране происхождения товара, не принимаются во внимание судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Разделом II Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 г. N 914, при расчетах по НДС не предусмотрена обязанность заполнения графы 6 Книги покупок на том основании, что в счете-фактуре имеются сведения о стране происхождения товара и номер ГТД.
Графа 6 книги покупок заполняется импортером при ввозе товаров, а не организацией, покупающей у импортера уже ввезенный на территорию Российскую Федерацию товар.
Для ввозимых (импортируемых) товаров предусмотрены специальные правила принятия НДС к вычету.
Поскольку общество не является импортером товаров и приобрело их у российских поставщиков, не заполнение им графы 6 книги покупок не свидетельствует о нарушении заявителем установленного ст.ст. 171 и 172 НК РФ порядка и не может служить основанием для отказа налогоплательщику в применении налоговых вычетов.
Доводы налогового органа о том, что заявитель необоснованно включил в налоговый вычет сумму НДС в размере 38,14 руб., поскольку обществом к проверке не представлены счета-фактуры, оформляющие реализацию услуг, в счет которой поступил аванс, отклоняются судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
28.02.2008 г. ООО "РОСА" Инвестстрой" осуществило в пользу заявителя платеж за услуги, оказанные в январе 2008 г. в сумме 53 897,10 руб. платежным поручением N 21 от 28.02.2008 г., из них за обслуживание информационных систем -14 550 руб.
Налогоплательщиком за оказанные услуги выставлен счет-фактура от 31.01.2008 г. N 00000020.
Согласно договору стоимость данных услуг заявителя, отраженных в книге продаж, составляет 14 300 руб., в т.ч. НДС 2 181,36 руб.
Таким образом, сумма переплаты составила 250 руб., в т.ч. НДС 38,14 руб., что отражено в счете-фактуре на аванс от 28.02.2008 г. N ав-0001 (т. 2 л.д. 124, т. 3 л.д. 24).
Впоследствии 05.03.2008 г. ООО "РОСА" Инвестстрой" осуществило в пользу заявителя оплату услуг, оказанных в феврале, в сумме 53 897,10 руб. платежным поручением N 33 от 05.03.2008 г., из них за обслуживание информационных систем -14 050 руб., в т.ч. НДС 2 143,22 руб.
Налогоплательщиком за оказанные услуги выставлен счет-фактура N 00000063 от 28.02.2008 г.
Стоимость данных услуг по договору оставляет 14 300 руб., в т.ч. НДС 2 181,36 руб.
Таким образом, вычет по НДС в размере 38,14 руб. обоснованно применен заявителем на основании п. 8 ст. 171 НК РФ, п. 6 ст. 172 НК РФ на дату реализации услуг, в счет оплаты которых получен аванс.
В оспариваемом решении Инспекция ошибочно ссылается на неправомерное применение налогового вычета в сумме 38,14 руб. по счету-фактуре N ав-001 от 28.02.2008 г.
В суде апелляционной инстанции представитель заявителя подтвердил, что налоговый вычет заявлен по счету-фактуре от 28.02.2008 г. N ав-0001
Именно данный счет-фактура отражен в книге покупок (т. 2 л.д. 124) и был представлен заявителем в налоговый орган во исполнение требования Инспекции о предоставлении документов от 28.04.2008 г. N 16-21/026532 (т. 3 л.д. 24).
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что анализ представленных в деле доказательств подтверждает правомерность вывода суда первой инстанции о том, что требования заявителя обоснованны и подлежат удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, правильно оценены доводы заявителя и заинтересованного лица и вынесено законное и обоснованное решение, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции.
Поскольку в силу п.п. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 г. N 281-ФЗ) налоговые органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины, то государственная пошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 110, 176, 266, 267, 268, 269, 271 АПК РФ, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.03.2009 г. по делу N А40-95495/08-76-405 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий: |
Н.Н. Кольцова |
Судьи |
М.С. Кораблева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-95495/08-76-405
Истец: ООО "РОСА "ХОЛДИНГ"
Ответчик: ИФНС РФ N 14 по г. Москве
Хронология рассмотрения дела:
19.05.2009 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-7071/2009