г. Москва |
Дело N А40-87416/08-141-417 |
22 мая 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 мая 2009 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Птанской Е.А.
судей: Седова С.П., Яремчук Л.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Прибытковым Д.П.
Рассматривая в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МИ ФНС России
по крупнейшим налогоплательщикам N 1
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.02.2009 г.
по делу N А40-87416/08-141-417, принятое судьей Дзюбой Д.И.
по иску (заявлению) ОАО "Тюменнефтегаз"
к МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1
о признании недействительным решения
при участии в судебном заседании:
от истца (заявителя): Конькова Л.А. по доверенности от 18.12.2008 N 130,
от ответчика (заинтересованного лица): Безродных А.Б. по доверенности N 115 от
23.04.2009 г.; Черезов В.В. по доверенности N 83 от 20.03.2009г.
УСТАНОВИЛ
ОАО "Тюменнефтегаз" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным решения МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 13.10.2008 года N 52-14-14/914 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 25.02.2009г. заявленные требования удовлетворены.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение инспекции является незаконным, противоречит Налоговому кодексу РФ.
Не согласившись с принятым решением, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить судебное решение, в связи с нарушением норм материального права.
В апелляционной жалобе приводит доводы о том, что содержания норм статей 171, 172, 259 Налогового кодекса РФ следует, что момент возникновения права на применение налогового вычета по объекту капитального строительства связан не с подачей документов на государственную регистрацию прав на объект и документальным подтверждением данного факта, а с моментом введения объекта в эксплуатацию. Полагает, что принятие на учет товаров, в отношении которых обществом заявлен к вычету НДС в сумме 21 654 147,71 рублей, было осуществлено заявителем в период с января 2001 года по декабрь 2004 года, условия принятия сумм НДС к вычету также соблюдены в указанные периоды - а именно, факт наличия документов, предусмотренных ст. 172 НК РФ, а также принятие данных средств на учет по счету 08 "Вложения во внеоборотные активы". Таким образом, по мнению инспекции, вывод суда первой инстанции о законности доводов общества относительно того, что право на применение налоговых вычетов у налогоплательщика только в момент государственной регистрации прав собственности в отношении спорных объектов, и принятия объектов капитального строительства в качестве объектов основных средств 30.11.2007 года (принятия приобретенных объектов к учету по счету 01 "Основные средства") после государственной регистрации прав на объекты, является необоснованным. Инспекция при этом также указывает, что момент возникновения права на применение налоговых вычетов по объекту капитального строительства связан с моментом введения объекта в эксплуатацию.
Заявитель представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором возражает против доводов жалобы, просит оставить ее без удовлетворения.
Рассмотрев дело в порядке статей 266 и 268 АПК РФ, заслушав объяснения представителей инспекции, поддержавших требования апелляционной жалобы, представителя заявителя, возражавшего против доводов и требований апелляционной жалобы, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и обстоятельствами дела.
Как видно из материалов дела, общество 25 апреля 2008 года представило в инспекцию уточненную налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за декабрь 2007 года.
По результатам проведения камеральной налоговой проверки инспекцией вынесено оспариваемое по настоящему делу решение о привлечении заявителя к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым установлено завышение налоговых вычетов на сумму 21 654 148 рублей, в связи с чем заявитель привлечен к налоговой ответственности в соответствии с п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату или неполную уплату сумм налога в виде штрафа в размере 997 612,54 рублей, начислены пени в размере 206 414,42 рублей и предложено уплатить сумму НДС в размере 21 654 148 рублей.
Данное решение налогового органа мотивировано тем, что в налоговой декларации общества по НДС за декабрь 2007 г. необоснованно заявлены налоговые вычеты в сумме 21 654 147, 71 рублей в связи с тем, что все условия для принятия НДС к вычету (дата счета-фактуры, дата оплаты счета-фактуры, дата принятия на учет товаров (работ, услуг) соблюдены налогоплательщиком в более ранних налоговых периодах.
Из представленных доказательств следует, что суммы НДС в размере 21 654 147, 71 руб. по спорным счетам-фактурам относятся к капитальному строительству объектов недвижимости.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, возникновение права на вычет сумм НДС, предъявленных в процессе создания объектов капитального строительства или основных средств, связано не столько с соблюдением общих условий, предусмотренных пунктами 1,2 статьи 171 и пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса РФ, но и специальных правил, установленных пунктами 6 статьи 171 и пункта 5 статьи 172 Налогового кодекса РФ.
Как установлено пунктом 6 статьи 171 Налогового кодекса РФ в редакции, действовавшей до 01 января 2006 года, вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ, и суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства.
Пунктом 5 статьи 172 Налогового кодекса РФ в редакции, действовавшей до 01 января 2006 года, предусмотрены особые условия, регламентирующие порядок применения налоговых вычетов сумм налога, указанных в пункте 6 статьи 171 Налогового кодекса РФ с указанием на то, что они производятся по мере постановки на учет соответствующих объектов завершенного капитального строительства (основных средств) с момента, указанного в абзаце 2 пункта 2 статьи 259 Налогового кодекса РФ, или при реализации объекта незавершенного капитального строительства.
При таких обстоятельствах, вывод инспекции о возникновении у общества права на спорные налоговые вычеты по НДС в период с января 2001 года по декабрь 2004 года не соответствует обстоятельствам, с которыми специальные нормы Налогового кодекса РФ, связывают возникновение права на вычет.
Относительно соблюдения условий принятия к вычету сумм НДС, предъявленных подрядными организациями обществу в процессе строительства основных средств установлено следующее.
В соответствии с пунктом 5 статьи 172 Налогового кодекса РФ (в редакции, действующей до 01.01.2006 года) вычеты сумм налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, а также по товарам, работам, услугам, приобретенным для выполнения строительно-монтажных работ, производятся по мере постановки на учет соответствующих объектов завершенного капитального строительства (основных средств) с момента, указанного в абзаце втором пункта 2 статьи 259 Налогового кодекса РФ.
С 01.01.2006 года пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 22.07.2005 года N 119-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса РФ и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства РФ о налогах и сборах" установил, что суммы НДС, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) и уплаченные им при проведении капитального строительства, которые не были приняты к вычету до 1 января 2005 года, подлежат вычету по мере постановки на учет соответствующих объектов завершенного капитального строительства, используемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, или вычету при реализации объекта незавершенного капитального строительства в порядке, установленном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговое законодательство не регламентирует ни порядок постановки на учет объектов завершенного капитального строительства, ни порядок постановки на учет основных средств.
В силу положений статьи 11 Налогового кодекса РФ о применении понятий, терминов и институтов других отраслей права общество исходило из положений по бухгалтерскому учету долгосрочных вложений.
Долгосрочные инвестиции связаны, в частности с осуществлением капитального строительства в форме нового строительства, а также реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих предприятий и объектов непроизводственной сферы (пункт 1.2. Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденного письмом Министерства финансов РФ 30.12.1993 года N 160).
В соответствии с пунктом 3.2.2. Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденного письмом Минфина РФ от 30.12.1993 года N 160, законченные строительством здания и сооружения, приемка в эксплуатацию которых оформлена в установленном порядке, зачисляются в состав основных средств. Основанием для зачисления является Акт приемки-передачи основных средств.
При таких обстоятельствах, суд соглашается с обоснованностью правовой позиции заявителя о том, что право на принятие к вычету сумм НДС, предъявленных подрядными организациями в процессе создания объектов основных средств, связано с принятием к учету соответствующего основного средства.
Довод инспекции о том, что применение вычетов не поставлено в зависимость от того, каким образом объекты отражаются в бухгалтерском учете, в частности в статей 172 НК РФ не определено, что принятием к учету является отражение на счете 01 "Основные средства" и достаточно принятие данных средств на учет по счету 08 "Вложения во внеоборотные активы", не имеет правового значения для настоящего спора.
Согласно пункту 1 статьи 172 Налогового кодекса РФ налоговые вычеты производятся налогоплательщиком при наличии счета-фактуры, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, после принятия на учет приобретенных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов, подтверждающих факт приобретения и принятия на учет этих товаров (работ, услуг).
При этом первичными документами согласно статье 9 Федерального закона от 21.11.1996 года N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" являются оправдательные документы, подтверждающие хозяйственную деятельность организации, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания.
Для оформления и учета операций приема, приема-передачи объектов основных средств в организации или между организациями для включения объектов основных средств и учета их ввода в эксплуатацию применяется форма N ОС-1 (для объектов основных средств, кроме зданий, сооружений), форма NОС-1а (для зданий, сооружений). Формы актов приемки-передачи NОС-1 и NОС-1а установлены постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 года N7.
При рассмотрении настоящего дела установлено, что строительство объектов было завершено в 2003-2005 годах, в этих же периодах они были введены в эксплуатацию, что подтверждается Актом приемки законченного строительством объекта (КС-14), Актами на передачу скважин из бурения в эксплуатацию (КС-234).
Принятие объектов капитального строительства в качестве объектов основных средств произведено 30.11.2007 года, что подтверждается актами ОС-1 N 3790, 3783, 3784, 3785, 3786, 3787, 3788) после государственной регистрации прав на объекты.
Конституционный Суд РФ в определении от 11.05.2006 года N 157-О указал, что в силу положений главы 21 Налогового кодекса РФ, в частности статей 154-159, 162,166, абзацев первого и второго пункта 6 статьи 171, абзацев первого и второго пункта 1 и абзаца первого пункта 5 статьи 172, сумма налога на добавленную стоимость, предъявленная налогоплательщику подрядными организациями, подлежит вычету при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) в том случае, если приобретенные у подрядной организации объекты завершенного капитального строительства приняты на учет в качестве основных средств и, как следствие, налогоплательщиком понесены в связи с этим материальные затраты.
Ссылка инспекции на отражение операций по счетам бухгалтерского учета 08 и 01 не может быть принята во внимание, поскольку журналы учета или регистрации хозяйственных операций, счета бухгалтерского учета в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 21.11.1996 года N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" представляют собой регистры бухгалтерского учета, предназначенные для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах.
В соответствии с Инструкцией по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н, план счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности (активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др.) в бухгалтерском учете. План счетов содержит полный перечень синтетических и аналитических (включая субсчета) счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета.
Счет 08 "Вложения во внеоборотные активы" предназначен для обобщения информации о затратах организации в объекты, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, земельных участков и объектов природопользования, нематериальных активов,
По дебету счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" отражаются фактические затраты застройщика, включаемые в первоначальную стоимость объектов основных средств, нематериальных активов и других соответствующих активов.
Сформированная первоначальная стоимость объектов основных средств, нематериальных активов, принятых в эксплуатацию и оформленных в установленном порядке, списывается со счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" в дебет счетов 01 "Основные средства", 03 "Доходные вложения в материальные ценности", 04 "Нематериальные активы" и др.
Таким образом, отражение на счете 08 бухгалтерского учета общества оприходование выполненных строительных работ в рамках агентского договора N ТНГ-2268 от 20.10.2000 года и агентского договора N ННП-8642/04/ТНГ-4185 от 02.04.2004 года, заключенным также с ОАО "Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие", не может свидетельствовать о принятии к учету объектов капитального строительства, а только подтверждает факт несения затрат на их создание.
Из представленных в материалы настоящего дела доказательств следует, что по объектам недвижимости, по которым закончены капитальные вложения, оформлены соответствующие первичные учетные документы по приемке-передаче, документы переданы на государственную регистрацию и фактически эксплуатируемым, амортизация начисляется в общем порядке с первого числа месяца, следующего за месяцем введения объекта в эксплуатацию. При принятии этих объектов к бухгалтерскому учету в качестве основных средств после государственной регистрации производится уточнение ранее начисленной суммы амортизации (пункт 52 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина РФ от 13.10.2003 годаN 91н).
Государственная регистрация прав собственности в отношении спорных объектов была произведена в октябре и ноябре 2007 года, принятие объектов капитального строительства в качестве объектов основных средств было осуществлено 30.11.2007 года после государственной регистрации прав на объекты, начисление же амортизации стало производить со следующего месяца после принятия к учету объектов в качестве основных средств, то есть с декабря 2007 года.
Доказательством момента начала начисления амортизации с декабря 2007 года являются акты приема-передачи по форме N ОС-1.
Доказательства обратного инспекцией при рассмотрении настоящего дела, в нарушение ст. ст. 189, 200 АПК РФ не представлено.
Суд первой инстанции правомерно отклонил довод налогового органа о несоблюдении обществом срока на предъявление вычетов, установленного п. 2 ст. 173 НК РФ, поскольку трехлетний срок ограничения представления налоговой декларации распространяется на декларации, в которых в результате исчисления налога образовалась положительная разница в виде налога, подлежащего возмещению из бюджета.
Между тем, в рассматриваемом случае по результатам исчисления налога по представленной декларации превышение суммы налоговых вычетов над суммой налога, исчисленной от операций, подлежащих налогообложению, не образовалось, в связи с чем сумма налога, подлежащая возмещению в порядке ст. 176 НК РФ, отсутствует.
Указанным обстоятельствам судом первой инстанции дана надлежащая оценка.
Собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи позволяют сделать вывод о том, что инспекцией неправомерно было отказано обществу в праве на предъявление к вычету сумм налога, уплаченного подрядным организациям при проведении ими капитального строительства, что повлекло необоснованное привлечение к налоговой ответственности и возложению обязанности уплатить сумму налога и пени.
Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает, что судебное решение принято в соответствии с действующим законодательством, с учетом всех обстоятельств дела, поэтому оснований для его отмены не имеется.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, касаются обстоятельств, которым дана надлежащая оценка судом первой инстанции, они не опровергают выводов суда и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены решения.
Расходы по государственной пошлине по данному делу распределены в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
В соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ) налоговый орган освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271, АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.02.2009 г. по делу N А40-87416/08-141-417 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий |
Е.А. Птанская |
Судьи |
Л.А. Яремчук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-87416/08-141-417
Истец: ОАО "Тюменьнефтегаз ", ОАО "Тюменьнефтегаз
Ответчик: МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1
Хронология рассмотрения дела:
22.05.2009 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-6068/2009