г. Москва |
Дело N А40-4239/09-108-13 |
27 мая 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена "26" мая 2009 г.
Постановление изготовлено в полном объеме "27" мая 2009 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Порывкина П.А.,
судей: Крекотнева С.Н., Кольцовой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Прибытковым Д.П.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Лукойл"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.03.2009 г.
по делу N А40-4239/09-108-13
принятое судьей Гросулом Ю.В.
по иску (заявлению) ОАО "Лукойл"
к МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1
третье лицо: ОАО "АК "Транснефть"
о признании недействительным решения.
при участии в судебном заседании:
от истца (заявителя): не явился, извещен
от ответчика (заинтересованного лица): Суховей Е.А. по доверенности от08.08.2008 N 86, удостоверение УР N 431178
от третьего лица: не явился, извещен
УСТАНОВИЛ
ОАО "Лукойл" обратилось в суд с требованиями признать недействительным решение Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 15.10.2008 N 52-15-14/925/970 "О возмещении (частично) сумм налога на добавленную стоимость" в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в размере 2 276 962 рубля, указав в резолютивной части решения на обязанность Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "ЛУКОЙЛ", а также признать недействительным решение Межрегиональной инспекции ФНС. России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 15.10.2008 N 52-15-14/926/1306 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 19.03.2009 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суд первой инстанции исходил из того, что агентские услуги, оказываемые заявителю ОАО "АК "Транснефть" по транспортировке нефти по территории Республики Беларусь, Украины, Республики Казахстан должны облагаться НДС по ставке 0%, поскольку оказывались в отношении товара после помещения его под таможенный режим экспорта.
Не согласившись с принятым решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
Заявитель в жалобе указывает, что действие таможенного режима экспорта прекращается с пересечением товарами таможенной границы Российской Федерации, поэтому к услугам по его транспортировке по территории иностранных государств не может быть применена ставка НДС 0%, поскольку для этого не имеется законных оснований.
Третье лицо - ОАО "АК "Транснефть" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором поддерживает ее доводы.
Заинтересованное лицо представило письменные пояснения на апелляционную жалобу заявителя, в которых оно возражает против доводов жалобы, считая их незаконными и необоснованными, просит оставить ее без удовлетворения, а решение суда - без изменения.
Рассмотрев дело в порядке ст.ст. 156, 266, 268 АПК РФ, заслушав объяснения представителя инспекции, поддержавшего свою правовую позицию, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и обстоятельствами дела.
Как следует из материалов дела, Межрегиональной инспекцией ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 была проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации ОАО "ЛУКОЙЛ" по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2008 года на предмет обоснованности применения ОАО "ЛУКОЙЛ" налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов.
По результатам камеральной налоговой проверки налоговым органом были вынесены решение от 15:10.2008 N 52-15-14/925/970 "О возмещении (частично) сумм налога на добавленную стоимость", которым отказано в возмещении налога на добавленную стоимость в размере 2 276 962 рубля, и решение от 15.10.2008 N 52-15-14/926/1306 "Об отказе в привлечении лица к ответственности за совершение налогового правонарушения", в котором был отражен факт неправомерного предъявления ОАО "ЛУКОЙЛ" к возмещению налога на добавленную стоимость в сумме 2 276 962 рубля.
Отказывая ОАО "ЛУКОЙЛ" в возмещений сумм налога на добавленную стоимость в размере 2 276 962 рубля, предъявленных ОАО "АК "Транснефть" по услугам, связанным с осуществлением транспортировки нефти за пределами территории Российской Федерации, налоговый орган исходил из того, что в счетах-фактурах ОАО "АК "Транснефть" от 31.03.2008 N 08/16/02897, от 30.04.2008 N 08/16/04115, от 31.05.2008 N 08/16/05338 указана налоговая, ставка (18 процентов), не соответствующая размеру налоговой ставки, установленной подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ (0 процентов).
Суд первой инстанции признал данную позицию инспекции правильной, соответствующей действующему законодательству.
В апелляционной жалобе заявителем приведены доводы, аналогичные изложенным им в исковом заявлении.
Оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции считает доводы, приведенные в апелляционной жалобе, необоснованными и подлежащими отклонению.
В соответствии со статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить исчисленную сумму налога на добавленную стоимость на сумму налога, уплаченную поставщикам при приобретении товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
Пунктом 2 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 указанной статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Подпунктами 7, 8, 10 - 12 пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в счете-фактуре должны быть указаны цена (тариф) за единицу измерения по договору (контракту) без учета налога; стоимость товаров (работ, услуг) за все количество поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг) без налога; ставка налога; сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), определяемая исходя из применяемых налоговых ставок; стоимость всего количества поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг) с учетом суммы налога.
Налогообложение операций по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации производится по налоговым ставкам, установленным соответствующими пунктами статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение по налоговой ставке 0 процентов производится при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение по налоговой ставке 0 процентов производится также при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в подпункте 1 данного пункта.
Положение данного подпункта распространяется на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги), а также на работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории.
По смыслу и буквальному содержанию пп. 2 п. 1. ст. 164 Кодекса перечень подпадающих под его действие услуг не является исчерпывающим и не ограничен только услугами по организации и осуществлению перевозочного процесса.
Основным содержательным критерием, позволяющим отнести услуги к облагаемым налоговой ставкой 0 процентов по налогу на добавленную стоимость, является их непосредственная связь с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта.
Данная позиция подтверждается Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 19.02.2008 N 12371/07.
Согласно статье 157 Таможенного кодекса Российской Федерации днем помещения товаров под таможенный режим (включая таможенный режим экспорта) считается день выпуска товаров таможенным органом.
Статьей 138 Таможенного кодекса предусмотрено, что в случае периодического декларирования российских товаров в таможенный орган первоначально подается временная таможенная декларация, а после убытия российских товаров с таможенной территории Российской Федерации - полная таможенная декларация. Таким образом, помещение товаров под таможенный режим экспорта при периодическом декларировании российских товаров осуществляется на основании временной декларации. Эта позиция нашла свое отражение в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 04.03.2008 N 16581/07, в котором говорится, что в случае, если товар до убытия декларировался, помещался под таможенный режим экспорта и вывозился с таможенной территории Российской Федерации по временным таможенным декларациям следует руководствоваться отметками таможенных органов "Выпуск разрешен" на временных грузовых декларациях.
Выставление спорных счетов-фактур (N 08/16/02897 от 31.03.2008, N 08/16/04115 от 30.04.2008, N 08/16/05338 от 31.05.2008) произошло после фактического помещения товара под таможенный режим экспорта, поскольку услуги оказывались в отношении товара, находящегося за пределами Российской Федерации.
Указанные счета-фактуры на сумму НДС в размере 2 276 962 руб. выставлены за оказание агентских услуг по обеспечению транспортировки нефти по территории Республики Беларусь, Украины, Республики Казахстан по договору N 0008050/0711055 от 17.12.2007. Следовательно, перевозчики -иностранные юридические лица - принимали на себя обязательства осуществить перевозку уже вывезенного в таможенном режиме экспорта с территории РФ товара, и услуги по перевозке оказывались ими на территории других государств, по законодательству которых данные услуги и облагались налогом.
Таким образом, услуги ОАО "АК "Транснефть" по организации транспортировки нефти по территории Республики Беларусь, Украины, Республики Казахстан подлежат налогообложению по ставке 0%. Налогоплательщик не вправе произвольно, по своему усмотрению, изменять установленную налоговым законодательством ставку налога. На этом основании ОАО "АК "Транснефть" не вправе включать в цену своих услуг сумму НДС по ставке 18 %.
Довод в апелляционной жалобе ОАО "ЛУКОЙЛ" о том, что основным содержательным критерием, позволяющим отнести услуги к подлежащим налогообложению по ставке 0 процентов, является их оказание в отношении товаров, вывозимых за пределы РФ вне связи с каким-либо таможенным режимом, является необоснованным в связи со следующим.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение по налоговой ставке 0 процентов производится при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение по налоговой ставке 0 процентов производится также при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в подпункте 1 данного пункта.
Услуги ОАО "АК "Транснефть" по спорным счетам-фактурам оказаны в отношении товара, вывезенного с территории Российской Федерации в таможенном режиме экспорта, и являются непосредственно связанными с реализацией данного товара иностранному покупателю.
В соответствии с указанной нормой НК РФ услуги по обеспечению (организации) транспортировки, связанные с реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, облагаются по ставке 0 процентов.
Кроме того, постановление Президиума ВАС РФ от 05.06.2007 N 877/07, на которое ссылается Общество, только подтверждает позицию Инспекции, так как в данном судебном акте Президиум указал, что: "в силу абзаца второго подпункта 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке товаров, помещенных под таможенный режим переработки товаров на таможенной территории Российской Федерации и вывезенных за пределы территории Российской Федерации, подлежат обложению налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов".
В отношении довода Заявителя о том, что согласно подпунктам 2 и 3 п. 1 ст. 11 ТК РФ товар, в отношении которого ОАО "АК "Транснефть" оказывает услуги по обеспечению транспортировки за пределами территории РФ, перестает быть экспортным, необходимо учитывать следующее.
Данные в названных нормах понятия российского и иностранного товара не могут быть использованы в целях определения статуса товара (нефти), транспортируемого в рамках спорных услуг, поскольку подпункт 2 п. 1 ст. 164 Кодекса указывает на налогообложение по налоговой ставке 0% работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, вне зависимости от их оказания до самого вывоза товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации или после такого вывоза, так как основным критерием в данном случае является связь с реализацией товаров на экспорт. Аналогичный вывод сделан ФАС Московского округа в постановлении от 20 марта 2009 г. N КА-А40/2092-09 по делу N А40-51951/08-107-202 по заявлению ОАО "ЛУКОЙЛ".
Услуги по обеспечению транспортировки нефти по территории стран СНГ могли оказываться только в отношении нефти, реализуемой на экспорт, то есть эти услуги в любом случае непосредственно связаны с экспортными операциями, в связи с чем они подлежат налогообложению с применением налоговой ставки 0%.
В соответствии с п. 2, пп. 10 п. 5 ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации в счете-фактуре, которая на основании ст. 172 Кодекса является основным документом, подтверждающим право на налоговые вычеты, в обязательном порядке должна быть указана установленная ст. 164 НК РФ налоговая ставка. При этом счет-фактура, составленный с нарушением порядка, установленного пунктами 5, 6 статьи 169 НК РФ, не может являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету.
В связи с тем, что в спорных счетах-фактурах указана ненадлежащая налоговая ставка, эти счета-фактуры не могут подтверждать право налогоплательщика на возмещение соответствующей суммы НДС.
Данная позиция подтверждается сложившимся единообразием в применении норм права, нашедшем отражение в судебной практике, в том числе: определении Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 марта 2009 г. N ВАС-3034/09 об отказе в передаче аналогичного дела N А40-67801/07-90-382 в Президиум ВАС РФ, постановлениях Федерального арбитражного суда Московского округа от 17 марта 2009 г. N КА-А40/145 8-09, от 11 марта 2009 г. N КА-А40/1008-09, от 10 марта 2009 г. N КА-А40/1115-09, от 5 марта 2009 г. N КА-А40/221-09, от 11 декабря 2008 г. N КА-А40/11445-08, от 26 ноября 2008 г. N КА-А40/9436-08, от 26 ноября 2008 г. N КА-А40/10967-08, от 12 ноября 2008 г. N КА-А40/10319-08, от 28 октября 2008 г. N КА-А40/5254-08, от 7 августа 2008 г. N КА-А40/6571-08, от 30 июля 2008 г. N КА-А40/6955-08.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит.
Государственная пошлина по данному спору, в соответствии с правилами ст. 110 АПК РФ, подлежит отнесению на заявителя.
Руководствуясь ст.ст. 110, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.03.2009 г. по делу N А40-4239/09-108-13 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий: |
П.А. Порывкин |
Судьи |
С.Н. Крекотнев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-4239/09-108-13
Истец: ОАО "Лукойл"
Ответчик: МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1
Третье лицо: ОАО "АК "Транснефть""
Хронология рассмотрения дела:
27.05.2009 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-7598/2009