О мерах, принимаемых Министерством юстиции Российской Федерации,
по обеспечению соответствия нормативной правовой базы субъектов
Российской Федерации и муниципальных образований федеральному
законодательству о местном самоуправлении
3 марта 2006 г. состоялось очередное заседание Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Министр юстиции Российской Федерации Ю.Я. Чайка выступил с докладом, журнальный вариант которого предлагается вашему вниманию.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязаны до 1 ноября 2006 г. привести в соответствие с требованиями Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" законы субъектов Российской Федерации, регламентирующие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Поэтому необходимо провести ревизию уже существующих актов и принять новые.
Министерство юстиции провело мониторинг законотворчества субъектов Российской Федерации в сфере местного самоуправления (установление границ муниципальных образований, наделение их соответствующим статусом, урегулирование вопроса о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями). Цель состояла в том, чтобы определить степень законодательного обеспечения регионами этих вопросов, состояние законности регионального законодательства в указанной сфере и причины нарушений федерального законодательства.
К настоящему времени во всех субъектах Российской Федерации (за исключением Чеченской республики и Смоленской области) выполнено требование закона о создании нормативной базы, наделяющей органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
Как показывает практика, органы государственной власти субъектов Российской Федерации передают органам местного самоуправления государственные полномочия в социальной сфере, в управлении лесным и жилищными фондами, в сферах образования, здравоохранения, регистрации актов гражданского состояния; создания и обеспечения деятельности административных комиссий и комиссий по делам несовершеннолетних, ведения градостроительных и земельных кадастров, распоряжения земельными участками.
Минюст провел юридическую экспертизу более чем 3 тыс. принимаемых нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих вопросы местного самоуправления. Подготовлено более 400 экспертных заключений о выявленных в этих актах несоответствиях федеральному законодательству. Подавляющее большинство актов приведено в соответствие с федеральным законодательством без судебных процедур и мер прокурорского реагирования.
Характерные нарушения требований федерального законодательства: нарушение принципа самостоятельности органов местного самоуправления (закон субъекта Российской Федерации регулирует вопросы, не отнесенные к его компетенции); наделение органов местного самоуправления не соответствующими закону полномочиями; вторжение в компетенцию федеральных органов исполнительной власти (в частности, регулирование нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации вопросов государственной регистрации уставов муниципальных образований и ведение реестра муниципальных образований).
Нарушение федерального законодательства на уровне субъектов Российской Федерации обусловлено медленной реакцией региональных властей на изменение законодательства. Несмотря на то, что нормативная база активно формируется, субъекты Российской Федерации передали государственные полномочия пока менее чем половине существующим (11 418 из 24 510), а именно 1 897 муниципальным районам и городским округам, а также 9 521 городскому и сельскому поселению. Органы субъектов Российской Федерации должны активизировать работу по пересмотру региональных актов и приведению их в соответствие вновь принятым федеральным законам и отменить устаревшие положения.
Результаты мониторинга были доложены Президенту Российской Федерации В. В. Путину, который поручил Правительству Российской Федерации и Минрегиону России организовать работу по приведению органами государственной власти субъектов Российской Федерации до 1 марта 2006 г. своих нормативных правовых актов в данной сфере в соответствие с федеральным законодательством. В ближайшее время Минюст России повторит мониторинг законодательства субъектов Российской Федерации по вопросам местного самоуправления.
Помимо работы с законодательными актами субъектов Российской Федерации с 1 сентября 2005 г. Минюст России приступил к реализации Федерального закона "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" и обеспечению соответствия федеральному и региональному законодательству уставов муниципальных образований.
В настоящее время прошли государственную регистрацию почти 22 тыс. из 24,5 тыс. уставов муниципальных образований. Отказано в регистрации почти 1 200 уставам. Наибольшее количество нарушений в уставах муниципальных образований выявлено в Приволжском (270 уставов) и Сибирском федеральных округах (348 уставов).
Основные причины отказа в государственной регистрации уставов муниципальных образований - несоответствие закону: перечня вопросов местного значения; порядка осуществления территориального общественного самоуправления; порядка преобразования и изменения границ муниципального образования.
По состоянию на 1 февраля 2006 г. многие нарушения устранены. В соответствие с федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации приведено уже более 600 уставов муниципальных образований. В дальнейшем Минюст России планирует создать регистр нормативных правовых актов органов местного самоуправления. В этой связи разработан соответствующий проект федерального закона, который будет направлен в Государственную Думу во втором полугодии 2006 г. Будущий закон позволит обеспечить законность нормативных правовых актов органов местного самоуправления, решить проблему доступности муниципального законодательства для населения, а меры, принимаемые Министерством, будут способствовать построению единой и целостной системы правовых актов.
По материалам Центра общественных
связей Минюста России
Л. Григорьева
"Адвокат", N 4, апрель 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
О мерах, принимаемых Министерством юстиции Российской Федерации, по обеспечению соответствия нормативной правовой базы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований федеральному законодательству о местном самоуправлении
"Адвокат", 2006, N 4