г. Москва |
|
01 июня 2009 г. |
N 09АП-8177/2009-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена.
28 мая 2009 года
Постановление изготовлено в полном объеме
01 июня 2009 года
Дело N А40-82966/08-140-402
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Хвощенко А.Р.
судей: Яремчук Л.А., Седова С.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сергиной Т.Ю.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Инспекции Федеральной налоговой службы России N 27 по г.Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 23 марта 2009 года
по делу N А40-82966/08-140-402, принятое судьей Мысак Н.Я.
по заявлению ООО "МУ-11"
к ИФНС России N 27 по г.Москве
об обязании произвести зачет излишне уплаченных страховых взносов по накопительной части страховой пенсии, обязании произвести возврат излишне уплаченных платежей
при участии:
от заявителя - Семенов Б.О. по доверенности от 20.11.2008, паспорт 45 02 420076
от заинтересованного лица - Цуриков П.А. по доверенности от 11.01.2009 N 6, удостоверение УР N 414689
УСТАНОВИЛ
Решением от 23 марта 2009 Арбитражный суд г.Москвы обязал Инспекцию ФНС России N 27 по г.Москве в установленном НК РФ порядке в отношении Общества с ограниченной ответственностью "МУ-11" произвести зачет излишне уплаченных страховых взносов на накопительную часть обязательного пенсионного страхования в счет недоимки по страховой части обязательного пенсионного страхования в сумме 3 094 867 руб. 67 коп., а также произвести возврат излишне уплаченных платежей в сумме 4 023 000 руб., зачисленных на накопительную часть обязательного пенсионного страхования в связи с неверным указанием КБК.
Инспекция ФНС России N 27 по г.Москве не согласилась с принятым решением и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь в обоснование доводов на неправильное применение судом норм материального права. Указывает, что в связи с отсутствием заявления страхователя о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, согласованного с территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, у налогового органа отсутствовали правовые основания для осуществления возвратов (зачетов) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Рассмотрев в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ, по апелляционной жалобе Инспекции ФНС России N 27 по г.Москве материалы дела, заслушав представителя ответчика, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, и представителя заявителя, поддержавшего решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемый по настоящему делу судебный акт подлежит оставлению без изменения в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, ООО "МУ-11" платежными поручениями от 18.12.2007 N 3374, от 07.12.2007 N 3156, от 29.10.2007 N 2693, от 03.10.2007 N 2462, от 24.09.2007 N 2330, от 19.09.2007 N 2284, от 22.08.2007 N 53, от 24.07.2007 N 1761 (л.д.9-16) уплатило страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направляемые на финансирование страховой части трудовой пенсии, ошибочно указав код бюджетной классификации, предназначенный для уплаты страховых взносов, направляемых на финансирование накопительной части трудовой пенсии - 18210202020061000160.
Осуществляя платежи по платежным поручениям от 03.08.2007 N 828, от 04.09.2007 N 132, от 24.09.2007 N 326 (л.д.19-21) по НДС, заявитель также совершил ошибку, указав КБК - 18210202020061000160, в результате чего платежи по указанным платежным поручениям поступили на накопительную часть обязательного пенсионного страхования.
Таким образом, в результате ошибочно указанного КБК, у общества возникла переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату накопительной части трудовой пенсии в сумме 8 265 754,93 руб., и недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату страховой части трудовой пенсии в сумме 3 479 465,55 руб.
Необходимо отметить, что расчет указанных сумм, налоговым органом не оспаривается, не оспаривается также и расчет суммы 4 023 000 руб., зачисленной на накопительную часть обязательного пенсионного страхования в связи с неверным указанием КБК.
ООО "МУ-11" обратилось в налоговый орган с заявлением N 1 от 24.12.2007 исх.N 1144 (л.д.8) о зачете на основании ч.5 ст.78 НК РФ сумм излишне уплаченных взносов на накопительную часть обязательного пенсионного страхования в счет погашения недоимки по страховой части обязательного пенсионного страхования в сумме 3 094 867,67 руб.
Письмом от 03.03.2008 N 11-10/011096 (л.д.17) Инспекция ФНС РФ N 27 по г.Москве отказала в проведении зачета (возврата), сославшись на отсутствие у налоговых органов полномочий по проведению зачета (возврата) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, сославшись на ст.25 Федерального Закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В части платежей по платежным поручениям от 03.08.2007 N 828, от 04.09.2007 N 132, от 24.09.2007 N 326 налогоплательщик обратился в орган ПФР с заявлением от 14.05.2008 N 499 (л.д.18) о возврате переплаты по накопительной части взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 4 023 000 руб.
Письмом от 23.05.2008 N 204-10/1663 (л.д.22) заявителю сообщено, что зачет (возврат) излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов, как администраторов данных видов поступлений.
ООО "МУ-11" повторно обратилось в налоговый орган с заявлением N 2 от 07.06.2008 исх.N 576 о зачете суммы 3 094 867,67 руб. и о возврате суммы 4 023 000 руб. (л.д.23-24).
Письмом ИФНС России N 27 по г.Москве от 23.07.2008 N 11-10/041418 требования заявителя оставлены без исполнения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса), осуществляется налоговыми органами Российской Федерации; страховые взносы, как на выплату с указанной части трудовой пенсии, так и накопительной части трудовой пенсии, зачисляются в один и тот же государственный внебюджетный фонд - Пенсионный фонд Российской Федерации.
Вместе с тем, статьей 2 Федерального закона N 167-ФЗ от 15.12.2001 "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" предусмотрено, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено этим Законом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" с 1 января 2001 г. - контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования), уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса), осуществляется налоговыми органами Российской Федерации.
Пенсионный фонд РФ является государственным внебюджетным фондом Российской Федерации, который в силу статьи 13 Бюджетного кодекса образуется вне федерального бюджета из бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначается для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение. Страховые взносы, как на выплату страховой части трудовой пенсии, так и накопительной части трудовой пенсии, зачисляются в один и тот же государственный внебюджетный фонд.
В силу пункта 1 статьи 25 Федерального закона N 167-ФЗ, которым контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов, а взыскание недоимки по страховым взносам и пеней осуществляется органами Пенсионного фонда в судебном порядке.
В силу пункта 1 статьи 13 Закона N 167-ФЗ страховщик (территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации) имеет право осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи внесены. Иные возможности проведения территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации возврата или зачета, в том числе и излишне уплаченных сумм по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, законодательством не установлены.
С учетом изложенных норм, ссылку налогового органа, как на основание для оставления без удовлетворения писем заявителя от 14.05.2008 N 499 и от 07.06.2008 исх.N 576, о том, что не определен орган, который должен производить зачет (возврат) излишне уплаченных сумм страховых взносов и порядок его проведения, нельзя признать обоснованным.
Согласно пункту 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 N116н, возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.
В соответствии с пунктом 30 Порядка, взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.
Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 23.12.2004 N 174-ФЗ)) администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.
С учетом изложенного, вывод суда первой инстанции о том, что обязанность по возврату страхователю излишне уплаченных страховых взносов возложена на налоговый орган, является законным и обоснованным.
В соответствии с пунктами 7, 9 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.
В силу пункта 13 статьи 78 НК РФ правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные в указанной статье, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.
Согласно пункту 1 статьи 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, причитающимся тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне взысканной суммы производится только после зачета в счет погашения недоимки (задолженности).
В данном случае зачет производится в один и тот же внебюджетный фонд.
Таким образом, поскольку налоговые органы осуществляют контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то в соответствии с нормами НК РФ возврат суммы излишне уплаченного налога налоговым органом производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата.
Наличие у общества переплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на накопительной части в сумме 8 265 754,93 руб. налоговым органом не оспаривается и подтверждается актом сверки расчетов.
Не оспаривается Инспекцией и расчет суммы 4 023 000 руб., зачисленной на накопительную часть обязательного пенсионного страхования в связи с неверным указанием КБК и требуемой заявителем к возврату.
Судом правильно отмечено, что письмом ФНС России от 01.12.2008 N ММ-6-1/873 налоговым органам разъяснен механизм действий по осуществлению зачетов (возвратов) излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Указанный механизм действий предусматривает, что зачет суммы излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов в счет погашения недоимки по уплате страховых взносов за предыдущие отчетные (расчетные) периоды и (или) задолженности по пеням, штрафам, а также в счет предстоящих платежей производится по решению налогового органа на основании письменного заявления страхователя, согласованного с территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Сумма излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов подлежит возврату на основании письменного заявления страхователя, согласованного с территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в течение одного месяца со дня получения налоговым органом указанного заявления.
При этом, как обоснованно указано судом, наличие согласования территориальным органом пенсионного фонда Российской Федерации заявления страхователя о зачете или возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов относится непосредственно к процедуре указанного зачета или возврата, то есть к выполнению налоговым органом своих функций, возложенных на него приведенными нормами права. Дополнительное урегулирование налоговым органом процедурных вопросов, касающихся его взаимодействия с пенсионными органами, не может ограничивать право заявителя на возврат (зачет) излишне уплаченных им сумм страховых взносов, если такая переплата документально подтверждена, и разрешение данного вопроса входит в компетенцию налоговых органов.
При таких данных, довод подателя апелляционной жалобы об отсутствии правовых оснований для осуществления возвратов (зачетов) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в связи с отсутствием заявления страхователя о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, согласованного с территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, нельзя признать состоятельным.
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы ответчик указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
При таких обстоятельствах, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266-269 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда г. Москвы от 23 марта 2009 года по делу N А40-82966/08-140-402 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
А.Р. Хвощенко |
Судьи |
С.П.Седов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-82966/08-140-402
Истец: ООО "МУ-11"
Ответчик: ИФНС РФ N 27 по г. Москве