Москва |
|
05 июня 2009 г. |
N 09АП-8094/2009-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.06.2009.
Полный текст постановления изготовлен 05.06.2009
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи
Якутова Э.В.
судей:
Поташовой Ж.В.
Свиридова В.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кальщиковой А.П.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу ЗАО "405 Управление начальника работ" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.03.2009 по делу N А40-69040/08-130-560 судьи Бородуля Т.С.,
по заявлению ЗАО "405 Управление начальника работ"
к Префектуре ЮВАО г. Москвы, Департаменту земельных ресурсов города Москвы
третьи лица ГУ г. Москвы "Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник"
о признании незаконным решения Префектуры и бездействия ДЗР
при участии:
от заявителя: Шкуренко А.О. по дов. от 16.05.2009 б/н, паспорт 45 00 225368, Тарасов М.В. по дов. от 16.01.2009 б/н, паспорт 78 03 890574, Ляпина О.Н. по дов. от 16.01.2009 б/н, паспорт 45 07 825321
от ответчиков: Префектуры ЮВАО г. Москвы, Астапенко В.В. по дов.от 04.06.2008 N 868исх., уд. N 2565;
ДЗР г. Москвы, Григорян Э.В. по дов. от 24.12.2008 N 33-И-3105/8, уд. N 775, Важина А.Н. по дов. от 29.12.2008 N 33-И-3157/8, уд. N 842;
от третьих лиц: Чеканов В.Н. по дов. от 18.12.2008 N 122, паспорт 45 01 977334
УСТАНОВИЛ
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 30.03.2009 ЗАО "405 Управление начальника работ" (далее - Общество) было отказано в удовлетворении заявления о признании незаконным решения Префектуры ЮВАО г. Москвы (далее - Префектура) об отказе в согласовании выкупа земельного участка в собственность, оформленное протоколом заседания Комиссии по земельным отношениям и градостроительному регулированию ЮВАО г. Москвы N 29 от 18.08.2008 и письмом Префектуры ЮВАО г. Москвы N 829-05 от 27.08.2008, признании незаконным бездействия Департамента земельных ресурсов г. Москвы (далее - ДЗР) по уклонению от подготовки проекта договора купли-продажи земельного участка и последующего заключения договора купли-продажи земельного участка, а также об обязании Департамента земельных ресурсов г. Москвы в 5-дневный срок с момента вступления в законную силу решения суда подготовить и направить Обществу проект договора купли-продажи земельного участка.
Общество не согласилось с решением и обратилось с апелляционной жалобой, в которой считает его незаконным и необоснованным.
Просит решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных Обществом требований.
В отзыве на апелляционную жалобу Государственное учреждение города Москвы "Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник" не согласно с доводами апелляционной жалобы и просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Отзывы на апелляционную жалобу ответчиками не представлены.
В судебном заседании представитель Общества доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Пояснил, что в соответствии с имеющимися документами на спорный земельный участок не существует ограничения земель в обороте, обременения земельного участка, ограничения его использования; считает, что у Общества исключительное право на выкуп земельного участка.
Представитель Префектуры поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считая их необоснованными, просил решение суда оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, изложил свои доводы.
Считает, что решение Комиссии по земельным отношениям и градостроительному регулированию ЮВАО г. Москвы, оформленное протоколом N 29 от 18.08.2008 было вынесено в пределах полномочий комиссии и соответствует требованиям законодательства.
Представитель ДЗР поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считая их необоснованными, просил решение суда оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, изложил свои доводы.
Пояснил, что ДЗР не является лицом, уполномоченным распоряжаться земельными участками без соответствующего решения собственника, обязанность по заключению договора у него отсутствует, поскольку такая обязанность не предусмотрена законом; указал, что спорный земельный участок расположен в пределах и находится на территории природного комплекса "Спецтерритория на Красноказарменной ул." с режимом регулирования градостроительной деятельности - 2; на вопрос суда пояснил, что по имеющимся сведениям все земельные участки на территории природного комплекса переданы на основании договоров аренды.
Представитель третьего лица решение суда первой инстанции и доводы, изложенные представителями ответчиков, поддержал, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считая их необоснованными, просил решение суда оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст. 266, 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей сторон и третьих лиц, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что решение подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, ОАО "405 Управление начальника работ" является собственником административного здания по адресу: ул. Красноказарменная, вл.3/5 корп.А (Свидетельство о государственной регистрации права серии АА N 010269 от 23.09.1999), расположенного на земельном участке площадью 0,043 га по указанному адресу, кадастровый номер 77:04:01003:006. Общество использует данный земельный участок на основании договора долгосрочной аренды.
14.05.2008 Общество на основании п.5 ст.36 ЗК РФ обратилось в Префектуру с заявлением N 57 об оформлении земельно-правовых отношений путем заключения договора купли-продажи земельного участка, имеющего местоположение: г. Москва, ул. Красноказарменная, д.3/5 корп. А, кадастровый номер 77:04:01003:006.
Письмом Префектуры от 28.08.2008 N 829-05 Общество было проинформировано о том, что протоколом Комиссии по земельным отношениям и градостроительному регулированию ЮВАО г. Москвы (далее - Комиссия) от 18.08.2008 N 29 в согласовании оформления в собственность Обществу данного земельного участка было отказано.
При этом Комиссия руководствовалась распоряжением Правительства г. Москвы от 30.10.2007 N 2416-РП "О первоочередных мерах по воссозданию дворцово-паркового ансамбля "Лефортово", согласно которому территория, на которой расположен указанный земельный участок, подлежит реорганизации под восстановление и реконструкцию парка "Лефортово" в соответствии разработанным и утвержденным проектом планировки территории дворцово-паркового ансамбля "Лефортово".
Отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из наличия ограничений в границах природного комплекса с режимом градостроительной деятельности-2.
При этом суд правомерно указал на то, что в соответствии с абз. 1, 2 п. 1 ст.36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
Согласно п.5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
В соответствии со ст.29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.2 ст.4 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" органы исполнительной власти города Москвы осуществляют распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города Москвы; земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, иными земельными участками в соответствии с федеральным законодательством.
Порядок предоставления земельного участка в собственность регламентирован постановлением Правительства Москвы N 431-ПП от 27.06.2006 "О передаче земельных участков на территории города Москвы" в частную собственность".
Распоряжением Правительства Москвы от 30.10.2007 N 2416-РП "О первоочередных мерах по воссозданию Дворцово-паркового ансамбля "Лефортово" установлено, что территория подлежит реорганизации под восстановление и реконструкцию парка.
Постановлением Правительства Москвы от 08.11.2005 N 870 "О проекте планировки и дальнейшем развитии территории Дворцово-паркового ансамбля "Лефортово" были внесены изменения в Приложение к постановлению Правительства Москвы от 19.01.1999 N 38 "О проектных предложениях по становлению границ Природного комплекса с их описанием и закреплением актами красных линий". Согласно Приложению в него была включена Спецтерритория по Красноказарменной улице в границах Природного комплекса с режимом градостроительной деятельности-2.
В связи с этим, суд первой инстанции обоснованно признал несостоятельными доводы Общества о том, что земельный участок не входит в состав территории "Дворцово-паркового ансамбля "Лефортово", на которой осуществляется комплексная архитектурная программа работ по его реставрации и приспособлению к современным условиям.
Указав на то, что названные выше ненормативные акты Правительства Москвы не были оспорены в установленном законом порядке и не были признаны судом недействительными, с учетом того, что Общество пользуется земельным участком на праве долгосрочной аренды, суд правильно посчитал, что на дату обращения заявителя в суд отсутствовал факт нарушения прав и законных интересов Общества в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности.
Кроме того, суд правильно обратил внимание и на то, что Общество включено в Приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 30.01.2009 N 131-ПП "О выводе непрофильных организаций и освобождении территории Дворцово-паркового ансамбля "Лефортово".
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает обоснованным и основанным на законе вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 266-269, 271 АПК РФ, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.03.2009 по делу N А40-69040/08-130-560 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья: |
Э.В. Якутов |
Судьи |
Ж.В. Поташова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-69040/08-130-560
Истец: ЗАО "405 УНР"
Ответчик: Префектура ЮВАО г. Москвы, Департамент земельных ресурсов города Москвы
Третье лицо: Государственное учреждение города Москвы "Московский государственный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей - заповедник"