Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 16 марта 2011 г. N 10АП-818/2011
г. Москва
16 марта 2011 г. |
Дело N А41-39640/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 марта 2011 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Виткаловой Е.Н., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Тарановой М.А.,
при участии в заседании:
от истца: Целыковская Е.С., доверенность от 24.12.2010 N 206-2270-07,
от ответчика: Бацекин А.С., доверенность от 23.12.2010,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 6 по г. Москве и Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 23.12.2010 по делу N А41-39640/10, принятое судьей Сергеевым Г.А., по иску Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 6 по г. Москве и Московской области к федеральному государственному учреждению "16 Центральный научно-исследовательский испытательный институт Министерства обороны Российской Федерации имени маршала войск связи А.И. Белова" (ИНН: 005029097851, ОГРН: 1065029132244) о взыскании пени,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 6 по г. Москве и Московской области (далее - пенсионный фонд, истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к федеральному государственному учреждению "16 Центральный научно-исследовательский испытательный институт Министерства обороны Российской Федерации имени маршала войск связи А.И. Белова" (далее - учреждение, ответчик, ФГУ "16 ЦНИИИ Минобороны России") о взыскании пени по страховым взносам на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование в сумме 8873 руб. 04 коп.
Решением Арбитражного суда Московской области от 23.12.2010 заявленное управлением требование удовлетворено в части взыскания с учреждения пени по страховым взносам на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование в сумме 7998 руб. 83 коп. В остальной части в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с указанным решением в части отказа в удовлетворении заявленного требования, истец обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить в обжалуемой части, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Руководствуясь частью 5 статьи 268 АПК РФ, апелляционный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения только в обжалуемой части.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в Государственном учреждении - Главном управлении Пенсионного фонда Российской Федерации N 6 по г. Москве и Московской области ФГУ "16 ЦНИИИ Минобороны России" зарегистрировано в качестве страхователя, уплачивающего страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, за номером 060-029-020290.
В ходе проверки расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 01 квартал 2010 года (л.д. 15-18) сотрудниками пенсионного фонда установлено, что задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование у ответчика не имеется, однако названные платежи производились учреждением с нарушением срока, установленного Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ), в связи с чем ФГУ "16 ЦНИИИ Минобороны России" начислены пени в сумме 41 447 руб. 78 коп.
Из представленного в материалы дела акта совместной сверки расчетов по состоянию на 25.03.2010 (л.д. 52-54) следует, что у заявителя имеется переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 136 761 руб. Наличие указанных сумм переплаты подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривается.
В связи с несвоевременной уплатой пенсионным фондом в адрес учреждения выставлено требование от 18.06.2010 N 06002940021340 (л.д. 4) "Об уплате недоимки, пеней и штрафов" по страховым взносам на общую сумму 41 448 руб. 73 коп. в срок до 09.07.2010 (л.д. 4).
13 июля 2010 года общество обратилось в пенсионный фонд с заявлениями о зачете переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 136 761 руб. (л.д. 50), однако письмом от 14.07.2010 пенсионный фонд сообщил учреждению об отсутствии у него полномочий производить возврат (зачет) излишне уплаченных страховых взносов (л.д. 47-48).
Поскольку сумма пени учреждением уплачена не была, пенсионный фонд обратился в Арбитражный суд Московской области с настоящим заявлением о ее взыскании.
В предварительном судебном заседании суда первой инстанции от 22.09.2009 представитель истца в порядке статьи 49 АПК РФ уменьшил сумму пени до 8873 руб. 04 коп. Указав на несвоевременную оплату ежемесячного платежа за февраль 2010 года в сумме 1 323 545 руб.
Удовлетворяя заявленные требования в части взыскания пени по страховым взносам на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование в сумме 7998 руб. 83 коп., арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что материалами дела подтверждается факт несвоевременной уплаты учреждением страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование, в связи с чем, проверив представленный ответчиком расчет, взыскал с учреждения пени в сумме 7998 руб. 83 коп. с учетом подлежащих зачету сумм.
Отказывая в удовлетворении остальной части требования, арбитражный суд указал на то, расчет суммы пени произведен пенсионным фондом без учета переплаты на обязательное пенсионное страхование.
Не согласившись с решением суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленного требования, истец обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в обжалуемой части.
В обоснование доводов апелляционной жалобы пенсионный фонд указывает, что суд первой инстанции при расчете суммы пени необоснованно принял во внимание переплату по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 136 761 руб., поскольку на момент обращения учреждения с заявлением от 13.07.2010 о зачете переплаты страховых взносов порядок зачета такой переплаты Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 15.12.2001 N167-ФЗ) не был определен, в связи с чем основания для произведения зачета излишне уплаченных сумм страховых взносов отсутствовали. Истцом также отмечено, что в силу положений, изложенных в письме Федеральной налоговой службы от 11.08.2010 N ЯК-17-8/58, Пенсионного фонда Российской Федерации N АД-30-24/8509@ "О порядке возврата переплаты по взносам на пенсионное страхование", переплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование может быть только возвращена, а не зачтена Федеральной налоговой службой по заявлению организации на ее расчетный счет.
В судебном заседании апелляционного суда представитель пенсионного фонда поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции в обжалуемой части отменить.
Представитель учреждения против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции в обжалуемой части оставить без изменения.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
Ссылка пенсионного фонда на отсутствие у него обязанности по осуществлению действий по зачету излишне уплаченных страховых взносов обоснованно не принята судом первой инстанции.
Из положений статьи 2, пунктов 1 и 2 статьи 13, пункта 1 статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ, письма Федеральной налоговой службы от 01.12.2008 N ММ-6-1/873 "О механизме действий по осуществлению зачетов (возвратов) излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование" следует, что обязанность по проведению зачета (возврата) страхователю излишне взысканных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возлагалась на налоговый орган.
Между тем в соответствии с пунктом 22 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" статья 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ утратила силу.
Согласно пункту 3 статьи 60 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по состоянию на 31.12.2009 включительно подлежат зачету (возврату) в порядке, предусмотренном статьями 26 и 27 настоящего Федерального закона.
Апелляционным судом установлено, что в результате уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование у ответчика образовалась переплата по указанным взносам.
Сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов по страховым взносам, погашения задолженности по пеням и штрафам за правонарушения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей (пункт 1 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Орган контроля за уплатой страховых взносов обязан сообщить плательщику страховых взносов о каждом ставшем известным органу контроля за уплатой страховых взносов факте излишней уплаты страховых взносов и сумме излишне уплаченных страховых взносов в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта (пункт 3 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
В случае обнаружения факта, свидетельствующего о возможной излишней уплате страховых взносов, по предложению органа контроля за уплатой страховых взносов или плательщика страховых взносов может быть проведена совместная сверка расчетов по страховым взносам. Результаты такой сверки оформляются актом, подписываемым органом контроля за уплатой страховых взносов и плательщиком страховых взносов (пункт 4 статьи 26 названного Федерального закона).
Зачет суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов осуществляется на основании письменного заявления плательщика страховых взносов по решению органа контроля за уплатой страховых взносов. Форма заявления плательщика страховых взносов утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования (пункт 6 названного Федерального закона).
Решение о зачете суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов принимается органом контроля за уплатой страховых взносов в течение 10 дней со дня получения заявления плательщика страховых взносов или со дня подписания органом контроля за уплатой страховых взносов и этим плательщиком страховых взносов акта совместной сверки уплаченных им страховых взносов, если такая совместная сверка проводилась. Форма решения о зачете суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования (пункт 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Зачет суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, производится органами контроля за уплатой страховых взносов самостоятельно.
Указанное выше положение, не препятствует плательщику страховых взносов представить в орган контроля за уплатой страховых взносов письменное заявление о зачете суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения задолженности по пеням, штрафам, а также в счет предстоящих платежей. В этом случае решение органа контроля за уплатой страховых взносов о зачете суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения задолженности по пеням, штрафам и в счет предстоящих платежей принимается в течение 10 дней со дня получения указанного заявления плательщика страховых взносов или со дня подписания органом контроля за уплатой страховых взносов и этим плательщиком страховых взносов акта совместной сверки уплаченных им страховых взносов, если такая совместная сверка проводилась (пункты 8, 9 названного Федерального закона).
Согласно статье 3 названного Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ органом контроля за уплатой страховых взносов является Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
Согласно статье 26 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ с учетом пункта 1 статьи 3 названного Федерального закона N 212-ФЗ сумма излишне взысканных страховых взносов и пеней подлежит возврату на основании решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Указанная обязанность возникла у пенсионного фонда после дня вступления в силу Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2009 N 212-ФЗ (пункт 3 статьи 62 названного Федерального закона).
Таким образом, обязанность по принятию решения о возврате (зачете) излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возложена на территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
Письмом Федеральной налоговой службы от 11.08.2010 N ЯК-17-8/58, Пенсионного фонда Российской Федерации N АД-30-24/8509@ "О порядке возврата переплаты по взносам на пенсионное страхование", на которое ссылается истец, предусмотрен порядок осуществления возврата излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов, зачисленных в бюджет Пенсионного фонда за расчетные периоды с 2002 по 2009 год включительно, на коды бюджетной классификации Российской Федерации, главным администратором которых является Федеральная налоговая служба.
Возложение обязанности по возврату взносов на обязательное пенсионное страхование на орган пенсионного фонда не препятствуют реализации порядка возврата переплаты по взносам на обязательное пенсионное страхование, предусмотренного указанным Письмом.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о том, что отсутствие урегулирования порядка проведения зачета при наличии правового урегулирования механизма возврата излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не препятствует осуществлению зачета излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование применительно к механизму возврата переплаты.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования в части взыскания пени по страховым взносам на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование в сумме 874 руб. 21 коп., при этом учел подлежащую зачету переплату. Оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда Московской области в обжалуемой части не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 23.12.2010 по делу N А41-39640/10 оставить без изменения в обжалуемой части, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.Ю. Бархатов |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-76108/08-105-424
Истец: Департамент имущества города Москвы
Ответчик: ООО "Фортуна"
Хронология рассмотрения дела:
15.06.2009 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-9009/2009