Заметки со встречи в Бору
Предлагаем вашему вниманию заметки со встречи "Регулирование ЦБ РФ деятельности коммерческих банков", проводимой Ассоциацией региональных банков России в Бору 2-3 февраля 2006 года.
Итак, прошло совещание в Подмосковье. Что же рассказали руководители Банка России, другие приглашенные лица о планах работы на 2006 год?
В работе встречи приняли участие более 250 руководителей банков.
Со своим выступлением к собравшимся обратились первые заместители председателя Банка России Андрей Козлов, Татьяна Парамонова, заместители председатель Виктор Мельников, заместители председателя комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Павел Медведев и Анатолий Аксаков, генеральный директор Агентства по страхованию вкладов Александр Турбанов, заместитель руководителя Федеральной службы по финансовому мониторингу Дмитрий Скобелкин, руководители департаментов Центробанка и управлений Михаил Сухов, Сергей Голубев, Елена Ищенко, Владимир Чистюхин, Елена Королева, Елена Крутова, старший банкир ЕБРР Пирошка Нагь.
Суть выступления президента Ассоциации региональных банков А.В. Мурычева изложена в пресс-релизе на сайте организации*(1), то, о чем говорили А.А. Козлов (та часть его выступления, которую он просил оставить "не для печати") и Т.В. Парамонова - отдельные фразы из их выступления изложим ниже.
Андрей Козлов рассказал о полученных данных отчетности банков за 2005 год по МСФО, объяснил, что на этот год не планируются какие-то основополагающие изменения. Пришло время остановиться и оглянуться назад, посмотреть, что удалось, а что нет, что из нормативов мешает. В общем, время будет уделено устранению нестыковок, противоречий и т.п.
В ответах на отдельные вопросы А. Козлов сказал, что:
официальный текст Базеля - понятие сложное, а вот профессиональный перевод этого документа совестно с банками готовится. Есть проблемы в переводе некоторых терминов;
по вопросу перехода на метод начисления узнавать надо у Т.В. Парамоновой (которой на тот момент в зале не было).
Итак, фраза дня из выступления А. Козлова: "Будем внедрять Базель II, но без фанатизма".
Все выступление Татьяны Владимировны было посвящено МСФО.
Суть его состоит в том, что мы рано и хорошо начали внедрять МСФО, но уже отстаем. Так, некоторые страны готовят отчетность в ежемесячном режиме, а Китай собирается это делать в скором времени. Система подготовки отчетности в таком режиме скорее всего потребует параллельного ведения учета.
Фраза дня из выступления Т. Парамоновой. Финансовую отчетность (имеется в виду МСФО) надо составлять на ежедневной основе или как минимум на месячной*(2).
В связи с тем что А.А. Козлов не переадресовал вопрос про метод начислений Т.В. Парамоновой, то этот вопрос она никоим образом и не задевала.
В числе прочего А.А. Козлов и последующие ораторы остановились на вопросе о размере уставного капитала банков. Все сошлись на том, что дедушкина оговорка есть и будет. Хотя разные телодвижения делаются с производными этой оговорки. Например, если капитал ниже 5 млн евро, запрет снижать капитал ниже зарегистрированного. Кроме того, рассматривались вопросы достаточности капитала. По этому вопросу мнения и трактовки разделились.
Теперь о других вопросах, рассматриваемых в Думе.
Эти вопросы освещали депутаты Думы Павел Медведев и Анатолий Аксаков.
По законопроекту о платежах как небанковских операциях единства нет.
Приведем краткую справку, о чем говорится в документе. Проект Федерального закона N 151989-4. "Статью 5 (Закона о банках и банковской деятельности. - Примеч. ред.) дополнить частью седьмой следующего содержания: "Не относится к банковским операциям прием от физических лиц наличных денежных средств в качестве платы за услуги, которые осуществляется юридическими лицами на условиях договора поручения с лицами, предоставляющими соответствующие услуги, если по условиям такого договора обязательства физического лица перед лицами, предоставляющими соответствующие услуги, считаются исполненными в момент поступления денежных средств в кассу поверенного"".
Пока понятно, что в текущей редакции, которая говорит об исключении из банковских операций операции по приему "наличных денежных средств" для зачисления на счета поставщиков услуг, принимать закон нельзя. Банковские операции перечислены в статье 5 закона о банках и банковской деятельности и никакого "приема наличных" там нет, соответственно и исключать нечего. Но это чисто техническая деталь. По сути же дела можно внести поправки в статью 13 указанного закона. Например, разрешив прием средств в магазинах на основании заключенных с банками агентских договоров. А в принципе большим плюсом приема денег магазинами является скорость зачисления. Минусом же может быть потенциальная возможность накопления таких средств и невыполнение обязательств по зачислению на лицевые счета пользователей. Кто будет нести и какую ответственность, пока сказать сложно.
Очень непростым является и еще один законопроект, предложенный к обсуждению. Это вопрос о передаче информации по кредитам как минимум в одно неаффилированное кредитное бюро (КБ). Понятно, что для владельцев аффилированных КБ - это дополнительные расходы. Выскажу крамольную мысль, что в силу своей интуиции, а не логики предпочел бы, чтобы бюро были неаффилированные.
Особо были отмечены готовящиеся изменения в закон N 115-ФЗ. Точных формулировок нет, но приблизительно они будут такие.
Не надо будет идентифицировать плательщика:
по определенному кругу операций в сумме до 30 тыс. руб.;
при обмене валюты до 15 тыс. руб.;
при открытии счета физическим лицом, если счет в банке уже есть и проводилась идентификация.
По вопросам кассовой дисциплины движение законопроекта остановилось. Сложно сказать из-за чего: то ли налоговые органы не готовые принять от банков эту функцию, то ли есть еще какие-то соображения, из выступлений понять это было невозможно.
Не прошел и законопроект о кредитовании малого бизнеса без открытия счета. Одновременно дали полномочия Банку России отрегулировать этот вопрос. Для себя лично я не смог определиться, кому, зачем и для чего нужно кредитовать бизнес без открытия счета, какая при этом выгода и у кого образуется.
Был поднят вопрос о регулировании вкладов в драгоценных металлах. Обсуждался он тяжело, но вывод можно было сделать один: в любом случае вклады в металлах оперируют слитками, а не ювелирными изделиями. Это понятно не всем депутатам. Тем не менее законопроект этот нужный.
Медленно идет продвижение законопроекта о внесении изменений в закон N 54-ФЗ в части неприменения кассовых аппаратов в кредитных учреждениях.
Предлагается такой текст: "11. Требования, установленные пунктом 1 настоящей статьи, не распространяются на кредитные организации при осуществлении ими банковских операций и других сделок в соответствии с законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности. Операции с наличными денежными средствами при осуществлении кредитными организациями банковских операций и сделок, предусмотренных настоящей статьей, оформляются в соответствии с порядком, установленным Центральным банком Российской Федерации для ведения кассовых операций".
Готовится поправка в НК РФ. Смысл этой поправки заключается в том, чтобы распространить режим "необлагаемого дохода по процентам на длинные вклады" при снижении ставки ЦБ РФ. То есть если проценты на дату заключения договора не облагались налогом, то они не будут облагаться и в дальнейшем.
Теперь несколько слов о вкладах и статье 837 ГК РФ.
Здесь мнения разделись. Так, Павел Медведев считает, что "мы боремся не за безотзывность вкладов, а за то, чтобы их не хотели отзывать. Мы хотим, чтобы банкам доверяли". Точка зрения понятная, однако следует иметь в виду, что по некоторым видам вкладов, например по инвестиционно-накопительным, она очень сомнительна. А с другой стороны, может, таких вкладов и быть не должно. Достаточно использовать депозитные и сберегательные сертификаты, которые не предусматривают досрочного погашения. Правда, они не являются пополняемыми, но никто не мешает их приобретению поштучно с определенной периодичностью.
Точка зрения Анатолия Аксакова несколько отличается от первой по вопросам срочности и отзывности и, надо полагать, выражена во внесенном законопроекте на эту тему.
Приведем цитату из законопроекта: "По договору банковского вклада любого вида банк обязан выдать сумму вклада или ее часть по первому требованию вкладчика, за исключением вкладов, внесенных на иных условиях возврата, предусмотренных договором. Вклад, внесенный на условиях иных, чем возврат по первому требованию, может быть возвращен вкладчику до истечения срока либо до наступления иных обстоятельств, указанных в договоре банковского вклада, только с согласия банка.
При заключении договора срочного вклада с условием отказа вкладчика от права на получение вклада по первому требованию банк обязан указать на наличие такого условия в рекламе, в приглашениях делать оферты, в офертах и документах, удостоверяющих заключение договора срочного вклада".
Ну и, естественно, далее делаются ссылки на то, что банк должен быть участником системы страхования.
Одним словом, все неоднозначно и требует дополнительного обсуждения. Поэтому пока ждать изменений не будем.
Из следующих выступлений стоит упомянуть отдельно запомнившиеся "перлы". Из выступления М. Сухова (департамент лицензирования) - про подготовку законопроекта об оценке Банком России деловой репутации КБ и об открытости информации, а также о разрешении банкам на создание дочерних банков за рубежом, за исключением стран, не борющихся с отмыванием.
Из выступления С. Голубева (юридический департамент) - о том, что Банковский кодекс, который предлагает принять "прогрессивная мировая общественность" (я забыл, в чьем лице она представлена), вовсе необязателен*(3). Это отвлечение и распыление сил. Тем более что и законов, конкретно направленных на регулирование деятельности банков, не больше. Следует также иметь в виду, сказал докладчик, что ни НК РФ, ни Бюджетный кодекс так и не стали полностью законами прямого действия и обросли инструкциями и разъясняющими документами. Кроме того, он особо отметил, что тяжелая 20-летняя работа над новой редакцией 28-й инструкции о порядке открытия (закрытия) счетов идет очень тяжело. Но есть надежды, что большая часть пути уже пройдена.
Выступление Е.М. Крутовой (департамент надзора) было посвящено инструкциям N 254-П и N 232-П. При этом о N 232-П было сообщено только то, что подготовлена ее новая редакция, которая скоро будет внесена на совет директоров ЦБ РФ.
Что касается N 254-П, то согласован вопрос о снятии требования по страхованию залогов 2-й группы (и это звучало и у других выступающих).
Кроме того, планируются уточнения по портфелю однородных ссуд и по сделкам РЕПО. Сделки РЕПО рассматриваются как кредитование под залог ценных бумаг. Портфели же рассматриваются в рамках 39-го стандарта. То есть если они изначально стандартные, то они могут быть в портфеле, но если они подвержены обесценению, то должны быть выведены из портфеля.
Кроме того, насколько я правильно понял, ссуды, предоставленные кредитным кооперативам, будут выведены из рамок регулирования N 254-П.
По N 110-И рассматривается вопрос о расширении ликвидных активов. Так, могут быть признаны ликвидными те бумаги, которые входят в ломбардный список ЦБ РФ. С большинством векселей все сложнее, и рассчитывать на их включение в ликвидные активы, судя по общему тону выступающих, не следует.
В "недрах" ЦБ РФ ведется также работа по подготовке нормативного документа о связанных сторонах. На этот раз связанность будет определяться по экономическим, а не по юридическим параметрам.
Е.И. Ищенко (департамент финансового мониторинга и валютного контроля) рассказала о перспективах N 173-ФЗ и N 115-ФЗ.
Елена Ивановна порекомендовала не готовиться к увольнению специалистов валютного контроля с 1 января 2007 года, когда будут сняты почти все ограничения.
Тем не менее контроль за репатриацией валютной выручки останется. И это будет одна из главных функций агентов валютного контроля.
Следует отметить также, что отчетность по внешнеторговым операциям с целью формирования платежного баланса останется.
Теперь об инструментах валютного регулирования. ЦБ РФ ввел эти инструменты для отработки процедур. Не исключено, что все нормы могут быть равны нулю. Но, учитывая то, что все наши успехи связаны с внешними факторами, такие инструменты надо иметь на случай "что будет, если...".
Кстати, норматив обязательной продажи тоже может быть установлен на уровне нуля, так как уже сейчас реальная продажа валюты выше норматива.
По поводу транзитных валютных счетов докладчик отметила следующее. Поскольку требования о репатриации никуда не уходят, остаются и контроль, и счет как элемент контроля. Но в порядок применения будут внесены изменения.
О паспортах. Во второй половине года планируется расширить институт паспортизации на:
приобретение резидентом у нерезидента товаров на территории РФ;
расчеты за товары вне таможенной территории (резидент покупает у нерезидента и продает нерезиденту без ввоза в РФ).
В дополнение к сказанному депутатами по N 115-ФЗ уточнено, что до 30 тыс. руб. можно будет рассчитываться по операциям с бюджетом, в случае платежей в пользу бюджетных организаций, коммунальных платежей и за услуги связи, платежей за медуслуги и услуги школ, взносах в садоводческие и подобные товарищества.
Предполагается отмена идентификации при платежах по возврату по кредитным договорам.
Также было отмечено, что пункт 11 статьи 7 пока не предполагает обязанности клиента представить документы. В закон будут вноситься поправки.
По противодействию легализации выступили также от ЦБ РФ В. Мельников, а от ФСФР - Д. Скобелкин.
ФАТФ настаивает на принятии нормативных актов с целью повысить эффективность борьбы, а в 2007 году собирается провести проверку российской банковской системы.
К. Парфенов
"Бухгалтерия и банки", N 3, март 2006 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Адрес сайта - www.asros.ru.
*(2) Кавычки не ставлю только по той причине, что это не прямая цитата, а суть. Последовательность слов могла быть иной.
*(3) Данная тема и это мнение прозвучали и в других выступлениях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерия и банки"
Журнал зарегистрирован Государственным комитетом Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации ПИ N 77-1995 от 24 марта 2000 г.
Издается с 1996 г.
Учредитель: ООО "Редакция журнала "Бухгалтерия и банки"
Адрес редакции: 127055, Москва, а/я 3
Телефоны редакции (495) 778-9120, 684-2704
Оформить подписку на журнал можно в редакции, в альтернативных подписных агентствах (в Москве - "Интерпочта") или на почте по каталогу Роспечати - индекс 71540