За таможней присмотрит Минфин России
В соответствии с подп. 10.1 п. 1 ст. 11 Таможенного кодекса Российской Федерации контроль за исполнением таможенными органами нормативных правовых актов в области таможенного дела должен осуществлять Минфин России. Делать это он должен в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.
Постановлением 28 сентября 2005 г. N 585 Правительство РФ утвердило Правила осуществления контроля за исполнением таможенными органами нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров (далее - Правила)*(1).
Однако с принятием этого документа вопрос все равно остался не до конца урегулированным. Минфину России совместно с Минэкономразвития России еще только предстоит разработать и утвердить положение об информационном обеспечении контроля за исполнением таможенными органами нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров.
Кроме того, Правила устанавливают только общие принципы осуществления контроля за исчислением и взиманием таможенных платежей, а также за определением таможенной стоимости товаров.
Целями контроля, который должен обеспечить Минфин России совместно с Минэкономразвития России, являются:
обеспечение эффективной реализации таможенными органами предоставленных им полномочий в соответствии с законодательством РФ путем разработки мероприятий по предупреждению нарушения исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров, а также обеспечению правильного и единообразного исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров;
выявление и пресечение не соответствующего нормативам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров.
Правилами контроль разделен на предварительный (скоординированные действия двух министерств, направленные на предупреждение нарушений) и основной (скоординированные действия двух министерств по проверке действий таможенных органов).
Предварительный контроль включает в себя:
проведение анализа соответствия законодательству РФ применяемых таможенными органами нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров;
выявление неоднозначного понимания положений указанных актов;
разработку мероприятий по предупреждению нарушений.
Основной контроль включает в себя:
проверку исполнения таможенными органами своих обязанностей;
выявление признаков нарушений;
проверку обоснованности принятия таможенными органами отдельных правовых актов.
По результатам контрольных мероприятий Минфин России обязан проинформировать Минэкономразвития России о выявленных нарушениях, а также о принятых мерах, включающих в себя разработку и принятие нормативных правовых и иных актов, приостановление либо отмену противоречащих законодательству РФ решений Федеральной таможенной службы.
Затем Минфин России должен внести в Минэкономразвития России следующие предложения:
о разработке нормативных правовых и иных актов по комплексным вопросам таможенного дела, прямо или косвенно касающимся исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров;
приостановлении либо отмене решений Федеральной таможенной службы, а также о внесении в них изменений.
В свою очередь Минэкономразвития России обязано информировать Минфин России о принятых по результатам контрольных мероприятий решениях.
Оба министерства наделены полномочиями принимать совместно такие решения:
поручить Федеральной таможенной службе провести служебную проверку с целью привлечения виновных лиц к дисциплинарной ответственности;
внести в Федеральную таможенную службу предложения о проведении таможенной ревизии;
направить соответствующие материалы в компетентные органы для дальнейшего расследования.
Для обеспечения эффективности контроля, а также в целях рассмотрения возникших вопросов межведомственного характера министерства должны создать еще и межведомственную комиссию. О результатах ее работы могут узнать все граждане.
Если комиссия в таможенном деле наведет порядок, то различным "серым" схемам растаможки грузов будет положен конец, и цена импортных товаров в магазинах возрастет, а их количество сократится. Пошло бы это только на пользу казне и отечественному производителю!
В.В. Егоров,
эксперт
"Новое в бухгалтерском учете и отчетности", N 21, ноябрь 2005 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Документ опубликован в прошлом номере журнала (N 20, 2005). - Прим. ред.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru