Город Москва |
|
17 июня 2009 г. |
Дело N А40-87633/08-112-457 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 июня 2009 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Р.Г.Нагаева,
судей Л.Г.Яковлевой, М.С. Сафроновой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.Н.Красиковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Нефтегазовая компания "РуссНефть"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.03.2009г.
по делу N А40-87633/08-112-457, принятое судьей Зубаревым В.Г.
по заявлению Открытого акционерного общества Нефтегазовая компания "РуссНефть"
к Межрегиональной Инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1
о признании частично недействительным решения от 18.09.2008 N 52-13-14/766
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Загайнова Т.С. по дов. N Д-284 от 06.10.2008
от заинтересованного лица - Арефьев В.А. по дов. N 87 от 08.08.2008.
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Нефтегазовая компания "РуссНефть" (далее - общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 (далее - инспекция, заинтересованное лицо, налоговый орган) о признании недействительным решения от 18.09.2008 N 52-13-14/766 в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость за август 2007 года в размере 57 749 рублей.
Решением суда от 25.03.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано. При этом суд исходил из того, что решение инспекции в оспариваемой части является законным, и не нарушает права и законные интересы налогоплательщика.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось с апелляционной жалобой, в судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Заинтересованное лицо представило отзыв на апелляционную жалобу, и в судебном заседании представитель заинтересованного лица просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в деле доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и обстоятельствами дела, и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 31.03.2008 общество представило в инспекцию уточненную налоговую декларацию по НДС за август 2007 года.
По итогам камеральной налоговой проверки инспекция 18.09.2008 вынесла решение N 52-13-14/766, согласно которому заявителю отказано в применении налоговых вычетов по НДС за август 2007 года и в возмещении НДС в размере 57 749 рублей.
Решение инспекции мотивировано тем, что общество в представленной на проверку декларации предъявило к возмещению НДС по счет-фактуре N 07/17/08249 от 31.07.2007, выставленному ОАО "АК "Транснефть" по договору N 0007290 от 20.12.2006 (далее - договор) об оказании услуг по транспортировке нефти на 2007 год.
В упомянутой счет-фактуре указано о применении налоговой ставки 18 %. Согласно представленной на проверку обществом книги покупок по экспортным операциям за август 2007 года, отчету по экспорту товара за август 2007 года, отчету по экспорту товара за август 2007 года по коду строки 030 раздела 5 в том числе предъявлена к возмещению сумма НДС по счет - фактуре N 07/17/08249 от 31.07.2007, где в наименовании оказанных услуг указано агентское вознаграждение по обеспечению транспортировки нефти по территории стран СНГ и Балтии, стоимость услуг с учетом НДС составляет 408 736,51 руб., с НДС 62 349,64 руб., предъявлен НДС к вычету 57 748, 97 руб.
Арбитражный апелляционный суд считает, что судом первой инстанции полно и всесторонне установлены обстоятельства по делу и им дана надлежащая правовая оценка.
В апелляционной жалобе заявитель указывает на то, что налоговым органом в решении неправомерно указано, что в отношении услуг, оказанных ОАО "АК "Транснефть" должна применяться ставка НДС 0%, считает, что счет - фактура N 07/17/08249 оформлена в соответствии с п.5 ст.169 НК РФ. Также общество считает, что налоговым органом не учтено, то обстоятельство, что сами по себе услуги по транспортировке облагались ставкой налога 0%, а агентские услуги непосредственно не связанные с реализацией товара на экспорт, должны облагаться по налоговой ставке 18%. Общество полагает, что поскольку местом реализации указанных услуг является территория Российской Федерации, то такие услуги согласно ст. 164 НК РФ облагаются по ставке НДС 18%.
Данные доводы отклоняются судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 19.01.2005 г. N 41-О, при оценке правомерности применения налоговой ставки налога на добавленную стоимость ноль процентов положения подпункта 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ необходимо рассматривать в системной связи, то есть неразрывно, с положениями подпункта 1 того же пункта, поскольку они регулируют единый комплекс правоотношений, касающихся особенностей налогообложения операций по реализации товаров и связанных с процессом производства и реализации работ и услуг.
Обложению по нулевой ставке НДС подлежат работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории РФ или ввозимых на территорию РФ товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги) (подп. 2) п. 1 ст. 164 НК РФ). При этом обязательным условием для применения ставки налога в размере 0 % к перечисленным работам (услугам) является их непосредственная связь с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта (т.е. указанных в подп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ).
Таким образом, подп.2 п. 1 ст. 164 НК РФ определяет круг работ (услуг), реализация которых подлежит обложению по ставке НДС 0%. Однако, предусмотренное названой нормой Кодекса право налогоплательщика на применение нулевой ставки налога обусловлено необходимостью подтвердить законность его использования, в порядке, определенном п. 4 ст. 165 НК РФ. Фактически ст. 165 НК РФ установлен механизм реализации налогоплательщиками права на обложение по ставке НДС 0%, перечисленных в ст. 164 НК РФ работ (услуг) и определены обязательные требования, несоблюдение которых лишает налогоплательщика возможности использовать нулевую ставку налога.
Как следует из материалов дела в соответствии с п.1.2 договора N 0007290 от 20.12.2006 об оказании услуг по транспортировке нефти (далее - договор) ОАО "АК Транснефть" в качестве агента обязуется за вознаграждение совершать от своего имени, но за счет заявителя юридические и иные действия по обеспечению транспортировки нефти трубопроводным транспортом по территории Республик Беларусь, Украины, Республики Казахстан. При этом ОАО "АК "Транснефть" заключает договоры об оказании услуг за пределами Российской Федерации с организациями Республик Беларусь, Украины, Республики Казахстан, а общество оплачивает агентское вознаграждение за заключение таких договоров. Размер агентского вознаграждение определяется п.8.16 договора и подлежит оплате при предоставлении отчетов агента, представление которых предусмотрено п. 8.15 договора, размер агентского вознаграждения увеличивается на сумму НДС.
Как усматривается из отчета агента за июль 2007 года ОАО "АК "Транснефть" оказало услуги по обеспечению организации и координации деятельности по транспортировке нефти на территории Республик Украины, Беларусь, Республики Казахстан. При этом расходы на оплату услуг непосредственно по транспортировке от границы Российской Федерации до пункта назначения подлежали обложению налогом на добавленную стоимость по ставке 0%. Агентское вознаграждение за услуги в подборке транспортных организаций за пределами Российской Федерации уплачено ОАО "АК "Транснефть" с учетом НДС по ставке 18%, поскольку как считает общество услуга оказывалась на территории Российской Федерации после фактического вывоза товара за пределы Российской Федерации и прекращения действия режима экспорта. Данная услуга непосредственно не связана с организацией и перевозкой товара, вывезенных в таможенном режиме экспорта. Таким образом, как считает заявитель ОАО "АК "Транснефть" не оказывало услуг по перевозке, а лишь оказывало посреднические услуги непосредственно на территории РФ.
Однако, суд апелляционной инстанции считает, что основным критерием, позволяющим отнести услуги к облагаемой налоговой ставкой 0 % по НДС является связь с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта. Характер операций общества по транспортировке нефти за пределы Российской Федерации подтверждает тот факт, что транспортировка нефти обществом за пределы территории Российской Федерации производилась только в отношении экспортных товаров.
Поскольку ОАО "АК "Транснефть" оказывало посреднические услуги в отношении помещенного под таможенный режим экспорта товара по территории стран СНГ и Балтии, то есть за пределами Российской Федерации к данным операциям должна применяться налоговая ставка 0%, в связи с чем применение ставки 18% и уплата обществом сумм НДС, исчисленного на основании указанной ставки противоречит действующему законодательству.
В соответствии со ст.171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить исчисленную сумму налога на добавленную стоимость на сумму налога, предъявленную поставщикам при приобретении товаров (услуг, работ) а также имущественных прав для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Исходя из положений п.1 ст.172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счет-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. Статьей 169 НК РФ установлен ряд требований, предъявляемых к оформлению счет-фактур.
В данном случае суд апелляционной инстанции полагает правильным вывод суда первой инстанции о том, что счет-фактура N 07/17/08249 оформлена с нарушением положений пункта 5 статьи 169 НК РФ, поскольку в ней неправомерно указан налог на добавленную стоимость по ставке 18%. В связи с этим данная счет-фактура не может служить основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету.
Положения п.2 ст.171 НК РФ исключают предъявление к вычету сумм налога на добавленную стоимость, уплаченные в нарушение положений главы 21 Налогового кодекса РФ.
Пункт 5 ст.173 НК РФ предусматривает исчисление суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджет, в случае выставления покупателю счета-фактуры с выделением суммы этого налога. Данное положение распространяется кодексом на лиц, не являющихся налогоплательщиками, или налогоплательщиков, освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, а также на налогоплательщиков при реализации товаров (работ, услуг), операции, по реализации которых не подлежат налогообложению.
Следовательно, действующее законодательство о налогах и сборах Российской Федерации не предусматривает исчисление суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджет, лицами, являющимися плательщиками налога на добавленную стоимость по ставке 0 %.
Судом первой инстанции правомерно отклонен довод заявителя о ссылке на письмо Министерства Финансов РФ от 26.07.2007 N 03-07-08/211, и ему дана надлежащая правовая оценка.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделаны правильные выводы, соответствующие фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основанные на правильном применении норм материального права.
В связи с этим, решение инспекции в оспариваемой обществом части является законным, а в удовлетворении заявленных требований общества было правомерно отказано судом первой инстанции.
Расходы по уплате госпошлины по апелляционной жалобе распределяются между сторонами в соответствии со ст.110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.03.2009 по делу N А40-87633/08-112-457 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Р.Г.Нагаев |
Судьи |
Л.Г.Яковлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-87633/08-112-457
Истец: ОАО "НК "РуссНефть""
Ответчик: МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1
Хронология рассмотрения дела:
17.06.2009 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-9118/2009