Call-центр нельзя купить, но можно построить!
В общении с компаниями, работающими над улучшением клиентских взаимоотношений, мне часто приходится слышать: "Мы покупаем call-центр". При этом речь идет о неких капитальных вложениях в покупку оборудования, соответствующего программного обеспечения и лицензий. К сожалению, не все так просто - call-центр как инструмент взаимодействия банка с существующими и потенциальными клиентами включает еще огромное количество ресурсов и бизнес-процессов, которые так просто не купить.
Call-центр - это производство. В него поступает сырье (звонки), обрабатываемое в соответствии с принятой технологией (бизнес-процессами), а на выходе получается результат, ради которого центр и работает - привлеченные клиенты, решенные проблемы или собранные задолженности. Как и на настоящем заводе, есть здесь инструментальный цех (отдел кадров), наладчики оборудования (инженеры техподдержки), ОТК (группа мониторинга и управления качеством) и много других функций и подразделений. И пусть вас не смущает отсутствие шума, дыма и пыли - даже если call-центр располагается в красивом чистом, светлом, тихом офисе, вы все равно строите производство, а не еще один офис.
Итак, вы покупаете, привозите, устанавливаете, подключаете и успешно тестируете основную конвейерную линию, включающую каналы связи, телефонное и компьютерное оборудование, локальную сеть и систему записи разговоров. Но, предположим, что вы из тех счастливчиков, у кого проблема с CRM-системой уже полностью закрыта. Неужели осталось только посадить на рабочие места людей - и можно успешно рапортовать о запуске call-центра? Можно: Только для успешной работы call-центра осталось совсем немного - построить его как функциональную единицу в структуре организации.
Создание кадровой или организационной структуры не ограничивается наймом операторов, а распадается на целый ряд подзадач:
определить оптимальные количественные соотношения, например, число операторов в команде, или расчетное их количество на одного специалиста по контролю качества;
сформировать вспомогательный штат и определить, какие функции будут обеспечиваться ресурсами call-центра, а какие переданы централизованным службам банка (кадровый учет, безопасность и т.д.);
отладить многоступенчатый механизм подбора кандидатов в операторы;
наладить контроль за показателями трудовой дисциплины, анализ причин и хронологической статистики нарушений;
организовать контроль текучки, анализ ее причин, определить формат интервью с увольняющимися.
А теперь мы заходим в темный лес, именуемый "бизнес-процессы", содержание которого многообразно:
разработка системы ключевых производственных индикаторов для call-центра с соответствующей системой их учета, анализа и планирования по следующим группам:
параметры телефонной статистики (процент потерянных вызовов; уровень сервиса; средняя продолжительность разговора);
производственные параметры, в зависимости от задач (конверсия звонков в продажи - привлеченные клиенты, открытые счета и пр.; процент проблем, решенных во время первого обращения клиента; собираемость задолженностей);
финансово-экономические показатели (загрузка рабочих мест; себестоимость одного звонка; процент загрузки операторов - в пиковые часы и в среднем за смену).
формирование независимой группы контроля качества:
разработка оценочной шкалы и методики оценки качества звонка, включающей как качество общения с клиентом, так и точность и аккуратность информации, выдаваемой в процессе общения или заносимой в CRM-систему;
внедрение механизма обратной связи и использования оценок группы качества в еженедельных собеседованиях с каждым оператором, а также учета этих данных в учетной карте BSC операторов и супервайзеров.
распространение системы КПИ на все уровни call-центра. Подбор оптимальных весов для уравновешивания этих индикаторов и внедрение системы сбалансированных показателей (BSC) на всех уровнях.
привязка результатов из BSC к системе поощрения и премирования.
определение формальных критериев (в том числе данных из BSC) для профессионального роста и продвижения по службе.
организация работы службы безопасности с учетом специфики call-центра.
формирование плана восстановления работоспособности организации после форс-мажорных событий.
внедрение инструментария для планирования графика индивидуальных смен операторов и бригад.
подготовка учебных программ для операторов разного профиля.
разработка сценариев и механизма опроса звонящих после завершения основного звонка - для оценки удовлетворенности клиентов.
введение графика и утверждение структуры внутреннего анонимного социологического опроса сотрудников для выявления негативных настроений, сбора пожеланий и пр.
Итак, как не крути, а "китов", на которых держится call-центр, все-таки три: люди - бизнес-процессы - технологии. Причем все они одинаково важны и необходимы для успешной работы call-центра изо дня в день.
В. Аниканов,
руководитель отдела бизнес-консалтинга Avaya в России и странах СНГ
"Банковское дело в Москве", N 5, май 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Банковское дело в Москве"
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати. Регистрационное свидетельство N 013197
Издается с 1995 г.
Учредитель: издательство "Русский салон периодики"
Адрес редакции: 109382, Москва, Люблинская ул., 127/1.
e-mail: info@bdm.ru
Телефон и факс: (495) 351-4981, 351-8862, 351-5150
Оформить подписку на журнал можно в редакции или через каталоги
Роспечати - индекс 79521
Моспочтамта - индекс 42625