"Своя ниша" (интервью с А. Филипповым,
председателем правления банка "Республиканский")
Помимо "хитового" в нынешнем году сегмента акционерного капитала, на рынке ценных бумаг существуют и активно развиваются и более будничные - облигационный, вексельный и так далее. Для многих средних и даже небольших банков это - хороший, стабильный бизнес, который, впрочем, тоже имеет свои особенности и подводные камни. О том, как выбрать и удержать здесь свою нишу, как совместить интересы банка и клиента, как строить работу с инвестиционной компанией, БДМ попросил рассказать Алексея Филиппова.
БДМ: Алексей Юрьевич, насколько я помню, ваша работа в банковской сфере началась именно с управления ценных бумаг. Это было случайное совпадение или осознанный выбор?
- Скорее - второе, хотя элемент стечения обстоятельств здесь присутствовал. Так случилось, что начало моей работы в банковской системе совпало со становлением цивилизованного рынка ценных бумаг. То есть в принципе рынок был - были уже биржи, акции торговались на ММВБ, но нормальную рыночную инфраструктуру еще только предстояло создавать. Даже действующий в ту пору закон о рынке ценных бумаг был как бы "урезанным", потому что готовился под существующие реалии рынка, не было ни отечественного опыта, ни ясного понимания перспектив его развития.
Перелом наступил, когда на биржу были выведены первые ГКО - многим, даже новичкам в банковском деле стало ясно, что это новое направление очень выгодно и интересно. А поскольку я работал в одном из первых уполномоченных банков-дилеров на рынке государственных заимствований, то вместе с ним проходил все этапы становления. По сути, учиться приходилось на ходу... Можно сказать, что тогда эволюционные процессы в этом бизнесе шли революционными шагами, - и осознание этого добавляло нам энтузиазма. К тому же было и понимание того, что имеешь не с какими-то "пирамидами", а с государством, то есть с самыми надежными бумагами...
БДМ: И кто бы мог предположить, что как раз государство и выстроит самую высокую пирамиду, крушение которой погребет под своими обломками десятки и сотни игроков. Кстати, ведь тот банк, где вы работали, тоже пострадал в результате дефолта - это не отбило у вас охоту к работе с ценными бумагами?
- Во всяком случае, госбумагами многие из нас долго не занимались - кое-кто и до сих пор, как только речь заходит о ГКО, ощущает оскомину... Но, должен сказать, Банк России и Минфин после дефолта предприняли правильные меры, чтобы сделать этот сегмент рынка снова интересным и выгодным для банков. Просто в таких объемах, как прежде, думаю, сегодня никто этим не занимается и к структуре активов подходят более взвешенно.
БДМ: Тем не менее, ваш банк выбрал для себя другую нишу - наиболее активно вы работаете на вексельном рынке. С чем связан этот выбор?
- Прежде всего - с потребностями наших клиентов. Как вы знаете "Республиканский" работает прежде всего в корпоративном направлении, обслуживая и кредитуя компании среднего и малого бизнеса. Да и сам наш банк, так сказать, "классический" средний. Поэтому, скажем, на рынке IPO нам пока делать нечего - это не наш бизнес. Нашим клиентам, как правило, требуется разместить на достаточно короткий срок свободные средства. Самые удобные и надежные инструменты в данном случае - векселя и облигации, то есть инструменты с фиксированными сроком и доходностью. И хотя у нас есть и фондовое направление, представленное рядом первоклассных эмитентов, мы, как правило, не рекомендуем нашим клиентам вкладывать в акции на короткий срок. Здесь существует серьезный риск коррекции рынка, когда цены будут падать, а значит, и риск потери как денег, так и доверия клиентов.
БДМ: А какую роль здесь выполняет ваша инвестиционная компания и как она связана с "Республиканским"?
- Как раз роль компании "Инвест-Центр" - ключевая. "Универсальный коммерческий инвестиционный центр", как он полностью называется, действует на рынке с 1995 года, имея все необходимые лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг: на осуществление брокерской, дилерской, депозитарной деятельности и на управление ценными бумагами. Должен заметить, что в рейтинге надежности НАУФОР компания входит в группу высокой надежности, так же как и в рейтинге депозитариев, разработанном ПАРТАД.
Что касается связи с банком, то она самая тесная, начиная с того, что "Республиканский" и "Инвест-Центр" - практически ровесники, в прошлом году с интервалом в месяц отпраздновали десятилетие. К тому же компания - один из основных акционеров банка.
БДМ: Тогда поставлю вопрос по-другому: а зачем компании банк, если она и сама все умеет? В чем смысл этого "тандема"?
- Во-первых, в диверсификации рисков. Тот же дефолт 1998 года не принес банку проблем, препятствующих его нормальной деятельности, и мы смогли сохранить доверие вкладчиков и кредиторов. Во всяком случае, потери банка, где я тогда работал, были связаны только с пересчетом банковского капитала на новый курс рубля к доллару, но не с потерей ликвидности.
Во-вторых, инвестиционная компания, работающая в тесном контакте с банком, обладает большей гибкостью. Не забывайте, что расчетное обслуживание на этом рынке значит очень много - как правило, расчеты по сделкам жестко ограничены во времени, делаются "день в день" и, по сути, происходит порейсовый мониторинг этих сделок.
И, наконец, клиентская база, которая как бы "перетекает" из банка в "Инвест-Центр" и наоборот. Интересы у нас общие, делить здесь нечего, поэтому идет постоянное, хотя и не лавинообразное наращивание клиентуры.
БДМ: А кто здесь все-таки играет первую скрипку? Куда обращается клиент: в банк или в компанию?
- Обычно клиент банка обращается за консультацией к соответствующему специалисту или кому-то из руководителей, а собственно на рынке работает, конечно, компания, поскольку именно у нее есть на это все лицензированные права. Право выбрать тот или иной конкретный инструмент в любом случае остается за клиентом, мы можем ему порекомендовать несколько вариантов, из которых он волен выбрать тот, который кажется ему наиболее оптимальным.
БДМ: И кто несет ответственность в дальнейшем? Что если клиент не получил тех денег, на которые рассчитывал? Или, того хуже, потерял их на сделке? Чем вы рискуете?
- Пожалуй, только своей репутацией - если мы настойчиво рекомендовали клиенту, скажем, векселя компании, в надежности которой сами не были уверены... Именно здесь главное поле нашей ответственности. Правда, раньше были и другие риски, когда инвестиционные компании имели право привлекать деньги клиентов под установленный процент. Однако после нескольких банкротств таких компаний регулирование их деятельности ужесточилось, и теперь они вправе работать только на собственных средствах или на тех, что занимают у банков в качестве кредитных ресурсов. Все остальные операции для инвестиционной компании являются посредническими: клиент, желая вложить средства в ценные бумаги, выбирает из нескольких вариантов оптимальный по его представлению, перечисляет средства компании, та покупает выбранные векселя или облигации, оставив себе комиссионное вознаграждение, - и с этого момента клиент принимает на себя уже только риски эмитента, чьи бумаги он купил.
БДМ: Существуют ли ограничения по объему сделки? Скажем, может ли он превышать определенный процент от собственного капитала инвестиционной компании?
- Жестких ограничений - таких, как для банков, - здесь не существует, хотя определенные нормативы, конечно, есть. В любом случае, инвестиционная компания может достаточно гибко работать на фондовом рынке.
БДМ: Велика ли конкуренция в вашем сегменте? И, если вы решите выйти за пределы своей ниши, как вас встретят?
- В случае, если мы решим кардинально сменить направление и побороться, предположим, за частного инвестора, нам придется, видимо, приложить серьезные усилия. Хотя конкуренция здесь почувствуется через рыночные механизмы и прежде всего - через рост издержек. Если же компания, скажем, просто решит реструктурировать свои активы, переложив их из облигаций в акции, рынок на это скорее всего никак не отреагирует. Его емкость настолько велика, что никто не станет препятствовать появлению нового игрока. Так что несмотря на жесткую сегментацию фондового рынка, всегда есть право выбора - важно лишь правильно оценить свои возможности в той или иной области.
БДМ: Каковы, на ваш взгляд, перспективы развития долгового рынка? Ощущается здесь движение?
- Я бы не стал говорить о дальнейшей активизации рынка - он и без того достаточно активен. Другое дело, что грядут изменения и прежде всего - связанные со снижением доходности. Если раньше вексельный и облигационный сегменты были представлены в первую очередь банками первой полусотни, сейчас круг эмитентов расширился. Это естественный процесс. Когда эмитент приступает к формированию своей кредитной истории, он начинает, как правило, с презентации рынку более понятных бумаг, таких, как векселя. Если все идет хорошо, бумаги постепенно становятся привлекательными для рынка, и тогда можно приступать к следующему этапу: выпускать облигации, удлинять сроки заимствования, понижать ставку: Конечно, у растущего рынка есть и оборотная сторона - усиливаются расхождения в кривой "риск-доходность".
БДМ: И последний вопрос: что бы вы посоветовали начинающему на этом рынке?
- Не начинать с агрессии. Это только со стороны кажется, что на фондовом рынке легко можно делать большие деньги. На самом деле, здесь как нигде важны профессионализм, разумная осторожность и столь же разумная смелость.
Беседовала Л. Коваленко
"Банковское дело в Москве", N 5, май 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Банковское дело в Москве"
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати. Регистрационное свидетельство N 013197
Издается с 1995 г.
Учредитель: издательство "Русский салон периодики"
Адрес редакции: 109382, Москва, Люблинская ул., 127/1.
e-mail: info@bdm.ru
Телефон и факс: (495) 351-4981, 351-8862, 351-5150
Оформить подписку на журнал можно в редакции или через каталоги
Роспечати - индекс 79521
Моспочтамта - индекс 42625