г. Москва |
|
22.06.2009 г. |
N 09АП-9226/2009-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.06.09г.
Постановление изготовлено в полном объеме 22.06.09г.
Дело N А40-1482/09-80-5
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Птанской Е.А.
судей: Яремчук Л.А, Катунова В.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сергиной Т.Ю.
Рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России N 31 по
г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.04.2009г.
по делу N А40-1482/09-80-5, принятое судьей Юршевой Г.Ю.
по иску (заявлению) индивидуального предпринимателя Андреева С.С.
к ИФНС России N 31 по г. Москве
об обязании возвратить уплаченный налог, пени, штраф с начисленными процентами
при участии в судебном заседании:
от истца (заявителя): не явился, извещен
от ответчика (заинтересованного лица): Пешкин И.Н. по доверенности N 05-17/02106 от 04.02.2009 г.
УСТАНОВИЛ
Индивидуальный предприниматель Андреев Сергей Викторович обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к ИФНС России N 31 по г. Москве об обязании возвратить излишне уплаченный налог (единый налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения), пени, штраф и проценты за несвоевременный возврат сумм налога, пени, штрафа, всего в размере 43 440,62 руб. (с учетом уточнения требований в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением суда от 08.04.2009 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме. При этом суд исходил из того, что заявитель документально подтвердил свое право на возврат излишне уплаченного налога, штрафа и пени; на сумму излишне уплаченного налога подлежат начислению и уплате проценты за несвоевременный возврат суммы налога в порядке, установленном ст. 78 НК РФ.
Не согласившись с принятым решением, Инспекция обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, указывая на то, что судом при принятии решения неправильно применены нормы материального права.
Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу в котором просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель заявителя, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в порядке ст. 123 АПК РФ, не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в деле доказательства, заслушав представителя заинтересованного лица, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 25.04.2007 г. заявитель перечислил денежные средства в размере 36 690 руб. в счет уплаты единого налога по квитанции СБ РФ N 7813/0042 (л.д. 9), ошибочно указав "код бюджетной классификации" (КБК) 18210202040061000160 соответствующий страховым платежам в Пенсионный фонд РФ, вместо необходимого КБК 18210501010011000110 (налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы при применении упрощенной системы налогообложения).
19.03.2008 г. индивидуальный предприниматель обратился в ИФНС России N 31 по г.Москве с заявлением о допущенной ошибке и о зачете суммы 36 690 руб. в счет уплаты единого налога за 2 квартал 2007 г. (л.д. 10).
Письмом от 08.04.2008г. N 11-14/10195 (л.д. 11) налоговый орган отказал в проведении зачета переплаты по страховым взносам в сумме 36 690 руб. в счет уплаты единого налога и направил предпринимателю извещение об уплате единого налога - 36 325 руб., пени - 2 752, 92 руб. и штрафа - 200 руб. за несвоевременную уплату налога.
Заявитель 15.04.2008 г. повторно оплатил указанные в извещениях налогового органа суммы (л.д. 12-14) и обратился в ИФНС России N 31 по г. Москве с заявлением о возврате возникшей переплаты по страховым взносам в Пенсионный фонд в сумме 36 690 руб.
Письмом от 02.06.2008 г. N 11-14ф/12-2017-16197 Инспекция отказала в возврате перечисленной в страховую часть Пенсионного фонда РФ суммы налога, мотивировав это тем, что положениями ст. ст. 78, 79 НК РФ не определен орган, который должен производить возврат излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов и порядок его проведения. Инспекция указала на то, что до внесения изменений в Закон N 167-ФЗ от 15.12.2001г. у налогового органа не имеется правовых оснований для осуществления возвратов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, так как страховые взносы являются индивидуальными, возмездными обязательными платежами, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенных на его индивидуальном лицевом счете.
Управлением ФНС России по г. Москве жалоба заявителя на отказ Инспекции в возврате излишне уплаченного налога, пени и штрафа оставлена без удовлетворения.
Исследовав и оценив, представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд апелляционной инстанции считает, что заявитель подтвердил свое право на возврат излишне уплаченных сумм налога - 36 690 руб., пени - 2 752,92 руб., штрафа -200 руб. Учитывая, что налоговым органом нарушены сроки возврата излишне уплаченных страховых взносов, инспекция в соответствии с п. 9 ст. 78 НК РФ обязана начислить и уплатить заявителю проценты за просрочку возврата указанных сумм.
Согласно ст. 2 Федерального Закона N 167-ФЗ от 15.12.2001г. "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей (страховых взносов) на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим федеральным законом.
В соответствии с п. 1 ст. 25 указанного выше Закона, контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
Федеральным законом N 167-ФЗ от 15.12.2001г. не установлен порядок возврата или зачета излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также орган, уполномоченный осуществлять такой возврат (зачет), за исключением возврата страховых взносов, осуществляемого органами Пенсионного фонда Российской Федерации, в случае невозможности установления застрахованных лиц, за которых уплачены указанные страховые взносы (статья 13).
Согласно ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей, погашению недоимки либо возврату налогоплательщику. При этом, пунктом 13 данной статьи предусмотрено распространение указанной нормы на зачет или возврат излишне уплаченных сумм налогов, поступающих в государственные внебюджетные фонды, к которым относится и Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 30 Порядка, взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.
Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение N 11.1 к Федеральному Закону от 15.08.1996г. N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в редакции федерального закона от 23.12.2004г. N 174-ФЗ) администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что зачет или возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование должен осуществляться налоговыми органами в порядке предусмотренном ст. 78 НК РФ.
Указанный вывод соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 05.09.2006г. N 2776/06.
Из представленной заявителем в материалы дела квитанции (л.д. 9) усматривается, что предпринимателем верно указаны номер счета Федерального казначейства и наименование банка получателя.
Следовательно, сумма налога 36 900 руб. поступила в бюджетную систему Российской Федерации на определенный счет Федерального казначейства.
Подпунктом 7 ст. 45 НК РФ определено, что в этом случае заявитель вправе подать в налоговый орган заявление о допущенной ошибке с приложением обосновывающих документов и уточнением неверных реквизитов в платежном документе.
Такое заявление подано индивидуальным предпринимателем Андреевым С.В. 19.03.2008 г.
Учитывая, что заявитель своевременно уплатил налог, начисление пени в размере 2752,92 руб. и штрафа 200 руб. произведены налоговым органом неправомерно.
Обязанность по проведению возврата излишне уплаченных страховых взносов возложена на основании ст. 78 НК РФ, статей 2, 25 Федерального Закона N 167-ФЗ на налоговый орган.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что анализ представленных в деле доказательств свидетельствует о том, что заявитель имеет право на возврат излишне уплаченных единого налога - 36 325 руб., пени - 2 752, 92 руб. и штрафа - 200 руб., который должен быть произведен ИФНС России N 31 по г. Москве.
Согласно п. 9 ст. 78 НК РФ при нарушении сроков возврата излишне уплаченного налога на сумму возврата начисляются проценты, начиная со дня следующего за днем окончания месячного срока с даты представления в налоговый орган заявления о возврате, до дня, предшествующего фактическому возврату налога (дата указанная в платежном поручении).
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что предприниматель 14.04.2008 г. обратился в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченных единого налога - 36 325 руб., пени - 2 752, 92 руб. и штрафа - 200 руб., соответственно, установленный п. 6 ст. 78 НК РФ месячный срок на возврат истек 14.05.2008г.
Учитывая изложенное, с 15.05.2008г. по дату принятия решения судом первой инстанции (01.04.2009г.) возникла просрочка в возврате излишне уплаченного единого налога, пени и штрафа.
Поскольку налоговым органом нарушены сроки возврата излишне уплаченных страховых взносов в виде фиксированного платежа, инспекция в соответствии с п. 9 ст. 78 НК РФ обязана начислить и уплатить заявителю сумму процентов 3 797,70 руб. за период просрочки с 15.05.2009 г. по 01.04.2009 г.
Размер процентов и период их начисления проверены судом апелляционной инстанции и являются правильными (л.д. 56).
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что анализ представленных в деле доказательств свидетельствует о том, что заявитель имеет право на возврат излишне уплаченных единого налога - 36 325 руб., пени - 2 752, 92 руб. и штрафа - 200 руб., который должен быть произведен ИФНС России N 31 по г. Москве. В связи с тем, что налоговым органом нарушены сроки возврата излишне уплаченных единого налога, пени и штрафа, инспекция в соответствии с п. 9 ст. 78 НК РФ обязана начислить и уплатить заявителю проценты в размере 3 797,70 руб. за период просрочки с 15.05.2008 г. по 01.04.2009 г.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит.
Апелляционной инстанцией рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Расходы по оплате госпошлины по апелляционной жалобе распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 110, 266, 267, 268, 269, 271 АПК РФ, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.04.2009г. по делу N А40-1482/09-80-5 оставить без изменения, а апелляционную жалобу -без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий: |
Е.А. Птанская |
Судьи |
Л.А. Яремчук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-1482/09-80-5
Истец: Представитель ИП Андреев С.В. - Геммерлинг Г.А., ИП Андреев С. В.
Ответчик: ИФНС РФ N 31 по г. Москве
Хронология рассмотрения дела:
22.06.2009 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-9226/2009