Минфин приготовил для Подмосковья вмененку с сюрпризом
Подмосковная компания поинтересовалась в Минфине, как платить единый налог на вмененный доход, если на одной арендованной площади фирма осуществляет сразу несколько видов деятельности. Ответ чиновников в письме от 14 апреля 2006 г. N 03-11-04/3/203 не только не объяснил ситуацию, но и еще больше запутал. В общем, попробуем разобраться, как делить помещение, чтобы правильно заплатить налоги.
Размер имеет значение
Вопрос, как разбить площадь, если фирма осуществляет несколько видов деятельности, по идее и возникать-то не должен. Ведь где, к примеру, начинается магазин, а где - кафе, видно и так. Но когда речь идет о налогах, все выглядит не столь однозначно.
От размера торгового зала или зала обслуживания зависят отчисления в бюджет, а значит, всегда есть соблазн сэкономить. Так, скажем, если в одном арендованном помещении фирма занимается и розничной торговлей, и общественным питанием, разница в базовой доходности составляет 2000 рублей в пользу розницы. Другими словами, за "розничный" квадратный метр компании придется отдать на 300 рублей налогов в месяц больше. Деньги на первый взгляд небольшие. Но когда магазин занимает 20 метров, разница в налоговых отчислениях уже составляет 18 000 рублей в квартал, что сопоставимо с зарплатой работника, поэтому нет никакого смысла переплачивать.
Итак, предположим, фирма арендует одно помещение, где размещены кафе и магазин. По мнению Министерства финансов, которое чиновники изложили в письме от 14 апреля 2006 г. N 03-11-04/3/203, на каждый вид деятельности у компании должен быть отдельный договор аренды. Тогда никаких разночтений возникать не будет.
Другими словами, с одним собственником помещения должно быть заключено два договора аренды, где будет указано, какую площадь компания арендует для торговли, а какую для общественного питания. При этом, как советует юрист ЗАО "Межрегиональная агропромышленная компания" Виталий Механтьев, следует позаботиться, чтобы "общие" метры по договорам относились к тому виду деятельности, с которого налоговые отчисления будут меньше.
- Если в рассматриваемом случае речь идет об общественном питании и розничной торговле в одном помещении, очевидно, что какие-то площади будут общими. То есть часть помещений компания будет использовать для обоих видов деятельности. Учитывая, что для этих видов деятельности установлена разная базовая доходность, логично заключить договоры таким образом, чтобы помещения общего пользования относились именно к общественному питанию. И тогда компания получит возможность минимизировать свои налоговые платежи, - поясняет юрист.
Разные режимы на одной площади
Впрочем, ситуация, когда оба вида деятельности облагаются вмененкой, не самая сложная. Гораздо больше проблем возникает, если для разных видов деятельности установлены разные налоговые режимы. К примеру, одна фирма из города Домодедово в Подмосковье совершенно случайно выяснила, что ЕНВД она должна платить только с части своей деятельности.
Компания занимается розничной реализацией солнцезащитных очков. Кроме того, фирма принимает заказы на изготовление очков с диоптриями. Поскольку лицензии на производство этих товаров у нее нет, то приходится заказывать изготовление продукции у сторонней организации.
Общество платило ЕНВД со всей деятельности. Но для большей уверенности решило выяснить компетентное мнение Министерства финансов. Чиновники, проанализировав представленные фирмой данные, пришли к выводу, что компания может платить единый налог только в части розничной продажи солнцезащитных очков.
В ответе Минфина (письмо от 27 марта 2006 г. N 03-11-04/3/158) указано, что изготовление очков на заказ должно быть оформлено контрактом между заинтересованными фирмами в соответствии с Гражданским кодексом. Полученный от реализации договора доход будет попадать под общий режим налогообложения. Справедливости ради стоит заметить, что для данного вида деятельности вполне применима и упрощенка.
Конечно, с позицией Минфина можно не согласиться. Однако, учитывая, что финансовое ведомство после административной реформы стало единственным органом государственной власти, компетентным отвечать на такие вопросы, обратиться можно только в суд. А пока компании стоит подумать о том, как перейти на упрощенную систему налогообложения в середине года. Сделать это можно в соответствии с пунктом 2 статьи 346.13 Налогового кодекса. Применять упрощенный режим вы сможете с начала того месяца, в котором перестанете платить ЕНВД.
В этом письме специалисты ведомства Кудрина указали, что порядок распределения площади торгового зала при осуществлении на ней одновременно деятельности, попадающей и под ЕНВД, и под иной режим, Налоговым кодексом не определен. Соответственно при исчислении суммы ЕНВД в отношении розничной торговли нужно учитывать всю площадь торгового зала, находящуюся в собственности (аренде) фирмы. Определяют размер помещения в соответствии с инвентаризационными и правоустанавливающими документами.
Иными словами, ведя в одном торговом зале два вида деятельности, один из которых - на ЕНВД, другой - на УСН или обычной системе, компания будет платить вмененку со всей площади. Однако безвыходных ситуаций не бывает. Юрист Виталий Механтьев предлагает действовать против финансового ведомства его же методами.
- В одном из писем Минфин указывает, что фирме нужно заключать на разные виды деятельности разные договоры аренды с одним собственником. Этим можно воспользоваться и при перечисленных обстоятельствах. В рассматриваемом случае речь идет о разных режимах налогообложения, поэтому компании следует подписать два договора аренды. По одному - компания будет арендовать площадь для розничной продажи, по другому - для приема заказов (или иного вида деятельности). Эту же методику можно использовать и при других видах работ или услуг. Работники Минфина сами объясняют, что для арендаторов правоустанавливающий документ - это договор. Следовательно, та площадь, которая там указана, и будет объектом налогообложения. Поэтому компании не придется платить налог со всего торгового зала, - советует Виталий.
Площадь должна быть поделена практически, чтобы у чиновника при проверке не возникало сомнений в том, что фирма действительно территориально обособила разные виды деятельности.
Внимание
Специалисты Минфина в письме от 14 апреля 2006 г. N 03-11-04/3/203 напоминают, что, если фирмы ведут несколько видов деятельности в одном помещении, на каждый из них должен быть приобретен и оформлен свой кассовый аппарат. У некоторых ККТ есть возможность пробить чек по разным отделам. Чиновники отмечают, что такой вариант также допустим. В любом случае выручка по разным видам деятельности должна фиксироваться отдельно.
Мнение
Если выясняется, что компания неверно уплачивала налоги из-за неправильного расчета площади или отсутствия раздельного учета, то бухгалтеру придется скорректировать сумму платежей в бюджет. В этом случае, как советует аудитор консалтинговой фирмы "Селиванов, Гришин и партнеры" Юлия Напкунайте, лучше сделать все самостоятельно, а не дожидаться, пока этого потребуют контролеры:
"Организации в такой ситуации придется рассчитать все заново с начала года. Для этого нужно, во-первых, восстановить всю первичную документацию и регистры учета. Во-вторых, сдать недостающие декларации и внести налоги. Если подобные обстоятельства возникли в середине года, то платить следует по традиционной системе налогообложения. Если фирма самостоятельно обнаружила ошибку в расчетах, то не нужно дожидаться, пока налоговая инспекция произведет проверку и доначислит платежи. Внести исправления в декларации лучше до, а не после решения ИФНС о привлечении к ответственности по пункту 1 статьи 81 Налогового кодекса. Тогда налогоплательщика освободят от наказания при условии, что отчеты поданы самостоятельно и добровольно, а не после обнаружения ошибок инспектором. И конечно, компания должна заплатить недостающие суммы налога и соответствующие им пени в бюджет".
В. Разгуляев
"Московский бухгалтер", N 10, май 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Московский бухгалтер"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27516 Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 07.03.2007