Гор. Москва |
|
24 июня 2009 г. |
N 09АП-9691/2009-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 24 июня 2009 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цымбаренко И.Б.,
судей:
Бекетовой И.В., Попова В.И.,
при ведении протокола
секретарем судебного заседания Коваленко В.В.,
при участии представителей:
от заявителя:
не явился, извещен;
от ответчика:
не явился, извещен;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ФГУП "Почта России" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 17 апреля 2009 г. по делу N А40-21304/09-2-116
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций по Приморскому краю
к ФГУП "Почта России"
о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций по Приморскому краю обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о привлечении ФГУП "Почта России" к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Решением от 17.04.2009 Арбитражный суд г. Москвы привлек ФГУП "Почта России" к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.1 КоАП, и назначил наказание в виде штрафа в размере 30 000 руб. В обоснование суд признал доказанным факт совершения ответчиком административного правонарушения, выразившегося в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией.
ФГУП "Почта России" не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование заявитель жалобы ссылается на истечение установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения ФГУП "Почта России" к административной ответственности. Утверждает, что факт осуществления лицензируемой деятельности с нарушением требований законодательства был выявлен Управлением Россвязькомнадзора по Приморскому краю 05.02.2009. Полагает, что срок давности привлечения ФГУП "Почта России" к административной ответственности истек 06.04.2009 в то время как решение Арбитражного суда г.Москвы по делу N А40-21304/09-2-116 было вынесено 17.04.2009.
Представители заявителя и ответчика в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении судебного заседания от него не поступало. Располагая доказательствами надлежащего извещения Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций по Тюменской области о времени и месте судебного разбирательства, суд рассмотрел дело в порядке ст. ст. 123, 156 АПК РФ.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу и доводов апелляционной жалобы не находит оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, ФГУП "Почта России" осуществляет деятельность по предоставлению услуг почтовой связи на основании лицензии серии А025271 N 25577, выданной Министерством РФ по связи и информатизации 11.04.2003, со сроком действия до 11.04.2013.
В период с 11.01.2009 по 27.02.2009 в ходе проведенной проверки соблюдения ФГУП "Почта России" лицензионных условий и требований Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций по Приморскому краю был выявлен факт нарушения ФГУП "Почта России" контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.03.2006 N 160 "Об утверждении нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции", что отражено в Акте проверки от 19.02.2009 N 25577-25Т-ПП/0174.
На основании выявленных фактов административный орган пришел к выводу, что ответчик нарушил обязательные требования по соблюдению установленных сроков пересылки почтовых отправлений, предусмотренные: абз 3 и 4 ст. 16 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи"; пунктами 1-а,6-а,6-в "Нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки доставки корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции" утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.03.2006 N 160 "Об утверждении нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции"; п.10 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 N 221; п. 4 условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией N 25577, что образует, по мнению административного органа, состав правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
По факту выявленного правонарушения Управлением Россвязьнадзора по Приморскому краю 20.02.2009 в отсутствии надлежащим образом извещенного ФГУП "Почта России" составлен протокол N 53 по делу об административном правонарушении.
На основании указанного протокола Управление Россвязьнадзора по Приморскому краю обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением о привлечении ФГУП "Почта России" к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции, оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства и обстоятельства дела, считает, что судом первой инстанции правильно и полно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, применены нормы материального права, подлежащие применению, и на их основе, сделаны соответствующие материалам дела выводы о наличии оснований для привлечения ФГУП "Почта России" к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ запрещается осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Согласно п. 4 Условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией N25577 при оказании услуг почтовой связи лицензиат обязан руководствоваться Федеральными законами "О связи" и "О почтовой связи", другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области почтовой связи, а также, законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, изданными в пределах их полномочий.
В частности, лицензиат обязан соблюдать порядок оказания услуг почтовой связи, установленный Правилами оказания услуг почтовой связи и контрольными сроками прохождения письменной корреспонденции, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи, услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
Согласно п.п. "а" п. 47 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 N 221, операторы почтовой связи обязаны пересылать почтовые отправления и осуществлять почтовые переводы в установленные сроки.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона N 176-ФЗ от 17.07.1999 "О почтовой связи" операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки.
Контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции между городами федерального значения, административными центрами субъектов Российской Федерации установлены Постановлением Правительства РФ от 24.03.2006 N 160 "Об утверждении нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции".
На основании ст. 34 Федерального закона N 176-ФЗ от 17.07.1999 "О почтовой связи" за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи либо исполнение их ненадлежащим образом операторы почтовой связи несут ответственность перед пользователями услуг почтовой связи. Ответственность операторов почтовой связи наступает за утрату, порчу (повреждение), недостачу вложений, недоставку или нарушение контрольных сроков пересылки почтовых отправлений, осуществления почтовых переводов денежных средств, иные нарушения установленных требований по оказанию услуг почтовой связи.
Факт нарушения Почтой России условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) достоверно установлен судом и подтверждается материалами дела, в т.ч. Актом проверки от 19.02.2009 N 25577-25Т-ПП/0174 и протоколом об административном правонарушении от 20.02.2009 N 53, а также имеющимися в материалам дела почтовыми конвертами с оттисками календарного штемпеля, свидетельствующими о сроках доставки писем(т.1 л.д.12-31).
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает обоснованным вывод суда первой инстанции о наличии в действиях ФГУП "Почта России" признаков вмененного ему административного правонарушения.
Доводы апелляционной жалобы ФГУП "Почта России" о том, что факт осуществления лицензируемой деятельности с нарушением требований законодательства был выявлен Управлением Россвязькомнадзора по Приморскому краю 05.02.2009 и поэтому 2-месячный срок давности привлечения ФГУП "Почта России" к административной ответственности истек 06.04.2009 противоречит положениям утвержденной приказом Мининформсвязи РФ от 14.06.2006 N 75 Методики по организации и проведению мероприятий по контролю за деятельностью в области почтовой связи (далее - Методика) и , в частности, п. 19 и п.п. 11.6, 11.8, 11.9 Методики..
В соответствии с п. 19 Методики, рекомендуемое количество отправленных контрольных писем по универсальной услуге почтовой связи - не менее 500 в течение квартала (150 для внутриобластного потока и 350 - для межобластного потока). Термин "рекомендуемое" может выступать лишь в качестве пожелания, но не является обязательным для исполнения.
Согласно п. 11.6 Методики, отправку контрольных писем рекомендуется проводить в первые два месяца отчетного квартала.
В силу п. 14 Порядка осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи, утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.03.2005 N 110, продолжительность мероприятия по контролю не должна превышать один месяц.
В п. 11.6 Методики указано в целях проведения каких проверок рассылаются контрольные письма и выделяются три самостоятельных вида проверок: проверка сроков прохождения письменной корреспонденции внутриобластного потока, межобластного потока и частоты выемки письменной корреспонденции из почтовых ящиков. Из чего следует, что предмет этих проверок разный и их результаты не подлежат суммированию. Суммированию подлежат показатели, полученные путем анализа разосланных контрольных писем, входящих писем в Управление и письменной корреспонденции, проверенной на объекте почтовой связи, согласно п. 11.10 Методики.
Данная Методика регулирует проведение контрольных мероприятий, проводимых как во взаимодействии, так и без взаимодействия (дистанционный контроль) с проверяемым лицом. В связи с тем, что при дистанционном контроле не проверяются показатели, полученные путем проверки письменной корреспонденции в объекте почтовой связи, Управлением Россвязькомнадзора по Приморскому краю суммировались результаты, полученные путем анализа разосланных контрольных писем и входящих писем в Управление.
В Акте проверки зафиксировано, что Управлением Россвязъкомнадзора по Приморскому краю с 15.01.2009 по 30.01.2009 года через почтовые ящики, расположенные на территории г. Владивостока, было отправлено 77 контрольных писем (к\п) в адрес отделений почтовой связи Приморского края, 350 контрольных писем межобластного потока, 10 контрольных писем через ЕМС "Почта России", а также в почтовые ящики, расположенные на территории Уссурийского и Пограничного почтамтов, опущено 73 контрольных письма.
Полученные данные отражены в протоколе об административном правонарушении, а также в сведениях о результатах мероприятия по контролю и ведомостях учета письменной корреспонденции, приложенных к акту проверки ФГУП "Почта России" N 25577-25Т-ПП/0174 от 19.02.2009.
В соответствии с п. 11.10 Методики, если процент письменной корреспонденции, прошедшей в установленные контрольные сроки, составляет менее 90%, то государственным инспектором РФ по надзору за связью и информатизацией принимается решение о нарушении контрольных сроков пересылки.
Мероприятие по контролю проводилось путем рассылки писем по адресам территориальных органов Россвязькомнадзора, при этом учитывалась входящая в Управление Россвязькомнадзора письменная корреспонденция.
Как видно из акта проверки, количество письменной корреспонденции, прошедшей в контрольные сроки, составило менее 90%(т.1 л.д.39-48). На основании этих данных с учетом требований Методики сделан вывод о нарушении контрольных сроков прохождения письменной корреспонденции. Данный вывод свидетельствует о том, что нарушении контрольных сроков было выявлено на дату утверждения Акта проверки ФГУП "Почта России" N 25577-25Т-ПП/0174, т.е. 19.02.2009, когда он был утвержден.
События допущенных ФГУП "Почта России" административных правонарушений, составляющих в рамках одного, соответствующего п.11.10 Методики Акта, совокупность нарушений условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), различаются по датам. В связи с этим, следует прийти к выводу, что нарушение условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) допущено в результате отдельных событий свидетельствующих об отдельных административных правонарушений, наличие которых можно констатировать только с учетом основанных на Методике выводов о нарушении контрольных сроков прохождения письменной корреспонденции.
Об этом свидетельствует и то, что лицензия N 25577, выданная ФГУП "Почта России" Министерством РФ по связи и информатизации, содержит п. 4, в соответствии с которым лицензиат обязан соблюдать порядок оказания услуг почтовой связи, который регулируется Правилами оказания услуг почтовой связи и Контрольными сроками прохождения письменной корреспонденции, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Объективную сторону правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 3 ст. 14.1. КоАП РФ, составляет осуществление лицензируемой деятельности с нарушением лицензионных условий, в связи с чем данное правонарушение является длящимся, по крайней мере, в течение всего срока проверки деятельности в области связи ФГУП "Почта России" вплоть до утверждения ее результатов в акте N 25577-25Т-ПП/0174 от 19.02.2009.
Таким образом, датой выявления административного правонарушения является дата составления акта проверки, т.е. 19.02.2009. В этом акте описываются все выявленные нарушения и анализируются в соответствии с Методикой. Только анализ всех результатов дистанционного контроля позволил административному органу сделать вывод о наличии признаков административного правонарушения.
Учитывая изложенное, на дату принятия решения срок привлечения ответчика к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, не истек.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1. КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу ч. 2 данной статьи, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых, настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации, предусмотрена административная ответственность, но данным лицом, не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд апелляционной инстанции считает, что вина заявителя в совершении вмененного правонарушения установлена, поскольку на ФГУП "Почта России" как на обладателя лицензии на оказание услуг почтовой связи возложена обязанность по соблюдению установленных сроков пересылки почтовой корреспонденции. При этом объективных обстоятельств, препятствующих исполнению ответчиком возложенных на него обязанностей, судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права при установлении факта административного правонарушения и привлечения Почты России к административной ответственности по ч. 3 ст.14.1 КоАП РФ судом апелляционной инстанции не установлено.
Протокол составлен полномочным лицом при наличии к тому законных оснований. Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 3 ст.14.1 КоАП РФ.
При таких данных, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266-269 и 271 АПК РФ суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда г. Москвы от 17 апреля 2009 г. по делу N А40-21304/09-2-116 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья: |
И.Б. Цымбаренко |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-21304/09-2-116
Истец: Управление Россвязькомнадзора по Приморскому краю
Ответчик: ФГУП "Почта Росии"
Кредитор: О
Хронология рассмотрения дела:
24.06.2009 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-9691/2009