город Москва |
Дело N А40-59208/07-146-411 |
18 июня 2009 г. |
N 09АП-9093/2009-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.06.2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 18.06.2009 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Свиридова В.А.
судей: Поташовой Ж.В., Москвиной Л.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кальщиковой А.П.
Рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ТФК "Вешняки" на решение Арбитражного суда города Москвы от 09 апреля 2009 г. по делу N А40-59208/07-146-411 судьи Ласкина Л.В.
по заявлению ООО "ТФК "Вешняки"
к Префектуре ВАО г. Москва
о признании недействительным распоряжения
при участии:
от заявителя: Сизова Л.В. по дов. от 22.03.2007г.; Курицкий А.Н. по дов. от 11.11.2007г.
от ответчика: Ерохин К.В. по дов. от 16.01.2007г.;
УСТАНОВИЛ
Общество с ограниченной ответственностью "Торгово-Финансовая Компания "Вешняки" (далее Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным распоряжения Префекта ВАО г.Москвы от 16.08.2007г. N 1376-В-РП "О приостановлении деятельности рынков", в части функционирования рынка ООО "ТФК "Вешняки".
Решением от 09.04.2009г. арбитражный суд отказал в удовлетворении заявленных требований, мотивируя свои выводы тем, что оспариваемое распоряжение вынесено в рамках компетенции ответчика, соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Общество не согласилось с решением суда первой инстанции, и обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить и удовлетворить заявленные требования. Сослалось на то, что общество несет убытки. Указал, что решение о приостановлении работы рынка Межведомственная комиссия по вопросам потребительского рынка при Правительстве Москвы не принимала. Считает, что Префектура превысила свои полномочия.
Отзыв на апелляционную жалобу префектурой не представлен.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Пояснил, что торговая деятельность длительное время осуществлялась Обществом на земельном участке на основании действующего договора аренды, факт отсутствия недвижимого имущества ранее не признавался основанием для прекращения деятельности рынка. Указал, что уполномоченными органами исполнительной власти г.Москвы приняты решения о продолжении функционирования рынка, в связи с чем, основания для его закрытия отсутствуют. Указал, что просит признать распоряжение Префекта ВАО г.Москвы недействительным в части приостановления функционирования рынка ООО "ТФК "Вешняки".
Представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считая их необоснованными, просил решение суда оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, изложил свои доводы. Пояснил, что в июле 2007 года договор аренды на земельный участок по адресу: Москва, ул.Косинская, вл.19 был расторгнут и на момент проведения заседания новый договор заключен не был, в связи с несогласием заявителя с особыми условиями договора аренды - о передаче освобожденного земельного участка в установленном порядке в ТОРЗ ВАО до 31.01.2008г. Указал, что заявителем земельный участок своевременно освобожден не был, чем нарушено законодательство о деятельности розничных рынков. Пояснил, что согласие на функционирование рынка до определенной даты, не заменяет получения разрешения в установленном порядке и его оформления.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, выслушав представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что решение подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии со ст.198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как видно из материалов дела, ООО "ТФК "Вешняки" существует с 1995 года и управляет рынком по адресу: ул.Косинская, вл.19 на основании Постановления Правительства Москвы от 22.05.2007г. N 394-ПП "О мерах по реализации Федерального закона "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее Федеральный закон).
В соответствии с Решением Межведомственной комиссии по вопросам, потребительского рынка при Правительстве Москвы (далее Межведомственная комиссия) от 07.06.2007г. N 3, утвержденным Мэром Москвы Ю.М.Лужковым, согласовано функционирование рынка общества с оформлением в установленном порядке земельно-правовых отношений на земельный участок по адресу: ул.Косинская, вл.19 сроком до 31.12.2007г.
Общество 17.07.2007г. подало пакет документов в Департамент земельных ресурсов города Москвы на оформление земельно-правовых отношений на земельный участок по адресу: ул.Косинская, вл.19, однако Территориальное объединение регулирования землепользования ВАО сообщив, что вопрос решен положительно, указало, что земельно-правовые отношения на указанный земельный участок будут оформлены после утверждения соответствующего распорядительного документа Префектуры ВАО города Москвы.
На заседании Межведомственной комиссии по вопросам потребительского рынка при Правительстве Москвы от 08.11.2007г. (протокол N 4) рассмотрено обращение Префекта ВАО г.Москвы Евтихиева Н.Н. о прекращении деятельности рынка общества, поскольку в июне 2007 г. договор аренды указанного земельного участка был расторгнут и на момент проведения заседания Межведомственной комиссии новый договор не заключен, в связи с несогласием заявителя с особыми условиями договора аренды - о передаче освобожденного земельного участка в установленном порядке в ТОРЗ ВАО до 31.01.2008г.
Префектом принято оспариваемое распоряжение от 16.08.2007г. о приостановлении деятельности рынка общества с 20.08.2007г. Префект, в своем распоряжении ссылается на то, что у заявителя отсутствует разрешение на право организации рынка, в силу положений Федерального закона "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой Кодекс Российской Федерации".
Суд первой инстанции сделал обоснованный вывод, что оспариваемое распоряжение принято префектурой в рамках предоставленных ей полномочий, поскольку в силу п.1.6 постановления Правительства Москвы от 03.12.2002г. N 981-ПП Префектура является территориальным органом исполнительной власти города Москвы, подведомственным Правительству Москвы.
В соответствии с п.п.2.1, 2.2.4.4 названного постановления Префектура осуществляет в пределах установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами города Москвы полномочий контрольную, координирующую и исполнительно - распорядительную деятельность на территории административного округа, в том числе согласовывает размещение предприятий оптовой и розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания с учетом потребностей населения административного округа.
Требование об освобождении территории рынка связано с началом строительства в феврале 2008 г. мостового перехода из Юго-Восточного округа в Восточный округ и проектированием новой магистрали с соответствующим тоннелем со стороны улиц Косинская и Красный Казанец.
Федеральным законом урегулированы отношения, связанные с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, а также права и обязанности лиц, осуществляющих указанную деятельность.
Статьей 5 упомянутого Федерального закона установлено, что организация и функционирование рынков осуществляются на основании разрешения на право организации рынка, которое выдается на основании заявления, поданного юридическим лицом в соответствующий орган местного самоуправления муниципального образования.
Переходные положения Федерального закона устанавливают срок до 01 августа 2007 года, в течение которого организация розничного рынка, организация и осуществление деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничном рынке подлежат приведению в соответствие с положениями данного закона (ст.24 Федерального Закона).
При этом закон не содержит положений, на основании которых его действие не распространяется на рынки, созданные ранее его введения в действие. Следовательно, после 01.08.2007г. функционирование розничного рынка, не имеющего соответствующего разрешения, не допускается.
Требование о приостановлении деятельности предъявлено в рамках осуществления контрольной функции Префектуры округа в связи с необходимостью оформления разрешения и отказа Межведомственной комиссией в выдаче разрешения. Срок, отведенный Федеральным законом для приведения в соответствие осуществления деятельности по организации розничного рынка и по продаже товаров на розничном рынке истек 01.08.2007г., в связи с чем 16.08.2007г. правомерно принято оспариваемое распоряжение. Контрольные полномочия в сфере организации торговли на рынках на подведомственной территории возложены на Префектуру пунктами 4.12. и 4.13 постановления N 981-ПП.
При таких обстоятельствах является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое распоряжение принято Префектом ВАО города Москвы в пределах предоставленных ему полномочий.
Из материалов дела видно, что договор аренды земельного участка с заявителем расторгнут 03.06.2007г, однако в соответствии с Решением Межведомственной комиссии по вопросам потребительского рынка при Правительстве Москвы от 07.07.2007г. N 3 (п.6), утвержденным Мэром Москвы Ю.М. Лужковым, было согласовано функционирование рынка ООО "ТФК "Вешняки" с оформлением в установленном порядке земельно-правовых отношений на земельный участок по адресу: ул.Косинская, вл.19 сроком до 31.12.2007г.
Как видно из материалов дела, 26.07.2007г. Департаментом потребительского рынка и услуг города Москвы издано распоряжение N 69 "О выдаче разрешений на право организации рынков на территории города Москвы", упомянутым распоряжением утверждено приложение 2 - "Перечень заявителей, которым отказано в предоставлении разрешения на право организации рынков на территории города Москвы". Пунктом 1 приложения названо ООО "Торгово-Финансовая компания "Вешняки". Основанием отказа является отсутствие правоустанавливающих документов на расположенные на занимаемом земельном участке по адресу: ул. Косинская, вл. 19 объекты недвижимости.
На территории по адресу: ул.Косинская, вл.19, согласно протокола от 07.07.2007г. N 3 (п.6) заседания Межведомственной комиссии по вопросам потребительского рынка при Правительстве Москвы расположено 117 павильонов, 12 палаток, 2 тонара, 20 складов.
Заместитель Префекта ВАО письмом от 08.08.2007г. N 404 проинформировал руководство общества о необходимости оформления до 01 августа разрешения и завершению оформления договоров аренды земельных участков.
Вместе с тем Постановлением Правительства Москвы от 04.12.2007г. N 1051-ПП утвержден План, предусматривающий организацию розничных рынков на территории города Москвы на период 2007-2009гг., а также признано утратившим силу Приложение 1 - План, предусматривающий организацию розничных рынков на территории города Москвы на период 2007-2009гг., утвержденный Постановлением Правительства Москвы от 22.05.2007г. N 394-ПП "О мерах по реализации Федерального закона от 30 декабря 2006 года N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в трудовой кодекс Российской Федерации". Постановлением Правительства Москвы N 1051-ПП адрес по ул. Косинская, вл. 19 исключен из перечня рынков на территории города Москвы.
Правительство Москвы издало постановление N 1051-ПП в рамках своей компетенции, установленной Законом города Москвы от 09.12.1998г. N 29 "О торговой деятельности в городе Москве". Статьей 5 указанного Закона установлено, что органы государственной власти города Москвы вправе принимать законы и иные нормативные акты города Москвы, регулирующие осуществление торговой деятельности и определять порядок размещения торговых объектов на территории города.
Статьей 11.1 упомянутого Закона предусмотрено утверждение Правительством Москвы плана, предусматривающего организацию розничных рынков в соответствии с архитектурными, градостроительными и строительными нормами и правилами, а также с учетом потребностей в рынках того или иного типа. Также пунктом 6 статьи 12 Закона города Москвы от 20.12.2006г. N 65 "О Правительстве Москвы" определено, что основными полномочиями Правительства Москвы в сфере городского хозяйства является установление правил работы и порядка размещения рынков на территории города Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 22.01.2009г. по делу N А40-19364/08-120-155 по заявлению о признании недействительным Постановления Правительства Москвы от 04.12.2007г. N1051-ПП в части исключения в пунктах 18-35 Приложения 1 по Восточному Административному округу из плана потребительского рынка, расположенного по адресу: г.Москва, ул.Косинская, вл.19 - район Вешняки на территории г.Москвы на период 2007-2009г.г. установлено, что на земельном участке по ул.Косинской, вл.19 отсутствуют объекты недвижимости, принадлежащие заявителю.
Вместе с тем вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 29.04.2008г. по делу N А40-3605/08-9-48 обществу было отказано в иске к Департаменту земельных ресурсов о признании недействительным расторжения договора краткосрочной аренды NМ-03-507624 от 13.09.2006г. Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2008г. и Постановлением ФАС МО от 02.09.2008г. по указанному делу решение оставлено без изменения.
Судебными актами по данному делу установлено, что между заявителем и Департаментом земельных ресурсов был заключен договор краткосрочной аренды земельного участка N М-03-507624 от 13.09.2006г., в соответствии с условиями которого Департамент передал в пользование ООО "ТФК "Вешняки" земельный участок, расположенный по адресу; г.Москва, ул.Косинская, вл.19, для эксплуатации мелкооптового рынка и автостоянки сроком до 02.07.2007 г.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что поскольку судебными актами установлено, что рынок по адресу: г.Москва, ул.Косинская, вл.19 правомерно исключен из Плана предусматривающего организацию розничных рынков на территории города Москвы на период 2007-2009гг., разрешение на право торговли заявителем не получено, основания для его деятельности отсутствуют.
Суд первой инстанции правомерно отклонил довод заявителя о том, что протокол от 07.07.2007г. N 3 (пункт 6) заседания Межведомственной комиссии был принят с участием Департамента потребительского рынка и других органов власти города Москвы, утвержден Мэром Ю.М.Лужковым, и члены комиссии были осведомлены о его содержании, и о том, что у общества отсутствует недвижимость (на рынке расположено 117 павильонов, 12 палаток, 2 тонара, 20 складов), так как принятие Комиссией решения указанного содержания не влечет обязанности иных органов по выдаче разрешения на организацию торговли на рынке, не соответствующем требованиям закона, в связи с чем не исключает наличие оснований для приостановления деятельности такого рынка уполномоченным лицом (Префектурой).
В соответствии с ч.1 ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно ст.199 АПК РФ в заявлении должны быть указаны законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемое решение и действие (бездействие).
В силу ст.13 ГК РФ, ч.1 ст.198 АПК РФ, пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для удовлетворения заявленных требований являются одновременно как несоответствие оспариваемых действий заинтересованных лиц закону или иному правовому акту, так и нарушение указанными действиями прав и охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
При таких обстоятельствах является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое распоряжение вынесено в рамках компетенции ответчика, соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя.
При этом заявитель не привел иных обстоятельств, свидетельствующих о совершении заинтересованными лицами незаконных действий либо принятия решений, нарушающих его права и законные интересы
Кроме того, суд первой инстанции достоверно установил, что заявителем не пропущен срок на обращение в арбитражный суд, предусмотренный ч.4 ст.198 АПК РФ.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы указаны доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебно акта, не установлено.
С учетом изложенного апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения решение суда первой инстанции, что влечет оставление апелляционной жалобы без удовлетворения.
Принимая во внимание изложенное, и руководствуясь ст.ст.266, 268, 269 и 271 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда города Москвы от 09.04.2009г. по делу N А40-59208/07-146-411 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья: |
В.А.Свиридов |
Судьи |
Ж.В.Поташова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-59208/07-146-411
Истец: ООО "ТФК "Вешняки""
Ответчик: Префектура ВАО г. Москвы