Свои и чужой или Лидерство как коммуникативная способность
Автор стал свидетелем того, как закончилась полным крахом идея руководства одного их крупных предприятий г. Пензы создать конкурентную среду в заводском коллективе. Было принято решение о вводе в штатное расписание дублеров. На заполненные вакантные единицы приглашались дублеры. Работникам и их дублерам предлагалось в честной конкурентной борьбе выяснить, кто является более сильным профессионалом и специалистом.
В настоящее время появляется все больше работ по проблемам лидерства. Лидерство стало считаться одним из типов эффективного управления. Противопоставляются процессные, лидерские, синергетические подходы к управлению крупными социальными объектами [7), [8], [13], [14], [15]. Но в настоящее время отсутствуют работы, в которых раскрывалась бы сама суть лидерства как формы деятельности, как особенности социального поведения индивида в крупных социальных системах. Данная работа должна ликвидировать этот пробел.
Автор рассматривает лидерство как форму эффективной коммуникации между субъектом управления и его объектом, при которой коммуникаторы достигают уровня диалога. Согласно последним публикациям по проблемам, эффективному лидеру характерны такие качества, как высокий уровень развития эмоционального интеллекта, способность убеждать, талант установления позитивных отношений в социально-психологической группе и крупном коллективе, способность влиять на поведение объектов управления.
В основе лидерства лежит процесс, социальная технология - социальная коммуникация в обществе, она является глобальной макротехнологией управления. Изучение генезиса, структур и форм лидерства следует начинать с рассмотрения социальной коммуникации в процессе управления.
В настоящее время существует большое количество дефиниций, определяющих социальную коммуникацию. Коммуникация - это способ общения, позволяющий принимать и передавать информацию [6], [9], [11]. Социальная коммуникация - это коммуникативная деятельность, обусловленная социальными оценками, стереотипами, нормами общества. П.Я. Чаадаев считал коммуникативную деятельность причиной и основной предпосылкой антропогенеза, образования человеческого языка и сознания. Г. Тард считал, что социогенез напрямую зависит от степени развития социокоммуникативной деятельности. В настоящей работе социальная коммуникация определяется: во-первых, как обмен информацией; во-вторых, как способ формирования и трансформации человеческой личности; в-третьих, как фактор и условие существования общества, в-четвертых, как средство поддержания социальной памяти, как средство аккумуляции социального и исторического опыта [11].
Управленческие технологии, лежащие в основе лидерства, имеют структуру, подобную коммуникативному акту. Как коммуникация состоит из субъекта, адресата, объекта, канала коммуникации, так и управленческие технологии состоят из:
1. социального субъекта;
2. социального объекта;
3. содержания социальной технологии;
4. канала социальной коммуникации;
5. социокультурного пространства.
Социальный субъект активен. Он является инициатором социальной коммуникации и разрабатывает и применяет социальную технологию, которая трансформирует поведение социального объекта. Социальный субъект может быть представлен одним лицом, одним индивидом или множеством лиц: микрогруппой, крупным коллективом, государством, обществом, всем человечеством. Одной формой проявления социального субъекта является лидерское поведение.
Социальный субъект воздействует на социальный объект. Он является адресатом применения социальных (управленческих) технологий. Он менее активен, но не пассивен, как можно себе представить. Под воздействием субъекта объект претерпевает социальную трансформацию, согласно социальной программе, заложенной в социальной технологии.
Канал социальной коммуникации - форма передачи социальной информации. Исследователями различаются следующие типы каналов:
вербальный;
невербальный;
иконический;
символьный.
Каждая общественная коммуникативная система зависит и определяется типами каналов передачи социальной информации. В науке различаются следующие типы каналов социальной коммуникации:
1. словесные;
2. книжные;
3. мультимедийные.
Эффективный лидер может успешно использовать все типы коммуникаций, все коммуникативные каналы.
Содержание социальной технологии - социальная информация, которая понимается как общественно значимые смыслы, знания, эмоции, которые трансформируют социальный объект. Социальная информация - это знания, преобразованные в особую форму. В этом случае знание начинает служить на благо всего общества, и на этом этапе знание превращается в информацию [11, c. 339], основой содержания социальных технологий являются концепты этнокультуры, которые определяют общественное своеобразие того или иного народа, того или иного государства, той лили иной культуры.
Социокультурное пространство - это общественные законы, нормы, культурные исторические особенности существования того или иного этноса, социума. Социокультурное пространство определяется в философских терминах социального пространства и социального времени. Социальное пространство - это стратификационное деление общества от элиты до социального дна, деклассированных элементов, социальных маргиналов. Социальное пространство дополняется понятием коммуникационного пространства, которое может быть символическим, визуальным, событийным, мифологическим [6], [7], [11], [15]. Передача информации будет более эффективной в плане воздействия социального субъекта на социальный объект в процессе социальной технологии, если использовать символическое и мифологическое коммуникативное пространство. Воздействие мифа на членов общества трудно переоценить. Одним из видов управленческого мифотворчества будет миф об успешном, эффективном лидере, способном на неординарные поступки и решения.
Для формирования эффективного лидера необходимо, чтобы социальный субъект был "коммуникативной личностью". Теорией коммуникативной личности занимались такие смежные научные дисциплины, как социология, психология, лингвистика. Коммуникативная личность имеет три уровня:
вербально-семантический (слова, словосочетания, предложения, текст);
лингвокогнитивный, который отвечает за связь интеллекта с лингвокультурными концептами, составляющими основы культур этносов;
мотивационным (содержащим потребности).
Следующим этапом моделирования лидерского поведения является установление так называемого когнитивного баланса.
Социальная коммуникация, социальные технологии, которые формируют эффективное лидерское поведение, развиваются на основе "когнитивного баланса", разработанного Ф. Хайдером. Смысл этой теории состоит в:
общечеловеческой тенденции к совместимости;
варьировании в пределах "нравится", "не нравится".
Когнитивный баланс между социальным субъектом и социальным объектом, обладающими характеристиками развитой коммуникативной личности, является первопричиной конструирования социальных технологий. На основе наличия высокоразвитых коммуникативных навыков, которые подразумевают для социального субъекта возможность трансформации социальной среды, для социального объекта - способности трансформироваться, способности изменять свое поведение под воздействием социального субъекта и социальной среды, происходит акт социальной коммуникации, в основе которого создаются социальные технологии.
Таким образом, социальная коммуникация является первичной и глобальной социальной технологией, на основе которой конструируются все особенности лидерского поведения.
Эффективность конструирования лидерства подразумевает несколько уровней:
1. когнитивный баланс между коммуникативными личностями, который подразумевает совместимость партнеров;
2. адекватное восприятие коммуникативными личностями друг друга;
3. достижение коммуникантами, структурными компонентами социальных технологий уровня продуктивного диалога.
Адекватное восприятие партнерами социальных технологий происходит следующим путями:
идентификацией (понимание друг друга на основе отождествления);
рефлексией (понимание через размышление);
эмпатией (понимание через эмоциональное переживание);
стереотипизацией (понимание через перенесение на коммуниканта характеристик социальных групп).
Мешают пониманию в процессе коммуникации и снижают таким образом уровень эффективности лидерства помехи. При исследовании природы, генезиса управления, лидерства были выявлены следующие типы помех:
неумение отделить главное от второстепенного;
зависимость от стереотипов;
влияние личностных отношений;
определение данного поведения партнера по социальной технологии как сущностной и постоянной характеристики.
Следующей важной ступенью формирования эффективности управления и лидерства является достижение в процессе функционирования социальной технологии уровня диалога.
Достижение уровня диалога является одним из самых важных моментов превращения социальной коммуникации в управленческую технологию, формирующую эффективного лидера. Диалог - это широкое, универсальное проявление коммуникаций [5], [10]. В науке различаются следующие типы диалога:
диалог "человек - человек";
диалог "человек - общество";
диалог "человек - машина";
автокоммуникация, автодиалог.
В настоящее время благодаря развитию новых информационных технологий появляются дополнительные типы диалога в процессе социальных технологий и коммуникаций. Их появление стало возможным из-за повсеместного распространения Интернета во многих сферах человеческой деятельности и во всех сферах, связанных с управлением обществом, отраслями экономики, трудовыми коллективами. К ним можно отнести следующие типы диалога:
"человек - машина - общество";
"человек - машина - человек".
Эти два типа диалога охватывают преимущественно инновационные социальные технологии, или технологии при внедрении инноваций в обществе, производстве, в организации. Для конструирования более эффективной социальной технологии необходимо прохождение в процессе социальной коммуникации уровней автодиалога и диалога "человек - общество".
Таким образом, любая успешная социальная технология представляет собой определенный тип диалога. Диалог не тождественен социальной коммуникации, не тождественен общению. Диалог является особым типом отношений общения, предполагающим активное взаимодействие равноправных в ментальном плане субъектов [10]. Диалог - это взаимодействие, влияние социального субъекта на самого себя, на социального объекта. В диалоге присутствуют одновременно индивидуальное и социальное сознание. Субъект диалога имеет развитое сознание и самосознание. Диалог - это глобальное свойство человеческого бытия [17], основная характеристика и один из уровней эффективности социальных технологий.
Суть диалога состоит в том, что на основе создания когнитивного баланса идет построение в когнитивной системе реципиента (социального объекта) концептуальных конструкций - моделей мира, которые соотносятся с моделями мира социального субъекта социальных технологий, но не повторяют его.
Концепт является идеальной сущностью, которая формируется в сознании человека как глобальная ментальная, мыслительная единица, представляющая собой квант структурированного знания. Основная методика исследования концепта - компонентный анализ семантики ключевого слова - имени концепта, анализ сочетаемости ключевого слова, анализ текста в различных типах дискурса. Понятие концепта, его интерпретация в различных отраслях знания завоевывает все большую популярность в науке. Ю.С. Степанов, изветный российский лингвист и философ, определяет через концепт всю человеческую культуру: "Культура - совокупность концептов и отношений между ними"[12].
Концепт понимается в лингвокультурологии как:
понятийное образование, отражающее признаковую и дефиниционную структуру сознания и языка;
образование, фиксированное когнитивной метафорой;
его значимость определяется местом концепта в лексико-грамматической системе языка [1], [2], [12].
Носителем концепта является коммуникативная личность, обладающая национальными, ментальными, этническими своеобразными принципами. Такую личность можно определить как "этносемантическую коммуникативную личность". Ее своеобразие заключено в особой системе лингвокультурных концептов.
Лингвокультурный концепт состоит из:
прагматической информации языкового знака, связанной с его экспрессивной иллокутивной функцией [1];
когнитивной памяти слова (смысловой характеристикой языкового знака, связанной с его исконным предназначением и системой духовных носителей языка] [1].
Концепты образуют концептосферу, которая понимается как семантическое пространство, ключевое для понимания национального менталитета. Концептосфера составляет "культурную парадигму", сумму "культурных парадигм", которые и составляют ментальность народа, лучше сказать, его языковую ментальность, которая понимается как соотношение мира, его участников и его языкового представления [1].
Для установления эффективных лидерских отношений лидеру необходимо соотносить свою концептосферу с концептосферой объекта управления. Важнейшими концептами для моделирования лидерского поведения являются: "свой/чужой", "труд", "отдых", "время", "семья", "истина", "счастье" и др.
Заключительным этапом формирования лидерства является формирование способности к социально-психологическому программированию.
Социальная программируемость деятельности объекта в управленческой науке понимается, с одной стороны, как перспективная программа, содержащая концепцию решения той или иной проблемы, с другой стороны, как моментная, оперативно-организационная программа, содержащая технологию принуждения объекта выполнять определенные действия, достигать определенных результатов. Именно вторая трактовка этого понятия лежит в основе понимания автором настоящего исследования категории социального программирования, которое в применении к структурированию социальных технологий следует называть социально-психологическим программированием.
Технология должна обеспечивать создание рамок поведения, действия объекта социальной технологии, определять границы легитимного и желательного поведения объекта в той или иной ситуации. Социально-психологическое программирование определяет создание социальных технологий. Каждый этап социальной технологии логически и социально-психологически определяет особенности следующего этапа, его последовательность и взаимосвязанность с другими этапами в рамках одной социальной технологии.
В рамках этого подхода идеальная социальная технология понимается как программно связанный комплекс мероприятий оперативно-технологического и процедурного характера, предусматривающий конкретные действия в моментный этап ситуации.
Социально-психологическое программирование связано с прогнозированием, которое трактуется как определение тенденций и перспектив развития тех или иных процессов на основе анализа данных об их прошлом, настоящем и будущем.
На основе данных прогнозирования формируется необходимая и достаточная модель поведения в определенном социальном пространстве, в определенном социальном институте. Данная модель поведения вбирает в себя свойства отдельного человеческого существа и свойства человеческой личности, которую следует воспитать в данном социальном окружении. Человеческое существо подвергается социально-психологическому программированию его индивидуального сознания в соответствии с задачами общества, коллектива, определенной социальной группы. Результатом этого процесса становится человек, модель поведения которого будет востребована и желательна в определенном социальном окружении. Человеческий индивид становится "человеком общественным", который действует в социуме согласно требуемой модели поведения.
Процесс социально-психологического программирования начинается уже с рождения. Оказываясь в определенном социально-культурном окружении, ребенок приводится в соответствие с теми нормами, в соответствие с той моделью поведения, которая рассматривается социальной средой в данном месте и в данное время как требуемая, как сложившаяся в данной культуре и соответствующая ей.
Общество, коллектив, социальное окружение через посредство своих членов, используя различные коды, вносят в сознание своих членов определенный набор постулатов, максимумов, моделей поведения, выгодных данному социальному окружению. Основная задача социально-психологического программирования состоит в том, чтобы человеческая личность, отдельный индивид принимал привнесенные программы как свои собственные и руководствовался данными программами как своими собственными, отвечающими его личным интересам.
Сделать это возможно, опираясь на концептосферу индивида, подвергающегося социально-психологическому программированию. Иными словами, строя социально-психологическую программу, следует опираться на базовые национальные концепты и на концепты данного социально-психологического окружения. Приступая к созданию программы, модели социального поведения субъект социальных технологий должен учитывать особенности поведения народа, его отдельных социальных групп. Отказ от учета базовых национальных концептов, отказ от учета концептов, моделей поведения, принятых в определенных социально-психологических группах, приводит к тому, что общество и его отдельные индивиды отвергают навязанные им чуждые социально-психологические программы, и формирование лидера, лидерского поведения и лидерского влияния на объектов управления будет остановлено. Примером этому может служить крах западных либерально-демократических ценностей, которые пытались навязать российскому обществу в начале 90-х гг. XX века. Ценности конкурентного общества не приживаются на российской почве или приживаются крайне тяжело. Автор стал свидетелем того, как закончилась полным крахом идея руководства одного их крупных предприятий г. Пензы создать конкурентную среду в заводском коллективе. Было принято решение о вводе в штатное расписание дублеров. На заполненные вакантные единицы приглашались дублеры. Работникам и их дублерам предлагалось в честной конкурентной борьбе выяснить, кто является более сильным профессионалом и специалистом. Узнав это, многие претенденты на должности дублеров отказывались от работы еще на стадии найма и отбора, мотивируя тем, что они не желают "дышать в спины" своим коллегам. Для тех, кто рискнул принять предложение о работе, в коллективе была создана весьма сложная и тяжелая психологическая ситуация, в которой они просто не смогли реализовать весь свой потенциал. Таким образом, социально-психологические программы должны строиться на базовом концепте любой культуры "свой/чужой". Перспективными социально-психологическими программами являются те, которые содержат в себе модель поведения, расцениваемую объектом социальной технологии как "своя".
Таким образом, сущность эффективного лидерства состоит в:
1. развитии коммуникативных способностей;
2. достижении в процессе коммуникации состояния диалога;
3. возможности влиять на поведение объектов управления, которое понимается как социально-психологическое программирование поведения подчиненных.
Список литературы
1. Воркачев С.Г. Методологические основания лингвоконцептуалогии //Аспекты метакоммуникативной деятельности. Воронеж, 2002. С. 12-37.
2. Гагаев А.А. Лингвистические основания развития и гибели этноинтеллекта //Актуальные проблемы лингвистики в вузе и в школе. М. - Пенза, 1998. С. 3-6.
3. Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. Л., 1990. 279 с.
4. Дейк ван Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989. 287 с.
5. Дридзе Т.М. Социокультурная коммуникация: текст и диалог в семиосоциопсихологии //Социокультурное пространство диалога. М., 1993. С. 33-58.
6. Конецкая В.П. Социальная коммуникация. М., 1997. 304 с.
7. Мартанус Р. В. Социальное управление: кадры и кадровая политика. М., 1986. 238 с.
8. Прохоров А. П. Русская модель управления. М., 2002. 376 с.
9. Почепцов Г.Г. Языковая ментальность, способы представления мира //Вопросы языкознания. 1990. N 6. С. 110-122.
10. Сайко Э.В. О природе и пространстве "действия" диалога //Социокультурное пространство диалога. М., 1993. С. 9-32.
11. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации. СПб, 2002. 609 с.
12. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М., 1997. 824 с.
13. Стефанов Н. Общественные науки и социальные технологии. М., 1976. 278 с.
14. Шекшеня С. Как ето skazaт po-russki? М., 2003. 217 с.
15. Шекшеня С. Лидерство в современном бизнесе. М., 2003. 205 с.
И. Юрасов
"Управление персоналом", N 8, апрель 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Управление персоналом"
Учредитель: ООО "Журнал "Управление персоналом".
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати. Свидетельство о регистрации массовой информации N 014415 от 31.01.1996 г.
Адрес: 117036, г. Москва, а/я 10,
Телефон: (495) 976-20-17, 713-14-61
E-mail: journal@top-personal.ru
Web: www.top-personal.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 72035, 70855, 71852;
- по Объединенному каталогу: 29431, 29621.