г. Москва |
|
25.06.2009 г. |
N 09АП-9744/2009-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.06.2009 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.06.2009 г.
Дело N А40-67686/08-115-312
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Кораблевой М.С.
судей: Кольцовой Н.Н., Порывкина П.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сергиной Т.Ю.
Рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.04.2009 г.
по делу N А40-67686/08-115-312, принятое судьей Шевелевой Л.А.
по иску (заявлению) ООО "Торговый Дом "ЮКОС-М"
к МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1
о признании частично недействительными решений
при участии в судебном заседании:
от истца (заявителя): не явился, извещен
от ответчика (заинтересованного лица): Семенов С.А. по доверенности от 04.03.2009 г. N 65
УСТАНОВИЛ
ООО "Торговый Дом "ЮКОС-М" (далее - Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 (далее - Налоговый орган, Инспекция) о признании частично недействительными решений от 03.07.2007 г. N 52-16-14/228/78 "Об отказе в возмещении (полностью) суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению" и N52-16-14/227/1115 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Решением суда от 17.04.2009 г. заявленные требования удовлетворены: признаны незаконными как не соответствующие НК РФ названные решения Налогового органа в части предложения уплатить недоимку по НДС в сумме 1 529 216 руб. и отказа в возмещении НДС за декабрь 2007 года в сумме 12 916 758 руб.
При этом суд исходил из того, что оспариваемые решения Инспекции является незаконными, не соответствуют действующему законодательству о налогах и сборах; установленный ст.ст. 165 и 172 НК РФ порядок подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0 % и порядок применения налоговых вычетов по НДС заявителем соблюден.
Не согласившись с принятым решением, Налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, отказать в удовлетворении заявленных Обществом требований в полном объеме, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. В обоснование доводов апелляционной жалобы Инспекция указывает на то, что принятая Обществом учетная политика противоречит положениям ст.ст. 167, 172 НК РФ и не позволяет определить сумму НДС, подлежащую вычету (возмещению) в конкретном периоде.
Общество отзыв на апелляционную жалобе не представило.
Представитель Заявителя, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился. Суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие в порядке ст.ст. 123, 156 АПК РФ.
В ходе судебного заседания представитель Налогового органа поддержал свою правовую позицию.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционным судом по правилам, предусмотренным главой 34 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, 18.01.2008 г. Общество представило в Инспекцию налоговую декларацию по НДС за декабрь 2007 года, согласно которой общая сумма налога, заявленная к возмещению, составила 12 916 758 руб., а также документы, предусмотренные ст.ст. 165 и 172 НК РФ.
По результатам камеральной налоговой проверки представленной Обществом налоговой декларации Инспекцией вынесены оспариваемые по делу решения от 03.07.2007 г. N 52-16-14/228/78 "Об отказе в возмещении (полностью) суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению" и N52-16-14/227/1115 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", согласно которым Заявителю отказано в привлечении к налоговой ответственности на основании п. 1 ст. 109 НК РФ за совершение налогового правонарушения; предложено уплатить НДС в размере 1 529 216 руб., а также отказано в возмещении НДС за декабрь 2007 г. в размере 12 916 758 руб.
Указанные решения Инспекции мотивированы тем, что принятая Обществом учетная политика противоречит положениям ст.ст. 167, 172 НК РФ и не позволяет определить сумму НДС, подлежащую вычету (возмещению) в конкретном периоде.
Полагая, что принятые решения Налогового органа являются незаконными и нарушают права и законные интересы, Заявитель и обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Проверив материалы дела, выслушав мнения представителя Налогового органа, обсудив доводы апелляционной жалобы, оценив по правилам, предусмотренным ст. 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение суда законно, обосновано, отмене либо изменению не подлежит по следующим основаниям.
В обоснование оспариваемого решения и доводов апелляционной жалобы Инспекция указывает на то, что Заявителем в целях подтверждения права на применение налоговых вычетов по НДС за декабрь 2007 года к проверке не представлены счета-фактуры, платежно-расчетные документы, книги покупок, подтверждающие налоговые вычеты, приходящиеся на остаток сумм "входного" НДС на начало месяца.
Суд апелляционной инстанции считает приведенные Налоговым органом доводы незаконными и необоснованными по следующим основаниям.
В целях для подтверждения основных статей затрат по реализации нефтепродуктов на экспорт и в режиме перемещения припасов Заявителем были представлены счета-фактуры: N 1/2079 от 31.05.2007 г., N 39 от 31.05.2007 г., N 1083 от 31.08.2007 г., N 2500089650 от 31.08.2007 г., N 248 от 31.08.2007 г., N 003407 от 31.08.2007 г., N 1/2079 от 31.05.2007 г., N 5810 от 31.05.2007 г., N 232337 от 31.07.2007 г., акты приема-передачи услуг и фактической выработки, товарные накладные.
Полный перечень счетов-фактур формирующих сумму налоговых вычетов за рассматриваемый период приведен в таблице (т. 14 л.д. 10-23).
Как пояснил представитель Заявителя, основным видом деятельности Общества является торговля нефтепродуктами, осуществление реализации нефтепродуктов на внутреннем рынке через систему филиалов, и на внешнем рынке в таможенных режимах экспорта и перемещения припасов, для чего им ведется раздельный учет реализованных нефтепродуктов на экспорт (ставка 0%) и на внутренний рынок (ставка 18%) на основании принятой Учетной политики для целей налогообложения на 2007 г., утвержденной Приказом N 282Р от 26.12.2006 г.
Согласно данной Учтенной политики, суммы НДС по приобретенным материальным ресурсам, работам, услугам, связанным с экспортными операциями, определяются исходя из отношения продукции, отгруженной на экспорт и вывезенных с территории Российской Федерации в режиме перемещения припасов, к общему объему произведенной (выработанной) продукции.
Общество для проведения камеральной налоговой проверки декларации по НДС за декабрь 2007 года представило в Налоговый орган все счета-фактуры, показатели которых сформировали сумму налоговых вычетов, а также книги покупок, расчетные таблицы, первичные учетные документы, документы об оплате, что подтверждается описью документов по возмещению "входного" НДС (нефтепродукты) для подтверждения экспорта за декабрь 2007 г.
Получение указанных документов Налоговым органом не оспаривается.
Также в целях расчета "входного" НДС на начало отчетного периода Общество ежемесячно передает в Инспекцию комплект документов по возмещению входного НДС за отчетный период и пять предыдущих месяцев.
В соответствии с п. 9 ст. 165 НК РФ документы, подтверждающие экспорт, представляются налогоплательщиками для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 % при реализации товаров (работ, услуг) в срок не позднее 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта, международного таможенного транзита, свободной таможенной зоны, перемещения припасов.
Остаток ранее отгруженных на экспорт, но не подтвержденных нефтепродуктов представляет собой нефтепродукты отгруженные и помещенные под таможенный режим экспорта и в режиме перемещения припасов за последние 180 дней.
Таким образом, сумма остатка НДС на начало месяца представляет собой сумму "входного" НДС по счетам-фактурам за последние пять месяцев, НДС по которым частично предъявлен к вычету в предыдущих периодах.
Поскольку расчет суммы НДС к возмещению носит непрерывный характер и производится ежемесячно, а базой для расчета служит только суммы входного налога на добавленную стоимость, учитываемого по дебету счета 19, в рассматриваемом случае исключена возможность повторного предъявления к вычету сумм НДС или наоборот, не предъявления сумм НДС к вычету по какому-либо счету-фактуре.
При таких обстоятельствах, выводы Инспекции о том, что Заявителем не были представлены счета-фактуры, подтверждающие налоговые вычеты, приходящиеся на остаток сумм "входного" НДС на начало месяца, и заявленные в декабре 2007 г., не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и отклоняются судом апелляционной инстанции.
В оспариваемом по делу решении Инспекцией произведен расчет "входного" НДС к общему объему приобретенных материальных ресурсов, работ, услуг и установлено, что по фактически представленным Заявителем к проверке счетам-фактурам на сумму 512 617 308,61 руб. за пять предыдущих месяцев сумма "входного" НДС составляет 2 276 303,75 руб.
Суд апелляционной инстанции считает, что приведенный Налоговым органом расчет не соответствует учетной политике Общества, поскольку применяется процент подтверждения реализации по экспорту и перемещения припасов текущего месяца, в то время, как Заявитель исходя из учетной политики последовательно из месяца в месяц применяет долю подтвержденного экспорта, соответствующего каждому налоговому периоду.
Расчет суммы возмещения НДС по приобретенным материальным ресурсам, выполненным работам и оказанным услугам, использованным при производстве экспортной продукции, осуществляется на основе данных бухгалтерского учета и в соответствии с учетной политикой, принятой в организации с учетом положений п. 10. ст. 165 НК РФ.
Заявителем была сформирована учетная политика, и самостоятельно разработаны способы отражения хозяйственных операций, в частности, порядок учета налога на добавленную стоимость по экспортным операциям, включая порядок отдельного учета налога на добавленную стоимость (на отдельном субсчетах счета 19.э200, 19.эп200) и способ (методику) расчета сумм НДС на расчеты с бюджетом.
В связи с тем, что налогоплательщик осуществляет реализацию нефтепродуктов, по разным налоговым ставкам (18% и 0 %) в организации осуществляется раздельный учет сумм налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), используемым в процессе производства и реализации продукции.
В том случае, когда невозможно определить, какая часть приобретаемых материальных ценностей будет использована в производстве продукции, облагаемой по ставке 0% (экспорт, перемещение припасов), а какая по ставке 18 % (внутренний рынок), сумма "входящего" НДС может быть предъявлена заявителем к вычету в объеме, исчисленном расчетным путем по определенной пропорции.
Для принятия к вычету сумм налога, уплаченных поставщикам материалов (работ, услуг), используемой для производства нефтепродуктов, поставляемых как на внутреннем рынке, так и на экспорт, налогоплательщик разработал методику раздельного учета затрат, используемых при производстве и реализации продукции и отразил ее в учетной политике.
В учетной политике для целей налогообложения предусмотрено, что суммы НДС по приобретенным материалам, услугам при производстве экспортной продукции и продукции вывозимой с территории Российской Федерации в режиме перемещения припасов определяются из доли экспорта и доли продукции вывозимой с территории Российской Федерации в режиме перемещения припасов, приходящееся на весь объем оприходованных материальных ресурсов в отчетном периоде.
Доля исчисляется как соотношение сумм НДС по приобретенным материальным ресурсам, работам, услугам, в части экспорта и в части продукции вывозимой с территории Российской Федерации в режиме перемещения припасов к общему объему приобретенных материальных ресурсов, работ, услуг с учетом остатков на начало периода.
НДС по экспортным операциям списывается на расчеты с бюджетом, исходя из процента, который рассчитывается ежемесячно как отношение подтвержденной реализации нефтепродуктов за месяц (в натуральных показателях) к сумме остатка ранее реализованных на экспорт нефтепродуктов, но не подтвержденной в части 0% налог на добавленную стоимость и реализации по отгрузке на экспорт нефтепродуктов в отчетном месяце (в натуральных показателях).
Для подтверждения расчета "входного" НДС на начало отчетного периода заявитель ежемесячно передает в налоговый орган комплект документов по возмещению "входного" НДС не только отчетного периода, но и пяти предыдущих месяцев.
НДС, предъявленный и уплаченный налогоплательщиком при приобретении нефти, ее переработки и за выполнение иных работ (оказание услуг), связанных с реализацией (транспортировка, таможенное оформление, другие услуги) распределяется на внутренний рынок и на экспорт расчетным путем на основании утвержденной методики раздельного учета затрат, используемых при производстве и реализации продукции (пункт 1.2.2 Учетной политики для целей налогообложения) следующим образом.
В период отгрузки произведенных товаров (нефтепродуктов) на экспорт Общество определяет долю НДС, предъявленного ему в этом периоде (месяце) поставщиками и подрядчиками за приобретенные у них материальные ресурсы, работы, услуги (приобретение нефти, ее переработка, транспортировка, общехозяйственные и коммерческие расходы), приходящегося на экспортные отгрузки этого месяца (доля налога на добавленную стоимость, приходящаяся на экспортную реализацию продукции), исходя из установленного отношения "объема отгруженной продукции на экспорт" к "общему объему произведенной продукции" (коэффициент 1), умноженного на "всю сумму предъявленного налога" (определяется на основании полученных счетов-фактур).
Полученная "доля налога на добавленную стоимость приходящегося на экспортную реализацию продукции" сторнируется в книге покупок одной суммой (отражается со знаком минус) и не участвует в формировании налоговых вычетов по внутреннему рынку за период отгрузки.
Доля НДС приходящегося на экспорт отгруженной продукции определяется ежемесячно нарастающим итогом и в период, когда собран полый пакет документов в подтверждении применения налоговой ставки 0 % (ст. 165 НК РФ) за определенный период отгрузки товаров на экспорт сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая возмещению из бюджета, определяется исходя из отношения "подтвержденной реализации продукции на экспорт за соответствующий период отгрузки (в тоннах)" к сумме "остатка объема реализации продукции на экспорт за предыдущие месяцы" и "объема реализации продукции текущего месяца" (коэффициент 2), умноженного на сумму "налог на добавленную стоимость (в соответствующей доле) текущего месяца" и "остатка налога на добавленную стоимость, относящегося к экспортным отгрузкам на начало месяца".
Подробный расчет остатка НДС, относящегося к экспортным отгрузкам на начало месяца представлен в таблице (т. 14 л.д.10).
Указанный расчет определения доли НДС, приходящейся на отгрузку продукции на экспорт представляется в Налоговый орган ежемесячно.
Вопреки доводам апелляционной жалобы Налогового органа о применении Обществом неправильного метода распределения суммы предъявленного НДС, относящегося к экспорту и заявленного к возмещению за соответствующий период подтверждения ставки 0 %, установленная налогоплательщиком в Учетной политике для целей налогообложения методика раздельного учета НДС, предъявленного при приобретении материальных ресурсов, работ, услуг не противоречит законодательству о бухгалтерском учете и НК РФ, позволяет определять сумму налога, подлежащую возмещению за соответствующий период подтверждения ставки 0 % по операциям при реализации продукции на экспорт пропорционально доле отгруженной и подтвержденной продукции на экспорт (в натуральных величинах) к общему объему произведенной продукции.
Сумма налога, заявляемая ежемесячно к возмещению, в части приходящейся на экспортные отгрузки продукции, не может быть задвоена и одновременно отнесена на внутренний рынок и экспорт, поскольку уже в период отгрузки (когда документы предусмотренные ст. 165 НК РФ еще не собраны) налогоплательщик определяет долю налога на добавленную стоимость приходящуюся на эту отгрузку и не учитывает ее при формировании вычетов по внутреннему рынку.
Факт формирования пропорции (доли налога на добавленную стоимость) не по каждой счету-фактуре, а в совокупности по всем счетам-фактурам текущего месяца сам по себе нарушением каких-либо положений НК РФ не является.
Остаток НДС, относящийся к экспортным отгрузкам предыдущих месяцев на начало соответствующего периода, рассчитывается только определенным образом, нарастающим итогом доли НДС, относящегося к экспорту за предыдущие периоды, уменьшенной на ежемесячно возмещаемые суммы налога, соответственно, этот показатель также не может быть задвоен.
Отсутствие в книге покупок за месяц, в котором НДС, относящийся к экспорту продукции, заявляется к возмещению, указания на конкретные счета-фактуры, подтверждающие вычеты, не является нарушением порядка ведения книги покупок или основанием для отказа в возмещении налога на добавленную стоимость, поскольку согласно принятой обществом методике распределения НДС в месяц экспортной отгрузки установленная доля налога сторнируется из книги покупок, а в месяц, когда собраны документы предусмотренные ст. 165 НК РФ установленная сумма вычета включается в книгу покупок отдельной строкой (эта строка относится только к экспорту).
Из материалов дела усматривается, что вместе с налоговой декларацией Заявитель представил налоговому органу расчеты суммы возмещения НДС.
Суд апелляционной инстанции считает, что анализ и сопоставление данных расчетных таблиц, декларации, учетной политики организации и документов, представленных в подтверждение правомерности применения налоговых вычетов позволяет установить, что представленный расчет суммы НДС полностью соответствует данным бухгалтерского учета, учетной политике и нормам НК РФ.
Принятая в организации методика учета "входного" НДС обеспечивает правильность исчисления той части оплаченного поставщикам налога, которая соответствует стоимости материальных ресурсов, фактически использованных при производстве и (или) реализации продукции товаров на экспорт.
Таким образом, Заявителем были соблюдены все необходимые и достаточные условия, предусмотренные НК РФ, для применения налоговых вычетов.
Доводы апелляционной жалобы Налогового органа о неправомерности применения налоговых вычетов, сделанный на основе исследования вспомогательных расчетных таблиц и фактов неправильного ведения книги покупок, не соответствуют действующему налоговому законодательству, поскольку из положений ст.ст. 171, 172 НК РФ не следует, что применение налоговых вычетов по НДС поставлено в зависимость от правильности ведения заявителем книги покупок и тем более разработанных заявителем расчетных таблиц.
Кроме того, книга покупок не относится к первичным учетным документам, подтверждающим право на применение налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, а ведется в целях бухгалтерского учета.
Следовательно, выводы Налогового органа о том, что Общество документально не подтвердило представленный расчет сумм НДС, заявленных к возмещению из бюджета и отсутствие развернутого расчета сумм НДС, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что анализ представленных в деле доказательств подтверждает правомерность вывода суда первой инстанции о том, что требования Заявителя обоснованны и подлежат удовлетворению
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, правильно оценены доводы заявителя и заинтересованного лица и вынесено законное и обоснованное решение, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции.
Поскольку в силу п.п. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 г. N 281-ФЗ) налоговые органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины, то государственная пошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 110, 176, 266, 267, 268, 269, 271 АПК РФ, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.04.2009г. по делу N А40-67686/08-115-312 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий: |
М.С. Кораблева |
Судьи |
П.А. Порывкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-67686/08-115-312
Истец: ООО "Торговый Дом "ЮКОС-М"
Ответчик: МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1
Хронология рассмотрения дела:
25.06.2009 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-9744/2009