г. Москва |
|
06 июля 2009 г. |
Дело N А40-85803/08-65-792 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июля 2009 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Солоповой А.А.
судей Попова В.В., Трубицына А.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Салахетдиновым Р.Т.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ФГУП "Авиакомпания "МАВИАЛ"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 27.03.2009
по делу N А40-85803/08-65-792, принятое судьей Крыловой В.П.
по иску ФГУП "Авиакомпания "МАВИАЛ"
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
третьи лица - Фонд социального страхования Российской Федерации
о взыскании 43 739 542 руб.
при участии в судебном заседании:
от истца - Трошкова Т.Р. (по доверенности от 14.10.2008)
от ответчика - Нечаев М.В. (по доверенности от 15.12.2008 N 01-06-08/193)
от третьего лица - Кузнецова Н.Ю. (по доверенности от 06.02.2009 N 02-26/07-949)
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Авиакомпания "Магаданские авиалинии" (далее - ФГУП "Авиакомпания "МАВИАЛ") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу истца убытков в размере 43 739 542 рублей.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 27.03.2009 с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу истца взыскано 30 000 руб. убытков. В остальной части иска отказано. С Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в доход федерального бюджета взыскана госпошлина в сумме 68 руб. 59 коп. Суд взыскал с истца в доход федерального бюджета госпошлину в размере 99 931 руб. 41 коп.
Не согласившись с решением суда от 27.03.2009, истец подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить указанное решение суда в части отказа во взыскании 38 785 942 руб. убытков, возникших в связи с предоставлением льгот по перевозке детей в возрасте от 2 до 12 лет, удовлетворить исковые требования в указанной части.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что суд не применил закон, подлежащий применению, а именно: Воздушный кодекс Российской Федерации (статья 106).
В судебном заседании Девятого арбитражного апелляционного суда представитель заявителя поддержал доводы и требования апелляционной жалобы, представители ответчика и третьего лица возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Поскольку в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив в порядке статей 266, части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого решения суда в части отказа в иске о взыскании убытков в размере 38 785 942 руб., изучив материалы дела и имеющиеся в деле доказательства, выслушав представителей участвующих в деле лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, установил следующие обстоятельства.
Исковые требования о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации убытков в размере 38 785 942 руб. мотивированы тем, что истец понес расходы, возникшие в связи с предоставлением в 2005 году льгот отдельным категориям пассажиров по оплате проезда воздушным транспортом, а именно: в связи с перевозкой детей в возрасте от двух до двенадцати лет в соответствии с льготным тарифом.
Отказывая в удовлетворении исковых требований в указанной части, суд первой инстанции исходил из того, что "расходы истца на предоставление скидки детям от 2 до 12 лет не являются убытками истца, поскольку предоставление скидки в размере 50% от нормального тарифа детям от 2 до 12 лет не является льготой, установленной государством, федеральными законами, а установлена Воздушным кодексом РФ (п. 3 ч. 2 ст. 106 ВК РФ)".
Однако указанный вывод суда первой инстанции является ошибочным.
В силу пунктов 1, 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации за перевозку пассажиров взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.
В случаях, когда на основании закона или иных правовых актов установлены льготы за перевозку пассажиров, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16 Постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить с надлежащего публично-правового образования компенсации в виде не полученной с потребителей платы.
Согласно статье 106 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ, который является федеральным законом (принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 19.02.1997), перевозчик обязан организовывать обслуживание пассажиров воздушных судов, обеспечивать их точной и своевременной информацией о движении воздушных судов и предоставляемых услугах (пункт 1).
Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 106 Воздушного кодекса Российской Федерации пассажир воздушного судна имеет право бесплатного, при международных воздушных перевозках - в соответствии с льготным тарифом, перевоза с собой одного ребенка в возрасте не старше двух лет без предоставления ему отдельного места. Другие дети в возрасте не старше двух лет, а также дети в возрасте от двух до двенадцати лет перевозятся в соответствии с льготным тарифом с предоставлением им отдельных мест.
Порядок предоставления пассажирам воздушных судов услуг и льгот устанавливается федеральными авиационными правилами (пункт 3 статьи 106 Воздушного кодекса Российской Федерации).
Согласно Приказу Федеральной авиационной службы России от 21.07.1997 N 153 "О внесении изменений в действующие нормативные документы, регламентирующие выполнение воздушных перевозок", до принятия соответствующих федеральных авиационных правил, перевозка детей на внутренних и международных воздушных линиях (в т.ч. в страны СНГ) обеспечивается:
- бесплатно, а при международных перевозках со скидкой 90 процентов от нормального (полного) тарифа - в возрасте не старше двух лет, без предоставления отдельного места. Каждому взрослому пассажиру разрешается перевезти бесплатно (а при международных перевозках со скидкой 90 процентов) только одного ребенка в возрасте до двух лет;
- со скидкой в размере 50 процентов от нормального тарифа - других детей в возрасте до двух лет, а также детей в возрасте от двух до двенадцати лет.
На истца как на коммерческую организацию - перевозчика, возложено бремя расходов по реализации положений федерального законодательства, следовательно, обязанность по бесплатной перевозке пассажиров-льготников, выполнение которой противоречит целям деятельности коммерческой организации (извлечение прибыли).
Российская Федерация, установив Воздушным кодексом Российской Федерации льготы пассажирам воздушных судов, приняла на себя обязанность полного возмещения транспортным организациям расходов по предоставлению данных льгот за счет средств федерального бюджета.
Приняв Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2005 год", государство не отменило и не приостановило действия указанного федерального закона. Поэтому расходы по предоставлению льгот отдельным категориям потребителей на основании статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации могут быть возложены на публично-правовое образование независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в Федеральном законе "О федеральном бюджете на 2005 год".
В результате предоставления льгот истцом недополучено 38 785 942 руб.
Методика расчета компенсации затрат транспортных предприятий при перевозке льготной категории граждан до настоящего времени не разработана.
Представленный истцом в арбитражный суд расчет понесенных им расходов подтвержден авиационными билетами пассажиров, которым были проданы билеты по льготному тарифу со скидкой 50%, а также Реестрами полетных купонов; данные показатели не опровергнуты Министерством финансов Российской Федерации.
Обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения.
Поскольку факт предоставления льгот доказан истцом и подтвержден представленными в материалы дела доказательствами, понесенные истцом расходы по оплате проезда воздушным транспортом, связанные с предоставлением льгот указанной категории граждан, подлежат возмещению в размере 38 785 942 руб. Убытки подлежат взысканию с обязанного лица - Российской Федерации за счет казны Российской Федерации, чьи интересы в данном случае представляет финансовый орган - Минфин России.
Взыскание понесенных истцом расходов за счет казны Российской Федерации в лице Минфина России соответствует действующему законодательству (статьи 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации) и сложившейся судебной практике (постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23).
Таким образом, обжалуемое решение суда на основании пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неправильным применением судом норм материального права (статьи 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации) подлежит изменению: с ответчика за счет казны Российской Федерации подлежат взысканию убытки в размере 38 785 942 руб. - расходы, возникшие в связи с перевозкой воздушным транспортом детей в возрасте от двух до двенадцати лет в соответствии с льготным тарифом, а всего с ответчика за счет казны Российской Федерации подлежат взысканию убытки в размере 38 815 942 руб., поскольку в части удовлетворения требования о взыскании убытков в размере 30 000 руб., составляющих расходы истца в связи с предоставлением льгот отдельным категориям граждан в соответствии с Законом Российской Федерации "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров Ордена Славы", решение суда от 27.03.2009 изменению не подлежит. В части отказа в иске о взыскании убытков в размере 4 923 600 руб. обжалуемое решение суда подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по иску относятся на истца и ответчика пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Поскольку Минфин России освобожден от уплаты государственной пошлины (пункт 1 статьи 333.37 части второй Налогового кодекса Российской Федерации), а истец при подаче иска не уплатил государственную пошлину, с истца подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 35 118 руб., исходя из того, что в удовлетворении требования о взыскании убытков в размере 4 923 600 руб. истцу отказано, а при подаче апелляционной жалобы истцом уплачена госпошлина в размере 1000 руб.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266-268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 27.03.2009 по делу N А40-85803/08-65-792 изменить.
Взыскать с Российской Федерации в лице Минфина России за счет казны Российской Федерации в пользу ФГУП "Авиакомпания "МАВИАЛ" убытки в размере 38 815 942 руб.
Взыскать с ФГУП "Авиакомпания "МАВИАЛ" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 35 118 руб.
В части отказа в иске о взыскании убытков в размере 4 923 600 руб. решение суда оставить без изменения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий-судья |
А.А. Солопова |
Судьи |
В.В. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-85803/08-65-792
Истец: ФГУП РФ "Авиакомпания "Магаданские авиалинии""
Ответчик: Министерство финансов Российской Федерации
Третье лицо: Фонд социального страхования РФ, ФГУП "Авиакомпания "МАВИАЛ", УФНС РФ по г. Москве
Хронология рассмотрения дела:
17.02.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1206/10
29.01.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1206/10
30.10.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N КГ-А40/10308-09
06.07.2009 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-7692/2009