г. Москва |
Дело N А40-8504/08-129-37 |
"23" июня 2009 г. |
N 09АП-7893/2008-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена "18" июня 2009 г.
Постановление изготовлено в полном объеме "23" июня 2009 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Р.Г. Нагаева
судей М.С. Сафроновой, Л.Г. Яковлевой
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.Н. Красиковой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 на решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.05.2008 по делу N А40-8504/08-129-37 по заявлению Открытого акционерного общества "Акционерная компания трубопроводного транспорта нефтепродуктов "Транснефтепродукт" к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 о признании недействительным решения от 26.11.2007г. N 52/2824 в части и об обязании Инспекции возвратить налог на добавленную стоимость в сумме 70 374 375 руб.
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Сидский Н.А. по дов. N 118 от 24.11.2008
от заинтересованного лица - Овчар О.В. по дов. N 111 от 11.11.2008, Яковлева Н.Н. по дов. N 137 от 18.11.2008
УСТАНОВИЛ
Решением от 12.05.2008г. Арбитражный суд г. Москвы заявленные "Акционерная компания трубопроводного транспорта нефтепродуктов "Транснефтепродукт" требования удовлетворил в полном объеме.
Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 не согласилась с решением суда первой инстанции и подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ОАО "АК "Транснефтепродукт" требований по доводам, изложенным в апелляционной жалобе. В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель заявителя полагает решение суда обоснованным и правомерным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению. Отзыв на апелляционную жалобу представлен.
Проверив в порядке статьей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность принятого решения, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об обоснованности доводов апелляционной жалобы, в связи с чем обжалуемое решение суда подлежит отмене, поскольку не отвечает требованиям пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по следующим основаниям.
Производство по настоящему делу приостанавливалось до принятия Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации Постановления от 25.02.2009г. N 13893/08 по спору между теми же сторонами по тем же основаниям. После опубликования указанного постановления определением от 02.06.2009г. производство по настоящему делу возобновлено.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной проверки налоговой декларации ОАО "АК "Транснефтепродукт" по налогу на добавленную стоимость за июнь 2007 г., Межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 приняты решения от 26.11.2007 N 52/2823 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения (содержит мотивировку не принятия налоговых вычетов в сумме 70 374 375 рублей) и решение от 26.11.2007 N 52/2824 о возмещении (частично) суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению (отказано в возмещении 70 374 375 рублей). По настоящему делу заявителем оспаривается решение от 26.11.2007 N 52/2824 в части отказа возмещении НДС в сумме 70374375,0 руб.
Спорный налоговый вычет согласно решению налогового органа приходится на услуги по обеспечению плана приема нефтепродуктов и их перекачки, оказанные дочерними обществами заявителя.
В частности:
- ОАО "Сибтранснефтепродукт" (счета-фактуы N 156 от 31.03.2007 г. - т. 14, л.д. 70, N 251 от 30.04.2007 г. - т. 14, л.д. 82),
- ОАО "Мостранснефтепродукт" (счет-фактура N 1/7/115 от 31.03.2007 г. - т.14, л.д. 66),
- ОАО "Средне-Волжский Транснефтепродукт" (счета-фактуры N 108 от 31.03.2007 г. - т.14, л.д.72 и N 148 от 30.04.2007г. - т.14, л.д. 84),
- ОАО "Уралтранснефтепродукт" (счета-фактуры N 041023/62-1-16/10 от 31.10.2006 г. - т.14, л.д.50, N 041023/62-1-16/1 от 31.01.2007 г. - т.14, л.д. 56, N041023/62-1-16/12 от 31.12.2006 г. -т. 14, л.д.52, N 041023/62-1-16/2 от 28.02.2007 г. - т.14, л.д. 62, N 041023/62-1-16/3 от 31.03.2007 г. - т.14, л.д. 74), N 041023/62-1-16/4 от 30.04.2007 г. - т.14, л.д. 86),
- ОАО "Рязаньтранснефтепродукт" (счета-фактуры N 1 от 31.01.2007 г. - т.14 л.д, 54, N 146 от 28.02.2007 г. - т.14, л.д. 60, N 313 от 31.03.2007 г. - т.14, л.д. 68, N 467 от 30.04.2007 г. - т.14, л.д. 80, N 650 от 31.05.2007 г. - т. 14, л.д. 90) и
- ОАО "Юго-Запад Транснефтепродукт" (счета-фактуры N 31/725 от 31.01.2007 г. - т.14, л.д. 58, N 31/792 от 28.02.2007 г. - т.14, л.д. 64, N 31/886 от 31.03.2007 г. - т.14, л.д. 78, N 31/988 от 30.04.2007 г. - т.14, л.д.88, N 31/1100 от 31.05.2007 г. - т.14, л.д. 92)
Указанные общества оказывали заявителю услуги по обеспечению выполнения плана приема нефтепродуктов и их перекачки в пункты, указанные в плановом задании. Факт оказания услуг подтверждается актами приема-сдачи. Оказанные услуги оплачивались заявителем с учетом налога на добавленную стоимость по ставке 18%. Факт оплаты оказанных услуг налоговым органом не оспаривается. Оплаченная в составе цены услуг сумма НДС в общем размере 70 374 375 рублей, была включена заявителем в состав налоговых вычетов по операциям транспортировки нефтепродуктов на экспорт за июнь 2007 г.
Инспекция признала неправомерным применение налоговых вычетов на основании счетов-фактур, выставленных обществу упомянутыми дочерними организациями: открытыми акционерными обществами (далее - дочерние организации), за оказанные услуги в которых была указана налоговая ставка 18 процентов по налогу на добавленную стоимость. При этом инспекция, ссылаясь на подпункт 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса, сочла, что услуги по перемещению нефтепродуктов по системе магистрального трубопровода, оказанные дочерними организациями, облагаются налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов, поскольку непосредственно связаны с вывозом из Российской Федерации товара, помещенного под таможенный режим экспорта.
По мнению суда апелляционной инстанции данный вывод налогового орган является правомерным по следующим основаниям.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса обложение налогом на добавленную стоимость производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 этой статьи.
Положения подпункта 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса распространяются на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или предпринимателями, и иные подобные работы (услуги).
Кодекс не содержит понятия "транспортировка нефтепродуктов трубопроводным транспортом", поэтому на основании статьи 11 Кодекса оно определяется исходя из правил специального законодательства.
Согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" транспортировка нефтепродуктов по магистральным трубопроводам относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Принятыми во исполнение данного Федерального закона нормативными актами установлено, что субъектами естественных монополий в сфере транспортировки нефтепродуктов магистральным трубопроводным транспортом, которые подлежат государственному регулированию и контролю, являются не только общество, но и его дочерние организации.
Транспортировка нефтепродуктов понимается как процесс перемещения нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, включающий следующие виды операций: выполнение заказа и диспетчеризации поставок нефтепродуктов; прием и слив нефтепродуктов в трубопроводную систему из других видов транспорта от грузоотправителей в начале маршрута; перекачка нефтепродуктов по магистральному трубопроводу; сдача, налив и перевалка нефтепродуктов в конце маршрута.
Понятие транспортировки как единого процесса, включающего в себя совокупность технологических операций, содержится в Постановлении Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N 980 "О государственном регулировании тарифов на услуги субъектов естественных монополий по транспортировке нефти и нефтепродуктов", которым утверждены Правила государственного регулирования тарифов или их предельных уровней на услуги субъектов естественных монополий по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным нефтепроводам, а также Перечень услуг субъектов естественных монополий в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, тарифы на которые регулируются государством. Правила расценивают транспортировку как процесс, включающий в себя совокупность всех указанных в Перечне услуг (пункт 2).
Правилами технической эксплуатации магистральных нефтепродукто-проводов РД 153-39.4-041-99 предусмотрено, что обязанность общества - решение задач управления и контроля за технологическими операциями приема, перекачки, отгрузки и за поставками нефтепродуктов по всей системе магистральных нефтепродуктопроводов.
Распределение функций между обществом и его дочерними организациями подтверждено и материалами дела: общество выполняло функции общей организации перевозок (выполнение заказа и диспетчеризация); дочерние организации как самостоятельные субъекты естественных монополий в сфере транспортировки нефти и владельцы соответствующих участков системы магистральных трубопроводов непосредственно выполняли фактическую транспортировку нефтепродуктов (прием, слив, перекачку, сдачу, налив, перевалку).
Следовательно, в силу нормативного определения транспортировки нефтепродуктов трубопроводным транспортом и технологических особенностей этого процесса услуги дочерних организаций общества по перемещению нефтепродуктов по принадлежащим им участкам магистрального трубопровода являются неотъемлемой составной частью единого процесса транспортировки данных продуктов.
Положения главы 21 Кодекса связывают режим обложения транспортных услуг налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов с фактом трансграничного перемещения с территории Российской Федерации и (или) на территорию Российской Федерации товаров, пассажиров и багажа, а не с наличием у лиц, выполняющих данные операции, внешнеэкономических контрактов и (или) договорных отношений с российскими экспортерами (импортерами).
Пунктом 2 статьи 360 Таможенного кодекса Российской Федерации установлено: российские товары считаются находящимися под таможенным контролем при их вывозе с таможенной территории Российской Федерации с момента принятия таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров, и до пересечения таможенной границы.
Таким образом, вывоз из Российской Федерации товаров, перемещаемых в таможенном режиме экспорта, начинается с момента помещения под указанный таможенный режим.
Согласно Инструкции о таможенном оформлении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи (далее - Инструкция), утвержденной приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 15.09.2003 N 1013, при декларировании товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом, допускается подача временной грузовой таможенной декларации (пункты 15 и 16). Один экземпляр оформленной грузовой таможенной декларации (в том числе и временной) таможенный орган возвращает декларанту для передачи перевозчику, и этот лист (экземпляр) является разрешением на транспортировку товара (пункт 13 Инструкции).
Как видно из условий договоров, заключенных обществом с дочерними организациями, а также из маршрутных телеграмм, актов сдачи-приемки нефтепродуктов, названным организациям заведомо было известно о том, сколько, куда и каких нефтепродуктов, помещенных под таможенный режим экспорта, транспортируется по их участкам магистрального трубопровода, и о непосредственной связи оказываемой услуги с товаром, вывозимым в таможенном режиме экспорта. Маршрутные телеграммы содержали номера временных грузовых таможенных деклараций и имели отметки таможни.
Однако в нарушение положений главы 21 Кодекса по оказанным услугам дочерними организациями в адрес общества выставлены счета-фактуры с указанием налоговой ставки 18 процентов по налогу на добавленную стоимость. Между тем налогоплательщик не вправе по своему усмотрению изменять предусмотренную налоговым законодательством ставку налога. Следовательно, счета-фактуры, содержащие ненадлежащую налоговую ставку, не соответствуют требованиям подпункта 10 пункта 5 статьи 169 Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 169 Кодекса счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 данной статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Между тем суд первой инстанции пришел к противоположному выводу, в связи с чем обжалуемое решение суда следует отменить, а апелляционную жалобу налогового органа - удовлетворить.
Госпошлина по апелляционной жалобе подлежит распределению в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 270 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.05.2008 по делу N А40-8504/08-129-37 отменить.
Отказать ОАО "Акционерная компания трубопроводного транспорта нефтепродуктов "Транснефтепродукт" в удовлетворении требований о признании недействительным решения МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 26.11.2007г. N 52/2824 о возмещении (частично) суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в части отказа в возмещении НДС в сумме 70 374 375 руб. (пункт 2 резолютивной части решения) и об обязании МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 1 возвратить ОАО "Акционерная компания трубопроводного транспорта нефтепродуктов "Транснефтепродукт" НДС в сумме 70 374 375 руб.
Возвратить МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 1 из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 000 рублей по апелляционной жалобе.
Взыскать с ОАО "Акционерная компания трубопроводного транспорта нефтепродуктов "Транснефтепродукт" государственную пошлину в доход федерального бюджета 1000 руб. по апелляционной жалобе.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий: |
Р.Г. Нагаев |
Судьи |
М.С. Сафронова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-8504/08-129-37
Истец: ОАО "АК "Транснефтепродукт"
Ответчик: МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1
Третье лицо: УФНС РФ по г. Москве
Хронология рассмотрения дела:
23.06.2009 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-7893/2008