Комментарий к приказу Минфина РФ от 23 марта 2006 г. N 48н
"Об утверждении формы налогового расчета по авансовым платежам
по транспортному налогу и рекомендаций по ее заполнению"
Некоторые плательщики транспортного налога обязаны уплатить аванс по нему за I квартал 2006 года, а также представить в инспекцию соответствующий расчет за данный период. Необходимая форма такой "промежуточной" отчетности утверждена опубликованным приказом финансового ведомства, который был зарегистрирован Минюстом России 17 апреля текущего года.
Налог на транспорт: перемены и их последствия
Поправки, внесенные в конце прошлого года Законом от 20.10.2005 N 131-ФЗ в главу 28 Налогового кодекса "Транспортный налог", позволили, в частности, разрешить давнюю законодательную неясность относительно необходимости уплаты организациями авансовых платежей по данному налогу и представления отчетности по нему. Так, согласно новой редакции статьи 360 Налогового кодекса, теперь на федеральном уровне предусмотрен не только налоговый период - календарный год - для транспортного налога, но и отчетные: I квартал, II квартал и III квартал.
Напомним, что и ранее в некоторых субъектах РФ отчетные периоды были установлены региональными нормативными актами. Однако подобный подход не соответствовал нормам налогового законодательства, на что указывали в своих разъяснениях специалисты финансового ведомства (письмо Минфина России от 13.05.2005 N 03-06-04-04/23). Поэтому организации, владеющие транспортными средствами, имели полное право не рассчитываться по налогу до конца года. А инспекторы не должны были начислять пени за то, что фирма не вносит авансовых платежей, установленных лишь законом субъекта (см. постановление Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5).
С 1 января 2006 года ситуация изменилась: региональные власти получили законное право устанавливать авансовые платежи по налогу на транспорт и соответствующую отчетность. Поэтому организация, которая не внесет вовремя авансовый платеж, должна будет заплатить пени за каждый день просрочки. Кроме того, необходимо ежеквартально представлять в инспекцию и отчетность - авансовые расчеты по налогу по форме, утвержденной опубликованным приказом.
Однако, несмотря на установление отчетных периодов по транспортному налогу в Налоговом кодексе, указанные выше обязанности не относятся ко всем без исключения организациям, являющимся плательщиками транспортного налога. Как справедливо указали финансовые специалисты в письме от 15.03.2006 N 03-06-04-04/08*(1), региональные власти вправе не устанавливать на территории субъекта РФ отчетных периодов по налогу на транспорт, а также освобождать от обязанности расчета и уплаты отдельные категории налогоплательщиков (п. 3 ст. 360, п. 6 ст. 362 НК РФ). Следовательно, даже если в законе субъекта ничего не сказано о наличии либо отсутствии отчетных периодов, организациям-автовладельцам не придется платить налог ежеквартально на основании одних лишь норм кодекса.
Таким образом, опубликованной формой налогового расчета по авансовым платежам по транспортному налогу предстоит воспользоваться организациям-автовладельцам, расположенным исключительно в тех регионах, в которых отчетные периоды по налогу на транспорт прямо установлены законом субъекта РФ.
Обратите внимание: ознакомиться с опубликованной отчетной формой имеет смысл и остальным плательщикам транспортного налога. Хотя новая налоговая декларация по данному платежу еще не утверждена, есть все основания полагать, что будущий годовой бланк будет сформирован по тем же принципам, что и авансовый расчет.
Титульный лист и раздел 1
Вновь утвержденный бланк квартальной отчетности по транспортному налогу заметно отличается по форме от знакомой его плательщикам прежней формы декларации, утвержденной приказом МНС России от 29.12.2003 N БГ-3-21/724, которую надо было сдавать в последний раз за 2005 год. Причем большинство таких перемен - в пользу организаций-автовладельцев, поскольку благодаря поправкам процедура составления отчета упростилась.
Например, на титульном листе из раздела о подтверждении полноты и достоверности сведений должностными лицами организации-плательщика исключили строки для ИНН руководителя и главного бухгалтера. Таким образом, отпала и необходимость заполнять, как раньше, страницу 2 титульного листа в случае неуказания упомянутых идентификационных номеров: в расчете авансовых платежей такой страницы просто нет. Правда, теперь плательщику предстоит иначе позаботиться о возможности обратной связи с инспекторами в случае камеральной проверки: на титульном листе необходимо указывать номер контактного телефона с кодом города.
Что касается раздела 1, то в нем вместо привычных 14 строк плательщики обнаружат только три. Ведь утвержденный расчет авансовых платежей представляет собой промежуточную отчетность и к тому же сдается за каждый квартал отдельно, а не нарастающим итогом. Поэтому в разделе 1 отсутствуют строки 040-080 для указания информации о расчете и уплате налога за предыдущие отчетные периоды. Конечно, в новой форме декларации по транспортному налогу соответствующие строки будут предусмотрены, ведь сумма налога к уплате по итогам года представляет собой разницу между рассчитанным за налоговый период платежом и уже внесенными авансами.
Обратите внимание: подтвердить достоверность сведений, указанных в разделе 1 расчета, должны одновременно и руководитель, и главный бухгалтер организации - плательщика транспортного налога, в то время как в прежней форме декларации для этого было достаточно одной из подписей.
Раздел 2 расчета по авансовым платежам
Этот раздел отчетности изменился наиболее существенно, причем как по форме, так и по содержанию.
Начнем с того, что его больше не нужно заполнять отдельно для каждого транспортного средства, которое зарегистрировано за организацией. Во вновь утвержденном расчете сведения по всем транспортным средствам следует указывать на одном листе в специальной таблице. Из-за переформирования раздела 2 в таблицу все сведения по транспортному средству придется указывать не в строках, а в столбцах. Каждая же отдельная строка таблицы предназначена для другого транспортного средства. Соответственно в новой форме отчетности плательщики не найдут привычного раздела 3 "Сведения о количестве транспортных средств, зарегистрированных на налогоплательщика".
Правда, некоторые организации все же могут столкнуться с необходимостью заполнить более чем один раздел 2 расчета по авансовым платежам. В том случае, если они владеют транспортными средствами, зарегистрированными в разных муниципальных образованиях. По каждому коду ОКАТО будет необходимо заполнить отдельную страницу раздела, а само значение кода указать в строке 010.
В число сведений о транспорте, которые нужно указать в разделе, больше не входят "Вид транспортного средства" (строка 010 раздела 2 старой формы декларации) и "Код (по пункту 2 статьи 358 Кодекса)" (строка 070 раздела 2 старой формы декларации).
Заметим, что на самом деле данная информация и не является необходимой. Так, вид транспортного средства легко определяется по соответствующему коду вида, который указывается в графе 2 таблицы раздела 2, на основании приложения 1 к утвержденным опубликованным приказом Рекомендациям по заполнению формы налогового расчета авансовых платежей. Вместо этого теперь придется указывать марку транспорта в соответствии с документом о его государственной регистрации (графа 4 таблицы). А в пункте 2 статьи 358 Налогового кодекса перечислены категории транспортных средств, которые не являются объектами налогообложения транспортным налогом. Поэтому логично, что сведения о таком транспорте не будут фигурировать в разделе, посвященном расчету суммы авансового платежа.
Кроме того, в новом расчете по сравнению с прежней "транспортной" декларацией существенно сократилось количество кодов налоговых льгот в соответствующей таблице (приложение 3 к Рекомендациям по заполнению формы авансового расчета). Теперь льготы по транспортному налогу подразделяются лишь на две категории: предоставляемые региональными законами и предусмотренные международными договорами Российской Федерации.
О.В. Саволюк,
эксперт "НА"
"Нормативные акты для бухгалтера", N 9, май 2006 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Документ опубликован в "НА" N 7, 2006.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.