Режим отбывания и исполнения наказания в виде лишения свободы
В уголовно-исполнительном законодательстве России термин "режим" впервые был употреблен в Положении об общих местах заключения РСФСР 1920 г. *(1) В Исправительно-трудовом кодексе (ИТК) РСФСР 1924 г. он использовался в нормах, регламентирующих порядок исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы. Рассматриваемый термин встречался в ИТК РСФСР 1933 г. (ст. 31 и др.). Он нашел применение в Основах исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик 1969 г. (ст. 21 и др.), а затем в ИТК союзных республик. Этот термин можно обнаружить во многих исследованиях теоретиков уголовно-исполнительного права*(2).
В части 2 ст. 9 Уголовно-исполнительного кодекса (УИК) РФ режим определен как установленный порядок исполнения и отбывания наказания. В последующих нормах кодекса вместо термина "режим" часто встречается выражение "порядок исполнения наказания". Полагаем, такой прием усложняет осмысливание текста, а следовательно, противоречит требованиям законодательной техники.
В Уголовном кодексе (УК) РФ, Уголовно-процессуальном кодексе (УПК) РФ и УИК РФ термин "режим" употребляется и в ином значении - при характеристике видов исправительных колоний (общего режима, строгого режима, особого режима). Представляется, что названные места лишения свободы следовало бы именовать по-иному, например, колонии простой, средней и строгой изоляции. Это позволило бы избежать употребления термина "режим" в двух разных значениях, в настоящее же время говорят о колониях общего, строгого и особого режимов, в каждой из которых устанавливаются различные режимы: обычный, строгий, особый.
В части 2 ст. 1 УИК РФ сказано, что помимо порядка режим устанавливает и условия исполнения и отбывания наказания. Порядок - это форма, а условия - содержание режима.
Каждое наказание имеет свой режим исполнения. Так, в ст. 39 УИК РФ регламентирован порядок исполнения исправительных работ, а в ст. 40 - условия исполнения этого наказания. Представляется целесообразным разграничить в УИК РФ условия режима и порядок его реализации.
В юридической литературе термин "режим" употребляется и в узком, и в широком смыслах. С.В. Познышев писал: "Пенитенциарный режим в широком смысле этого слова обнимает всю систему мер, посредством которых пенитенциарные учреждения стремятся к достижению своих целей. Сюда относятся, во-первых, все способы размещения и подразделения заключенных для целей исправительно-трудового воздействия на них, или так называемые "пенитенциарные системы", а во-вторых, весь распорядок жизни, который устанавливается в исправительных учреждениях и все применяемые в них меры воздействия на заключенных"*(3). По мнению Б.С. Утевского, "режим в узком смысле слова слагается из распорядка дня, из регулирования порядка передвижения в пределах места лишения свободы, из правил, устанавливающих формы обмена лишенных свободы с внешним миром, из системы мер поощрения и мер дисциплинарного воздействия и т.д., т.е. из всего того, что составляет совокупность внешних признаков лишения свободы, специфических для этой меры уголовной репрессии"*(4). В последующих работах Б.С. Утевский исходил из того, что существует лишь одно, узкое понятие режима как ряда строго обязательных для заключенных правил внутреннего распорядка, правил содержания заключенных в условиях изоляции, установленных законом*(5). Такой же точки зрения придерживался Н.А. Стручков: "Необходимо иметь одно понятие режима, определяющее вполне определенное юридическое состояние, характерное для исполнения наказания"*(6).
Данная проблема потеряла свою актуальность с принятием УИК РФ, согласно которому понятие режима подразумевает порядок и условия исполнения и отбывания наказания. Причем режим исполнения лишения свободы дифференцирован в зависимости от вида места лишения свободы, а если это колония, то и от ее режима (общего, строгого или особого). В колониях всех видов режим, как отмечалось, индивидуализируется по условиям содержания в зависимости от поведения осужденных.
Прежде чем перейти к анализу режима лишения свободы, остановимся на некоторых общих проблемах.
Подавляющее большинство юристов считает, что все наказания исполняются или отбываются в соответствии с режимными правилами, присущими любому наказанию. Но некоторые авторы полагают, что режим исполнения некоторых наказаний отсутствует. Так, Н.А. Стручков, определяя режим как образ жизни, утверждал, что не существует режима исполнения штрафа, ибо жизнь человека при исполнении этого наказания не меняется*(7). Аналогичный вывод он делал и применительно к конфискации имущества, лишению почетного звания и т.д.
На наш взгляд, определение режима исполнения и отбывания наказания как образа жизни ошибочно, так как противоречит законодательной дефиниции (режим - это порядок и условия исполнения наказания). Осуждение виновного лица в зависимости от назначенного ему вида наказания влияет на его правовой статус. Максимальное изменение статуса происходит при направлении осужденного в места лишения свободы. Но даже если наказание сводится к штрафу, то, помимо материальной стороны вопроса, лицо претерпевает некоторые изменения образа жизни, связанные с фактом наличия судимости. Однако не в изменении образа жизни состоит цель уголовного наказания, а в покарании виновного, восстановлении социальной справедливости, исправлении осужденного, а также частной и общей превенции преступлений (ст. 43 УК РФ). Режим же призван обеспечить исполнение наказания и реализацию связанных с ним правоограничений.
Глава 12 УИК РФ регламентирует режим в исправительных учреждениях (местах лишения свободы), но ряд режимных требований лишения свободы содержится и в главе 11. Полагаем, было бы целесообразно все режимные правила включить в одну главу.
В статье 82 УИК РФ определено, что режим в исправительных учреждениях - это установленный законом и соответствующими закону нормативными и правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания. В данной статье нет ссылки на конкретные законы и соответствующие им нормативные акты, которые определяют режим лишения свободы. Обычно исследователи подразумевают под ними УИК РФ и Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений*(8), однако, как представляется, этот перечень неполон.
Несомненно, наиболее важные режимные правила исполнения уголовных наказаний собраны в УИК РФ. Но предписания, относящиеся к режиму исполнения и отбывания наказания, имеются и в УК РФ. Так, согласно ч. 1 ст. 79 УК РФ условно-досрочное освобождение применяется к лицам, которые для своего окончательного исправления не нуждаются в полном исполнении назначенного судом наказания. В соответствии с ч. 5 ст. 79 УК РФ к лицам, приговоренным к пожизненному лишению свободы, условно-досрочное освобождение применяется по отбытии ими не менее 25-летнего срока наказания при отсутствии злостных нарушений режима в течение трех предшествующих лет. Лицо, совершившее в течение исполнения пожизненного лишения свободы новое тяжкое или особо тяжкое преступление, не имеет права на условно-досрочное освобождение.
УК РФ в случаях злостного уклонения осужденных от уплаты штрафа (ч. 5 ст. 46), обязательных работ (ч. 3 ст. 49), исправительных работ (ч. 4 ст. 50) и ограничения свободы (ч. 3 ст. 53) предусматривает возможность замены этих наказаний другими, более тяжкими. Понятие злостного уклонения от исполнения или отбывания перечисленных наказаний раскрыто в УИК РФ. Следовательно, подобные злостные нарушения режима исполнения некоторых наказаний рассматриваются и уголовным, и уголовно-исполнительным законодательствами.
К режиму отбывания ограничения свободы, содержания в дисциплинарной воинской части и лишения свободы относится и установленная ч. 1 ст. 80 УК РФ возможность замены неотбытой части срока этих наказаний другим, более мягким, наказанием с учетом поведения осужденного.
Согласно ч. 4 ст. 58 УК РФ изменение вида места лишения свободы осуществляется судом в соответствии с УИК РФ. Следовательно, подобного рода изменения характера уголовной ответственности, смягчающие или отягчающие карательное содержание лишения свободы, имеют уголовно-правовой, судебный порядок.
Карательная функция наказания реализуется только через режим путем лишения или ограничения определенных прав осужденного. Поскольку в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ определено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены лишь федеральным законом, представляется необоснованным установленное в ч. 1 ст. 82 УИК РФ предписание, согласно которому режимные правила могут устанавливаются не только законом, но и иными нормативными актами, соответствующими закону.
Режимные правила содержания осужденных бывают материальными и процессуальными. Первые из них содержат конкретные предписания, например, запрещают заключенным иметь определенные предметы (деньги и т.д.). Вместе с тем существуют режимные правила "технического" характера, которые лишены карательного содержания. Они необходимы для организации совместного проживания значительного числа осужденных и определяют, например, нормы питания осужденных, порядок их медицинского обследования и т.д. По сути, это нормы не режима, а организации и обеспечения быта осужденных. Они могут закрепляться подзаконными актами, например, Правилами внутреннего распорядка мест лишения свободы. Те же режимные нормы, которые связаны с реализацией карательной сути наказания, по нашему мнению, должны устанавливаться только УИК РФ, УК РФ и иными федеральными законами. Поэтому вызывает возражение утверждение А.А. Игнатьева о том, что технические нормы определяют условия реализации режима*(9).
Перечень основных требований режима лишения свободы начинается с положений об охране осужденных, их изоляции и надзоре за ними.
Существует проблема определения места колоний-поселений в системе органов, исполняющих уголовное наказание. Статья 58 УК РФ относит их к местам лишения свободы, хотя колонии-поселения функционируют без изоляции и охраны осужденных, за которыми установлен лишь надзор. Режимные правила исполнения наказания в колониях-поселениях (ст. 129 УИК РФ) почти тождественны режимным правилам исполнения и отбывания ограничения свободы (ст. 50 УИК РФ). Как первые, так и вторые устанавливают проживание осужденных в специальных общежитиях без охраны, но под надзором, в позднее время осужденные не должны покидать эти помещения и т.д. Здесь явная недоработка законодателя, так как различные наказания не должны исполняться по одним и тем же режимным правилам.
Изоляция осужденных от общества, водворение их в места лишения свободы сопряжены с реализацией ряда правоограничений, определяющих суть наказания (ч. 1 ст. 43 УК РФ).
Ученые до сих пор спорят о том, является ли кара целью уголовного наказания. Некоторые (Н.А. Беляев, И.И. Карпец и другие, в том числе автор настоящей статьи) считают, что кара - одна из целей уголовного наказания. Большинство же юристов (например, Н.Д. Дурманов, В.Д. Меньшагин, Н.А. Стручков, Г.Н. Борзенков, В.С. Комиссаров) пришло к противоположному выводу. Не вдаваясь в детали, отметим лишь, что в уголовно-исполнительном праве такая цель преследуется, несмотря на то что в ст. 1 УИК РФ нет соответствующего уточнения. Сутью уголовного наказания является покарание, и без реализации кары исполнение уголовного наказания невозможно*(10).
Объем покарания осужденных зависит от ряда факторов, в том числе от вида места лишения свободы, если это колония - то от ее режима, а также от условий содержания осужденных. В тюрьме установлены общий и строгий режимы отбывания лишения свободы.
Охрана выполняет следующие функции: охраняет осужденных; осуществляет пропускной режим в местах лишения свободы; при чрезвычайных обстоятельствах - отражает нападение на охраняемые объекты, караулы, служебные наряды; осуществляет розыск и задержание лиц, совершивших побег; пресекает массовые беспорядки; освобождает заложников; ликвидирует пожары, последствия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; обеспечивает надзор за осужденными; при необходимости применяет физическую силу, технические средства и оружие.
Надзор является обязанностью всего персонала мест лишения свободы. Но основные задачи возложены на специальную службу, которая функционирует посменно во главе с оперативным дежурным и его помощником. В наряд входят инспектора и младшие инспектора, которые следят за жилой и производственной зонами, выдачей посылок, свиданиями осужденных с родными и др.
Согласно ст. 11 УИК РФ осужденные должны выполнять установленные законодательством Российской Федерации обязанности гражданина страны, соблюдать принятые в обществе нравственные нормы поведения, требования санитарии и гигиены и т.д. Однако эти декларации, предусмотренные режимом, в основном находятся вне сферы права. Многие из них регламентируются моралью общества. В силу ч. 2 ст. 11 УИК РФ осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказания, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов. Однако это предписание закона следовало бы дополнить указанием о том, что исполнение наказания предполагает и выполнение обязанности претерпевать те правоограничения, которые составляют суть наказания. К сожалению, в ст. 11, 82 УИК РФ, да и в иных статьях этого кодекса, определяющих режим исполнения иных наказаний, такого уточнения нет.
В соответствии со ст. 82 УИК РФ режим обеспечивает реализацию прав осужденных и их законных интересов. Защите прав осужденных и особенно лиц, отбывающих различные виды лишения свободы - наказания, характеризующегося существенными правоограничениями, УИК РФ обоснованно уделяет большее внимание.
Основные права осужденных перечислены в ст. 12 УИК РФ. Так, осужденные имеют право на информацию о своих правах и обязанностях, порядке и условиях отбывания назначенного судом наказания, могут обращаться с предложениями, заявлениями, жалобами. Они не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению и т.д. Внушительный объем прав осужденных вытекает из ряда международных соглашений*(11).
Обратим внимание на то, что в УИК РФ включено несколько статей, посвященных контролю над деятельностью мест лишения свободы. В статье 19 регламентирован контроль за местами лишения свободы органами государственной власти и органами местного самоуправления, в ст. 20 - судебный контроль, в ст. 21 - ведомственный контроль, в ст. 22 - прокурорский надзор. Статья 24 УИК РФ содержит длинный перечень должностных лиц, представителей средств массовой информации и иных лиц, допускаемых в места лишения свободы, что предопределяет прозрачность деятельности органов, исполняющих уголовное наказание.
В 2001 г. Министерство юстиции РФ создало непосредственно подчиненное министру юстиции РФ Управление по контролю за соблюдением законности прав человека в деятельности уголовно-исполнительной системы. О том, что это нововведение оказалось успешным, свидетельствует, например, тот факт, что число нарушений прав осужденных за первый год его существования снизилось на 25%, 150 работников мест лишения свободы были привлечены за нарушение прав осужденных к строгой дисциплинарной ответственности*(12).
В части 1 ст. 82 УИК РФ особо оговорено право осужденных на личную безопасность с одновременным установлением такого же права для представителей администрации мест лишения свободы. Это право осужденных определено и в ст. 15 УИК РФ, в ч. 2 которой указано, что при возникновении угрозы личной безопасности осужденного он вправе обратиться к любому должностному лицу места лишения свободы с просьбой об обеспечении таковой. Администрация места лишения свободы должна незамедлительно принять необходимые меры.
Вероятно, следовало бы предусмотреть в УИК РФ обеспечение безопасности и иных лиц, которые могут находиться на территории места лишения свободы, например, работников суда, прокуратуры, адвокатов, лиц, прибывающих на свидания с осужденными, и т.д.
Следующее требование ст. 82 УИК РФ: установление различных условий содержания осужденных в зависимости от вида места лишения свободы, назначенного осужденному судом. Если в начале ч. 1 ст. 82 УИК РФ было пропущено упоминание об условиях режима, то в данном случае не сказано о порядке. Вполне очевидно, что порядок и условия отбывания наказания в тюрьме, колонии общего режима для женщин и воспитательной колонии для несовершеннолетних различны. Это положение нуждается в уточнении.
Что же касается порядка и условий отбывания наказания для взрослых осужденных мужского пола, то он зависит и от вида режима колонии (общего, строгого или особого).
Исключение из правила о различном содержании в местах лишения свободы мужчин и женщин установлено для колоний-поселений, в которых эти категории лиц отбывают наказание и совместно, но размещаются в различных общежитиях.
Часть 1 ст. 82 УИК РФ завершается указанием на изменение условий (о порядке вновь не сказано) отбывания осужденным лишения свободы. В рассматриваемом положении не уточнено, какие изменения могут иметь место и каковы основания их реализации.
В статье 87 УИК РФ определены условия (но не порядок) отбывания наказания осужденными к лишению свободы. В одной и той же колонии, как отмечалось, существуют обычный*(13), облегченный и строгий порядок и условия отбывания наказания. Удобнее было бы вместо словосочетания "порядок и условия" употреблять термин "режим" (именно такое решение использовано в законе применительно к тюрьмам, в которых существуют обычный и строгий режимы отбывания наказания (ч. 2 ст. 87 УИК РФ)). В воспитательных колониях для несовершеннолетних присутствует и льготный режим.
Перевод с одного вида режима на другой предопределяется положительным или отрицательным поведением осужденных. Такая практика входит в прогрессивную систему отбывания наказания*(14).
В части 2 ст. 82 УИК РФ определено, что режим создает условия для применения других средств исправления осужденных, например, для применения труда осужденных, организации общеобразовательного обучения и т.д. В соответствии с ч. 3 ст. 109 УИК РФ в распорядок дня мест лишения свободы могут быть включены воспитательные мероприятия, участие в которых обязательно для осужденных.
Мы рассмотрели основные требования режима в местах лишения свободы, регламентированные ст. 82 УИК РФ. Подведем некоторые итоги.
Прежде всего, ст. 82 неоднородна и весьма громоздка. Помимо основных требований режима, установленных в ч. 1 и 2, в ее восьми частях содержатся конкретные предписания режима (например, о том, что осужденные носят форму, могут подвергаться обыску, а их вещи - досмотру и т.д.), которые следовало бы рассмотреть в отдельных статьях УИК РФ.
Обращает на себя внимание положение ст. 82 УИК РФ, согласно которому режим призван обеспечивать охрану осужденных, изоляцию их от общества, постоянный надзор, безопасность осужденных и персонала и т.д. Однако из мест лишения свободы иногда совершаются побеги, надзор за осужденными еще далек от совершенства, абсолютной гарантии безопасности осужденных и персонала мест лишения свободы пока нет. Поэтому уместнее было бы сказать, что режим не обеспечивает, а охраняет по мере своих возможностей порядок, условия и исполнение лишения свободы*(15).
К сожалению, в ст. 82 УИК РФ нет упоминания о том, что режим исполнения лишения свободы (как и любого иного уголовного наказания) способствует достижению целей уголовного закона. Согласно ч. 1 ст. 1 УИК РФ целями уголовно-исполнительного законодательства при исполнении любого уголовного наказания являются исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами*(16). Следовательно, помимо перечисленных в ст. 82 УИК РФ целей (обеспечение изоляции осужденных, их охраны и т.д.) режим преследует и те цели, которые определены в ч. 2 ст. 43 УК РФ (восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений (частная и общая превенции)).
Кстати, в ст. 82 УИК РФ о восстановительной роли режима нет упоминаний вовсе. Вместе с тем, режимные правила, соблюдение которых осужденными обязательно, дисциплинирует их, способствует созданию динамического стереотипа надлежащего поведения. Особенно большое воспитательное воздействие оказывают поощрительные правила режима, например, перевод осужденного из колонии общего или строгого режима в колонию-поселение. Важной частью жизни осужденных является общеобразовательное и профессионально-техническое обучение, а также труд.
Согласно ч. 2 ст. 1 УИК РФ одна из задач уголовно-исполнительного законодательства - оказание осужденным помощи в социальной адаптации. Это предписание закона, относящееся только к лишению свободы, не нашло отражения в ст. 82 УИК РФ. Лишение свободы (особенно длительное) может привести осужденных к потере навыков самостоятельной жизни. Многие из них теряют связь с родными и близкими и не представляют, как решить проблемы быта и трудоустройства. Таких осужденных необходимо готовить к освобождению и по возможности способствовать организации их самостоятельной жизни вне места лишения свободы. Сложность состоит в том, что нуждающихся в поддержке очень много - из мест лишения свободы ежегодно освобождается примерно 200 тыс. лиц. До недавнего времени их социальная адаптация проводилась плохо. Формально этим занимались многие представители администрации мест лишения свободы, а по сути - никто.
В 2004 г. в местах лишения свободы была введена служба групп социальной защиты и учета трудового стажа осужденных, которая осуществляет подготовку осужденных к освобождению, оказывает им помощь в бытовом и трудовом устройстве. Сотрудники указанной службы проводят работу со всеми подлежащими освобождению осужденными. Но особое внимание они уделяют тем, кто нуждается в материальной, моральной, психологической, юридической и иной поддержке. Это, в первую очередь, инвалиды, несовершеннолетние, пенсионеры, беременные женщины и матери малолетних детей, а также все те, кто не имеет постоянного места жительства, потерял родственные связи, страдает наркоманией, токсикоманией или алкоголизмом. Первые результаты этой деятельности оказались успешными.
Авторы всех известных нам исследований ограничивают перечень основных функций режима отбывания наказания функциями покарания, воспитания, обеспечения социальной профилактики*(17). Подобные обобщения обедняют содержание режима лишения свободы, так как остаются без внимания задачи поощрения, обеспечения прав и свобод осужденного и др.
Предписания режима - это не перечень, а единый комплекс мер, многие элементы которого взаимосвязаны, взаимообусловлены. Так, действия, направленные, например, на покарание, как отмечалось, имеют и воспитательный характер; шаги, имеющие целью воспитание и покарание, в значительной мере обеспечивают безопасность осужденных и представителей администрации мест лишения свободы; переводы осужденных на различные условия содержания (режимы) способствуют более эффективному воспитательному процессу и т.д.
В одном из учебников по уголовно-исполнительному праву России указано, что исполнение предписаний режима "обеспечивается, прежде всего, средствами принуждения, силой закона, государством, всей системой охраны, надзора и контроля"*(18). И в дальнейшем в учебнике речь идет только о принуждении. Такая постановка рассматриваемой проблемы обычна, но неточна. Действительно, большинство норм уголовно-исполнительного законодательства имеет правоохранительный характер, следовательно, их исполнение обеспечивается принуждением. Но ряд предписаний режима имеет позитивный (регулятивный) характер и их исполнение не связано с принуждением (например, меры поощрения, применяемые к осужденным, в частности, переводы положительно зарекомендовавших себя осужденных из колоний общего и строгого режима в колонии-поселения, а из тюрем - в колонии строгого режима).
Какие же способы принуждения предусмотрены уголовно-исполнительным законодательством для обеспечения реализации правоохранительных норм режима?
Прежде всего, это охрана: наряды охраны, инженерно-технические устройства и приспособления.
Соблюдение режима лишения свободы реализуется и путем применения мер дисциплинарного воздействия, перечисленных в ст. 115 УИК РФ. Этот перечень начинается с выговора и заканчивается переводом в помещения камерного типа на срок до одного года для мужчин и до трех месяцев для женщин.
Федеральным законом от 21 июня 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" регламентированы основания и порядок применения к осужденным, отбывающим лишение свободы, физической силы, специальных средств и оружия. Согласно ст. 28 данного акта сотрудники уголовно-исполнительной системы при применении физической силы, специальных средств и оружия обязаны: а) предупредить осужденных о намерении прибегнуть к указанным мерам, предоставив достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление создает непосредственную опасность для жизни или здоровья персонала, лиц, осуществляющих охрану, а также осужденных или может повлечь иные тяжкие последствия, а также когда такое предупреждение в создавшейся обстановке является неуместным либо невозможным; б) обеспечить причинение наименьшего вреда осужденным и медицинскую помощь пострадавшим; в) доложить непосредственному начальнику о каждом случае применения физической силы, специальных средств и оружия. Правила применения к осужденным физической силы, специальных средств и оружия перечислены в ст. 29, 30 и 31 того же акта.
Режимные правила применения физической силы, специальных средств и оружия распространяются на территории, на которых установлены режимные требования (места лишения свободы и территории, прилегающие к ним), а также на охраняемые объекты.
Очевидно, что применение физической силы, специальных средств и оружия возможно в любом месте при задержании осужденных, совершивших побег.
Принуждение осужденных к исполнению режимных правил возможно и в форме изменения вида условий (режима) отбывания наказания от облегченных к строгим. В тюрьме возможен перевод с общего режима на строгий. В воспитательных колониях ужесточение условий режима происходит за счет отмены существующих льготных условий отбывания наказания. Необходимо подчеркнуть, что данные меры не входят в перечень дисциплинарных воздействий. Это элементы прогрессивной системы отбывания наказания, осуществляемой в соответствии с предписаниями ст. 87 УИК РФ.
Дальнейшее усиление карательного содержания наказания лишением свободы сопряжено с переводом осужденного за совершение им злостных нарушений режима из одного места лишения свободы в другое, с более строгим режимом. Соответствующий порядок регламентирован ст. 78 УИК РФ, в соответствии с которой злостные нарушители режима лишения свободы по ходатайству администрации места лишения свободы переводятся судом из колонии-поселения для лиц, осужденных за умышленные и неосторожные преступления, в колонию общего режима, а из колонии-поселения, в которой отбывают наказание лица, переведенные за примерное поведение из колоний общего и строгого режима в случаях совершения ими злостного нарушения, в ту колонию, из которой они переводились в колонию-поселение. Рассматриваемые переводы также являются элементами прогрессивной системы отбывания наказания.
В части 1 ст. 1 УИК РФ в качестве одной из целей исполнения и отбывания наказания названо предупреждение совершения осужденным новых преступлений. Такое нарушение режима является самым опасным. Среди подобных преступлений прежде всего следует назвать те, совершение которых возможно только в связи с отбыванием лишения свободы: побег из мест лишения свободы или из-под стражи (ст. 313 УК РФ), уклонение от отбывания лишения свободы (ст. 314 УК РФ) и дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества (ст. 321 УК РФ). Рассмотрим динамику совершения указанных деяний. В 1999 г. было совершено 764 преступления подобного рода, в 2000 - 519, в 2001 - 422, в 2002 - 215, в 2003 - 189, в 2004 г. - 289 преступлений. Налицо тенденция к снижению количества этих преступлений. Наиболее распространенным в анализируемой группе является побег из мест лишения свободы (в 1999 г. их было 498, в 2003 г. - 108). Побеги влекут за собой весьма негативные последствия. Они препятствуют реализации задач правосудия, подрывают авторитет уголовно-исполнительной системы, ставят под сомнение ее возможность обеспечить неотвратимость ответственности за каждое назначенное судом наказание. Любой удавшийся побег "взрывает" нормальную атмосферу места лишения свободы и вызывает у немалого числа осужденных желание повторить такой "подвиг".
Иные преступления направлены в основном против жизни и здоровья осужденных и персонала мест лишения свободы. В 2002 г. их было 33, а в 2003 г. - 28. Совершение таких преступлений свидетельствует о невыполнении предписаний режима, обеспечивающих безопасность осужденных и персонала мест лишения свободы.
Теперь приведем данные об общем числе преступлений, совершенных осужденными в местах лишения свободы. В 1999 г. их было 1554, в 2000 - 1157, в 2001 - 1157, в 2002 - 723, в 2004 г. - 826. Как видим, таких деяний становится все меньше, а небольшое отклонение от этой тенденции в 2004 г. , вероятно, вызвано выделением ГУИН из Министерства юстиции РФ в специальную Федеральную службу исполнения наказания.
Обеспечение режима осуществляется и в процессе воспитательной работы с осужденными. По нашему мнению, соответствующее воспитательное воздействие на сознание и волевые качества осужденных должно постоянно возрастать. В этом заинтересована основная масса осужденных, ибо надлежащее обеспечение режима создает в местах лишения свободы надлежащее обеспечение их прав, более благоприятные условия пребывания в местах лишения свободы.
Конечно, сначала режимные правила необходимо довести до сведения осужденных, разъяснив их значение для жизнедеятельности мест лишения свободы и указав те меры, которые применяются к нарушителям этих правил.
Технические правила, включая режим мест лишения свободы, предусматривают возможность обеспечения порядка путем принуждения, лишенного карательного содержания. Так, в местах лишения свободы в принудительном порядке осуществляются обязательные для всех осужденных медицинские осмотры, прививки, флюорография и т.д. Принуждение, не имеющее карательного характера, может иметь место при доставке осужденного в штрафной изолятор при отказе сделать это добровольно и т.д.
Существуют требования, предъявляемые к режиму исполнения любого наказания, в том числе лишения свободы. Прежде всего это законность режимных правил. Как отмечалось, режимные правила, которые влияют на правовой статус осужденного (ограничение его прав или предоставление ему каких-либо специфических прав), должны устанавливаться УИК РФ или иными федеральными законами. Допустим, администрация места лишения свободы решила, что осужденные каждого отряда прекращают работы на лесоповале лишь в том случае, когда суммарная норма выработки подразделения выполнена. Это было бы грубым нарушением режима, определяющего порядок привлечения осужденных к труду. Увеличение продолжительности рабочего времени осужденных недопустимо.
Вернемся к правилам внутреннего распорядка мест лишения свободы. В таком документе, как правильно отмечал Н.А. Стручков, "не должны создаваться новые нормы и тем более не исправляются действующие нормы закона, устанавливающие режим"*(19). Ныне действующие правила внутреннего распорядка мест лишения свободы в этом отношении небезгрешны.
Режимные правила должны быть целесообразными, разумными. В связи с этим представляется необоснованным требование режима содержать лиц, осужденных к пожизненному лишению свободы, с момента их прибытия на строгих условиях в течение 10 лет (ч. 3 ст. 127 УИК РФ), так как в этом случае они в течение столь продолжительного периода не имеют права на длительные свидания, телефонные переговоры и т.д. Можно было бы снизить срок нахождения осужденных на строгих условиях в два, а то и в три раза: строгость не должна перерастать в жестокость. Еще пример: в перечень вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным нельзя иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях, а также приобретать, включены цветные карандаши и краски. Прежде всего, установление в подзаконном акте дополнительных ограничений для лиц, отбывающих наказание, едва ли правомерно, к тому же рассматриваемое запрещение вряд ли целесообразно. Зачем лишать осужденных возможности рисовать? В американских тюрьмах это занятие, напротив, рассматривается как полезное времяпровождение заключенных.
Режимные правила должны быть обязательными для всех осужденных и представителей администрации без исключения. Это требование режима нередко не соблюдается, например, осужденным-активистам порой предоставляются льготы. Так, в одной из колоний Нижегородской области участников художественной самодеятельности для репетиций иногда освобождают от работы. Встречались факты предоставления "именитым" в прошлом осужденным отдельных комнат на время прохождения ими карантина. Подобные нарушения обязательности режимных правил подрывают авторитет режимных правил и администрации мест лишения свободы, а потому нежелательны.
Правила режима должны быть постоянно действующими, а не функционирующими время от времени. Недопустима организация "недель", "декад" соблюдения предписаний режима.
Ю.М. Ткачевский,
доктор юрид. наук, профессор
"Законодательство", N 2, февраль 2006 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Постановление НКЮ от 15 ноября 1920 г. // СУ. 1921. N 23-24. Ст. 141.
*(2) См., напр.: Утевский Б., Ширвиндт Е. Советское пенитенциарное право: Учебник. М., 1927. С. 151-175.
*(3) Познышев С.В. Основы пенитенциарной науки. М. 1923. С. 13-14.
*(4) Утевский Б.С. Советская уголовно-исполнительная политика. М., 1934. С. 176.
*(5) См.: Ширвиндт Е.Г., Утевский Б.С. Советское исправительно-трудовое право. М., 1953. С. 180.
*(6) Советское исправительно-трудовое право. Общая часть. М. 1977. С. 207.
*(7) Стручков Н.А. Курс исправительно-трудового права. Проблемы Особенной части. М., 1985. С. 49. Определение режима как образа жизни встречается и в литературе нынешнего времени (см., напр.: Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации. М., 2003. С. 212).
*(8) См., напр.: Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации. С. 213. Ныне действующие Правила внутреннего распорядка утверждены приказом Минюста РФ от 30 апреля 2001 г. N 224 и согласованы с Генеральной прокуратурой РФ.
*(9) Игнатьев А.А. Уголовно-исполнительное право. М., 1997. С. 95.
*(10) К сожалению, в известной нам юридической литературе по уголовно-исполнительному праву рассматриваемая проблема не нашла отражения.
*(11) См., напр.: ст. 7, 30, 35 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными от 30 августа 1955 г.
*(12) Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2003. N 2. С. 5.
*(13) Термин "обычный" неудачен, ибо осужденный отбывает наказание в том режиме, который он заслужил своим поведением. Так, для злостного нарушителя порядка и условий отбывания наказания строгий режим является вполне обычным, а для законопослушного осужденного таковым является общий режим. Поскольку осужденные начинают отбывать наказание в колониях на обычных условиях (режиме), его следовало бы назвать "испытательным", как это имело место в реформаториях.
*(14) См.: Ткачевский Ю.М. Прогрессивная система отбывания уголовных наказаний. М., 1997.
*(15) Отметим, что и в ч. 1 ст. 2 УК РФ, определяющей задачи уголовного права Российской Федерации, необоснованно указано, что оно "обеспечивает" мир и безопасность человечества. Такой возможностью уголовное право не обладает. Оно способно лишь охранять их, как и права и свободы человека и гражданина, право собственности и т.д.
*(16) В рассматриваемой статье необоснованно пропущена предусмотренная ч. 2 ст. 43 УК РФ цель восстановления социальной справедливости. К тому же, как отмечалось, целью исполнения наказания является реализация карательной сути наказания.
*(17) См., напр.: Бектузаров Г.О., Селиверстов В.И. Уголовно-исполнительное право России. Схемы и таблицы. М., 1998 (схема к ст. 82 УИК РФ); Кадушкин С.А., Шарков А.В., Шабанов В.Б. Уголовно-исполнительное право Республики Беларусь в вопросах и ответах. Минск, 2001. С. 120; Уголовно-исполнительное право России. М.; Юристъ, 2003. С. 301.
*(18) Уголовно-исполнительное право России. М.; Юринфор, 2000. С. 126.
*(19) Стручков Н.А. Указ. соч. С. 67.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Лишение свободы относится к самым строгим видам наказаний. Режим - единственное средство, с помощью которого реализуется его карательно-воспитательная суть. Воздействие происходит, в частности, посредством лишения или ограничения определенных прав осужденных. Какими документами определяются режимные правила и правомерно ли расширять перечень ограничений в правилах внутреннего распорядка конкретного места лишения свободы? Оказывает ли государство бывшим заключенным помощь в социальной адаптации?
Режим отбывания и исполнения наказания в виде лишения свободы
Автор
Ю.М. Ткачевский - доктор юрид. наук, профессор
Практический журнал для руководителей и юристов "Законодательство", 2006, N 2