Налоговая инспекция проводит камеральную проверку организации по НДС и требует представить на проверку все первичные документы: накладные, счета-фактуры, акты выполненных работ, договоры (в том числе и кредитные), платежные поручения, выписки банка и т.д. Но ведь ст. 88 НК РФ четко определяет, что такая проверка проводится на основании налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Большинство тех документов, которые истребует налоговая инспекция, к упомянутым не относятся.
Может быть, налоговая инспекция слишком широко трактует те права, которые предоставляет ей эта статья? Нужно ли представлять в налоговую всю "первичку"?
Как указано в ст. 88 НК РФ, камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Документы, которые служат основанием для исчисления и уплаты НДС, это: счета-фактуры, журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книга покупок и книга продаж (глава 21 НК РФ).
При этом, в абзаце четвертом ст. 88 сказано, что при проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Но НК РФ не содержит точного перечня документов, которые могут быть затребованы налоговыми органами дополнительно. И налоговые органы зачастую этой неопределенностью пользуются, требуя от налогоплательщика представить им те документы, которые они сочтут нужными.
Однако требование налогового органа о представлении дополнительных документов и сведений далеко не всегда является законным. Дело в том, что основная цель камеральной проверки - это выявление ошибок, допущенных налогоплательщиком при заполнении налоговых деклараций, а также противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах. В статье 88 НК РФ сказано, что если в ходе проверки налоговая инспекция находит ошибки или противоречия в представленных документах, то она должна сообщить налогоплательщику об этих ошибках или противоречиях и дать ему срок на устранение допущенных неточностей. По нашему мнению, именно наличие ошибок в представленных документах и дает налоговому органу право требовать у налогоплательщика дополнительные документы и сведения. Причем эти документы (сведения) должны иметь непосредственное отношение к допущенным ошибкам.
Соответственно если ошибок в представленных документах нет, то и требование налогового органа о представлении дополнительных документов будет незаконно. Сделанный нами вывод подтверждает и судебная практика федеральных округов, которая в данном вопросе демонстрирует редкое единообразие (см. постановления ФАС Уральского округа от 17.11.2003 N Ф09-3840/03-АК, Волго-Вятского округа от 14.04.2005 N А29-6147/2004а, Восточно-Сибирского округа от 23.04.2003 N А33-14577/02-С3н-Ф02-1087/03-С1, Западно-Сибирского округа от 11.04.2005 N Ф04-1852/2005 (10181-А27-37) и др.).
Иное толкование ст. 88 НК РФ, на наш взгляд, противоречит сущности камеральных налоговых проверок и позволит налоговому органу фактически провести выездную налоговую проверку, для проведения которой законодательством о налогах и сборах установлен особый порядок.
Применительно к описанной ситуации можно сделать следующий вывод. В ходе камеральной налоговой проверки по НДС налоговая инспекция может потребовать представить ей (помимо декларации по НДС) счета-фактуры, журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книгу покупок и книгу продаж. А дополнительные документы (накладные, выписки банка, акты и т.п.) она может потребовать только в том случае, если в представленных документах обнаружит ошибки. Причем при направлении требования о представлении дополнительных документов налоговый орган должен указать, какие именно ошибки он обнаружил (см. Постановление ФАС Уральского округа от 15.03.2004 N Ф09-923/04-АК).
Если же требование о представлении дополнительных документов не будет содержать ссылок на допущенные ошибки или же истребуемые документы не будут иметь отношения к допущенным ошибкам, то это требование налогоплательщик вправе не выполнять.
В. Мешалкин
1 мая 2006 г.
"Новая бухгалтерия", выпуск 5, май 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Новая бухгалтерия"
Учредитель ЗАО "ЭЖ МЕДИА"
Издатель ЗАО ИД "Экономическая газета"
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство ПИ N ФС77-43744 от 24.01.2011
Адрес редакции и издателя:
125319, Москва,
ул. Черняховского, д. 16