Тарифом - по "серому" импорту
Правительство поставило очередную "сверхзадачу": достигнуть достоверного декларирования цен на товары при пересечении границы РФ. О том, что меняется в таможенном законодательстве в ближайшем будущем, читайте в этой статье.
В потоках наводнившего Россию "серого" импорта, наконец, наметилось просветление. Оно, как всегда, пришло "сверху".
Сначала Правительство РФ в постановлении от 28.09.2005 N 585 "О порядке осуществления контроля за исполнением таможенными органами нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров" в спешном порядке попыталось установить межведомственный контроль за чиновниками самого таможенного ведомства - ФТС России.
Затем появились поправки в Закон РФ от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон о таможенном тарифе), которые внесены Федеральным законом от 08.11.2005 N 144-ФЗ и вступают в силу с 1 июля 2006 г.
На эти поправки весьма оперативно среагировал Минфин России, выпустив разъяснение от 06.02.2006 N 03-10-05/10 "Об определении таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации взаимозависимыми лицами".
И, наконец, Федеральный закон от 18.02.2006 N 26-ФЗ "О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров"" устранил большинство неточностей в части порядка уплаты и возврата специальной, антидемпинговой и компенсационной пошлин.
Конечную задачу всех перечисленных мер сформулировал глава Минэкономразвития России Герман Греф: достичь достоверного декларирования цен на товары при пересечении границы. А до конца текущего года уровень "серого" рынка довести хотя бы до 15%. По словам Г. Грефа, сегодня объем "серого" импорта достигает: по бытовой технике, электронике и мобильным телефонам - 85%, по одежде - 60%, по мебели - 50%.
Поэтому задача поставлена действительно серьезная.
Российский рынок ждет "дистрибьюторов"
Подходы к определению таможенной стоимости начали менять с главного - с определения понятий.
Сначала из текста ст. 5 Закона о таможенном тарифе изъяли всю дублирующую терминологию. В итоге из прежних дефиниций осталась всего одна, а именно пошлина, которая из обязательного взноса трансформировалась в обязательный платеж. Впрочем, на деле судьба остальной терминологии не изменилась: все прежние наименования теперь следует искать в тексте Таможенного кодекса РФ.
Зато в остальном ст. 5 Закона о таможенном тарифе претерпела серьезные изменения.
Так, в таможенный оборот введено новое понятие - "взаимосвязанные лица" (п. 2 ст. 5). В качестве взаимосвязанных лиц будут признаваться те, кто отвечает одному из следующих признаков (условий):
- каждое из этих лиц является сотрудником или руководителем организации, созданной с участием другого лица;
- они являются деловыми партнерами, т.е. связаны договорными отношениями, действуют в целях извлечения прибыли и совместно несут расходы и убытки, связанные с осуществлением совместной деятельности;
- они являются работодателем и работником;
- какое-либо лицо прямо или косвенно владеет 5% и более выпущенных в обращение голосующих акций обоих лиц, контролирует 5% и более выпущенных в обращение голосующих акций обоих лиц или является номинальным держателем 5% и более выпущенных в обращение голосующих акций обоего типа;
- одно из них прямо или косвенно контролирует другое;
- оба лица прямо или косвенно контролируют третье лицо;
- лица состоят в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя или усыновленного, а также попечителя и опекаемого.
Возникает вопрос: зачем понадобилось вводить подобный перечень, если в гражданском и налоговом праве уже давно фигурируют "аффилированные"*(1) и "взаимозависимые"*(2) лица?
Ответ простой: даже при первом прочтении очевидно, что формулировки типа "прямо или косвенно контролируют", "прямо или косвенно владеют" максимально охватывают все возможные отношения между участниками таможенного процесса. Сюда в полном объеме можно отнести как аффилированных, так и взаимозависимых лиц, да еще останется место для деловых партнеров.
Неожиданным исключением из этого правила стали неизвестные нашему гражданскому праву, но прочно обосновавшиеся в хозяйственном обороте "дистрибьюторы". Федеральный закон от 08.11.2005 N 144-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе"" теперь узаконил это понятие, так, впрочем, и не раскрыв его.
На практике "дистрибьюторский" контракт чаще всего является обычным договором поставки или купли-продажи. В противном случае товар попросту невозможно переместить через границу.
Тем не менее "дистрибьюторов" приравняли к "единственным агентам" и "единственным пользователям по договорам коммерческой концессии".
Согласно новой редакции части второй п. 2 ст. 5 Закона о таможенном тарифе в случае, если лица в осуществлении своей деятельности связаны таким образом, что одно из них является независимо от использованного обозначения единственным агентом, единственным дистрибьютором другого лица или единственным пользователем по договору коммерческой концессии*(3), то это обстоятельство еще не свидетельствует о взаимосвязанности данных лиц. Единственное условие - такие лица не должны отвечать ни одному из признаков "взаимосвязанности".
Смысл нововведения вроде бы понятен: "единственные агенты и дистрибьюторы" сведут цепочку "производитель - импортер" к минимуму, что позволит лучше их контролировать. Но как "дистрибьюторы" и "агенты" смогут исключить деловое партнерство в смысле новой редакции ст. 5, остается неясным. Думается, что после 1 июня 2006 г. эта тема вызовет немало споров. Ведь договорные отношения этих лиц, равно как и извлечение прибыли от импорта, составляют основу внешнеторговых операций.
Единственной "зацепкой" остаются, пожалуй, только "расходы и убытки", которые стороны должны нести вместе. А если по отдельности, тогда как? Можно ли считать, что в этом случае лица не будут являться взаимосвязанными?
В общем вопросов пока больше, чем ответов.
"Идентичный", но не "однородный"
Насколько богат и могуч русский язык, можно судить по другим новеллам ст. 5 Закона о таможенном тарифе. Так, законодатель в подпунктах 3 и 4 указанной статьи сумел объяснить, чем "идентичные" товары отличаются от "однородных".
Идентичными, как и раньше, признаются товары, одинаковые во всех отношениях, в том числе:
- по физическим характеристикам;
- по качеству и репутации на рынке;
- по стране происхождения (за установленными исключениями);
- по производителю (кроме случаев, когда идентичные товары того же производителя отсутствуют на территории РФ).
При этом незначительные расхождения во внешнем виде суть дела не меняют.
Однородными, в отличие от идентичных, считаются все остальные товары, которые имеют схожие характеристики и состоят из сходных компонентов, позволяющих им выполнять те же функции, что и оцениваемые товары.
Как однородные, так и идентичные товары составляют в совокупности товары одного класса или вида. Такая вот появилась новая классификация.
Декларируем импорт*(4)
В новой редакции раздела III Закона о таможенном тарифе методы таможенной оценки полностью уступили место методам "определения стоимости ввозимых товаров". С точки зрения единства терминологии нововведение вполне прогрессивное, хотя оценка представляет собой не что иное, как процесс определения стоимости.
Таможенная стоимость является базой для налогообложения и указывается в декларации таможенной стоимости (ДТС) и в грузовой таможенной декларации (ГТД) по каждому товару.
В целом набор методов определения таможенной стоимости при импорте товаров сохранился (п. 1 ст. 12 Закона о таможенном тарифе в новой редакции).
Основу для таможенной стоимости товара согласно Закону о таможенном тарифе по-прежнему составляет стоимость сделки, определенная по методу "с ввозимым товаром" (ст. 19). Она рассчитывается как цена сделки плюс дополнительные начисления, предусмотренные ст. 19.1. При этом не учитываются расходы на установку (строительство, возведение, сборку, монтаж) и техническое обслуживание товара, расходы на его перевозку по таможенной территории РФ, а также пошлины, налоги и сборы, взимаемые в РФ.
Если основной метод "с ввозимым товаром" применить невозможно, то все другие методы будут использоваться в исключающей друг друга последовательности. Сначала применяется метод "по стоимости сделки с идентичными товарами" (далее - метод "с идентичными товарами") (ст. 20 Закона о таможенном тарифе) и метод "по стоимости сделки с однородными товарами" (далее - метод "с однородными товарами") (ст. 21).
Если эти методы также невозможно применить, то таможенная стоимость будет определяться по методу вычитания (ст. 22) или по методу сложения (ст. 23). Какой из двух последних методов выбрать, решает сам декларант. На крайний случай предусмотрен резервный метод (ст. 24).
Таможенная стоимость товаров будет определяться по методу "стоимость сделки с ввозимым товаром". Если ее применить нельзя, то все другие методы применяются в исключающей друг друга последовательности.
Невозможность применения основного метода возникает, к примеру, когда импортная сделка совершается взаимозависимыми лицами, и эта взаимозависимость повлияла на цену сделки (подп. 4 п. 2 и п. 3 ст. 19). При этом у декларанта все же остается право доказывать, что стоимость такой сделки близка к стоимости продаж идентичных или однородных товаров (п. 4 ст. 19).
Установленные Законом о таможенном тарифе методы определения таможенной стоимости применяются при пересечении товаром границы РФ или заявлении их к ввозу (при предварительном декларировании).
В основе методов "с идентичными товарами", "с однородными товарами" и резервного метода лежит сравнительный принцип оценки. То есть стоимость товара определяется на основе сравнения с ценами продаж его аналогов на международном или внутреннем рынке.
Причем источники сопоставимых цен в Законе о таможенном тарифе по-прежнему четко не определены. По-видимому, мониторингом цен на импортируемые товары должны заниматься таможенные органы.
Международная практика показывает, что главными источниками таможенного ценообразования являются публикуемые цены и иная доступная информация о ценах*(5).
Справочные, биржевые цены, цены аукционов, торгов, каталогов, проспектов публикуются открыто в специальных изданиях экономически развитых стран.
Цены предложений, цены фактических сделок и расчетные цены передаются по иным каналам. Так, цены предложений указываются в каталогах ("прайсах") фирм-продавцов (изготовителей), а цены фактических сделок определяются из счетов, контрактов, системы Интернет и т.п.
Что касается расчетных цен, то они формируются на базе официальной таможенной статистики отдельных стран (в России - в разбивке по 10-значным кодам ТН ВЭД).
Метод сложения (ст. 23 Закона о таможенном тарифе), напротив, основан на принципах затратного ценообразования.
Иначе говоря, расчетная стоимость товаров складывается из суммы отдельных элементов:
- переменных затрат;
- средних накладных затрат;
- удельной прибыли.
Метод вычитания сочетает в себе как сравнительный, так и затратный принципы оценки.
Применение метода сложения осуществляется на основе правил бухгалтерского учета, принятых в стране производителя оцениваемых товаров. И наоборот, применение метода вычитания осуществляется с применением правил бухгалтерского учета, действующих в РФ (подп. 6 п. 1 ст. 5 Закона о таможенном тарифе).
Взаимосвязанные или взаимозависимые?
Особый интерес к методу сложения продемонстрировал Минфин России.
Как уже говорилось выше, взаимосвязанные лица подразумевают наличие факта взаимозависимости между ними. Но взаимозависимость - термин налоговый, а не таможенный, и Минфин России поспешил дать свои разъяснения в отношении этой категории лиц (см. разъяснение Минфина России от 06.02.2006 N 03-10-05/10).
Речь идет о том, что при установлении факта импорта между взаимозависимыми лицами (разумеется, если эта взаимозависимость повлияла на цену сделки), основной метод "с ввозимым товаром" в большинстве своем становится неприменим. Причем Минфин занимает здесь даже более категоричную позицию, чем законодатель. Сам факт применения метода "с ввозимым товаром" при наличии признаков взаимозависимости расценивается им как безусловное нарушение таможенных правил (заявление недостоверных сведений)*(6).
Следовательно, выпуск товаров, по мнению Минфина, может осуществляться только после корректировки сведений, заявленных при декларировании товаров, и пересчета сумм таможенных пошлин и налогов.
Далее Минфин России, хотя и не отвергает последовательность применения методов, установленных Законом, тем не менее настоятельно рекомендует использовать метод сложения. Но только в том случае, если иностранный экспортер является также и производителем товара. Причем метод сложения в интерпретации Минфина сводится к тому, что стоимость товаров определяется на основе издержек производства этих товаров, к которым добавляются суммы прибыли и расходов, характерных для продажи в РФ такого вида товаров, как оцениваемые. При этом данные об издержках должны быть составлены на основе информации, относящейся к производству оцениваемых товаров и предоставляемой производителем или от его имени.
В этой связи не следует забывать о расходах, которые в вышеназванном разъяснении Минфина от 06.02.2006 не упомянуты, но их следует учитывать в ходе оценки (подп. 3 п. 1 и п. 3 ст. 23 Закона о таможенном тарифе), в том числе: расходы по перевозке, погрузке-выгрузке; расходы на страхование; расходы на тару и упаковку, а также стоимость сопутствующих материалов и услуг (абзацы третий и четвертый подп. 1; подпункты 2, 5 - 7 п. 1 ст. 19.1 Закона о таможенном тарифе).
При наличии взаимозависимости Минфин рекомендует определять стоимость товаров методом сложения.
Информация о расходах должна базироваться на коммерческих счетах производителя-экспортера (п. 2 ст. 23 Закона о таможенном тарифе) и подлежит обязательной проверке.
В качестве средств для проверки информации, предоставленной производителем, рекомендуется использовать заключения независимых организаций, находящихся на территории страны-производителя (торгово-промышленных палат, отраслевых институтов и т.п.).
Для сравнения: в п. 5 ст. 23 Закона о таможенном тарифе прямо указано: таможенные органы не вправе требовать от иностранных лиц без их согласия представления документов для подтверждения расчетной стоимости. А проверка документов и сведений, представленных производителем или от его имени, может производиться таможенными органами РФ не иначе, как в полном соответствии с нормами международного права.
Что же, приведенная точка зрения главного финансового органа страны представляется весьма спорной. Остается пока неизвестным, разделяет ли ее таможенная служба. В этой связи рекомендуем помнить, что приоритет действия в любом случае остается за законом.
Товары оценит Пленум ВАС РФ
В контексте рассматриваемой темы нельзя не остановиться на таком важном обстоятельстве, как мнение Пленума ВАС РФ, изложенное в постановлении от 26.07.2005 N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров".
Это тем более важно, что позволяет спрогнозировать позицию арбитражных судов по такому вопросу, как определение признаков недостоверности сведений о цене сделки (п. 2 Постановления N 29). Так, в случае возникновения спора о достоверности заявленной таможенной стоимости товара приоритетное значение будут иметь сведения о ценах, содержащихся в базах данных таможенных органов. И лишь при отсутствии таковых могут быть использованы данные из других источников, в т.ч.: сведения изготовителей и официальных распространителей товаров, а также товарно-ценовых каталогов.
Из содержания Постановления N 29 также усматриваются источники, откуда следует "черпать" признаки взаимосвязанности лиц (равно как и других факторов, влияющих на цену товара в соответствии с п. 2 ст. 19 Закона о таможенном тарифе).
Таковыми, по мнению Пленума ВАС РФ, признаются как сведения, которые содержатся в самом документе, подтверждающем сделку (например - в договоре), так и иная информация, предоставленная таможенному органу. Какая именно, не уточняется. Главное требование - эта информация должна четко указывать на то, что цена сделки явно не соответствует рыночному уровню (п. 1 Постановления N 29).
Если декларант не может или отказывается представить таможенникам объяснения и документы, обосновывающие заявленную им таможенную стоимость, то это влечет отказ в применении основного метода оценки ("с ввозимым товаром").
Следовательно, импортеру можно лишь посоветовать в каждом случае предпринимать все возможные меры по получению подтверждающих материалов и документов. Или хотя бы фиксировать достоверность попыток их получения.
Кстати, в части последовательности применения методов оценки ВАС РФ явно не разделяет позицию Минфина России. Пленум считает, что при невозможности использования основного метода каждый последующий метод применяется только тогда, когда таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего метода. Причем таможенный орган должен сначала обосновать невозможность применения предыдущих методов (п. 6 Постановления N 29). Таким образом, если декларант не смог обосновать правильность цены сделки, но и с ценой, определенной таможенниками, согласиться не хочет, он может обратиться в суд. И таможенникам придется обосновать, почему они выбрали именно тот, а не другой метод. При этом ссылки таможенников на отсутствие информации не могут быть приняты судом. Разве что таможенный орган докажет, что такая информация не могла быть получена в принципе по вполне объективным причинам.
Л. Зуйкова,
АКДИ "Экономика и жизнь"
"Новая бухгалтерия", выпуск 5, май 2006 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Статья 93 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах". Статья 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
*(2) Статья 20 НК РФ.
*(3) Видимо, имеются в виду так называемые франчайзинговые схемы отношений.
*(4) Что касается экспорта, то вся процедура определения стоимости экспортируемых товаров оставлена на усмотрение Правительства РФ (ст. 14 Закона о таможенном тарифе в новой редакции).
*(5) См.: Жиряева Е.В. Экспертиза в таможенном деле и международной торговле. - СПб.: Питер, 2003. - С. 104 - 172.
*(6) Согласно п. 3 ст. 19 Закона о таможенном тарифе факт взаимосвязи между продавцом и покупателем сам по себе не должен являться основанием для признания стоимости сделки неприемлемой для целей определения таможенной стоимости товаров, а в силу п. 4 ст. 19 этого же Закона даже при установлении факта взаимосвязанности лиц за декларантом сохраняется право доказывать правомерность применения основного метода оценки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Новая бухгалтерия"
Учредитель ЗАО "ЭЖ МЕДИА"
Издатель ЗАО ИД "Экономическая газета"
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство ПИ N ФС77-43744 от 24.01.2011
Адрес редакции и издателя:
125319, Москва,
ул. Черняховского, д. 16