Нарушение валютного законодательства
обходится дорого
Таможенные органы имеют право проверять соблюдение организациями валютного законодательства. Свой взгляд на применение ответственности за различные нарушения валютного законодательства Минэкономразвития обобщило в Методических рекомендациях.
Таможенные органы в соответствии со ст. 22 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон) являются агентами валютного контроля. И согласно подп. 80 п. 2 ст. 28.3 КоАП РФ при нарушении валютного законодательства должностные лица таможенных органов наделены правом составлять протоколы об административных правонарушениях.
Ответственность за нарушения валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования предусмотрена ст. 15.25 КоАП РФ.
В конце прошлого года Минэкономразвития России и Федеральная таможенная служба РФ издали Методические рекомендации по квалификации административных правонарушений, предусмотренных ст. 15.25 КоАП РФ (далее - Методические рекомендации) (приложение к письму ФТС России от 27.12.2005 N 01-06/46464).
Наличные расчеты с иностранцами
Юридические лица - резиденты
По общему правилу, установленному ст. 14 Закона, юридические лица - резиденты вправе производить валютные операции только через банковские счета, т.е. в безналичном порядке.
Наличными рублями можно рассчитываться с нерезидентами только в случаях, если нерезиденты являются физическим лицами, и только по договорам розничной купли-продажи, а также при оказании нерезидентам на территории РФ транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению.
Кроме этого юридические лица - резиденты вправе производить наличные расчеты в рублях и иностранной валюте с нерезидентами, причем как с физическими, так и с юридическими лицами, за обслуживание воздушных судов иностранных государств, судов иностранных государств в речных и морских портах, а также при оплате портовых сборов; без ограничений осуществлять валютные операции со средствами, зачисленными на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории РФ, за исключением валютных операций, указанных в п. 6.1 ст. 12 Закона.
Данный перечень операций, составляющих исключение из общего правила безналичных расчетов, является закрытым, и операции, им не предусмотренные, будут признаваться нарушением валютного законодательства.
Поэтому резиденты-организации не вправе производить наличные расчеты:
- с нерезидентами в наличной иностранной валюте при купле-продаже товаров, оказании услуг (в том числе транспортных, гостиничных услуг, услуг общественного питания);
- с нерезидентами в наличных рублях при купле-продаже товаров, не относящейся к розничной торговле;
- а также операции по выплате заработной платы физическим лицам - нерезидентам в наличных рублях или иностранной валюте, осуществляемые на территории РФ.
При этом все указанные операции резиденты-организации вправе производить в безналичном порядке.
Физические лица - резиденты
Физические лица - резиденты также обязаны осуществлять валютные операции только через банковские счета в уполномоченных банках.
Поэтому с точки зрения соблюдения валютного законодательства являются неправомерными следующие общераспространенные ситуации:
- валютные операции, связанные с расчетами (независимо от суммы сделки) с нерезидентами в наличных рублях и иностранной валюте при купле-продаже товаров (за исключением приобретения и отчуждения в целях коллекционирования единичных денежных знаков и монет), оказании услуг, в том числе при осуществлении предпринимательской деятельности;
- получение наличных рублей и иностранной валюты в дар от нерезидента;
- дарение, завещание нерезиденту наличных рублей, а также получение наличных рублей от нерезидента по праву наследования.
Расчеты по всем вышеприведенным операциям резиденты праве осуществлять только в безналичном порядке.
Таким образом, получается, что индивидуальный предприниматель, осуществляющий торговлю через принадлежащий ему магазин, продав нерезиденту товар за наличные рубли, является нарушителем валютного законодательства и подлежит привлечению к административной ответственности.
Однако в вышеназванных Методических рекомендациях особо отмечается, что для того, чтобы признать резидента виновным в совершении запрещенной операции с нерезидентом, должно быть установлено, что резидент знал или должен был знать, что он осуществляет расчеты именно с нерезидентом.
Из этого, видимо, вытекает, что до тех пор, пока нерезидент не предъявит продавцу свой паспорт, последний не будет признаваться виновным в совершении незаконной операции.
Следует отметить, что остается совершенно непонятным, каким образом таможенные органы будут контролировать совершение вышеперечисленных запрещенных валютных операций физическим лицами - резидентами.
Получение валюты на банковские счета
Наиболее интересными для юридических лиц - экспортеров являются положения Методических рекомендаций в отношении привлечения к ответственности за неисполнение обязанности по получению денежных средств, предусмотренных внешнеторговым договором, на их счета в банках.
Так, в соответствии с п. 1 ст. 19 Закона резиденты при осуществлении внешнеторговой деятельности обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить:
- получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;
- возврат в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию РФ (не полученные на таможенной территории РФ) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
За невыполнение данной обязанности п. 4 ст. 15.25 КоАП РФ установлена ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках.
Перечень случаев, в которых резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или рубли РФ, установлен п. 2 ст. 19 Закона. Данный перечень является закрытым.
Поэтому в том случае, если экспортер не получил причитающиеся ему по договору денежные средства (или их часть) в связи с уплатой демереджа, неустоек (штрафов, пеней), переуступкой требования, проведением зачета встречных требований, он подлежит привлечению к административной ответственности на основании п. 4 ст. 15.25 КоАП РФ.
Производить зачет встречных требований вправе в отдельных случаях только резиденты, осуществляющие рыбный промысел и транспортные услуги.
Длительное время сохраняется неясность в отношении вопроса о правомерности неперечисления на счет резидента банковских расходов и комиссий.
В Методических рекомендациях указано, что в случае если на счет резидента-продавца будет зачислена сумма за вычетом банковских процентов и комиссий, нарушения валютного законодательства не будет только в том случае, если условиями внешнеторгового договора (контракта) предусмотрено, что продавцу-резиденту причитаются денежные средства за переданный нерезиденту товар за вычетом банковских расходов и комиссий.
Соответственно в том случае, если данное условие в контракте отсутствует, неполучение соответствующей суммы банковской комиссии будет являться нарушением валютного законодательства.
В Методических рекомендациях перечислены и иные ситуации, когда непоступление выручки не является нарушением валютного законодательства:
- если резидент денежные средства на свой счет не получил, но при этом переданный товар ему возвращен. Здесь важно отметить: для того чтобы не было правонарушения, товар должен быть возвращен в срок, предусмотренный для получения денежных средств за товар, или же в срок, установленный в соглашении о возврате товара. При этом необходимо, чтобы соглашение о возврате товара было заключено в срок, предусмотренный контрактом для получения денежных средств;
- непоступления валюты на счет продавца в случаях, связанных с уменьшением фактической фактурной стоимости товара. В Методических рекомендациях названы обстоятельства, при наличии которых уменьшение фактурной стоимости признается обоснованным;
- если денежные средства не получены российским продавцом в ситуации, когда товар вывезен за пределы РФ, но был уничтожен, безвозвратно утерян или его качество было ухудшено вследствие действия непреодолимой силы. При этом важно отметить, что в момент утраты (ухудшения) товара согласно договору риски утери или порчи товара лежали на российском продавце;
- если товары выбыли из владения российского продавца вследствие неправомерных действий органов или должностных лиц иностранного государства.
В данных ситуациях непоступление выручки будет признаваться обоснованным только при наличии подтверждения вышеуказанных обстоятельств торгово-промышленной палатой государства, в котором они возникли, или российским торговым представительством в этом государстве.
В общем случае выручка должна поступить на счет экспортера в срок оплаты товара, определяемый договором.
Методические рекомендации предлагают единый подход к определению срока поступления средств на счет продавца в том случае, если срок оплаты товара не определен договором.
В том случае, если договором предусмотрена оплата товара после его передачи, а срок оплаты договором не определен, обязательство по оплате товара должно быть исполнено в разумный срок, а именно в течение 30 дней с момента возникновения обязательства по оплате товара.
При этом следует учитывать, что стороны вправе заключить дополнение к контракту, предусматривающее продление срока оплаты товаров. И в том случае, если такое соглашение заключено до истечения первоначального срока оплаты товара, событие правонарушения отсутствует.
Российский резидент - импортер
В том случае, если российская сторона, являясь покупателем по внешнеторговому контракту, оплатила денежные средства за товары (работы, услуги), но товары не были ввезены на территорию РФ (не выполнены работы, не оказаны услуги), а денежные средства не были возвращены в РФ в установленный срок, российский импортер несет ответственность, предусмотренную п. 5 ст. 15.25 КоАП РФ, в виде административного штрафа на должностных и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не возвращенных в РФ.
Обращаем внимание, что в Методических рекомендациях указано: возврат должен быть осуществлен в полной сумме, уплаченной российской стороной, без вычетов банковских расходов и комиссий.
Импортер не подлежит привлечению к ответственности в случаях:
- если в течение срока возврата денежных средств товар все же был ввезен на территорию РФ. А если товар ввезен по истечении указанных сроков, импортер подлежит привлечению к административной ответственности по п. 5 ст. 15.25 КоАП РФ;
- если товары не ввезены на территорию РФ в связи с тем, что они оказались уничтоженными, безвозвратно утерянными вследствие действия непреодолимой силы, недостачи, произошедшей в силу естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения, либо товары выбыли из владения российской стороны вследствие неправомерных действий органов или должностных лиц иностранного государства, либо возврат переведенной в оплату товаров суммы денежных средств оказался невозможным вследствие действия непреодолимой силы или неправомерных действий органов или должностных лиц иностранного государства.
Здесь важно отметить, что все вышеперечисленные события должны произойти в период, когда согласно договору риски несла российская сторона, и произойти до истечения срока, предусмотренного контрактом для ввоза товаров.
Однако российский резидент является стороной внешнеторгового договора и исполнение им своей обязанности по получению денежных средств на банковские счета или по ввозу товаров зависит от исполнения обязательств контрагента по договору. И соответственно неисполнение обязательств контрагентом не должно быть причиной привлечения к административной ответственности российского резидента в том случае, если он принял все необходимые меры, для исполнения своих обязательств.
С этим согласны и таможенные органы.
При этом в Методических рекомендациях перечислены предпринятые резидентом меры, которые будут учитываться таможенными органами при доказывании субъективной стороны правонарушения.
Итак, резиденту для подтверждения исполнения своей обязанности по получению денежных средств на счета или по ввозу товаров необходимо совершать следующие действия.
На стадии предконтрактной подготовки следует выяснить через торгово-промышленную палату, торговое представительство, официальные органы страны иностранного партнера либо иными способами его надежность и деловую репутацию. И, разумеется, экспортеру следует запастись документом, подтверждающим надежность и хорошую деловую репутацию партнера.
При заключении контракта в него следует внести такой способ обеспечения исполнения обязательств, который соответствует надежности и деловой репутации партнера (банковская гарантия, неустойка, поручительство, залог, задаток и т.д.).
Кроме того, в Методических рекомендациях предлагается применять такие формы расчета по договору, которые исключают риск неисполнения контрагентом обязательств по договору, а также разработать механизм разрешения возможных разногласий с четким определением сроков досудебных способов защиты нарушенных прав и указанием, какой судебный орган будет рассматривать возникший спор.
Помимо этого в качестве гарантии предлагается использовать страхование коммерческих рисков.
И когда обязательство контрагентом не исполнено или исполнено ненадлежащим образом, необходимо предъявить ему претензию, а после ответа на претензию или истечения срока ответа подать исковое заявление в судебные органы с требованием о взыскании с контрагента причитающейся суммы.
Е. Карсетская,
АКДИ "Экономика и жизнь"
"Новая бухгалтерия", выпуск 5, май 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Новая бухгалтерия"
Учредитель ЗАО "ЭЖ МЕДИА"
Издатель ЗАО ИД "Экономическая газета"
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство ПИ N ФС77-43744 от 24.01.2011
Адрес редакции и издателя:
125319, Москва,
ул. Черняховского, д. 16