Информационная свобода гражданина в отношениях с налоговыми органами
Налоговые органы в России как представители исполнительной власти наделены рядом полномочий, сообразующихся c целью их создания, в частности содействовать исправному выполнению обязанности по уплате установленных налогов и сборов (ст. 57 Конституции Российской Федерации). Эта функция возложена на Федеральную налоговую службу и ее территориальные органы. Проблема информационной свободы связана с возможностью осуществления фискальными органами в полном объеме следующих прав:
требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов;
вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо налоговой проверкой, а также в иных случаях, сопряженных с исполнением ими требований законодательства о налогах и сборах;
контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам.
Необходимо отметить, что в штате организаций имеется бухгалтер, отвечающий за правильность уплаты налогов, в то время как физические лица по общему правилу лишены профессиональной помощи такого специалиста. Поскольку для регулирования налоговых отношений разработана обширная нормативно-правовая база, налогоплательщики в целях реализации обязанностей, закрепленных в ст. 57 Конституции РФ, должны обладать информацией о пределах компетенции налоговых органов, правах и обязанностях в отношениях по уплате налогов и сборов. В этой связи законодатель в ст. 21 Налогового кодекса Российской Федерации предоставил налогоплательщику ряд прав, в том числе:
получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных актах, содержащих налоговые нормы;
получать от Минфина России, финансовых органов субъектов РФ и органов местного самоуправления письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах.
Закрепив гарантии реализации информационной свободы гражданина, НК РФ, однако, не конкретизировал содержание прав на получение информации от налоговых органов. В целях уточнения в рассматриваемом контексте обязанностей налоговых органов приказом МНС России от 10 августа 2004 г. N САЭ-3-27/468@ утвержден Регламент организации работы с налогоплательщиками (далее - Регламент).
Согласно настоящему Регламенту информационная работа c налогоплательщиком должна отвечать следующим основным требованиям:
своевременность информирования;
четкость в изложении материала;
наглядность форм подачи материала;
качество;
актуальность для различных категорий налогоплательщиков и др.
Налогоплательщики вправе иметь информацию о фамилии, имени, отчестве и должности сотрудника отдела работы с налогоплательщиками. Для этого сотрудники названного отдела обеспечиваются, в частности, идентификационными картами (бэйджами).
Регламент вслед за Налоговым кодексом РФ предусмотрел, что налоговые органы обязаны бесплатно информировать (в том числе в письменном виде) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также разъяснять порядок заполнения форм налоговой отчетности.
Значение и польза письменного ответа состоят в том, что, руководствуясь им, особенно когда он исходит от вышестоящего налогового органа, возможно оказать влияние на деятельность нижестоящих налоговых инспекций. В Примерном положении об инспекции ФНС по району, району в городе, городу без районного деления и инспекции ФНС межрайонного уровня, утвержденном приказом ФНС России от 30 ноября 2004 г. N САЭ-3-15/142@, говорится, что перечисленные инспекции подчиняются непосредственно Управлению ФНС России по субъекту РФ.
Согласно п. 7.7 Примерного положения об Управлении ФНС по субъекту Российской Федерации, утвержденного вышеназванным приказом, такое Управление бесплатно информирует (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц.
Таким образом, при получении письменного ответа, разъясняющего спорную ситуацию, от налогового органа по субъекту РФ появляются основания понудить, например, районную инспекцию ФНС не нарушать права и законные интересы лица, направившего письменный запрос. Конечно, это правило выполняется, если сам письменный ответ налогового органа по субъекту РФ соответствует законодательству РФ и не нарушает прав и свобод налогоплательщика.
Кроме того, автор придерживается точки зрения, что письменные разъяснения фискального органа конкретному лицу возможно распространить и на других налогоплательщиков.
Содержание письменного ответа носит нормативно-правовой характер и может быть использовано в дальнейшем в качестве прецедента.
Как указывалось ранее, налоговые органы действуют в соответствии с Регламентом организации работы с налогоплательщиками. При буквальном толковании настоящего документа зачастую делается ошибочный вывод, что лицо, не являющееся налогоплательщиком, не имеет право обратиться в налоговые органы за предоставлением нужной информации. Однако так дело обстоит лишь на первый взгляд и в действительности не соответствует реальному положению вещей.
При указанном подходе не учитывается, что основополагающий акт в отношении информирования граждан - это Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" (далее - Закон N 24-ФЗ).
Согласно ст. 12 данного Закона органы государственной власти и организации, ответственные за формирование и использование информационных ресурсов, обеспечивают условия для оперативного и полного предоставления пользователю документированной информации в соответствии с обязанностями, установленными уставами (положениями) этих органов и организаций.
Под пользователем (потребителем) информации в ст. 2 Закона N 24-ФЗ понимается субъект, обращающийся к информационной системе или посреднику за получением необходимой ему информации и пользующийся ей. Следовательно, информация, предусмотренная Регламентом, должна быть предоставлена не только налогоплательщикам, но и другим лицам (например, физическое лицо, желающее приобрести автомобиль, хочет узнать об особенностях исчисления и уплаты транспортного налога).
Следует сказать, что в целом положения Регламента соответствуют нормам ныне действующего российского законодательства. В прежнем Положении об информировании налогоплательщиков по вопросам налогов и сборов, утвержденном приказом МНС России от 5 мая 1999 г. N ГБ-3-15/120, содержалась норма, согласно которой информация о действующих опубликованных правовых актах предоставлялась только в части названия акта, реквизитов и источника его официального опубликования. Собственно текст нормативно-правового акта не подлежал предоставлению.
Сообщение налогоплательщикам столь ограниченных сведений противоречило подп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ в редакции, действующей в период применения названного Положения. Указание налоговым органом лишь названия нормативно-правового акта, реквизитов и источника его официального опубликования существенно препятствовало реализации информационной свободы налогоплательщика.
Действующий ныне Регламент не содержит столь категоричной формулировки. Более того, он дублирует положение последней редакции подп. 4 п. 1 ст. 32 Кодекса.
По нашему мнению, налоговые органы по требованию любого лица обязаны предоставить полную информацию о действующем законодательстве о налогах и сборах, включая текст самих нормативно-правовых актов, а также разъяснить последствия подлежащих применению в каждом конкретном случае нормативных документов.
Обязанность налоговых органов предоставлять имеющуюся информацию для общедоступного ознакомления в местах их нахождения с использованием устных объявлений, информационных стендов, табло и иных технических средств, применяемых для распространения информации, исполняется формально и в ограниченном объеме. Во многих налоговых инспекциях на территории России почти вся информация находится на стендах, расположенных непосредственно в зданиях инспекций. Зачастую данные стенды окружены толпой налогоплательщиков, поэтому переписать нужную информацию не представляется возможным. Необходимые бланки как таковые отсутствуют.
В свете сказанного можно констатировать, что обязанность налоговых органов по информированию граждан и организаций исполняется ненадлежащим образом: при наличии технических средств отсутствуют нормальные условия доступа к ним. Это порождает обращения налогоплательщиков в различные коммерческие организации, которые располагаются в зданиях налоговых инспекций и оперативно продают бланки, дают платные консультации. Кстати, сами налоговые органы рекомендуют налогоплательщикам обращаться к представителям подобных организаций за получением информации, касающейся исчисления и уплаты налогов и сборов.
В настоящее время повсеместно нарушаются права и законные интересы граждан и организаций. Что же им посоветовать предпринять в данной ситуации?
До обращения в суд, а это право, несомненно, наиболее действенный способ защиты, налогоплательщикам следует обратиться в органы государственной власти, которые также могут защищать нарушенные права и свободы. Гражданам и организациям необходимо доказать, что при всем желании добросовестно исполнить обязанность по уплате налога в установленный срок они не в состоянии это сделать вследствие отсутствия доступа к информации. Обращение в госорганы, как правило, ведет к более оперативному решению спорных вопросов. Быстро среагировать на противоправные действия нижестоящих налоговых инспекций могут, естественно, вышестоящие налоговые органы.
ФНС России вертикально подчинены все ее подразделения, поэтому данная Служба имеет действенные рычаги влияния. Недостаток обращения в ФНС России заключается в том, что она представляет собой большую бюрократическую машину, реакция которой может затянуться на длительный срок.
Памятуя о том, что всегда сохраняется возможность обращения в суд за защитой нарушенного права, можно обратиться и в прокуратуру, осуществляющую надзор за соблюдением законности в стране и обладающую значительными полномочиями. Нередко это влечет принятие быстрого и объективного решения по сравнению с обращением в ФНС России. Кроме того, налоговым органам РФ не следует забывать, что в России прерогативой являются не интересы государства, а права и законные интересы граждан и их объединений.
А.В. Кротов,
юрисконсульт ООО "Омега"
"Ваш налоговый адвокат", N 4, июль-август 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru