г.Москва |
Дело N А40-9603/09-119-31 |
06 июля 2009 г. |
N 09АП-10146/2009-АК N 09АП-10370/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.06.2009.
Постановление в полном объеме изготовлено 06.07.2009
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пронниковой Е.В.,
судей Веклича Б.С., Москвиной Л.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кальщиковой А.П.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Префектуры ЮЗАО г.Москвы, Департамента земельных ресурсов города Москвы
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 23.04.2009
по делу N А40-9603/09-119-31 судьи Быковой Ю.Л.
по заявлению ЗАО "Фирма "Черемушки"
к Префектуре ЮЗАО г.Москвы, Департаменту земельных ресурсов города Москвы
о признании недействительным распоряжения в части и обязании подготовить проект договора купли-продажи,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя Сидур Д.В. по доверенности от 23.11.2007 б/н, удостоверение N 5064,
представителя Департамента земельных ресурсов города Москвы Арутюновой Д.Г. по доверенности от 24.12.2008 N 33-И-3100/8,
представитель Префектуры ЮЗАО г.Москвы не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
Арбитражный суд г.Москвы решением от 23.04.2009, принятым по данному делу, удовлетворил заявленные ЗАО "Фирма "Черемушки" требования и признал недействительным Распоряжение Префекта ЮЗАО г.Москвы от 24.11.2008 N 1619-РП в части утверждения п.4 Протокола N 40 от 30.10.2008 заседания Окружной комиссии по предоставлению земельных участков и градостроительному регулированию Юго-Западного административного округа, обязав Департамент земельных ресурсов г.Москвы в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем подготовки решения о предоставлении в собственность ЗАО "Фирма "Черемушки" земельного участка площадью 9130 кв.м. кадастровый номер 77:06:0005009:45, расположенного по адресу: г.Москва, ул.Перекопская, д.19, а также подготовить проект договора купли-продажи указанного земельного участка и направить проект договора ЗАО "Фирма "Черемушки" в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу.
В обоснование решения суд указал на отсутствие оснований для отказа заявителю в возмездном предоставлении земельного участка в собственность, придя к выводу о наличии у заявителя исключительного права на приватизацию земельного участка.
Не согласившись с принятым решением, Префектура ЮЗАО г.Москвы обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь в обоснование доводов жалобы на нарушение судом норм материального и процессуального права. При этом податель жалобы указывает, что Департамент земельных ресурсов г.Москвы действовал в соответствии с установленным порядком, и в отсутствие положительного решения префекта административного округа о предоставлении земельного участка не вправе был безосновательно готовить и направлять заявителю проект договора купли-продажи и акт приема-передачи такого земельного участка.
Департамент земельных ресурсов г.Москвы также не согласился с решением суда и обжаловал его в апелляционном порядке, указывая, что только при наличии решения о предоставлении земельного участка в собственность, исполнительный орган власти мог осуществлять подготовку проекта договора купли-продажи, вместе с тем Правительством Москвы такое решение не принималось, в связи с чем у Департамента не возникла обязанность по подготовке проекта договора купли-продажи. Указывает также, что поскольку действия Департамента земельных ресурсов не признанны в судебном порядке незаконными, отсутствуют основания для обязания Департамента осуществить какие-либо действия.
ЗАО "Фирма "Черемушки" в судебном заседании и отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, поскольку считает его законным и обоснованным, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, в силу несостоятельности ее доводов. Указывает, что земельный участок, площадью 9130 кв.м. находится в границах, установленных планом земельного участка, на котором находится принадлежащее Обществу здание. Указывает также, что в настоящее время осуществляется реконструкция детского сада N 421, находящегося на спорном земельном участке, и нецелевого использования земельного участка, вопреки доводам ответчиков, не осуществляется.
В судебном заседании представитель Департамента земельных ресурсов г.Москвы поддержал доводы своей апелляционной жалобы и жалобы Префектуры ЮЗАО г.Москвы, представитель ЗАО "Фирма "Черемушки" возразил против апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Представитель Префектуры ЮЗАО г.Москвы в судебное заседание не явился. Апелляционный суд, располагая доказательствами его надлежащего извещения о времени и месте судебного разбирательства, при отсутствии возражений со стороны явившихся сторон, рассмотрел дело в порядке ст.ст.123, 156 АПК РФ в отсутствие представителя указанного лица.
Проверив законность и обоснованность принятого решения, в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ, выслушав объяснения заявителя и ответчика, изучив материалы дела, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены или изменения решения суда первой инстанции, принятого в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Фирма "Черемушки" является собственником здания, площадью 2696,4 кв.м., расположенного по адресу: г.Москва, ул.Перекопская, д.19, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия 77 АЖ N 635241 от 14.04.2008 (том 1 л.д.18) и арендатором земельного участка, на котором расположено указанное здание на основании договора аренды земельного участка от 03.06.1996 N М-06-500627 (том 1 л.д.71-77).
13.05.2008 Общество обратилось в адрес Департамента земельных ресурсов г.Москвы с заявлением N 11-1м-17 (том 1 л.д.21) о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: г.Москва, ул.Перекопская, д.19, в собственность Общества на основании Постановления Правительства Москвы от 27.07.2006 N 431-ПП "О передаче земельных участков на территории города Москвы в частную собственность", ст.36 ЗК РФ.
30.10.2008 на заседании Окружной комиссии по предоставлению земельных участков и градостроительному регулированию ЮЗАО г.Москвы принято решение об отказе в предоставлении ЗАО Фирма "Черемушки" в частную собственность вышеуказанного земельного участка, со ссылкой в обоснование отказа на нецелевое использование здания детского сада N 421. Также решением комиссии ТУ ДЗР в ЮЗАО поручено направить в адрес заявителя уведомление о расторжении договора аренды земельного участка N М-06-500627 от 03.06.1996 (том 1 л.д.19).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в суд.
В силу ч.1 ст.198 АПК РФ, ст.13 ГК РФ в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционных жалоб, полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, истолковал нормы материального права, и сделал правильный вывод о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с п.1 ст.36 Земельного кодекса РФ юридические лица, имеющие в собственности здания, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с п.5 ст.36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
В соответствии с п.6 ст.36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 Кодекса заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
При этом Постановлением Правительства Москвы от 27.07.2006 N 431-ПП "О передаче земельных участков на территории города Москвы в частную собственность" в редакции, действовавшей на момент подачи Обществом заявления в ДЗР, было установлено, что Префекты административных округов г.Москвы принимают решения о безвозмездной передаче или продаже земельных участков в собственность на территории административных округов, за исключением территорий, относящихся к природному комплексу г.Москвы, на основании заявлений юридических лиц, в частной собственности которых находятся здания, общая площадь которых не превышает трех тысяч квадратных метров.
Решение о возмездном предоставлении земельного участка является основанием для подготовки Департаментом земельных ресурсов г.Москвы проекта договора купли-продажи и акта приема-передачи земельного участка.
Доводы апелляционных жалоб ответчиков о неприменении судом первой инстанции положений ст.36 ЗК РФ апелляционной инстанцией признаются несостоятельными, поскольку на момент обращения Общества с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка - 13.05.2008, изменения, внесенные Федеральным законом от 13.05.2008 366-ФЗ в статью 36 ЗК РФ, в законную силу не вступили.
Таким образом, применению подлежат нормы законодательства, действующие на дату обращения ЗАО "Фирма "Черемушки" с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, согласно которым при подаче заявления о предоставлении земельного участка в собственность необходимо представление кадастрового плана, а не паспорта земельного участка, как на то указывают ответчики.
Как следует из материалов дела, при обращении с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка ЗАО "Фирма "Черемушки", согласно п.2.2 Постановления Правительства Москвы от 27.06.06 N 431-ПП (в редакции от 25.03.2008, действующей на дату обращения), к заявлению был приложен кадастровый план земельного участка, а также иные необходимые и достаточные документы, предусмотренные действующим законодательством.
Как следует из текста решения окружной комиссии, протокол заседания которой утвержден оспариваемым распоряжением Префекта, основанием для отказа в предоставлении в собственность заявителя земельного участка указано на нецелевое использование обществом здания детского сада N 421.
Между тем, как правильно отмечено судом первой инстанции, такое основание для отказа в предоставлении земельного участка в собственность, как указанное в решении Окружной комиссии (использование здания детского сада не по целевому назначению) действующим законодательством не предусмотрено.
К тому же, как следует из материалов дела и нашло свое подтверждение в суде апелляционной инстанции, в настоящее время заявитель осуществляет работы по ремонту здания детского сада N 421, который будет использоваться для детей сотрудников Общества, в связи с чем доводы о нецелевом использовании земельного участка, расположенного по адресу: г.Москва, ул.Перекопская, д.19, являются необоснованными, как несоответствующие обстоятельствам дела.
Иные доводы, свидетельствующие об отсутствии законных оснований для предоставления в собственность заявителя спорного земельного участка, в оспариваемом ненормативном акте не приведены.
Довод апелляционных жалоб о незаконном возложении судом первой инстанции на Департамент земельных ресурсов г.Москвы обязанности по принятию решения о предоставлении земельного участка в собственность и подготовке договора купли-продажи земельного участка судом апелляционной инстанции также признается несостоятельным.
Вопреки утверждению ответчиков, суд правильно применил положения Постановления Правительства г.Москвы от 27.01.2009 N 46-ПП "Об изменении порядка принятия решений о предоставлении земельных участков и внесении изменений в правовые акты Правительства Москвы об образовании, предоставлении земельных участков и арендной плате за землю", в соответствии с которым правовые акты о предоставлении земельных участков, находящихся в собственности г.Москвы, и земельных участков, находящихся на территории г.Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, для эксплуатации объектов капитального строительства уполномочен принимать Департамент земельных ресурсов г.Москвы.
С момента вступления в силу указанного постановления префекты административных округов г.Москвы лишены права принимать решения о предоставлении земельного участка в собственность для эксплуатации объектов капитального строительства, преемником префектов административных округов в части указанной компетенции является Департамент земельных ресурсов г.Москвы.
При таких обстоятельствах, учитывая, что факт нарушения Префектурой действующего законодательства при принятии оспариваемого распоряжения достоверно установлен судом и подтверждается материалами дела, а компетенция по устранению данного нарушения передана Департаменту земельных ресурсов г.Москвы, апелляционный суд считает правильным вывод суда первой инстанции о возложении обязанности по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя на Департамент земельных ресурсов г.Москвы путем подготовки решения о предоставлении в собственность ЗАО "Фирма "Черемушки" земельного участка площадью 9130 кв.м., кадастровый номер 77:06:0005009:45, расположенного по адресу: г.Москва, Перекопская ул., д.19, и подготовке договора купли-продажи данного земельного участка.
Учитывая изложенное, апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 23.04.2009 по делу N А40-9603/09-119-31 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья: |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
Б.С.Веклич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-9603/09-119-31
Истец: ЗАО Фирма "Черемушки"
Ответчик: Префектура ЮЗАО г. Москвы, Департамент земельных ресурсов города Москвы, Департамент земельных ресурсов г. Москвы (ТУ в ЮЗАО г. Москвы)
Хронология рассмотрения дела:
06.07.2009 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-10146/2009