г. Москва |
Дело N А40-7087/09-152-4 |
|
N 09АП-9238/2009-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2009.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июля 2009
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Москвиной Л.А.,
судей : Веклича Б.С, Гончарова В.Я.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Калыциковой А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда N 15 апелляционную жалобу ЗАО "Компания "Русский Мир"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 28.04.2009
по делу N А40-7087/09-152-4, судьи Рогова А.Н.,
по заявлению ЗАО "Компания "Русский Мир"
к 1) Правительству города Москвы, 2) Департаменту земельных ресурсов города Москвы,
третье лицо: ОАО "Олимпийский комплекс "Лужники",
о признании незаконным ненормативного акта,
при участии:
от заявителя: Шепенко Р.А. по доверенности от 29.12.2008 N 10, паспорт 46 03 987783;
от ответчиков: Важина А.Н. по доверенностям от 12.05.2009 N Ч-47-7781/9, от 29.12.2008 N 33-И-3157/8, паспорт 45 08 481280;
от третьего лица: не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ
Арбитражный суд г.Москвы решением от 28.04.2009 отказал в удовлетворении требований ЗАО "Компания "Русский Мир" о признании недействительным отказа в оформлении земельно-правовых отношений, выраженного в форме письма Правительства г. Москвы от 20.11.2008г. N 08/35537 и обязании Департамента земельных ресурсов г. Москвы и Правительства г. Москвы оформить с ЗАО "Компания "Русский мир" правовые отношения.
При этом суд исходил из того, что земельный участок, в отношении которого ЗАО "Компания "Русский Мир" заявлены требования, не описан в порядке, установленном действующим законодательством и не представляется возможным выделить его из состава городских земель.
Не согласившись с принятым решением, ЗАО "Компания "Русский Мир" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь в обоснование доводов жалобы на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, а также нарушение норм материального и процессуального права. Указывает, что согласно решению окружной конкурсной комиссии ЦАО г.Москвы от 13.12.2007 Обществом было обеспечено проведение инженерно-геодезических изысканий по установлению границ и определению площади земельного участка, по результатам которых ДЗР г. Москвы должен был выпустить распоряжение об утверждении проекта границ земельного участка, однако ответчиком данные действия выполнены не были.
В судебном заседании представитель ЗАО "Компания "Русский Мир" доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, представитель ответчиков возразил против апелляционной жалобы, просил оставить решение суда без изменения, как законное и обоснованное.
Представитель ОАО "Олимпийский комплекс "Лужники" в судебное заседание не явился, ходатайства об отложении судебного заседания не представил, в связи с чем, при отсутствии возражений сторон, дело рассмотрено в порядке ст.ст. 123, 156 АПК РФ, в отсутствие третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Рассмотрев дело в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ, апелляционный суд, выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Компания "Русский Мир" является собственником объекта недвижимости - здания, приобретенного по договору купли-продажи от 15.10.1999 N РМ-ЮР/Х6-065, расположенного по адресу: г.Москва, Лужнецкая наб., д.10Б, площадью 871,5 кв.м., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 30.11.2000 N 77-01/01-014/2000-4920, от 23.07.2008 N 77АЖ 917176 (т.1 л.д.16-17).
Здание находится на земельном участке площадью 0,035 га, принадлежащем Правительству Москвы, и на который заявителем оформлено право владения.
Постановлением Правительства Москвы от 16.05.2000г. N 342 ОАО "Олимпийский комплекс "Лужники" установлено право бессрочного (постоянного) пользования земельным участком площадью 184,18 га. Земельный участок ограничен подпорной стенкой и откосами Малого кольца Московской кольцевой железной дороги, Комсомольским проспектом, северо-восточной стороной проезда N 4212, Лужнецкой набережной и земельным участком от Комсомольского проспекта до Андреевского моста.
Данный земельный участок предоставлен ОАО "Олимпийский комплекс "Лужники" для эксплуатации существующих и возводимых зданий и сооружений в целях проведения физкультурно-оздоровительных, спортивно-массовых и культурно-зрелищных мероприятий, а также для осуществления иной уставной деятельности и благоустройства территории.
Распоряжением Префекта ЦАО Москвы от 25.01.2008г. N 225-р утверждено Распоряжение Окружной конкурсной комиссии имущественно - земельного комплекса ЦАО Москвы от 13.12.2007г. о предоставлении заявителю в долгосрочную аренду земельного участка площадью 0,035 га. В соответствии с указанным Распоряжением заявителем были выполнены геодезические работы по установлению на местности границ и площади земельного участка.
В период с 13.12.2007г. по 01.07.2008г. заявителем подготовлены и направлены в Территориальное управление в Центральном административном округе г. Москвы необходимые документы для оформления земельно-правовых отношений.
30.07.2008г. Территориальное управление в ЦАО г. Москвы отказало в оформлении земельно-правовых отношений заявителя на указанный земельный участок, указав, что оформление земельно-правовых отношений возможно после внесения соответствующих изменений в постановление Правительства Москвы N 342 от 16.05.2000.
Письмом от 25.09.2008г. N 1/239 заявитель обратился в Правительство Москвы (в лице заместителя МЭРА Москвы В.И. Силкина) с просьбой внести изменение в постановление Правительства Москвы от 16.05.2000г. N 342 и исключить земельный участок площадью 0,035 га., расположенный под зданием по Лужнецкой наб. д. 10 Б, для оформления заявителю земельно-правовых отношений.
Письмом от 20.11.2008г. N N 08/35537 Правительство Москвы отказало заявителю в оформлении земельно-правовых отношений, сославшись на то, что оформление прав пользования ЗАО "Компания "Русский Мир" возможно в случае согласия ОАО "Олимпийский комплекс "Лужники" на изменение границ и площади оформленного ему земельного участка, с внесением необходимых изменений в постановления Правительства Москвы от 16.05.2000 N 342 и от 29.08.2000 N 682.
Заявитель, считая данный отказ неправомерным и нарушающим его права и законные интересы, обратился в суд с настоящим заявлением.
В силу ч.1 ст.198 АПК РФ, ст.13 ГК РФ в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции исходил из того, что Департамент земельных ресурсов г.Москвы не может решать вопрос о передаче заявителю в аренду требуемого земельного участка, поскольку не является лицом, уполномоченным распоряжаться земельными участками без соответствующего решения собственника и соблюдения определенной процедуры.
Участок, в отношении которого заявлены требования, находится в границах земельного участка, предоставленного ОАО "Олимпийский комплекс "Лужники" в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 16.05.2000 N 342 "Об установлении права пользования земельным участком ОАО "Олимпийский комплекс "Лужники".
Суд апелляционной инстанции, оценив в совокупности все обстоятельства дела и имеющиеся в материалах дела доказательства, считает данный вывод суда первой инстанции ошибочным.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 36 ЗК РФ, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Для приобретения прав на земельный участок юридические лица, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня поступления такого заявления готовит проект договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункты 5, 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города Москвы в соответствии с пунктом 2 статьи 10 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляет город Москва.
Правомочия собственника земельных участков от имени города Москвы осуществляют Правительство Москвы и уполномоченный им орган исполнительной власти города Москвы в соответствии с установленным порядком управления и распоряжения землями города Москвы.
Порядок предоставления земельного участка в собственность регламентирован постановлением Правительства Москвы от 27.06.2006 N431-ПП "О передаче земельных участков на территории города Москвы в частную собственность" и приложением N 1 Порядком передачи земельных участков на территории г. Москвы в частную собственность и формирования земельных участков.
Положением о Департаменте земельных ресурсов г. Москвы, утвержденным Постановлением Правительства Москвы N 949-ПП от 30.10.2007 г., предусмотрено, что Департамент земельных ресурсов г. Москвы обеспечивает проведение государственной политики в области земельных отношений, осуществляет учет и мероприятия по управлению землями на территории города Москвы (п. 1.1).
Согласно п. 2.2.3, 2.2.4 данного Положения в целях выполнения возложенных задач, Департамент земельных ресурсов г. Москвы заключает договоры купли-продажи земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, выполняет функции уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы при возмездном предоставлении земельных участков в частную собственность юридическим лицам, являющимся собственниками зданий и сооружений.
Таким образом, из смысла указанных норм следует, что исполнительным органом государственной власти в смысле пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в городе Москве является Департамент земельных ресурсов г. Москвы.
При таких данных, следует прийти к выводу, что Департамент земельных ресурсов наделен правом не только оформлять договор аренды земельного участка, но и рядом других полномочий.
При этом, необходимо отметить, что заявитель с требованием об оформлении договора аренды на спорный земельный участок в исполнительный орган государственной власти не обращался, а просил издать распоряжение об оформлении проекта границ земельного участка, необходимое для оформления земельно-правовых отношений.
Кроме того, заявитель обеспечил проведение инженерно-геодезических изысканий по установлению границ и определению площади земельного участка, после чего обратился в Департамент земельных ресурсов г.Москвы.
В силу п.3.3.2 "Регламента подготовки документов Департаментом земельных ресурсов города Москвы в режиме "одного окна" распоряжение Департамента об утверждении проектов границ земельных участков отнесено к правоустанавливающим документам на земельный участок и включено в комплект документов, необходимых для постановки земельного участка на государственный кадастровый учет в Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости.
В отсутствие такого распоряжения, дальнейшее оформление земельно-правовых отношений невозможно.
Как усматривается из материалов дела, основанием для отказа в оформлении прав пользования земельным участком, Правительством Москвы в оспариваемом письме от 20.11.2008 N 08/35537 указано, что оформление прав пользования заявителя возможно в случае согласия третьего лица - ОАО "Олимпийский комплекс "Лужники" на изменение границ и площади оформленного ему земельного участка.
Суд апелляционной инстанции считает данное утверждение ответчика несостоятельным.
В соответствии с п. 1 постановления Правительства Москвы от 16.05.2000 N 342 "Об установлении права пользования земельным участком открытому акционерному обществу "Олимпийский комплекс "Лужники", третьему лицу установлено право бессрочного (постоянного) пользования земельным участком.
При этом, в силу п. 4 ст. 20 Земельного Кодекса, юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками.
Пленум ВАС РФ в п. 24 постановления от 24 марта 2005 года N 11 разъяснил, что после введения в действие Земельного кодекса, лица, обладающие земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе передавать его в аренду или безвозмездное срочное пользование, в том числе и при наличии согласия на это собственника земельного участка.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что у заявителя отсутствует обязанность вступать в правоотношения с третьим лицом для получения согласия на оформление земельно-правовых отношений.
Кроме того, суд апелляционной инстанции также считает необходимым отметить, что перечень документов, приложенных к заявлению ЗАО "Компания "Русский Мир" и представленных в Территориальное управление в Центральном административном округе г. Москвы соответствует требованиям постановления Правительства Москвы от 27 июня 2006 г. N 431-ПП о приеме документов в полном объеме.
В силу пункта 5.1 Порядка, утвержденного указанным постановлением, уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы при отсутствии оснований для отказа в дальнейшем рассмотрении заявления и наличии в заявлении соответствующего поручения от заявителя осуществляет сбор необходимых документов для подготовки решения о предоставлении земельного участка.
К тому же, настоящее постановление, нормы земельного законодательства предусматривают возможность для самостоятельной подготовки Департаментом по поручению правообладателя документов, следовательно, даже их отсутствие не исключает возможности рассмотрения заявления и подготовки проекта решения.
В то же время, именно Правительство Москвы, согласно положениям ст. 29 Земельного кодекса РФ, является органом исполнительной власти, уполномоченным предоставлять земельные участки.
Учитывая, что Правительством Москвы были нарушены указанные положения Земельного кодекса РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о нарушении оспариваемым отказом в оформлении земельно-правовых отношений, выраженного в форме письма Правительства г. Москвы от 20.11.2008г. N 08/35537 прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем, полагает необходимым принять по делу новое решение, отменив оспоренное решение суда первой инстанции ввиду неправильного применения норм материального права.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 270 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 28.04.2009 по делу N А40-7087/09-152-4 отменить.
Признать недействительным отказ в оформлении земельно-правовых отношений с ЗАО "Компания "Русский Мир", выраженный в форме письма Правительства г.Москвы от 20.11.2008 N 08/35537.
Обязать Департамент земельных ресурсов г.Москвы оформить с ЗАО "Компания "Русский Мир" земельно-правовые отношения на земельный участок под принадлежащим ЗАО "Компания "Русский Мир" на праве собственности зданием по адресу: г.Москва, Лужнецкая наб., д. 10 "Б".
Возвратить ЗАО "Компания "Русский Мир" из федерального бюджета расходы по уплате госпошлины по заявлению в размере 2 000 рублей и по апелляционной жалобе в размере 1 000 рублей.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья: |
Л.А.Москвина |
Судьи |
Б.С. Веклич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-7087/09-152-4
Истец: ЗАО "Компания "Русский Мир""
Ответчик: Правительство города Москвы, Департамент земельных ресурсов города Москвы
Третье лицо: ОАО "Олимпийский комплекс "Лужники""
Хронология рассмотрения дела:
07.06.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16626/09
07.05.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N КГ-А40/2586-10
25.12.2009 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16626/09
02.12.2009 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16626/09
16.07.2009 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-9238/2009