Реформа бухгалтерского учета в территориальном органе
федерального казначейства
Совершенствование бюджетного учета - одно из направлений реформирования бюджетного процесса в целом и цель его - введение интегрированного с бюджетной классификацией плана счетов бюджетного учета, основанного на методе начислений и обеспечивающего учет затрат по функциям и программам. Реформирование бухгалтерского учета на региональном уровне - это сложный процесс, в ходе которого возникает немало различных проблем, но вместе с тем приобретается уникальный опыт их решения.
Для решения задач по реформированию бюджетного учета были подготовлены и приняты:
приказ Минфина России от 26.08.04 г. N 70н "Об утверждении инструкции по бюджетному учету", объединивший Инструкцию по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях (приказ Минфина России от 30.12.99 г. N 107н) и Инструкцию по бухгалтерскому учету исполнения бюджетов (приказ Минфина России от 17.02.99 г. N 15н);
приказ Минфина России от 21.01.05 г. N 5н "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности" (с изменениями согласно приказу Минфина России от 11.11.05 г. N 137н) взамен Инструкции о годовой квартальной и месячной бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений и иных организаций, получающих финансирование из бюджета в соответствии с бюджетной росписью (приказ Минфина России от 15.06.2000 г. N 54н).
Таким образом, была подготовлена нормативная база для реализации одного из основных принципов реформы - обеспечения единства системы учета и отчетности для всех участников исполнения бюджетного процесса на основе единой бюджетной классификации Российской Федерации.
Управление Федерального казначейства (УФК) по Иркутской области разработало план мероприятий по введению указанных нормативных документов.
Проведенная работа условно была разделена на 3 этапа:
первый - теоретическая подготовка работников УФК, отделений и бюджетополучателей;
второй - практическое освоение новых положений организации учета;
третий - составление отчетности (9 месяцев, год) в соответствии с новыми требованиями.
На первом этапе специалисты Федерального казначейства провели учебные семинары с работниками УФК, на которых были разъяснены основные принципы, положенные в классификации операций сектора государственного управления, системы бюджетного учета и отчетности согласно новой Инструкции, а также поставлена задача по оказанию методологической, информационной и консультативной поддержки бюджетным учреждениям на местах. Кроме того, Федеральным казначейством были даны сквозные контрольные примеры с отражением основных операций, примеры заполнения регистров бюджетного учета с выходом на бюджетную отчетность.
В дальнейшем УФК разработало практические пособия на основе примеров, предложенных Федеральным казначейством, и сопоставительные таблицы бухгалтерских записей новой и прежней инструкций по бюджетному учету, контрольные примеры по формированию регистров бюджетного учета, а также провело обучение специалистов Управления и отделений Федерального казначейства на семинарах-практикумах. Помимо этого многие работники территориальных органов Федерального казначейства Иркутской области занимались на курсах повышения квалификации по специализации "Бюджетный учет и отчетность".
Для бюджетных учреждений специалисты УФК разработали учебно-практическое пособие "Учет в бюджетных учреждениях", в котором разъяснен порядок ведения бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях с указанием конкретных примеров отражения операций в регистрах учета и формах отчетности.
На втором этапе (с августа 2005 г.) осуществлялось практическое внедрение положений инструкций 70н и 5н, а также приказа Федерального казначейства от 8.08.05 г. N 9н "Об утверждении правил составления и представления бюджетной отчетности по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и кассовому исполнению Федерального бюджета". Следует отметить, что указанные нормативные документы неразрывно связаны между собой. Так, применение новых технологий в бюджетном процессе и в бюджетном учете нашло свое отражение в бюджетной отчетности, подход к составлению которой принципиально изменился.
Во-первых, вся бюджетная отчетность составляется на основании данных Главной книги, поэтому без правильно организованного учета по кодам бюджетной классификации невозможно сформировать качественную бюджетную отчетность.
Во-вторых, в связи с проведением административной реформы и передачей правоприменительных функций по исполнению федерального бюджета Федеральному казначейству бюджетная отчетность составляется по двум направлениям:
по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
по кассовому исполнению федерального бюджета.
Кассовое обслуживание исполнения федерального бюджета органы Федерального казначейства осуществляют уже не первый год в части как бюджетных, так и внебюджетных средств. Тем не менее до проведения реформы составлялась единая отчетность по федеральному бюджету, а с принятием новых нормативных документов эта отчетность разделена по указанным направлениям.
В соответствии со ст. 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы Федерального казначейства осуществляют кассовое обслуживание исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации с 1.01.06 г. Однако в Иркутской области в 2005 г. был начат поэтапный перевод на полное кассовое обслуживание бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации на основании заключенных соглашений. С начала 2006 г. на территории Иркутской области органами Федерального казначейства осуществлялось кассовое обслуживание всех 37 бюджетов муниципальных образований в части средств финансовой помощи, поступающей из федерального бюджета. Кроме того, по 32 муниципальным образованиям осуществлялось полное кассовое обслуживание исполнения бюджетов, из них 14 (44%) - по схеме с открытием и ведением лицевых счетов распорядителей и получателей средств бюджетов, 18 (56%) - по схеме открытия и ведения лицевого счета бюджета.
Таким образом, органам Федерального казначейства необходимо было организовать учет и составление отчетности по кассовому обслуживанию исполнения не только федерального бюджета, но и бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации. Организация такой работы - это принципиально новое направление в работе бухгалтерской службы.
В настоящее время органы Федерального казначейства составляют 20 форм отчетности (вместо прежних 12), которые содержат необходимые показатели для экономического анализа. Особое внимание хотелось бы обратить на такую форму отчетности, как Пояснительная записка, которая впервые была унифицирована в приказе Федерального казначейства N 9н и отражает все характеристики работы органов Федерального казначейства.
На практике при внедрении новых нормативных документов возникали определенные трудности, основными из которых были:
1) неполная готовность программного продукта "Smeta-F", в котором не был реализован перевод оборотов с начала года, в связи с чем работникам УФК и отделений пришлось продублировать каждую операцию с начала года (8 месяцев) с целью получения журналов операций и соответственно формирования отчетности. Для составления сводной отчетности Управлению пришлось консолидировать все журналы операций за 8 месяцев по каждому балансовому счету.
Программный комплекс "Smeta-F" не позволял вести учет доходов местных бюджетов по кодам бюджетной классификации, поэтому работникам отделений, где муниципальные образования обслуживались по варианту открытия и ведения лицевых счетов распорядителей и получателей средств бюджета, пришлось вручную отразить все доходы, поступившие в бюджеты с начала года. По тем муниципальным образованиям, кассовое обслуживание которых осуществлялось по варианту ведения лицевого счета бюджета, не было возможности отразить по кодам бюджетной классификации не только доходы, но и расходы бюджетов;
2) до конца 2005 г. отчетность составлялась как по новым, так и по прежним правилам в соответствии с требованиями Федерального казначейства, т.е. работникам территориальных органов пришлось проделать двойной объем работы.
Отметим еще один вопрос в организации работы по реформированию бюджетного учета в органах Казначейства - это согласование с администраторами доходов и получателями, и распорядителями средств федерального бюджета отчетности по форме 0503127. С 2005 г. введено понятие "администратор доходов", что сделало необходимым сверку данных отчетности не только по расходам (672 бюджетополучателям), как было ранее, но и по доходам. По состоянию на 1.01.06 г. обмен информацией производился со 195 администраторами доходов. Сложность формирования данной формы отчетности проявляется в случаях, когда приходится согласовывать показатели по доходам при наличии кодов поступлений в федеральный бюджет, у которых не определен администратор.
В связи с оптимизацией расчетной сети Банка России и в соответствии с указаниями Федерального казначейства в сентябре-декабре 2005 г. была проведена работа по централизации счетов, открытых отделениям на балансовом счете 40204 "Средства местных бюджетов". В дальнейшем это позволит сосредоточить в УФК бюджетный учет и составление бюджетной отчетности по средствам местных бюджетов.
Следует отметить и то, что реформирование бюджетного учета коснулось органов Федерального казначейства как бюджетополучателей.
Практика работы в IV квартале 2005 г. в условиях применения новой Инструкции по бюджетному учету показала, что благодаря интеграции с бюджетной классификацией Российской Федерации новый План счетов. позволил получателю бюджетных средств уже на стадии формирования журналов операций и Главной книги увидеть экономическую суть проведенных операций и направления использования бюджетных средств.
Наиболее трудоемким (проблемным) участком работы для работников органов Казначейства оказался переход на новые методы учета нефинансовых активов.
Возникли сложности и при составлении впервые по новым правилам бюджетной отчетности за 6 месяцев 2005 г., которые практически исчезли после выхода письма Федерального казначейства от 11.10.05 г. N 42-7.1-01/8.1-250 "О порядке составления бюджетной отчетности об исполнении сметы доходов и расходов и администрированию доходов по главе 100 "Федеральное казначейство", а затем и приказа Минфина России от 11.11.05 г. N 137н.
Опыт формирования девятимесячной и годовой бюджетной отчетности показал, что составление Баланса исполнения бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета, Отчета о финансовых результатах деятельности и других форм отчетности не вызывает особых затруднений. Поэтому наибольшее внимание при формировании годового отчета за 2005 г. было уже уделено содержанию пояснительной записки, которая впервые составлялась в полном объеме. Это потребовало от работников бухгалтерских служб знания приемов динамического, структурного и факторного анализа, умения проиллюстрировать данные графически. Учитывая недостаточную подготовленность по этим вопросам работников бухгалтерии отделений, а также то, что на них помимо бухгалтерской возложена и планово-экономическая работа, возникла задача дальнейшего повышения квалификации работников бухгалтерских служб. При этом в настоящее время необходимо не только получить знания по ведению бюджетного учета, но и обучиться современным методам экономического анализа деятельности учреждений.
Наибольшие трудности при составлении пояснительной записки вызвало заполнение формы "Сведения о результатах деятельности" (ф. 0503162). Поскольку в ней отражаются результаты выполнения планов по доведенным до учреждения вышестоящим органом показателям его деятельности, то Федеральному казначейству необходимо разработать единые показатели результатов деятельности территориальных органов Казначейства. Это тем более актуально, что основой новой организации бюджетного процесса должна стать широко применяемая в мире концепция (модель) "бюджетирования, ориентированного на результаты в рамках среднесрочного финансового планирования".
Новая система бюджетного учета и отчетности позволяет контролировать не только правильность расходования бюджетных средств, но и результативность их использования по каждому бюджетному году и в целом при завершении программы, а также дает возможность объективно оценивать активы и обязательства.
Имеющиеся объективные трудности по укомплектованию кадров бухгалтерских служб в отделениях и повышение требований к квалификации работников при работе в условиях полной автоматизации бюджетного учета ставят перед УФК как распорядителями бюджетных средств задачу поэтапной, начиная с небольших отделений, централизации бюджетного учета исполнения сметы расходов. Поэтому от специалистов Федерального казначейства необходима методическая помощь по вопросам организации работы и документооборота в условиях централизации бюджетного учета. Возникает потребность в разработке соответствующей концепции.
Необходимо также установить единые для территориальных органов Федерального казначейства правила организации и ведения бюджетного учета по осуществлению функций администратора доходов бюджетов Российской Федерации по главе 100.
При ведении бюджетного учета исполнения сметы расходов территориальных органов Федерального казначейства Иркутской области используется программный продукт АКСИОК. В условиях перехода на новую систему бюджетного учета в 2005 г. было получено 54 версии этой программы. Учитывая, что процесс реформирования бюджетного учета продолжается, возникает потребность в аутсорсинге (сопровождении) программного комплекса АКСИОК до уровня отделений и оказании им практической помощи со стороны разработчиков программного продукта.
Проведение реформы бюджетного учета на территориальном уровне - это объективная необходимость, начало этому процессу положено, но нужно ясно представлять, что процесс этот динамичен, и планы на будущее определять с учетом существующих реалий.
Т. Кузнецова,
руководитель Управления Федерального казначейства
по Иркутской области
"Финансовая газета", N 21, 22, май, июнь, 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"
Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.
Регистрационное свидетельство N 48
Издается с июля 1991 г.
Индексы 50146, 32232
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71