Комментарий к Федеральному закону от 31.12.2005 N 201-ФЗ
"О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового
кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О признании
утратившими силу некоторых законодательных актов
(положений законодательных актов) Российской Федерации и
внесении изменений в некоторые законодательные акты
Российской Федерации в связи с отменой налога с
имущества, переходящего в порядке наследования или дарения"
Федеральным законом от 31.12.2005 N 201-ФЗ "О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с отменой налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения" (далее - Закон N 201-ФЗ) внесены изменения в главу 25.3 "Государственная пошлина" Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).
При этом значительная часть изменений носит технический и редакционный характер и направлена на устранение неясностей отдельных норм главы 25.3 НК РФ и на избежание неоднозначного толкования предъявляемых требований.
По нашему мнению, наиболее значимыми являются изменения, внесенные в следующие статьи главы 25.3 НК РФ:
1) в п. 3 ст. 333.18 "Порядок и сроки уплаты государственной пошлины" НК РФ уточнено, что государственная пошлина должна уплачиваться по месту совершения юридически значимого действия. Иными словами, независимо от того, где зарегистрировано юридическое лицо или где проживает физическое лицо, пошлина должна быть уплачена в том населенном пункте, где совершается соответствующее юридически значимое действие.
Кроме того, в тексте п. 3 ст. 333.18 НК РФ уточнено, что форма квитанции для оплаты должна утверждаться Минфином России (а не федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, - ФНС России);
2) в новой редакции изложен подпункт 5 п. 1 ст. 333.25 "Особенности уплаты государственной пошлины при обращении за совершением нотариальных действий" НК РФ, которым регулируется порядок исчисления размера государственной пошлины за удостоверение договоров, подлежащих оценке.
В новой редакции подпункта 5 п. 1 ст. 333.25 НК РФ отдельно урегулирован порядок определения оценочной стоимости предмета оценки при выдаче свидетельства на наследство (для прочих договоров сохранен ранее действовавший порядок - со ссылкой на подпункты 7-10 п. 1 ст. 333.25 НК РФ).
При этом плательщику государственной пошлины предоставляется возможность выбора метода оценки предмета оценки посредством представления документа с указанием:
- инвентаризационной стоимости;
- рыночной стоимости;
- кадастровой стоимости;
- иной (номинальной) стоимости.
Соответствующие документы могут быть выданы как организациями, так и специалистами-оценщиками (экспертами).
Рекомендуем читателям журнала обратить внимание на то, что нотариусам и должностным лицам, совершающим нотариальные действия, фактически запрещено определять способ оценки.
Весьма существенным представляется также положение последнего абзаца подпункта 5 п. 1 ст. 333.25 НК РФ, которым устанавливается, что при наличии нескольких документов, в которых отражена различная стоимость оцениваемого объекта, для целей определения государственной пошлины принимается наименьшая из вышеуказанных величин.
Существенной переработке подверглись также отдельные статьи главы 25.3 НК РФ, которыми устанавливаются основания для взимания государственной пошлины и ее размеры. Для удобства ознакомления с изменениями, внесенными в главу 25.3 НК РФ, они сведены в таблицу (см. ниже). При этом в графе "Основание" полужирным шрифтом выделены вновь внесенные дополнения, которые фактически расширяют перечень юридически значимых действий, при осуществлении которых должна взиматься государственная пошлина; исключенный текст показан зачеркнутым (изменения фактически начали действовать с 31 января 2006 года - через месяц после официального опубликования Закона N 201-ФЗ).
Статья НК РФ |
N пункта и подпункта |
Основание | Размер пошлины, руб | |
до 30.01.2006 | после 31.01.2006 | |||
333.26 | пп. 4 п. 1 | За государственную регистрацию перемены имен включающего в себя фамилию, собственно имя и (или) отчество, включая выдачу свидетельства о перемене имени |
500 | 500 |
333.28 | пп. 1.1 п. 1 |
За выдачу паспорта, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащего электронный носитель информации |
1000 | |
пп. 2.1 п. 1 |
За выдачу паспорта, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащего электронный носитель информации, гражданину Российской Федерации в возрасте до 14 лет |
500 | ||
пп. 10.1 п. 1 |
За регистрацию иностранного гражданина в Российской Федерации по месту жительства или месту пребывания |
1 руб. за каждые сутки пребывания |
||
пп. 11 п. 1 |
За выдачу иностранному гражданину или лицу без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, а также за продление срока действия такого разрешения |
400 | 400 | |
333.33 | пп. 8.1 п. 1 |
За государственную регистрацию прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя |
20% размера го- сударственной пошлины, устано- вленной подпунк- том 8 п. 1 ст. 333.33 НК РФ |
|
пп. 9 п. 1 | За выдачу дубликата свидетельства государст- венной регистрации физического лица в качест- ве индивидуального предпринимателя, свиде- тельства о государственной регистрации юриди- ческого лица, За повторную выдачу свидетельс- тва о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринима- теля или свидетельства о государственной ре- гистрации юридического лица |
20% размера государствен- ной пошлины, уплаченной за государствен- ную регистра- цию |
20% размера государственной пошлины, упла- ченной за госу- дарственную ре- гистрацию |
|
пп. 20.1 п. 1 |
За государственную регистрацию доли в праве общей собственности на общее недвижимое имущество в многоквартирном доме |
50 | ||
пп. 29 п.1 | За государственную регистрацию транспортных средств и совершение иных регистрационных действий, связанных "..." с выдачей удостоверения на ввозимое в Российскую Федерацию транспортное средство на срок до шести месяцев |
100 | ||
пп. 31.1 п. 1 |
За выдачу свидетельства о допуске транспорт- ного средства к перевозке опасных грузов |
100 | ||
пп. 41 п.1 | За проставление апостиля | 300 | ||
пп. 67 п.1 | За государственную регистрацию новых пищевых продуктов, материалов и изделий |
1500 | ||
пп. 67 п.1 | За государственную регистрацию нового пищево- го продукта, материала, изделия |
1500 | ||
пп. 68 п.1 | За государственную регистрацию отдельных видов продукции, представляющих потенциальную опасность для человека, а также видов продукции, впервые ввозимых на территорию Российской Федерации |
1500 | ||
пп. 68 п.1 | За государственную регистрацию отдельных видов продукции, представляющих потенциальную опасность для человека, а также видов продукции, впервые ввозимых на территорию Российской Федерации |
|||
пп. 68.1 п. 1 |
За внесение изменений в свидетельства о государственной регистрации, предусмотренной подпунктами 66-68 настоящего пункта |
20% размера государственной пошлины, упла- ченной за госу- дарственную ре- гистрацию |
||
пп. 68.2 п. 1 |
За выдачу копий свидетельств о государствен- ной регистрации, предусмотренной подпунктами 66-68 настоящего пункта, в связи с их утратой |
500 | ||
пп. 69 п.1 | За рассмотрение ходатайства, предусмотренного антимонопольным законодательством |
10 000 | ||
пп. 69 п.1 | За рассмотрение ходатайства, предусмотренного антимонопольным законодательством |
10 000 | ||
пп. 79 п.1 | За выдачу ордера на квартиру | 75 | ||
пп. 81 п.1 | За получение ресурса нумерации и оператором связи за один код идентификации узловых элементов и оконечного оборудования из ресурса нумерации кодов пунктов сети сигнализации ОКС N 7 для фиксированной телефонной связи, подвижной радиотелефонной связи, подвижной радиосвязи и спутниковой подвижной радиосвязи в международном индикаторе За получение ресурса нумерации и оператором связи (и за один код идентификации узловых элементов и оконечного оборудования из ресурса нумерации кодов пунктов сети сигнализации ОКС N 7 для фиксированной телефонной связи, подвижной радиотелефонной связи, подвижной радиосвязи и спутниковой подвижной радиосвязи в междугородном индикаторе За получение ресурса нумерации и операторам связи за один код идентификации узловых элементов и оконечного оборудования из ресурса нумерации кодов пунктов сети сигнализации ОКС N 7 для фиксированной телефонной связи, подвижной радиотелефонной связи, подвижной радиосвязи и спутниковой подвижной радиосвязи в междугородном индикаторе За получение ресурса нумерации операторам связи за один код идентификации узловых элементов и оконечного оборудования из ресурса нумерации кодов пунктов сети сигнализации ОКС N 7 для фиксированной телефонной связи, подвижной радиотелефонной связи, подвижной радиосвязи и спутниковой подвижной радиосвязи в местном индикаторе |
100 000 10 000 |
3) в п. 2 ст. 333.29 "Особенности уплаты государственной пошлины за совершение действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также с въездом в Российскую Федерацию или выездом из Российской Федерации" НК РФ внесено уточнение, в соответствии с которым при принятии заявления о приеме или восстановлении в гражданстве Российской Федерации, кроме самого подателя, заявления его несовершеннолетних детей государственная пошлина взимается в однократном размере - как за рассмотрение одного заявления;
4) изменения, внесенные в ст. 333.32 "Особенности уплаты государственной пошлины за совершение действий уполномоченными государственными учреждениями при осуществлении федерального пробирного надзора" НК РФ, значительно расширяют перечень юридически значимых действий, совершаемых соответствующими органами:
а) на основании изменений, внесенных в подпункт 2 п. 1 ст. 333.32 НК РФ, можно сделать вывод, что государственная пошлина должна взиматься при предъявлении на экспертизу не только различных предметов и материалов, но также изделий и камней (не только драгоценных);
б) в новой редакции изложены п. 5 и 6 ст. 333.32 НК РФ. При этом фактически исключена норма, в соответствии с которой размер государственной пошлины увеличивался на 100% при недоступности вставки для определения наименования материала с использованием приборов объективной диагностики - данная норма ранее была закреплена в п. 5 ст. 333.32 НК РФ, а новая редакция п. 5 этой статьи Кодекса представляет собой норму, которая ранее была изложена в п. 6 ст. 333.32 НК РФ. Норма, закрепленная в новой редакции п. 6 ст. 333.32 НК РФ, новацией не является - фактически она перенесена из п. 3 ст. 333.32 Кодекса;
в) вновь введенными п. 7 и 8 ст. 333.32 НК РФ уточнены следующие особенности взимания государственной пошлины:
- государственная пошлина за хранение ценностей сверх установленного срока исчисляется начиная с 15-го дня после истечения установленного срока выполнения работ;
- при исчислении размера государственной пошлины за изготовление пробирных реактивов не учитывается стоимость драгоценных металлов, израсходованных на их изготовление;
5) вследствие внесения изменений в ст. 333.35 "Льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций" НК РФ несколько расширен перечень юридических и физических лиц, освобождаемых от уплаты государственной пошлины:
- органы государственной власти, органы местного самоуправления освобождаются от уплаты пошлины не только за проставление апостиля, а также за государственную регистрацию организаций и за государственную регистрацию изменений учредительных документов организаций, но и за государственную регистрацию ликвидации организаций;
- физические лица, признаваемые малоимущими в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, освобождаются от уплаты государственной пошлины за совершение действий, предусмотренных подпунктом 20 п. 1 ст. 333.33 НК РФ (за государственную регистрацию прав, прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества). Соответственно п. 2 ст. 333.35 НК РФ дополнен нормой, которой устанавливается условие для предоставления льготы для вышеуказанных лиц, - наличие и представление документа, выданного в установленном порядке;
6) изменениями, внесенными в ст. 333.38 "Льготы при обращении за совершением нотариальных действий" НК РФ, уточнено, что от уплаты государственной пошлины за совершение нотариальных действий освобождаются физические лица за выдачу свидетельств о праве на наследство при наследовании не только жилого дома, земельного участка, на котором расположен жилой дом, квартиры, комнаты, но и долей в вышеуказанном недвижимом имуществе.
Кроме того, перечень льготных категорий лиц расширен за счет включения в него физических лиц - за удостоверение доверенности на получение пенсий и пособий;
7) перечень юридически значимых действий, освобождаемых от уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию актов гражданского состояния (ст. 333.39 НК РФ), также расширен за счет включения в него государственной регистрации рождения, смерти, включая выдачу свидетельств, за внесение исправлений и (или) изменений в записи актов гражданского состояния, составленные в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также в отношении их умерших родителей, включая выдачу свидетельств.
Кроме того, лица, проживающие за пределами Российской Федерации, также освобождаются от уплаты государственной пошлины по всем операциям, связанным с государственной регистрацией актов гражданского состояния, включая выдачу справок и документов из архива;
8) в новой редакции изложен п. 3 ст. 333.40 "Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины" НК РФ, где подробно детализированы порядок подачи заявления и состав прилагаемых к нему документов - в зависимости от того, каким органом осуществляются юридически значимые действия (судами, арбитражными судами, нотариусами и т.д.);
9) в п. 1 ст. 333.41 "Особенности предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины" НК РФ слова "на срок до шести месяцев" заменены словами "в пределах срока, установленного пунктом 1 статьи 64 настоящего Кодекса". Практическим следствием данного изменения является то, что отсрочка не может быть предоставлена на срок менее месяца (максимальный срок отсрочки, предусмотренный ст. 64 НК РФ, также равняется шести месяцам).
Изменениями, внесенными Законом N 201-ФЗ в Федеральный закон от 01.07.2005 N 78-ФЗ "О признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с отменой налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения", уточнено, что в случае, если свидетельства о праве на наследство были выданы до 1 января 2006 года, налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, взимается по прежним правилам, а если свидетельства были выданы позже вышеуказанной даты - этот налог не взимается.
В.В. Киселев
"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", N 4, апрель 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров"
Учредитель: ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-9771
Адрес редакции журнала: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1