г. Москва |
|
16 июля 2009 г. |
Дело N А40-1103/09-37-13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июля 2009 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Солоповой А.А.
судей Левченко Н.И., Попова В.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кузнецовой Ю.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ОАО "Петербургская сбытовая компания"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 22.04.2009
по делу N А40-1103/09-37-13, принятое судьей Терещенко Н.И.
по иску ОАО "Петербургская сбытовая компания"
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
о взыскании 1 484 688 руб.
при участии в судебном заседании:
от истца - Яковлева О.В. (по доверенности от 23.06.2009 N 32-053/1)
от ответчика - Пущаев В.Г. (по доверенности от 15.12.2008 N 01-06-08/191)
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Петербургская сбытовая компания" (далее - ОАО "Петербургская сбытовая компания") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу истца убытков в размере 1 484 688 руб., образовавшихся у истца в результате отсутствия возмещения расходов, произведенных в связи с предоставлением льгот в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 22.04.2009 в иске отказано.
Не согласившись с решением суда от 22.04.2009, истец подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить указанное решение суда и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что единственным надлежащим субъектом, к которому могут быть предъявлены требования о взыскании убытков, возникших в связи с предоставлением в период с 01.10.2005 по 31.12.2005 проживающим в г. Санкт-Петербурге гражданам льгот по оплате электроэнергии на основании Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", является Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации. При этом заявитель указал на то, что в соответствии с положениями данного Закона предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации; обстоятельства, касающиеся использования субъектом Российской Федерации выделенных ему бюджетных средств, разрешаются в порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом Российской Федерации, между участниками бюджетных отношений - Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации и не имеют правового значения для разрешения настоящего спора; в данном деле городом федерального значения Санкт-Петербургом были в полном объеме использованы субвенции на реализацию Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" за 2005 год.
В судебном заседании Девятого арбитражного апелляционного суда представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность принятого по делу решения, изучив материалы дела и имеющиеся в деле доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей истца и ответчика, полагает, что решение Арбитражного суда города Москвы от 22.04.2009 подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении исковых требований.
Исковые требования о взыскании 1 484 688 руб. понесенных истцом убытков предъявлены в связи с предоставлением в период с 01.10.2005 по 31.12.2005 проживающим в г. Санкт-Петербурге гражданам льгот по оплате электроэнергии на основании Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Истец указал на то, что порядок возмещения расходов энергоснабжающих организаций, связанных с предоставлением льгот гражданам, проживающим в Санкт-Петербурге, утвержден постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27.07.2004 N 1325, в соответствии с которым между главными распорядителями денежных средств бюджета Санкт-Петербурга на 2005 год и ОАО "Петербургская сбытовая компания" заключены договоры о финансировании расходов организации, связанных с предоставлением льгот гражданам.
Истец указал на то, что согласно договору от 23.03.2005 N 900-05/037 Жилищный комитет Правительства Санкт-Петербурга обеспечивает финансирование ОАО "Петербургская сбытовая компания" в части возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот в 2005 году.
В результате проведенной между истцом и Комитетом по труду и социальной защите населения Правительства Санкт-Петербурга (далее - Комитет по труду) сверки подтверждена обоснованность расходов, произведенных ОАО "Петербургская сбытовая компания" на сумму 87 641 086 руб. 92 коп., которая была профинансирована Жилищным комитетом Правительства города.
Вместе с тем, по итогам проведения дополнительной сверки в рамках Соглашения от 03.07.2007 N 112-07, заключенного с Комитетом по труду, были подписаны Акты сверки граждан, которым были предоставлены льготы по оплате электроэнергии за октябрь-декабрь 2005 года, и подтверждена обоснованность расходов ОАО "Петербургская сбытовая компания" по предоставлению в период с 01.10.2005 по 31.12.2005 гражданам льгот в соответствии с указанным Федеральным законом на сумму 1 484 688 руб. 40 коп.
Поскольку указанные расходы истца не были возмещены, истец со ссылкой на пункт 23 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 обратился в суд с иском о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации убытков в размере 1 484 688 руб.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что истец не представил доказательств обращения по результатам дополнительной сверки к распорядителю средств субъекта Российской Федерации за получением средств в возмещение расходов по предоставленным льготам.
Суд указал на то, что в соответствии с п.п. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что "истцом не доказано незаконности действия (бездействия) должностного лица, причинения вреда, наличие причинно-следственной связи между действием и наступившими последствиями; незаконности в действиях ответчика нет, так как расходные обязательства выполнены полностью; сумма, подлежащая возмещению в соответствии с первоначальным актом сверки была выплачена Правительством Санкт-Петербурга в полном объеме; ответчик в проведении сверок участия не принимал".
Однако указанные выводы суда первой инстанции являются ошибочными, исходя из следующего.
В соответствии с Федеральным законом "О государственной социальной помощи" оказание мер социальной поддержки предусмотрено как за счет средств субъектов Российской Федерации на основании нормативных правовых актов и региональных программ субъектов Российской Федерации, так и за счет средств Российской Федерации.
Согласно положениям Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения.
Судом установлено, что в период с 01.10.2005 по 31.12.2005 ОАО "Петербургская сбытовая компания" были предоставлены льготы по оплате электроэнергии отдельной категории граждан, при этом обоснованность понесенных истцом расходов по предоставлению в указанный период льгот в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" на сумму 1 484 688 руб. документально подтверждена истцом и ответчиком не оспорена ни по существу, ни по размеру.
Поскольку понесенные истцом расходы в сумме 1 484 688 руб. в связи с предоставлением гражданам в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не возмещены, суд апелляционной инстанции полагает, что на основании статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации исковые требования о взыскании убытков в размере 1 484 688 руб. подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации.
Взыскание понесенных истцом расходов за счет казны Российской Федерации в лице Минфина России соответствует действующему законодательству и сложившейся судебной практике (постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23).
При таких обстоятельствах, доводы заявителя апелляционной жалобы признаются судом апелляционной инстанции обоснованными.
Учитывая изложенное, решение суда от 22.04.2009 подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку принято с нарушением норм материального права, с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении исковых требований в полном объеме: с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в пользу ОАО "Петербургская сбытовая компания" подлежат взысканию за счет казны Российской Федерации убытки в размере 1 484 688 руб.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266-268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 22.04.2009 по делу N А40-1103/09-37-13 отменить.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ОАО "Петербургская сбытовая компания" убытки в размере 1 484 688 руб.
Возвратить ОАО "Петербургская сбытовая компания" государственную пошлину в размере 19 923 руб. 44 коп., уплаченную по платежным поручениям от 10.12.2008 N 198730, от 21.05.2009 N 86255.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
А.А. Солопова |
Судьи |
Н.И. Левченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-1103/09-37-13
Истец: ОАО "Петербургская сбытовая компания", ОАО "Петербургская сбытовая компания "
Ответчик: Министерство финансов Российской Федерации
Хронология рассмотрения дела:
16.07.2009 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-11221/2009