Новое в законодательстве
Гражданское право, приватизация*
Федеральный закон от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"
Внесены изменения в законодательные акты, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. Изменения направлены на устранение возникших в связи с принятием Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" противоречий и несоответствий в указанных законах.
Согласно принятому Федеральному закону размещение заказов для государственных и муниципальных нужд независимо от их вида, в том числе заказов на оказание аудиторских, банковских и других услуг, может осуществляться не только путем проведения конкурсов, но и иными способами. Предусматривается возможность заключения государственных и муниципальных контрактов на срок более одного года.
Кроме того, устанавливается административная ответственность должностных лиц государственных и муниципальных заказчиков за нарушение требований Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Опубликован в "Парламентской газете" от 8 февраля 2006 г., в "Российской газете" от 8 февраля 2006 г., в "Собрании законодательства РФ" от 6 февраля 2006 г. (N 6. Ст. 636).
Приказ Минюста РФ от 30 декабря 2005 г. N 255 "О внесении изменений в приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 18 сентября 2003 г. N 226"
С 1 февраля 2006 г. вводятся в действие изменения к Инструкции о порядке заполнения и выдачи свидетельств о государственной регистрации прав, сообщений об отказах в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и информации о зарегистрированных правах, которая утверждена приказом Минюста РФ от 18 сентября 2003 г. N 226.
Изменения касаются, во-первых, порядка заполнения и выдачи выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. А именно порядок дополняется правилами заполнения и выдачи выписок, содержащих сведения о земельном участке, на котором создается объект недвижимого имущества, в состав которого входят жилые и нежилые помещения, являющиеся предметом договора участия в долевом строительстве. В таких выписках, помимо сведений об ипотеке, в обязательном порядке отражаются: наличие зарегистрированных договоров участия в долевом строительстве с перечнем объектов долевого строительства, а также сведения о юридических и физических лицах - участниках долевого строительства. Установлены и иные правила заполнения и выдачи выписок из Единого государственного реестра прав в указанном случае. Скорректирована также форма такой выписки.
Во-вторых, Инструкция дополнена новым разделом VIII, который устанавливает порядок заполнения и выдачи сведений о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным. Введена форма соответствующей выписки.
Зарегистрирован в Минюсте РФ 19 января 2006 г. Регистрационный N 7390. Опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 6 февраля 2006 г. N 6.
Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 января 2006 г. N 100 "О некоторых особенностях, связанных с применением статьи 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
ВАС РФ указал на особенности, с учетом которых следует применять ст. 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Согласно данному положению юридическое лицо, которое в течение последних 12 месяцев не представляло налоговую отчетность и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность и может быть исключено из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа.
Отмечено, что для целей определения признаков юридического лица в качестве недействующего следует исходить из того, что в случае наличия у юридического лица нескольких банковских счетов операции не должны производиться ни по одному из них.
Арбитражным судам указано на необходимость проверять, не является ли юридическое лицо недействующим, при рассмотрении вопроса о принятии заявления налогового органа о принудительной ликвидации юридического лица в судебном порядке или о признании юридического лица банкротом. Заявления в отношении юридических лиц, отвечающих признакам недействующего юридического лица, должны возвращаться заявителям.
Жилые помещения и жилищно-коммунальное хозяйство
Постановление Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу"
Признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой федеральным органом исполнительной власти для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации. В субъектах Российской Федерации действуют комиссии для оценки жилых помещений жилищного фонда соответствующего субъекта Российской Федерации, а в муниципалитетах - комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Определяются требования, которым должно отвечать жилое помещение. Жилым помещением признается жилой дом, квартира или комната. Под жилым домом понимается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем. Квартира - структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также из помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Также приводятся основания для признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. Оценку жилого помещения осуществляет комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора.
Положение распространяется на все расположенные на территории Российской Федерации и находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, за исключением жилых помещений, расположенных в объектах капитального строительства, ввод в эксплуатацию которых и постановка на государственный учет не осуществлены в соответствии с Градостроительным кодексом.
Опубликовано в "Российской газете" от 10 февраля 2006 г., в "Собрании законодательства РФ" от 6 февраля 2006 г. (N 6. Ст. 702).
Гражданский и арбитражный процесс, исполнительное производство
Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 декабря 2005 г. N 101
Президиум ВАС РФ обобщил практику рассмотрения споров, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в ходе исполнительного производства.
В частности, рассмотрены вопросы, касающиеся порядка извещения о проведении торгов. Признается, что должник является заинтересованным лицом при нарушении этого порядка, поскольку такие нарушения уменьшают возможность участия в торгах потенциальных покупателей, что влияет на цену реализуемого имущества. Указанное обстоятельство не может не затрагивать интересы должника. Кроме того, подчеркивается, что извещение о проведении торгов, сделанное по радио, необходимо расценивать как ненадлежащую форму извещения, поскольку необходимый объем соответствующей информации не может адекватно восприниматься на слух и требует иного способа донесения до потенциальных участников торгов.
Отмечается также, что нарушения, допущенные судебными приставами при наложении ареста на имущество, не могут являться основанием для признания торгов недействительными, так как эти нарушения непосредственно с правилами проведения торгов не связаны. При продаже с публичных торгов имущества государственного предприятия, принадлежащего последнему на праве хозяйственного ведения, согласие собственника не требуется. Изъятое из гражданского оборота имущество не может являться предметом договора купли-продажи, заключенного по результатам торгов. Такой договор является ничтожной сделкой, несмотря на то что отсутствуют основания для признания самих торгов недействительными.
Д.В. Малышев
А.В. Соколова
"Законодательство", N 3, март 2006 г.
-------------------------------------------------------------------------
* Подготовлено Д.В. Малышевым и А.В. Соколовой с использованием СПС "Гарант"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Новое в законодательстве
Авторы
Д.В. Малышев
А.В. Соколова
Практический журнал для руководителей и юристов "Законодательство", 2006, N 3