Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 18 марта 2011 г. N 08АП-10655/2010
город Омск
18 марта 2011 г. |
Дело N А75-8364/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 марта 2011 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Еникеевой Л.И.,
судей Шаровой Н.А., Рожкова Д.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кокориной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10655/2010) Муниципального учреждения здравоохранения Ханты-Мансийского района "Кедровская участковая больница" (ОГРН 1028600516746, ИНН 8618003560) на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 08.11.2010 по делу N А75-8364/2010 (судья Намятова А.Р.), принятое по иску Ханты-Мансийского окружного фонда обязательного медицинского страхования к Муниципальному учреждению здравоохранения Ханты-Мансийского района "Кедровская участковая больница" о взыскании 91 212 руб., при участии третьего лица: открытого акционерного общества Страховая медицинская компания "Югория-Мед",
при участии в судебном заседании:
от Муниципального учреждения здравоохранения Ханты-Мансийского района "Кедровская участковая больница" - представитель не явился, извещено;
от Ханты-Мансийского окружного фонда обязательного медицинского страхования - представитель Макеев М.В. (доверенность N 21 от 01.01.2011 сроком действия до 31.12.2011);
от открытого акционерного общества Страховая медицинская компания "Югория-Мед" - представитель не явился, извещено;
установил:
Ханты-Мансийский окружной фонд обязательного медицинского страхования (далее по тексту - Фонд, истец) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с исковым заявлением к муниципальному учреждению здравоохранения Ханты-Мансийского района "Кедровская участковая больница" (далее по тексту - Учреждение, ответчик) об обязании восстановить на расчетный счет по учету средств обязательного медицинского страхования муниципального учреждения здравоохранения Ханты-Мансийского района "Кедровская участковая больница" за счет средств, полученных из иных источников финансирования, средства обязательного медицинского страхования, использованные не по целевому назначению в размере 91 212 рублей.
Определением суда первой инстанции от 23.08.2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечено открытое акционерное общество Страховая медицинская компания "Югория-Мед".
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 08.11.2010 по делу N А75-8364/2010 исковые требования фонда удовлетворены в полном объеме, суд обязал ответчика восстановить на расчетный счет по учету средств обязательного медицинского страхования муниципального учреждения здравоохранения Ханты-Мансийского района "Кедровская участковая больница" за счет средств, полученных из иных источников финансирования, средства обязательного медицинского страхования, использованные не по целевому назначению в размере 91 212 рублей, а также взыскал с учреждения государственную пошлину в размере 4000 рублей в доход федерального бюджета.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит изменить оспариваемый судебный акт, поскольку он не является законным и обоснованным.
В обоснование своей позиции, податель жалобы указал следующее.
Учреждение финансируется из средств местного бюджета и иных источников финансирования не имеет. Сметой расходов не предусмотрено финансирование заявленных истцом требований, при таких обстоятельствах их исполнение в свою очередь приведет к нарушению принципа предметно-целевого назначения, определенного экономической классификацией расходов бюджета.
Со ссылкой на статьи 38, 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - БК РФ) ответчик отмечает, что статьи расходов имеют строго обязательный характер и произвольному изменению не подлежат.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу Фонд просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения как необоснованную.
В обоснование изложенных в отзыве доводов истец ссылается на положения заключенных с участием ответчика договоров, а также на действовавшее на момент возникновения спорных правоотношений законодательство, в частности, Закон Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 (ред. от 24.07.2009) "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", Типовые правила обязательного медицинского страхования граждан, утвержденные Федеральным Фондом обязательного медицинского страхования (далее - ФФОМС) от 03.10.2003 N 3856/30-3/и, зарегистрированные в Минюсте РФ 24.12.2003 N 5359; Временный порядок финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации, утвержденный ФФОМС 05.04.2001 N 1518/21-1 (зарегистрирован в Минюсте РФ 20.06.2001 N 2756); Указания по обеспечению рационального использования средств системы обязательного медицинского страхования (утверждены приказом ФФОМС от 09.12.1999 N 105); Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.05.2005 N 90-П "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования граждан на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры".
Позиция Фонда основана на следующем.
Правоотношения сторон строятся на основании положений заключенных договоров на предоставление медицинских услуг по обязательному медицинскому страхованию (ОМС) и норм специального законодательства в системе ОМС.
Согласно заключенным договорам, учреждение обязано использовать полученные по договорам за оказанные медицинские услуги по обязательному медицинскому страхованию денежные средства на цели и в порядке, предусмотренном тарифными соглашениями, утвержденными решениями Окружной комиссии по согласованию тарифов на медицинские услуги.
Положениями договоров на предоставление медицинских услуг по ОМС и нормами специального законодательства в системе ОМС закреплено, что медицинское учреждение обязано расходовать целевые средства ОМС только на те расходы, которые входят в структуру тарифа с обязательным соблюдением процентного соотношения расходов, предусмотренного тарифным соглашением.
Полученную по договору оплату за медицинскую помощь по утвержденным тарифам медицинское учреждение обязано расходовать только на те расходы, которые входят в структуру тарифа с обязательным соблюдением процентного соотношения расходов, предусмотренного тарифным соглашением.
По мнению ответчика, израсходование средств ОМС по надлежащей статье, но с превышением установленного норматива, не является нецелевым расходованием средств. Между тем, истец полагает, что довод учреждения основан на неверном толковании норм материального права.
Тарифным соглашением устанавливаются не только статьи (направления) расходов, но и четко указанный уровень их возмещения. Неправомерно расходовать средства ОМС преимущественно на одну статью расходов, в ущерб иным направлениям и в нарушение тарифных соглашений. Система ОМС не компенсирует медицинскому учреждению его расходы в полном объеме, за счет средств ОМС возмещается часть расходов учреждения по установленным направлениям и в указанных процентных соотношениях. Основным источником финансирования медицинского учреждения является его собственник, который обязан обеспечивать финансовые потребности учреждения.
Ханты-мансийский ОФОМС, как организация, являющаяся источником целевого финансирования, цели и условия расходования средств ОМС определила в договоре. Самостоятельное перераспределение медицинским учреждением из одной статьи расходов в другую, в пределах тарифов, утвержденных по разным статьям, является нецелевым использованием средств обязательного медицинского страхования.
Третье лицо - открытое акционерное общество Страховая медицинская компания "Югория-Мед" (далее - ОАО СМК "Югория-Мед", страховщик) - представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда первой инстанции как законное и обоснованное без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебное заседание, открытое 14.03.2011, ответчик, извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), явку своего представителя не обеспечил. От ОАО СМК "Югория-Мед" поступило письменное заявление о рассмотрении дела в отсутствие третьего лица.
На основании части 1 статьи 123, частей 3 и 5 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников процесса.
Представитель истца поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Оценив доводы апелляционной жалобы и поступивших отзывов на нее, заслушав представителя фонда, проверив законность и обоснованность оспариваемого судебного акта в порядке части 1 статьи 268 АПК РФ, Восьмой арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, между ОАО СМК "Югория-Мед", Фондом и Учреждением были заключены договоры на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по обязательному медицинскому страхованию N 08/2005 от 01.01.2005 г. (в редакции дополнительного соглашения от 15.06.2006), от 15.05.2006, N 120.01 ОМС от 11.01.2009 (л.д.13-33 т. 1).
Согласно пунктам 1.1-1.3 вышеприведенных договоров Учреждение берет на себя обязательство оказывать лечебно-профилактическую помощь в соответствии с Программой государственных гарантий обеспечения граждан, проживающих на территории Ханты - Мансийского автономного округа - Югры бесплатной медицинской помощью, гражданам, которым страховщиком выдан страховой полис. Страховщик берет на себя обязательство произвести оплату оказанных учреждением медицинских услуг в порядке, установленном договорами, фонд осуществляет контроль за расходованием средств, полученных учреждением по договорам, а также производит оплату медицинских услуг, оказанных учреждением гражданам, застрахованным за пределами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Учреждение обязано использовать полученные по договорам денежные средства на цели и в порядке, предусмотренном тарифным соглашением, утвержденным решением Окружной комиссии по согласованию тарифов на медицинские услуги. Учреждение обязано осуществлять расходование средств обязательного медицинского страхования в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими организацию и проведение конкурсов на размещение заказов для осуществления закупок за счет средств обязательного медицинского страхования.
Страховщик ежемесячно, в соответствии с Положением о порядке оплаты медицинских услуг в системе обязательного медицинского страхования на территории Ханты-Мансийского автономного округа, утвержденным решением Окружной комиссии по согласованию тарифов на медицинские услуги, оплачивает лечебно - профилактическую помощь, оказываемую Учреждением застрахованным по согласованным в установленном порядке тарифам, пропорционально, в пределах размера средств полученных от Фонда по дифференцированным подушевым нормативам на оплату медицинских услуг, на основании счета-фактуры и реестров, предъявленных Учреждением (пункт 4.1 договоров).
Фонд контролирует целевое расходование средств ОМС Учреждением. Контроль целевого расходования средств ОМС осуществляется путем проверок, проводимых в соответствии с Инструкцией "О порядке проведения территориальными фондами ОМС контрольных проверок целевого и рационального использования средств ОМС в медицинских учреждениях, функционирующих в системе ОМС", утвержденной Федеральным фондом ОМС. Проверка осуществляется не реже 1 раза в 2 года. Результаты оформляются актом проверки, подписываемым представителем Фонда и Учреждения.
По результатам проверки выносится Предписание, обязательное для исполнения Учреждением (пункт 6.3 договоров, пункт 6.2 договора от 11.01.2009). В случае нарушения порядка использования средств ОМС, Учреждение обязано в течение одного месяца (по договор у от 11.01.2009 - в срок, установленный Предписанием Фонда) после выявленных указанных нарушений восстановить средства, использованные не по целевому назначению, на отдельном банковском счете по учету средств ОМС, за счет иных источников. В случае невосстановления (неполного восстановления) средств, использованных не по целевому назначению в срок, установленный предписанием, фонд имеет право на невосстановленную сумму произвести начисление пени в размере 1/300 учетной ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации.
Уплата пени производится путем перечисления средств Учреждением на текущий счет Фонда (пункт 7.3 договоров, пункт 7.4 договора от 11.01.2009).
Как установлено судом, при проведении проверки целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования выявлено, что за период с 01.04.2006 по 30.06.2007 в нарушение тарифных соглашений, утвержденных Решением Окружной комиссии по согласованию тарифов на медицинские услуги от 26.04.2006 N 40, от 27.04.2007 г. N 43 ответчиком допущено использование средств ОМС не по целевому назначению в размере 91 212 рублей, выразившиеся в превышении норматива расхода по статьям 211 "Заработная плата", 213 "Начисления на оплату труда". Данные факты нашли свое отражение в акте N 63 от 24.10.2007 проверки целевого и рационального использования денежных средств ОМС в ЛПУ "Кедровская участковая больница", приложении NN 2,3 к акту, объяснительной записке главного бухгалтера учреждения О.М.Лупенко от 11.12.2007, предписании об устранении нарушений в использовании средств обязательного медицинского страхования от 17.12.2007 N 3292 ( л.д. 51- 65, 67 т. 1).
Указанным предписанием истец потребовал от учреждения восстановить денежные средства в сумме 91 212 рублей в срок до 14.01.2008 (том 1 л.д. 67).
Поскольку, ответчик предписание не исполнил, истец обратился в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что ответчик допустил нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования, нарушил порядок, установленный тарифными соглашениями, предписывающими конкретные направления, цели и размер использования денежных средств обязательного медицинского страхования. При этом суд указал, что ответчик не отрицал факт нарушения тарифных соглашений, а также использование средств ОМС не по целевому назначению на сумму 91 212 рублей.
Суд применил к правоотношениям сторон положения действовавшего на момент возникновения спора законодательства, регулирующего вопросы обязательного медицинского страхования, в том числе нормативно-правовые акты Ханты-Мансийского автономного округа в указанной сфере.
Суд апелляционной инстанции считает, что указанные выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права.
Отношения в области обязательного медицинского страхования регулируются действовавшим на момент возникновения спора Законом Российской Федерации от 28.06.1991 года N 1491-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации". В силу статьи 1 Закона обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.
Согласно статье 24 Закона тарифы на медицинские услуги при обязательном медицинском страховании определяются соглашением между страховыми медицинским организациями, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и профессиональными медицинскими ассоциациями.
Отношения субъектов медицинского страхования, к которым относятся гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение, регулируются договорами (статья 4 Закона).
Пунктом 13 Положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, Временным порядком финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан (утв. ФФОМС 05.04.2001 года N 1518/21-1), Правилами обязательного медицинского страхования, Приказом ФФОМС от 09.12.1999 года N 105 "Об обеспечении рационального использования средств системы обязательного медицинского страхования" (в ред. от 25.07.2005 года) установлено, что тарифы на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования определяются согласительной комиссией, в которую входят: страховые медицинские организации, органы исполнительной власти, местные администрации, профессиональные медицинские ассоциации, территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
В соответствии с приказом ФФОМС от 14.04.1994 года N 16 "О расчетах тарифов на медицинские и иные услуги в системе обязательного медицинского страхования граждан" (п.2.2.), Приказом ФФОМС от 09.12.1999 года N 105 (в редакции от 25.07.2005 года) "Об обеспечении рационального использования средств системы обязательного медицинского страхования" тарифами являются денежные суммы, определяющие уровень возмещения и состав компенсируемых расходов медицинского учреждения по выполнению территориальной программы обязательного медицинского страхования граждан. Состав тарифа на медицинские и иные услуги, предоставляемые по территориальной программе обязательного медицинского страхования, определяется решением согласительной комиссии. В соответствии с пунктом 2.7 вышеприведенного Приказа N 16 из состава тарифов исключаются статьи и группы расходов, возмещаемые из других источников, бюджетов различных уровней, доходов от предпринимательской деятельности и др.
Окружной комиссией по согласованию тарифов были приняты Тарифные соглашения, определяющие состав расходов медицинского учреждения, подлежащие возмещению из средств обязательного медицинского страхования (заработная плата, начисления на оплату труда, прочие услуги, увеличение стоимости основных средств, увеличение стоимости материальных запасов) и норматив возмещения данных расходов. По коду статей 211-213 "заработная плата" и "начисления на оплату труда" разрешалось направлять до 27% от средств, полученных учреждением за оказанные медицинские услуги в системе обязательного страхования, а с 01.04.2006 года до 20%. Тарифные соглашения утверждены протоколами заседаний окружной комиссии по согласованию тарифов N 37 от 09.06.2005 года, N40 от 26.04.2006 года.
Учреждением средства обязательного медицинского страхования в сумме 91 212 рублей были направлены за период январь-июль 2007 года по коду экономической классификации 211,213 на заработную плату и начисления, соответственно, был превышен норматив расходования средств по данным статьям.
Податель жалобы полагает, что направление денежных средств ОМС на оплату труда и премирование работников с нарушением установленных тарифными соглашениями лимитов не является нецелевым использованием средств ОМС, при этом ссылается на положения статей 38 и 289 БК РФ, поскольку, по мнению Учреждения, им не был нарушен принцип целевого расходования и адресности бюджетных средств.
Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с доводом отзыва Фонда на апелляционную жалобу, исходит из того, что расходование средств ОМС преимущественно на одну статью расходов (в рассматриваемом случае - на заработную плату) в нарушение установленного тарифными соглашениями уровня возмещения является неправомерным.
В соответствии со ст. 23 Закона "О медицинском страховании граждан" от 28.06.1991 N 1499-1 (редакция от 27.04.2009), действовавшего на момент возникновения спорного правоотношения, договор на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) - это соглашение, по которому медицинское учреждение обязуется предоставлять застрахованному контингенту медицинскую помощь определенного объема и качества в конкретные сроки в рамках программ медицинского страхования.
Взаимоотношения сторон определяются условиями договора. Договор должен содержать порядок использования страховых средств.
Временным порядком финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан, Приказом ФФОМС от 02.12.1999 года N 105 (в ред. от 25.07.2005 года) "Об обеспечении рационального использования средств системы обязательного медицинского страхования", установлено, что медицинские учреждения любой формы собственности, имеющие лицензию на право оказания определенных видов медицинской помощи, используют поступившие средства, в соответствии с заключенными договорами на оплату медицинской помощи (медицинских услуг) по обязательному медицинскому страхованию, на оплату помощи в рамках территориальной программы ОМС, по тарифам, принятым в рамках тарифного соглашения по обязательному медицинскому страхованию на территории субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 5.2. Правил обязательного медицинского страхования граждан на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, утв. Постановлением Правительства ХМАО N 90-п от 25.05.2005 года (далее - Правила) отношения между медицинским учреждением, страховой медицинской организацией и Ханты-Мансийским ОФОМС строятся на основании договора между тремя сторонами.
Пунктом 5.4. данных Правил установлено, что медицинское учреждение, имеющее лицензию на право оказания определенных видов медицинской помощи, использует поступившие средства в соответствии с договорами на предоставление лечебно профилактической помощи (медицинских услуг) по обязательному медицинскому страхованию на цели и по направлениям, определяемым тарифным соглашением, утвержденным окружной комиссией по согласованию тарифов на медицинские услуги.
Ответчиком были заключены договоры на предоставление лечебно-профилактической помощи, в соответствии с которым ответчик принял обязательство использовать полученные денежные средства на цели и в порядке, предусмотренном Тарифным соглашением.
Самостоятельное перераспределение лечебным учреждением средств из одной статьи расходов на другую, в пределах тарифов, утвержденных по разным статьям, является нецелевым использованием средств обязательного медицинского страхования.
Денежные средства, направляемые фондом носят особый правовой режим, не являются собственностью лечебного учреждения и должны использоваться в строгом соответствии с их целевым назначением.
В данном случае имеет место специальное регулирование порядка расходования средств обязательного медицинского страхования, установленное специальными нормативными актами по обязательному медицинскому страхованию. Кроме того, порядок расходования определен договором, подписанным сторонами, положения которого соответствуют нормативным документам.
Ханты-Мансийский ОФОМС, как организация, являющаяся источником целевого финансирования, цели и условия расходования средств обязательного медицинского страхования определила в договоре.
Судом обоснованно были сделаны ссылки на статьи 38 и 289 БК РФ.
По смыслу статьей 10,13 БК РФ бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов входят в структуру бюджетной системы Российской Федерации. Статья 38 БК РФ определяет принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, как один из принципов функционирования всей бюджетной системы Российской Федерации.
Статья 289 БК РФ содержит определение понятия нецелевого использования бюджетных средств и применима к средствам бюджетов, входящих в бюджетную систему Российской Федерации. При этом нецелевое использование бюджетных средств, выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, которые определяются не только бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, но и иным правовым основанием их получения, к которым относятся, в частности, положения заключенных с участием ответчика договоров и тарифных соглашений.
Ответчик является получателем средств обязательного медицинского страхования, т.е. средств бюджета государственного внебюджетного фонда.
Заключенные сторонами договоры на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по обязательному медицинскому страхованию являются гражданско-правовыми договорами, которые в силу статьи 309 Гражданского кодекса РФ должны исполняться сторонами надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Обязанность по восстановлению на счет необоснованно израсходованных денежных средств предусмотрена договором. Поэтому настоящее требование заявлено истцом правомерно. Доводы жалобы не являются основанием для отмены обжалуемого решения.
Суд первой инстанции правильно установил обстоятельства имеющие значение для правильного рассмотрения дела и дал надлежащую оценку сложившимся правоотношениям сторон.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 08.11.2010 по делу N А75-8364/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.И. Еникеева |
Судьи |
Д.Г. Рожков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-8364/2010
Истец: Ханты-Мансийский окружной фонд обязательного медицинского страхования
Ответчик: здравоохранения Ханты-Мансийского района "Кедровская участковая больница"
Третье лицо: ОАО Страховая медицинская компания "Югория-Мед"
Хронология рассмотрения дела:
18.03.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10655/2010