Становление церковной юрисдикции в Киевской Руси X-XI веков
Раскрытие существенных сторон становления права в древнерусском государстве невозможно без глубокого историко-правового анализа особенного и общего в этом процессе. Особенное в становлении древнерусского права проявляется в специфике обычаев языческой Руси. Исторически сложившиеся первобытные верования заложили первичную систему правил и запретов в поведении членов общины - вервьи, которая в дальнейшем закрепляется в обычаях, определяющих юридический быт восточно-славянских племен. В период образования древнерусского государства уже существует общий "свод" правил поведения, закрепленный в понятийно-словестной форме (при отсутствии письменности), известный нам по Повести временных лет как Закон русский. Общинный строй на догосударственном уровне развития определяет и первичный судебный орган - общину. Но если в решении бытовых вопросов, т.е. той сферы, которая в дальнейшем с образованием гражданского общества, составит область гражданско-правовых отношений, общинник удовлетворяется судом соплеменников, то в области уголовных нарушений, за особо тяжкие преступления, обычай допускает и самосуд - кровную месть. В случае же отсутствия мстителя, право суда за преступление переходит, как и при решении бытовых вопросов, к общине. Но если самосуд допускает лишение жизни за причиненную смерть, то суд общины направлен на удовлетворение чувства обиды за счет материальной компенсации причиненного ущерба. И первое, и второе имеют общую языческую основу: самосуд определен принципом "талиона", удовлетворение чувства обиды - языческим культом "задабривания богов".
Образование государства и утверждение княжеской власти предполагает переход судебных функций от верви к князю. Юридическая техника при этом первоначально не меняется - князь судит по Закону русскому. Для управления государством, включая и исполнение судебных и карательных функций, при князе формируется из числа его ближайшего окружения (дружины) административно-судебный аппарат. Функционирование этого аппарата, наделенного правоприменительными полномочиями, требует разработки специальных норм его правовой защиты. Так, к нормам действующего обычного права добавляется княжеское законодательство. В XI веке данные группы норм находят отражение в первом письменном древнерусском правовом документе - Русской Правде, наиболее ранняя (Краткая) редакция которого состоит из: Правды Ярослава, включающей нормы обычного права, и Правды Ярославичей, включающей нормы правовой защиты "княжьих мужей". При этом Правда Ярославичей использует в определении преступлений и видов наказаний ранее сложившийся понятийный аппарат. Таким образом, категория особенного проявляется в характеристике права Киевской Руси, как права, образованного на основе собственно русских обычаев правовой направленности, сформированных восточнославянскими языческими верованиями.
С принятием Киевской Русью в качестве государственной религии православного направления христианства, наряду с действующими обычным правом и княжеско-общинной юрисдикцией в древнерусском государстве получает развитие православно-каноническое право и учреждается церковная юрисдикция. Категория общего проявляется в приобщении Руси к одной из мировых религий, и рецепции древнерусским государством сформированных христианством норм светско-канонического права, составленных из римских, византийских, болгарских и иудейских источников.
Включение нового социального института - церкви - в структуру древнерусского государства, а также предоставление этому институту судебных полномочий, требовало законодательного (т.е. княжеского) утверждения, что обусловило составление первого древнерусского церковного Устава, приписываемого князю Владимиру (прим. 996 г.). Названный Устав указывает средства для существования церкви (в виде отчислений десятой части доходов, поступающих в казну государства), определяет церковно-зависимое население, учреждает церковный суд и определяет круг нарушений и категорию лиц, ему подсудных. При этом церковному суду предоставлено право судить церковно-зависимое население за все без исключения нарушения, проступки и преступления, а свободное население судить только за те деяния, которые не оговаривались бы нормами обычного права, т.е. находились до принятия христианства за пределами древнерусского правопонимания. На конкретизацию нарушений, подлежащих церковному суду, с определением наказаний за содеянное, направлен церковный Устав князя Ярослава. Однако церковные Уставы первых русских князей христианского периода, являясь в большей степени учредительными установлениями, содержали только общие положения о нарушениях и обуславливали необходимость появления нормативно-правового законодательства. Это законодательство рецепируется Киевской Русью из Византии и Болгарии в выборочно-компилятивной форме из собрания иудейских, изложенных в Ветхом Завете, и древнеримских правовых норм, подвергшийся определенной переработке и редактированию в более позднее время в Византии, и находит выражение в древнерусском государстве в Кормчих книгах и Мериле Праведном.
Согласно М.Н. Тихомирову*(1) древнейшими Кормчими являются Новгородская 1280 г., Варсонофьевская и Устюжская, которые составляют Древнейший извод или Извод древнейших Кормчих. Причем наиболее ранней является Новгородская Кормчая, которая составлена из трех частей с различным счетом тетрадей, что могло быть обусловлено необходимостью одновременной переписки статей Кормчей из разных рукописей.
В данной работе историко-правовому анализу подлежали компиляции религиозно-правовой направленности, содержащиеся в Кормчей (Номоканоне), отпечатанной с подлинника патриарха Иосифа. Как следует из предисловия исследуемой Кормчей, написанного в 1913 году, она впервые напечатана была в России, в 7158-е лето (1650 г.), по благословению святейшего Иосифа, патриарха московского. Но этому изданию не суждено было выйти в свет, и было выпущено только несколько экземпляров. По одному из таких экземпляров, хранящемуся в библиотеке старообрядческого Рогожского кладбища в Москве, под N 146 (по алфавитному каталогу 1873 года N 120), и было напечатано, с буквальной точностью, исследуемое издание Кормчей*(2).
Исследуемая Кормчая книга включает в себя пять компиляций различных зарубежных правовых источников, в том числе и уголовно-правовой и уголовно-процессуальной направленности, по которым мы можем судить как о довольно высокой юридической технике, так и о значительном повышении уровня правопонимания в целом в Древнерусском государстве. Первая - "От различных титулов, сказанных гранями Юстиниана царя, новых заповедей" - собрание древнеримских правовых норм, но подвергшийся определенной переработке и редактированию в более позднее время в Византии. Вторая - "Избрание от закона Богом данного израильтяном Моисеом (Моисеем)" - выборочные нормы из Исхода и Левита, содержащихся в Ветхом Завете, и основанные, по-видимому, на положениях обычного права древних израилитян, т.е. иудеев. Третья - "Закон Судный людем" - древнейший памятник болгарского права, основанный на нормах рецепированного Болгарией римско-византийского права и адаптированного к ее обычному праву. Четвертая - "Закона градского главы". Пятая - "Леона царя премудраго и Константина главизны о совещании обручения и о брацех и о иных различных винах". Две последние компиляции, являются нормами собственно византийского права.
В компиляции, вошедшей в Кормчую под названием "От различных титулов, сказанных гранями Юстиниана царя, новых заповедей", наряду с главами и гранями, раскрывающими основания расторжения брака, положения религиозного культа, численность и состав служителей Константинопольской церкви, права и обязанности священнослужителей, в том числе и правила наследования их имений, содержатся также главы и грани, касающиеся ряда вопросов, затрагивающих преступления и наказания.
В главе 14 - Градском законе, предусматривается наказание в виде отсечения головы или разграбления имения и заточения за скопение (скопитъ, скоплаютъ) как себя, так и другого человека*(3). Глава 2, осуждающая отдание под залог или продажу священных сосудов церкви Константин града, стоящих в молитвенных домах и других местах, говорит и о наказании церковных воров (татей). При этом наказание дифференцировано на легкое или тяжкое, в зависимости от ряда квалифицирующих сам факт хищения признаков - греха, времени совершения, возраста и пола; к социальному положению преступника каноническое право безразлично. Для закона не важно, кто вор - смерд или боярин - он, может быть, подвергнут или преданию зверям (на растерзание), либо сожжению на костре, либо повешению, либо отправлению на золотодобывающие рудники. Но важно, к примеру, в какое время суток совершено хищение: ночного церковного вора - отдают зверям либо сжигают, а дневного - отправляют в заточение на копание золотой руды. В этой же главе говорится и о том, что воры великих церквей казнятся мечем, а также рассматривается ситуация заранее спланированной кражи - еще, кто вложив человека в ковчег, положит ковчег в церкви, а тот вылезет из ковчега и украдет церковные вещи, то виновным в церковной краже будет так же и причетник, внесший ковчег в церковь*(4).
В главе 27 рассматриваются два вида кражи - явленная и не явленная (т.е. законченная и незаконченная). Явленной считается кража, когда вор об украденном не донесет или согласно обычаю украденное не положит в людном (т.е. общественном) или особенном (надо полагать, специально определенном и всем известном) месте, или же отнесет и положит, но затем продолжит воровать. Наказание явленному вору - отдать вчетверо больше цену украденного, не явленному вору - вдвое больше. Кроме этого, обоим вернуть либо краденую вещь, либо ее цену. Наряду с этим, в данной главе рассматривается и кража во время пожара или потопления корабля. Данный эпизод предусматривает срок давности совершения преступления: если вор будет обличен в течение года, то возвращает вчетверо больше тому, у кого украл. По истечении же года - отдает только едино краденное или цену его. В отношении хищения общественного имущества, в подобной ситуации, устанавливается аналогичное наказание. Глава 39 грозит отсечением головы тому, кто покусится взять в жены священную девицу (монахиню). Глава 38 предусматривает уголовное наказание за гробные (могильные) кражи. При этом если данное преступление совершено с оружием, то виновному грозит отсечение мечем головы, без наличия же оружия - отправляют на добывание золотой руды (т.е. на рудники). И завершает компиляцию глава 3, в которой говорится, что, похищая или скрывая чужую рабу блудницу, ни как вор казнится: ибо не кражи ради, но сласти ради совершено то. И еще, если кто-то двери разобьет блуднице, и, вошедши, покрадет имущество ее, не приимет казни, ни вменится ему в кражу.
Наряду с раскрытием норм уголовного права, компиляция "От различных титулов, сказанных гранями Юстиниана царя, новых заповедей" затрагивает и некоторые вопросы процесса. Так, шестая заповедь седьмой грани главы 1 повелевает в дни религиозных праздников (за семь дней до и семь дней после Пасхи; за день до Христова Рождества; Святого Благовения и Дней Святых апостолов) позорищу не сотворяться, суду не судиться. Третья заповедь четвертой грани первых книг свитка говорит о том, что никто не затворяется в темнице и не арестовывается в дни Пасхи, за исключением прелюбодеев и блудников, кладбищенских воров (гробокопателей), отравителей, убийц и мучителей. Перечисленные всегда должны восприемлеть по вине, остальные же правонарушители, в обозначенный период, подлежат помилованию*(5).
Нормы уголовного права в Кормчей Книге находят дальнейшее отражение в компиляции "Избрание от закона Богом данного израильтяном Моисеом", которая начинается с призыва к справедливому суду и соблюдению основных заповедей христианства. Исходя из принципа правосудия - "Не умрут отцы за сыновей и сыновья за отцов, но каждый умрет за свой грех" - в Избрании рассматриваются, в том числе, и некоторые нормы уголовного права, основанные, по-видимому, еще на обычаях древних израильтян, изложенных в Ветхом Завете, и перешедших в христианские нормы в процессе их формирования. Данная компиляция является в основном выборкой из двух теологических источников, содержащихся в Библии: Исхода - второй книги Моисея и Левита - третьей книги Моисея. В целом уголовно-правовые нормы Избрания, по видам правонарушений, представляется возможным разделить на три группы:
1. Нормы, регулирующие отношения между родителями и детьми. Так, за избиение отца или матери, или злореченье им предусматривается смертная казнь (смертию да умрет). В Библейском Левите данная норма выражена следующим образом: "Кто будет злословить отца своего или мать свою, тот да будет предан смерти; отца своего и мать свою он злословил: кровь его на нем"*(6).
2. Нормы, направленные на охрану личности и имущества, предусматривающие такие деяния, как:
Убийство человека - как вольное, так и невольное. (При этом предусматриваются ситуации убийства не родившегося ребенка, находящегося в чреве женщины, в результате полученных ею побоев и убийство господином раба). Кража человека с последующей продажей. Удары, причиненные в драке различными предметами.
По-видимому, только в отношении церковно-зависимого населения, реципированным правом предусматривается особая ответственность за кражу теленка или овцы и убийство скота.
3. Нормы, предусматривающие наказание за различные виды прелюбодеяния. Этим нарушениям посвящена большая часть текста Избрания уголовно-правового содержания. Начинаются они с 25 главы Исхода (Второй книги Моисея) - "О растливших девицу", (данное деяние карается забрасыванием обоих камнями до смерти, в случае же установления факта насилия, со стороны мужчины, кара смертью только его) и включают в себя пятнадцать глав Левита (третьей книги Моисея).
В зависимости от субъекта, в отношении которого направленно противоправное деяние, некоторые главы Левита, наряду с диспозицией, включают и санкцию: глава 26 ("О прелюбодеях"): мужчина, если прелюбы сотворяет с замужней женщиной, или кто прелюбы сотворяет с женой ближнего своего, смертью да умрет, и прелюбодей и прелюбодейница. Глава 28 ("О дочери иереове творящей блуд"): дочь священнослужителя, если осквернится и блудно имя нанесет отцу своему, огнем да сожжется. Глава 29 ("О жене блуд творящей со скотом"): если жена приступит ко всякому скоту, быть, желая с ним, да убьете жену и скотину. Глава 31 ("О согрешающих со своею мачехою"): если кто согрешит с женою отца своего ... - смертью да умрут оба. Глава 35 ("О согрешившем со своею снохою"): кто спит со снохою своею, смертью да умрут оба. Глава 36 ("О поимшем жену брата своего"): муж поймет жену брата своего, не чист, есть, стыдение брата своего открыл, есть, без чад да измрут. Глава 37 ("О поимшем дщерь с матерью"): если поймет жену и матерь ея, беззаконие есть, в огне да сожгут его и их. Глава 41 ("О прочем сродстве"): если спит со сродницею своею, ...без чад, да измрут. Глава 42 ("О творящем блуд со скотом"): если кто даст ложе свое четвероногому, смертью да умрет, четвероногое же да побиется. 43 - "О творящем блуд с мужским полом" - если кто будет с мужским полом, ложе женско, гнус сотворили оба, смертию да умрета.
Вышеобозначенные уголовно-правовые нормы, пресекающие прелюбодеяния, нашли отражение также в Левите, изложенном в Библии*(7).
"Избрание от закона Богом данного израильтяном Моисеом" завершается левитом "О чародеях...", который в Кормчей выражается следующим образом: "Не последствуйте лукавно волшебствующим и отравникам и чародеям не прилепитеся осквернитеся с ними. ... если обратитеся в след их, поставлю лицо мое на душу ту и погублю ее от людей"*(8).
Третьим источником, включенным в Кормчую, является "Закон судный людем царя Константина Великого" содержащий нормы как гражданского, так и уголовного права.
Анализируя данный источник, можно выделить следующие группы норм уголовно-правовой направленности: ряд глав посвящены блуду, незаконным бракам и изнасилованиям. Глава 4 грозит семилетним постом женатому мужчине, вступившему в связь с рабыней, рабыня же подлежит продаже в другую "землю", цена же за нее должна быть роздана нищим. Глава 5 говорит о блуде с рабыней без акцента на брак мужчины и также предполагает семилетний пост. Глава 6 предусматривает отрезание носа за связь с черницей, по закону людскому, и пятнадцатилетний пост по закону церковному. За взятие в жены кумы глава 7 предполагает отрезание носа обоим и разлучением, по закону церкви - пост 15 лет. Согласно главе 8 та же казнь грозит и за связь с крестной дочерью. Вопрос лишения девственности, по главе 4, предполагает два решения: в случае любви и согласия родителей, предусматривается свадьба, в другом случае, честен сын богатством своим, даст девице за срам литр золота (72 златника), да даст пол имения своего; если же нищ - то отсылается из своей области на оземствование с семилетним постом. Глава 10, за изнасилование девственницы, предусматривает возможность мести, в случае же отсутствия мстителя, виновный подлежит продаже, а имение его переходит девице. Если изнасилованной меньше 20 лет, то обидчик продается вместе с его имением, и отдается девице. Урезание носа, согласно главе 12, грозит изнасиловавшему нареченную девицу. Двоеженец расстается с одной из жен (младшей) и подлежит битью и посту на 7 лет - предусматривает глава 14.
В Законе судном рассматриваются и другие уголовные преступления и наказания за них: кража на войне оружия, или коня (гл. 25); сволочение мертвеца в гробу (гл. 28); проникновение в алтарь днем или ночью и кража совершенная там (гл. 24); хищение с целью продажи или порабощения свободного человека (гл. 30).
Четвертым источником, подлежащим рецепированию в Кормчей книге, являются Закона градского главы. В этой компиляции нормы уголовного права изложены в 39 грани - "О казнях", которая содержит некоторые повторения ряда положений, изложенных и в других (в том числе и ранее рассмотренных) статьях Кормчей. Тридцать девятая грань Закона градского содержит 87 статей различной уголовно-правовой направленности. При этом количество статей, по видам нарушений, различно. Первый вид, по количеству рассмотренных нарушений, составляют уголовно-наказуемые деяния, связанные с межполовыми отношениями - прелюбодеяния. Этот вид включает в себя 23 статьи (или главы), и рассматривает ситуации незаконной связи как между свободными людьми, так и господами и рабами. При этом, довольно жестокому наказанию (сожжению на костре, казни мечем, урезанию носа, избиению) подвергаются все участники добровольной связи независимо от пола и социального положения. В то же время муж, заставший прелюбодея со своею женою сплетшася, и убивший его - не повинен есть, яко убиица.
Вторую, по количеству, группу уголовно наказуемых деяний составляют преступления, связанные с церковью и религиозным культом, включая церковные кражи и манихейство: колдовство, совершение языческих обрядов и почитание идолов, отступление от веры, могильные кражи и перезахоронения по языческим обрядам, изготовление и использование колдовских "зелий", церковные кражи.
Третью группу преступлений, по количеству ситуаций, составляют убийства, которые дифференцируются в зависимости от: социального положения убийцы (свободный человек или раб, уголовной ответственности подлежат не только рабы, совершившие убийство своего господина, но и не оказавшие ему помощи при убийстве - гл. 37, закон защищает и рабов от произвола владельца - гл. 86.), возраста убитого - гл. 11, состояния родства с убитым - гл. 35, обстоятельств, орудий и законченности преступления, т.е. убийства - гл. 83, 84, 85, 87. Закон предусматривает ответственность и за подстрекательство к убийству - гл. 8 - Повелевыи кому убити некого, яко убиица осуждается.
При этом закон предусматривает обстоятельства, исключающие преступность деяния (наступление уголовной ответственности): 1) возраст и невменяемость - гл. 81. Седми лет отрок, или бесныи, аще убиет кого, неповинен есть смерти; но при этом, если убийство совершено осознанно и по "воле" убийцы, то его возраст для наступления правосудия становится безразличен - гл. 80. Творяи убийство волею, коеголюбо аще есть возраста, мечем муку да приимет. 2) Ложное обвинение отцом кого-либо в убийстве его ребенка - гл. 82. Аще отец оглаголет некоего о убийстве детища своего, и явится клеветою сия воздвиг, не творят ему бесчестия. 3) Убийство в целях самообороны - гл. 39. Иже нашедшаго нань убиет, внегда хощет сам от него убиен быти, без вины есть. 4) Ночного вора - гл. 3. Аще в нощи крадущаго убиет некто, тогда без муки бывает, понеже неможаше без беды пощадити его.
Четвертую группу составляют статьи, рассматривающие различные виды имущественного ущерба, включая и пожары.
Пятую группу преступлений (гл. 54-56) составляют кражи, в том числе совершенные и рабами. При этом, наказание свободного человека за первую кражу - возврат украденного в двойном размере, за повторную - побои, за третью - отсечение рук (гл. 54). Шестую группу составляют воинские преступления, включающие подстекательство к войне, предательство, дезертирство, раскрытие врагам секретов устройства оружия, кражу оружия, коней, ослов и различных предметов экипировки. Пятнадцатая и шестнадцатая статьи предусматривают ответственность за разбои.
Отдельными статьями рассматриваются: 1) Клевета и лжесвидетельство - гл. 14, 41, 46, 47. При этом, клеветник таковей же страсти повинен есть. 2) Продажа свободного человека - гл. 5. 3) Измена или подготовка мятежа (гл. 6, 10), к чему может относиться и обучение варваров строить корабли - гл. 38.
Элементы норм рецепированого уголовного и процессуального права содержатся также и в компиляции Кормчей - "Леона царя премудраго и Константина главизны о совещании обручения и о брацех и о иных различных винах".
Рассматривая уголовно-наказуемые деяния, данный документ содержит принцип византийского права, предусматривающий клеветнику то же наказание за клевету, которое грозило бы лицу, совершившему "наговоренное" преступление - глава 19 - О клеветницех.
Первые главы рецепции посвящены убийству и причинению телесных повреждений. При оценке совершения убийства документ, определяя виновность, избегает возрастного ценза и опирается больше на фактор осознания содеянного - глава 4 - О боех болиых. При этом, ответственность предусматривается и за убийство раба - глава 6 - О убивающем своего раба. Аще кто своего раба ремением, или жезлием биет и умрет, не осужен будет господин его, яко мужеубийца. Аще ли бесчисла мучил будет, или зелием погуби, или плакася, яко убийство сотворил, да мучен будет. Отдельными главами документ предусматривает убийство, совершенное: при конфликте (7) - О убийстве бывающем в распри; ударом руки (8) - О убийстве от ударения ручнаго бывающаго; ударом меча (5) - О ударившем кого мечем; Иже ударит кого мечем, мечем да убиен будет. При этом, если от удара мечем человек не умирает, то виновному грозит иное наказание - отсечение руки. К данной группе преступлений можно отнести и главу 24, о разбое - О разбойницох. Разбиваяи и приседания творя и убивая, нанемже месте ят будет, да востокнут его на древо.
Вторую группу составляют нарушения установленных правил отношения полов. Это, во-первых, прелюбодеяния между женатым мужчиной и замужней женщиной. Глава 9 - О прелюбодеех и о прелюбодеицах. Глава 41 - О преступающих. Во-вторых, развращение и половая связь с девственницей - глава 10 - О сотвор-шем нуждю девице. Или, чужой обрученной - глава 11 - О растлившем чюжду обручницу. Или словестное развращение - глава 15 - О растлевшем девицу беседования ради. В-третьих, связь с черницей или девицей жительной (проживающей в доме обидчика) - глава 12 - О восхищшем черницу, или девицу жителну. В-четвертых, половая связь между близкими родственниками - глава 13 - О поймающихся в сродстве. В-пятых, избавление женщины от "сотворенного в блуде" ребенка - глава 14 - О женах мыслящих на своя чревеса. В-шестых, различные виды "блуда": глава 16 - О женатых и о неженатых блудящих. Глава 17 - О блудящих со своими рабынями. Глава 18 - О блудящих с чюжею рабынею. Глава 21 - О блудящих с монастырницами. Глава 22 - О блудящем с материцею. Глава 23 - О имущем две жене. Глава 37 - О сотворшем блуд с своею кумою. Глава 38 - О пребывающем с своею кумою.
Третью группу составляют преступления теологической направленности - связанные с церковью и религиозным культом. К этой группе, во-первых, можно отнести главу 20 - О пагубницех и о чародеицах и о хранильницех. Во-вторых, главы, рассматривающие церковные и кладбищенские кражи: глава 28 - О крадущих священная. Глава 30 - О татех гробных. В-третьих, главу 36 - О манихеех и о мантанех. В третьих, главу 27 - О начинающем чистителя в церкви. В-четвертых, главу 40 - О отвергшихся.
Наконец, к четвертой группе, можно отнести преступления имущественной направленности: глава 25 - О убиицох. Глава 26 - О творящих нахожения, и залоги приемлющих. Глава 29 - О творящих зажжения. Глава 31 - О крадущих свободную семь. Глава 32 - О уводящих чужия рабы. Глава 33 - О крадущих наратех. Глава 34 - О крадущих на ином месте. Глава 35 - О рабе та-тиве. Глава 39 - О откупщикех. Глава 42 - О влагающих огнь в чюжь лес. Глава 43 - О затворшем чюжия ов-ча, и гладом изморившем. Глава 44 - О волех и овнех убивющихся. Глава 45 - О поимшем от некоего коня.
Самостоятельным подразделом рассматриваемого документа является компиляция "Царя Алексея Комнина, от новых заповедей", содержащая некоторые элементы судебного процесса.
Реципированные в Кормчей канонические уголовно-правовые нормы охватывали прежде всего те группы отношений, которые ранее находились за "рамками" обычного древнерусского правопонимания. И подсудно церковному суду по данному виду нарушений, согласно установлению данному Уставами Владимира и Ярослава, было все население Киевской Руси. Это, во-первых, преступления теологической направленности - связанные с церковью и религиозным культом: колдовство, церковные и кладбищенские кражи, манихейство, отказ от веры. Во-вторых, нарушения установленных правил отношения полов - нормы, предусматривающие наказание за различные виды прелюбодеяний и блуда, незаконные браки и изнасилования. В-третьих, нормы, регулирующие отношения между родителями и детьми. В-четвертых, воинские преступления, включающие подстрекательство к войне, предательство, дезертирство, раскрытие врагам секретов устройства оружия, кражу оружия, коней, ослов и различных предметов экипировки. В-пятых, преступления против личности - клевета, продажа свободного человека, и, близкая к ней, кража человека с последующей продажей. К этому виду можно отнести и скопление. В-шестых, государственные преступления - измена (к чему может относиться и обучение варваров строить корабли) или подготовка мятежа.
В то же время, каноническое уголовное право, как часть более высокой правовой культуры, конкретизирует и расширяет содержание уголовно-правовых норм, уже отраженных в Древнерусском праве, убийства, причинения телесных повреждений и преступления имущественной направленности, включая поджоги. Тем не менее, по логике Церковных Уставов первых русских князей христианского периода, эти нормы в расширенном, т.е. в каноническом, понимании действуют исключительно в отношении церковно-зависимого населения.
Таким образом, с принятием христианства в древнерусском государстве складывается сложная правовая система, структура которой состоит из двух разнопорядковых, и в то же время взаимосвязанных подсистем - обычного права и православно-канонического права. Каждая из подсистем включает в себя собственные нормы права. При этом отраслевое объединение правовых норм - отсутствует.
И в заключение, хотелось бы обратить внимание на то, что если генезис обычного права Древнерусского государства современной отечественной историко-правовой наукой изучен на довольно высоком уровне, то становление и развитие канонического права оказалось как бы за границами научного интереса. По-видимому, недостаточная изученность механизма его реализации советскими исследователями в определенной степени была обусловлена отделением церкви от государства, что привело к утрате интереса к ней как политическому институту.
В.А. Глухов,
начальник кафедры гуманитарных и
социально-экономических дисциплин
Псковского юридического института ФСИН России,
кандидат философских наук
"Российская юстиция", N 3, март 2006 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Закон Судный людем Краткой редакции / под ред. акад. М.Н. Тихомирова. - М.: из-во АН СССР, 1961. - С 11-13
*(2) Кормчая (Номоканонъ). Отпечатана съ подлинника Патрiарха Iосифа. / издаше Tperie, стереотипное. - СПб.: Воскресеше, 1998. - С. 3.
*(3) Там же. - С. 834.
*(4) Там же. - С. 839-841.
*(5) Там же. - С. 848-860.
*(6) Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового завета. - Russian Orthodox Bible / United Bible Societies, 1991. - C. 116.
*(7) Там же. - С. 116-117.
*(8) Кормчая (Номоканонъ). - С. 878.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Становление церковной юрисдикции в Киевской Руси X-XI веков
Автор
В.А. Глухов - начальник кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Псковского юридического института ФСИН России, кандидат философских наук
"Российская юстиция", 2006, N 3