Актуальные вопросы о порядке мобилизации
государственной пошлины
Вопросы, связанные с администрированием государственной пошлины, представляют особый интерес как для органов государственной власти (бюджетных учреждений), вовлеченных в процесс мобилизации поступлений в бюджетную систему Российской Федерации от государственной пошлины, так и для плательщиков государственной пошлины.
Причем нетрудно заметить, что вопросы зачастую возникают в связи с тем, что нет понимания структуры нормативно-правовой базы, регулирующей порядок мобилизации государственной пошлины в бюджетную систему Российской Федерации. В связи с этим начнем наш разговор с обзора структуры нормативно-правовой базы, определяющей порядок применения кодов видов доходов, порядок закрепления поступлений от государственной пошлины за администраторами, полномочия администраторов государственной пошлины при мобилизации поступлений от государственной пошлины, а затем перейдем к рассмотрению особенностей, связанных с мобилизацией доходов в бюджеты от государственной пошлины.
Структура нормативно-правовой базы, регулирующей
порядок мобилизации государственной пошлины
Федеральным законом от 02.11.2004 N 127-ФЗ (далее - Закон) введена в действие глава 25.3 Налогового кодекса РФ "Государственная пошлина". При этом Законом отменен действовавший до 1 января 2005 года Закон РСФСР от 09.12.1991 N 2005-1 "О государственной пошлине", который регулировал порядок взимания государственной пошлины за некоторые юридически значимые действия, совершаемые органами государственной власти.
Главой 25.3 НК РФ установлены размеры государственной пошлины в привязке к юридически значимым действиям, совершаемым органами государственной власти, с учетом особенностей, связанных с предоставлением льгот по уплате суммы государственной пошлины различным категориям граждан, органам государственной власти, а также с предоставлением освобождения от уплаты государственной пошлины; в значительной степени уточнены положения, устанавливающие порядок и сроки уплаты государственной пошлины за совершение органами государственной власти юридически значимых действий.
Федеральным законом от 15.08.1995 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" установлены коды видов доходов (приложение N 1 к Закону), применяемые к различным видам государственной пошлины. При этом принципы формирования кодов видов доходов сложились исходя из структуры главы 25.3 НК РФ с учетом требований бюджетного законодательства. Так, структурно глава 25.3 НК РФ состоит из трех разделов в части привязки размеров государственной пошлины к основным видам юридически значимых действий, за которые предусмотрена уплата государственной пошлины:
- установление размеров государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах (мировыми судьями) (статьи 333.19, 333.20 (суды общей юрисдикции, мировые судьи), 333.21, 333.22 (арбитражные суды), 333.23 (конституционные суды) НК РФ);
- установление размеров государственной пошлины за совершение нотариальных действий (статьи 333.24, 333.25 НК РФ), за регистрацию актов гражданского состояния (статьи 333.26, 333.27 НК РФ), за действия, связанные с приобретением гражданства РФ и выходом из него, въездом и выездом из РФ (статьи 333.28, 333.29 НК РФ), за действия, связанные с регистрацией программ для ЭВМ, баз данных и топологии интегральных микросхем (ст. 333.30 НК РФ), за действия, связанные с осуществлением федерального пробирного надзора (статьи 333.31, 333.32 НК РФ);
- установление размеров государственной пошлины за совершение юридически значимых действий, связанных с государственной регистрацией, и прочих юридически значимых действий (статьи 333.33, 333.34 НК РФ).
По такой же структурной логике формировались коды классификации доходов бюджетов Российской Федерации подгруппы 000 1 08 00000 00 0000 000 "Государственная пошлина, сборы" с той лишь разницей, что в связи с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации в части установления различных нормативов распределения поступлений от государственной пошлины по бюджетам в зависимости от конкретных видов юридически значимых действий возникла необходимость в дополнительном разделении кодов бюджетной классификации. Например, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации государственная пошлина по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, подлежит зачислению в федеральный бюджет, государственная пошлина по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции (за исключением Верховного Суда), мировыми судьями, подлежит зачислению в бюджет муниципального района, а государственная пошлина по делам, рассматриваемым в конституционных (уставных) судах субъектов Российской Федерации, подлежит зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации.
Как известно, код доходов бюджетов Российской Федерации помимо кода вида доходов включает также и код администратора. Порядок закрепления поступлений от государственной пошлины за администраторами установлен Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 21.12.2005 N 152н (далее - Указания). Приложение N 11 к Указаниям содержит перечень федеральных органов государственной власти - администраторов различных видов государственной пошлины.
Функции администратора государственной пошлины перечислены в статье 20 Бюджетного кодекса РФ, в соответствии с которой администратор осуществляет контроль за правильностью исчисления и уплаты государственной пошлины, начисление и учет, взыскание, а также принимает решение о возврате (зачете) излишне уплаченной суммы государственной пошлины.
В рамках исполнения функции контроля за правильностью исчисления и уплаты государственной пошлины администратор обязан доводить реквизиты до плательщиков государственной пошлины, руководствуясь при этом правилами заполнения платежных документов на перечисление денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 16.11.2004 N 106н.
При исполнении функции начисления и учета поступлений от государственной пошлины администратор руководствуется Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 26.08.2004 N 70н, Инструкцией о порядке составления и предоставления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности, утвержденной приказом Минфина России от 21.01.2005 N 5н, а также следует требованиям приказа Минфина России от 16.12.2004 N 116н "Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации" с целью обмена информацией о поступлениях от государственной пошлины с органами Федерального казначейства.
Порядок применения кодов видов доходов
Выше мы рассмотрели общий порядок отражения поступлений от различных видов государственной пошлины по кодам видов доходов. Однако за рамками указанного рассмотрения остаются вопросы отражения государственной пошлины за совершение конкретного юридически значимого действия по коду вида доходов. Для того чтобы окончательно дать ответ на эти вопросы, сформируем таблицу соответствия кода вида доходов и положений НК РФ, в соответствии с которыми устанавливается размер государственной пошлины за совершение конкретного юридически значимого действия.
Код вида доходов | Название | Положение НК РФ |
000 1 08 01000 01 1000 110 | Государственная пошлина по делам, рассматривае- мым в арбитражных судах |
ст. 333.21 |
000 1 08 02000 01 0000 110 | Государственная пошлина по делам, рассматривае- мым Конституционным Судом Российской Федерации и конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации |
|
000 1 08 02010 01 0000 110 | Государственная пошлина по делам, рассматривае- мым Конституционным Судом Российской Федерации |
п. 1 ст. 333.23 |
000 1 08 02020 01 0000 110 | Государственная пошлина по делам, рассматривае- мым конституционными (уставными) судами субъек- тов Российской Федерации |
п. 2 ст. 333.23 |
000 1 08 03000 01 0000 110 | Государственная пошлина по делам, рассматривае- мым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями |
|
000 1 08 03010 01 0000 110 | Государственная пошлина по делам, рассматривае- мым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением государственной пошлины по де- лам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации) |
ст. 333.19 |
000 1 08 03020 01 0000 110 | Государственная пошлина по делам, рассматривае- мым Верховным Судом Российской Федерации |
ст. 333.19 |
000 1 08 04000 01 0000 110 | Государственная пошлина за совершение нотари- альных действий (за исключением действий, со- вершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации) |
ст. 333.24 |
000 1 08 05000 01 0000 110 | Государственная пошлина за государственную ре- гистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые орга- нами записи актов гражданского состояния и ины- ми уполномоченными органами (за исключением консульских учреждений Российской Федерации) |
ст. 333.26 |
000 1 08 06000 01 0000 110 | Государственная пошлина за совершение действий, связанных с приобретением гражданства Российс- кой Федерации или с выходом из него, с въездом в Российскую Федерацию и выездом из Российской Федерации |
ст. 333.28 |
000 1 08 07000 01 0000 110 | Государственная пошлина за государственную ре- гистрацию, а также за совершение прочих юриди- чески значимых действий |
|
000 1 08 07010 01 0000 110 | Государственная пошлина за государственную ре- гистрацию юридических лиц, физических лиц в ка- честве индивидуальных предпринимателей, измене- ний, вносимых в их учредительные документы, а также за государственную регистрацию ликвидации юридического лица |
подпункты 1, 3, 8, 9 п. 1 ст. 333.33 |
000 1 08 07020 01 0000 110 | Государственная пошлина за государственную ре- гистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество и сделок с ним |
подпункты 19-26 п. 1 ст. 333.33 |
000 1 08 07030 01 0000 110 | Государственная пошлина за право использования наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лиц |
пп. 57 п. 1 ст. 333.33 |
000 1 08 07040 01 0000 110 | Государственная пошлина за совершение действий, связанных с государственной регистрацией выпус- ков (дополнительных выпусков) эмиссионных цен- ных бумаг |
подпункты 44-45 п. 1 ст. 333.33 |
000 1 08 07050 01 0000 110 | Государственная пошлина за совершение регистра- ционных действий, связанных с паевыми инвес- тиционными фондами и с осуществлением деятель- ности на рынке ценных бумаг |
подпункты 47-48 п. 1 ст. 333.33 |
000 1 08 07060 01 0000 110 | Государственная пошлина за совершение действий, связанных с выдачей разрешений на размещение и (или) обращение эмиссионных ценных бумаг российских эмитентов за пределами территории Российской Федерации |
пп. 46 п. 1 ст. 333.33 |
000 1 08 07070 01 0000 110 | Государственная пошлина за государственную регистрацию морских судов, судов внутреннего плавания, судов смешанного (река - море) плавания, воздушных судов, за выдачу свиде- тельств о праве собственности на судно, о праве плавания и другие юридически значимые действия |
подпункты 50-54, 56, 61-65, 83-84 п. 1 ст. 333.33 |
000 1 08 07080 01 0000 110 | Государственная пошлина за совершение действий, связанных с лицензированием, с проведением аттестации в случаях, когда такая аттестация предусмотрена законодательством Российской Федерации |
|
000 1 08 07081 01 0000 110 | Государственная пошлина за совершение действий, связанных с лицензированием, с проведением аттестации в случаях, когда такая аттестация предусмотрена законодательством Российской Федерации, зачисляемая в федеральный бюджет |
подпункты 49, 55, 71-74 п. 1 ст. 333.33 |
000 1 08 07082 01 0000 110 | Государственная пошлина за совершение действий, связанных с лицензированием, с проведением аттестации в случаях, когда такая аттестация предусмотрена законодательством Российской Федерации, зачисляемая в бюджеты субъектов РФ |
пп. 71 п. 1 ст. 333.33 |
000 1 08 07090 01 0000 110 | Государственная пошлина за рассмотрение хода- тайств, предусмотренных антимонопольным законо- дательством |
пп. 69 п. 1 ст. 333.33 |
000 1 08 07100 01 0000 110 | Государственная пошлина за выдачу и обмен паспорта гражданина Российской Федерации |
подпункты 16-17 п. 1 ст. 333.33 |
000 1 08 07110 01 0000 110 | Государственная пошлина за государственную ре- гистрацию межрегиональных, региональных и мест- ных общественных объединений, отделений общест- венных объединений, а также за государственную регистрацию изменений их учредительных докумен- тов |
пп. 1 п. 1 ст. 333.33 |
000 1 08 07120 01 0000 110 | Государственная пошлина за государственную регистрацию региональных отделений политической партии |
пп. 2 п. 1 ст. 333.33 |
000 1 08 07130 01 0000 110 | Государственная пошлина за государственную ре- гистрацию средств массовой информации, продук- ция которых предназначена для распространения преимущественно на территории субъекта Российс- кой Федерации, а также за выдачу дубликата сви- детельства о такой регистрации |
подпункты 11-13 п. 1 ст. 333.33 |
000 1 08 07140 01 0000 110 | Государственная пошлина за государственную ре- гистрацию транспортных средств и иные юридичес- ки значимые действия, связанные с изменениями и выдачей документов на транспортные средства, выдачей регистрационных знаков |
подпункты 29-40 п. 1 ст. 333.33 |
000 1 08 07150 01 0000 110 | Государственная пошлина за выдачу разрешения на распространение наружной рекламы |
пп. 80 п. 1 ст. 333.33 |
000 1 08 07160 01 0000 110 | Государственная пошлина за выдачу ордера на квартиру |
пп. 79 п. 1 ст. 333.33 (утратил силу с 01.01.2006) |
000 1 08 07180 01 0000 110 | Государственная пошлина за право вывоза куль- турных ценностей, предметов коллекционирования по палеонтологии и минералогии |
подпункты 27-28 п. 1 ст. 333.33 |
000 1 08 07200 01 0000 110 | Прочие государственные пошлины за государствен- ную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий |
подпункты 2, 4, 5, 6, 10, 14-15, 18, 41-43, 58-60, 66-68, 70, 75-78 п. 1 ст. 333.33 |
000 1 08 08000 01 0000 110 | Государственная пошлина за совершение действий при осуществлении федерального пробирного надзора |
ст. 333.31 |
000 1 08 09000 01 0000 110 | Государственная пошлина за совершение действий уполномоченным федеральным органом исполнитель- ной власти по официальной регистрации программы для электронных вычислительных машин, базы дан- ных и топологий интегральных микросхем |
ст. 333.30 |
000 1 08 10000 01 0000 110 | Государственная пошлина за получение ресурса нумерации оператором связи |
пп. 81 п. 1 ст. 333.33 |
000 1 08 11000 01 0000 110 | Государственная пошлина за регистрацию деклара- ции о соответствии требованиям средств связи и услуг связи |
пп. 82 п. 1 ст. 333.33 |
Несмотря на то что в целом каждый отдельный код вида доходов находится во взаимооднозначном соответствии с видом государственной пошлины, размеры которой регулируются соответствующими положениями НК РФ, коды видов доходов 000 1 08 07081 01 0000 110 и 1 08 07082 01 0000 110 имеют пересечение в части пп. 71 п. 1 ст. 333.33 НК РФ, то есть, вообще говоря, из приведенной выше таблицы соответствия нельзя сделать вывод о том, в каких случаях государственная пошлина за действия, связанные с лицензированием, отражается по одному из указанных выше кодов видов дохода, а в каких - по другому. Согласно статье 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственная пошлина за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов, с лицензированием заготовки, переработки и реализации лома черных металлов, зачисляется в бюджет субъекта Российской Федерации и отражается по коду вида доходов 000 1 08 07082 01 0000 110. В остальных случаях государственная пошлина за действия, связанные с лицензированием, зачисляется в федеральный бюджет. То же самое справедливо и для кодов видов доходов 000 1 08 07120 01 0000 110 и 000 1 08 07200 01 0000 110 в части пп. 2 п. 1 ст. 333.33 НК РФ, поскольку пп. 2 п. 1 ст. 333.33 НК РФ установлен размер государственной пошлины за государственную регистрацию политических партий, включая региональные отделения политических партий. В связи с тем что в соответствии с Бюджетным кодексом РФ государственная пошлина за государственную регистрацию региональных отделений политических партий зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации, возникла необходимость в выделении отдельного кода вида доходов для отражения указанных поступлений. Таким образом, по коду 000 1 08 07200 01 0000 110 отражаются поступления от государственной пошлины за государственную регистрацию политических партий (за исключением региональных отделений политических партий), а по коду 000 1 08 07120 01 0000 110 отражаются поступления от государственной пошлины за государственную регистрацию региональных отделений политических партий.
Закрепление поступлений от государственной пошлины
за администраторами
Российской Федерации значительно усложнилась по сравнению с бюджетной классификацией, действовавшей до 1 января 2005 года, в частности, за счет введения в структуру кода бюджетной классификации кода администратора (1-3-й знаки КБК)*(1). Наряду с рассмотренным выше вопросом группировки поступлений от государственной пошлины по кодам вида доходов необходимо проанализировать актуальную проблему определения кода администратора для конкретной государственной пошлины. Общая процедура закрепления поступлений в бюджетную систему за администраторами описана в предыдущих статьях (см. N 1 и 2, 2006), поэтому остановимся на особенностях закрепления поступлений от государственной пошлины за администраторами. В соответствии с приложением N 11 к Указаниям государственная пошлина за совершение отдельных видов юридически значимых действий закрепляется за федеральными органами государственной власти, а также за Центральным Банком Российской Федерации. Например, государственная пошлина за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество и сделок с ним закрепляется за Федеральной регистрационной службой (код администратора 321). В то же время отдельные виды государственной пошлины закрепляются за всеми администраторами (в приложении N 11 указан код администратора 000), например государственная пошлина за государственную регистрацию транспортных средств и иные юридически значимые действия, связанные с изменениями и выдачей документов на транспортные средства, выдачей регистрационных знаков. Однако это не означает, что в платежном документе указывается код администратора 000, то есть отсутствует администратор. В этом случае администратором государственной пошлины является орган государственной власти, осуществляющий юридически значимые действия, за которые предусмотрена уплата государственной пошлины. Тем не менее бюджетное законодательство не содержит явных указаний на то, кто конкретно является администратором таких пошлин, в связи с чем принято решение (письмо Минфина России и Федерального казначейства от 13.03.2006 N 02-13-10/527 и 42-5.2-05/128) о том, что нормативным правовым актом органа государственной власти, осуществляющим юридически значимые действия, за которые уплачивается государственная пошлина, помимо утверждения процедур исполнения функций администратора устанавливается перечень источников доходов бюджетов РФ (включая виды государственной пошлины), администрируемых данным органом государственной власти. Указанный нормативный правовой акт является основанием для организации информационного обмена о поступлениях в бюджетную систему РФ между органами Федерального казначейства и администратором. Следует иметь в виду, что в свою очередь основанием для включения администратором в перечень доходных источников конкретного вида государственной пошлины является совершение данным органом государственной власти юридически значимого действия, за которое предусмотрена уплата соответствующей государственной пошлины.
На примере с государственной пошлиной за государственную регистрацию транспортных средств проиллюстрируем работу указанного выше порядка закрепления государственной пошлины за администратором. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 транспортные средства регистрируют подразделения МВД России, органы Федеральной таможенной службы, органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин, военные автомобильные инспекции. В соответствии с вышеизложенным порядком МВД России, ФТС, Минобороны России, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в ведении которых находятся органы госнадзора за техническим состоянием самоходных машин, следует издать нормативный правовой акт, закрепляющий государственную пошлину за государственную регистрацию транспортных средств за указанными органами государственной власти. При этом МВД России, ФТС, Минобороны России указывают код администратора поступлений от государственной пошлины за государственную регистрацию транспортных средств, соответствующий коду, указанному в приложении N 6 к Указаниям (например, в соответствии с приложением N 6 к Указаниям МВД России имеет код 188). Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в ведении которых находятся органы госнадзора за техническим состоянием самоходных машин, указывают код администратора, установленный законодательством субъекта Российской Федерации. Здесь уместно сделать экскурс в историю вопроса, являющегося до сих пор актуальным, о причинах введения в приложение N 11 Указаний главы "000 Доходы, закрепляемые за всеми администраторами". Одной из причин является то, что администратором доходного источника, указанного в этой главе, могут выступать орган государственной власти субъекта Российской Федерации или органы местного самоуправления. Если доходный источник в явном виде закреплен за федеральными органами власти, то в соответствии с Указаниями администраторами указанного доходного источника не могут являться органы государственной власти субъекта Российской Федерации или органы местного самоуправления. Показательным примером как раз и является государственная пошлина за государственную регистрацию транспортных средств.
Другой причиной является то, что администрирование доходного источника осуществляют практически все федеральные органы государственной власти. Применительно к государственной пошлине показательным примером является государственная пошлина за совершение действий, связанных с лицензированием. В то же время правовым основанием для закрепления указанной государственной пошлины за федеральным органом государственной власти, нормативным правовым актом данного органа является постановление Правительства РФ от 26.01.2006 N 45 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности", устанавливающее исчерпывающий перечень лицензирующих органов государственной власти в привязке к конкретным видам деятельности, за осуществление которых выдаются лицензии.
Полномочия администраторов государственной пошлины при мобилизации
поступлений от государственной пошлины
Исполнение функций администратора государственной пошлины необходимо рассматривать с учетом положений Закона или главы 25.3 НК РФ. Согласно статье 333.18 НК РФ плательщики уплачивают государственную пошлину до совершения органами государственной власти юридически значимых действий (до выдачи документов, совершения нотариальных действий, до рассмотрения заявления, ходатайства, иска и т.д.). При этом имеются особенности уплаты государственной пошлины при совершении различных видов юридически значимых действий, которые можно разделить на две категории: к первой категории относятся особенности, связанные с доначислением или переначислением государственной пошлины, ко второй категории относятся особенности, связанные с предоставлением льгот по уплате суммы государственной пошлины различным категориям граждан, органам государственной власти, а также с предоставлением освобождения от уплаты государственной пошлины.
Доначисление или переначисление государственной пошлины возникает при вынесении решения судами по результатам рассмотрения иска. Например, если истцом не определена цена иска, устанавливается предварительный размер иска и уплачивается истцом соответствующая сумма государственной пошлины до подачи заявления, а при вынесении решения судом определяется окончательная цена иска, в зависимости от которой доначисляется и уплачивается истцом дополнительная сумма государственной пошлины после вынесения решения. Переначисление связано с передачей уплаты государственной пошлины ответчику, если решение суда вынесено не в пользу ответчика. Таким образом, уплата доначисленной или переначисленной суммы государственной пошлины происходит после вынесения решения судами, в то время как в остальных случаях сумма государственной пошлины уплачивается до подачи заявления или обращения в суд. Момент уплаты государственной пошлины имеет принципиальное значение при администрировании государственной пошлины, поскольку при уплате государственной пошлины до совершения органом государственной власти юридически значимого действия рассмотрение заявления, иска, иных документов осуществляется только после подтверждения факта уплаты государственной пошлины и тем самым контроль за уплатой государственной пошлины производится, по сути, автоматически, в то время как контроль за уплатой государственной пошлины после совершения юридически значимого действия требует в случае неуплаты доначисленной (переначисленной) государственной пошлины дополнительных процедур взыскания, связанных с привлечением судебных приставов или выставлением инкассовых поручений в случае наличия денежных средств на счетах плательщика государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах.
Особенности уплаты государственной пошлины второй категории не относятся непосредственно к порядку администрирования государственной пошлины, поскольку, по сути, лишь уточняют размеры государственной пошлины для некоторых категорий плательщиков, указанных в статьях 333.35-333.39 НК РФ.
Возвращаясь к анализу статьи 333.18 НК РФ в контексте администрирования государственной пошлины, отметим, что в соответствии со статьей, во-первых, государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимых действий, а во-вторых, фактом уплаты государственной пошлины признается предъявление плательщиком платежного документа с отметкой банка об его исполнении. Учитывая также требования бюджетного законодательства в части администрирования поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, вышеуказанные нормы налогового законодательства следует исполнять в следующем порядке. В связи с тем что администратор поступлений в бюджет выполняет функцию контроля за правильностью исчисления и уплаты платежа, администратор государственной пошлины в рамках исполнения указанной функции доводит до плательщика следующие реквизиты, прописываемые в полях "Получатель" платежного поручения на перечисление государственной пошлины в бюджетную систему Российской Федерации:
- в поле (61) "ИНН получателя" и поле (103) "КПП получателя" указывается ИНН, КПП территориального органа администратора, в ведении которого находится орган, совершивший юридически значимое действие, а также название администратора (в скобках указывается название Управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации);
- в поле (17) "N сч." указывается балансовый счет N 40101 "Доходы, распределяемые между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации", открытый в учреждениях Банка России Управлению Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации;
- в поле (104) указывается код бюджетной классификации, соответствующий государственной пошлине;
- в поле 105 указывается код ОКАТО муниципального образования, в котором находится орган, совершивший юридически значимое действие.
При заполнении платежных документов (квитанции) на перечисление государственной пошлины в бюджет физическими лицами администратор доводит реквизиты до плательщика в аналогичном порядке.
Указание кода ОКАТО в соответствии с изложенным порядком определяет признак уплаты государственной пошлины по месту совершения юридически значимого действия.
Реквизиты "ИНН получателя", "КПП получателя" соответствуют ИНН, КПП территориального органа администратора, с которым органы Федерального казначейства осуществляют информационное взаимодействие по форме и в сроки, определяемые органами Федерального казначейства. Номер балансового счета N 40101 представляется администратору государственной пошлины органами Федерального казначейства в рамках информационного взаимодействия. Код бюджетной классификации доводится администратором до плательщика с обязательным указанием кода администратора и кода программ (14-17-й знаки) "1000".
Обращаем внимание на необходимость доведения администратором реквизитов платежного поручения, перечисленных выше. В обратном случае неправильное заполнение плательщиком реквизитов приводит к росту кредиторской задолженности органов Федерального казначейства, появлению дебиторской задолженности в расчете между администратором и плательщиками с последующим обязательством администратора осуществить уточнение, возврат (зачет) ошибочно перечисленных сумм в бюджетную систему Российской Федерации. Это обстоятельство объясняется тем, что органы Федерального казначейства не имеют возможности самостоятельно уточнить поступления от государственной пошлины по неправильно заполненным платежным документам, в связи с чем относят такие платежи на невыясненные поступления.
Подтверждение факта уплаты государственной пошлины складывается из двух составляющих. Первой составляющей является указанное выше требование статьи 333.18 НК РФ об осуществлении юридически значимого действия после представления платежного документа об уплате государственной пошлины с отметкой банка об исполнении. Второй составляющей является подтверждение факта уплаты государственной пошлины в бюджетную систему РФ от органов Федерального казначейства, реализуемое через представление органом Федерального казначейства Выписки из сводного реестра поступлений и выбытий средств бюджета в соответствии с приказом Минфина России от 16.12.2004 N 116н. При получении от плательщика платежного документа с отметкой банка об исполнении администратор государственной пошлины заносит в Журнал операций расчетов с дебиторами по доходам соответствующие сведения из платежного документа и отражает сумму, указанную в платежном документе, по дебету счета бюджетного учета 1 20501 560 и кредиту счета бюджетного учета 1 40101 110. Указанное занесение записей является отражением операции начисления государственной пошлины в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 26.08.2004 N 70н. Поскольку полномочия по отражению операции начисления государственной пошлины в бюджетном учете могут быть переданы органу (учреждению, подразделению), находящемуся в ведении действие, либо территориальному органу администратора, либо центральному аппарату (при этом бюджетное законодательство не накладывает каких-либо ограничений по передаче указанных полномочий внутри структурных подразделений органа государственной власти), организация учета поступлений от государственной пошлины в части ведения Журнала операций расчетов с дебиторами по доходам утверждается нормативным правовым актом органа государственной власти, администрирующего государственную пошлину. При получении от органа Федерального казначейства Выписки из сводного бюджетном учете указанную операцию по дебету счета бюджетного учета 1 21002 110 и кредиту счета бюджетного учета 1 20501 660. Если начисленная сумма больше суммы поступившей (то есть сумма, отраженная по дебету счета 1 20501 560, больше суммы, отраженной по кредиту счета 1 20501 660), то в случае правильно заполненного платежного документа администратор вправе взыскать с плательщика недостающую сумму. В случае же неправильно заполненного документа администратор оформляет уведомление об уточнении и принадлежности платежа в соответствии с требованиями приказа Минфина России от 16.12.2004 N 116н, если ИНН, КПП администратора не соответствуют коду администратора, некорректно указан код бюджетной классификации или код ОКАТО. Если в платежном документе неправильно указан балансовый счет N 40101, то администратору следует повторно взыскать с плательщика необходимую сумму государственной пошлины, а затем оформить решение о возврате по форме, установленной приказом Минфина России от 16.12.2004 N 116н, и направить его в соответствующий орган Федерального казначейства. Следует отметить, что последнее условие труднореализуемо, поскольку в налоговом законодательстве подобного рода повторные взыскания не установлены. В связи с этим еще раз акцентируем внимание на необходимости заключения соглашения (договора) об информационном взаимодействии между администратором и органами Федерального казначейства, и доведения на основании положений указанного соглашения (договора) реквизитов, необходимых для заполнения платежных документов, до плательщиков.
Помимо Выписки из сводного реестра поступлений и выбытий средств бюджета орган Федерального казначейства направляет администратору Справку о перечислении поступлений в бюджеты, отражающую распределение суммы государственной пошлины по бюджетам Российской Федерации и предназначенную для составления администратором бюджетной отчетности по поступлениям от государственной пошлины. Указанная операция отражается по дебету счета бюджетного учета 1 40101 100 и кредиту счета бюджетного учета 1 21002 100.
В части осуществления функции возврата излишне уплаченных (взысканных) сумм государственной пошлины отметим, что порядок возврата установлен статьей 333.40 НК РФ. Хотя следует иметь в виду, что новый Так, до 1 февраля 2006 года порядок возврата предусматривал то, что формально решение о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины принималось налоговыми органами. При этом предполагалось, что налоговые органы должны были представлять органам Федерального казначейства платежное поручение на возврат излишне уплаченной суммы в течение одного месяца после подачи плательщиком заявления на возврат с приложением определений, решений органов государственной власти, осуществляющих юридически значимые действия, за которые предусмотрена уплата государственной пошлины. Однако фактически такой порядок возврата был труднореализуем, поскольку положения статьи 333.40 противоречили бюджетному законодательству, в соответствии с которым решение о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины принимается органами государственной власти, осуществляющими юридически значимые действия, за которые предусмотрена уплата государственной пошлины (за исключением судов).
Федеральным законом от 31.12.2005 N 201-ФЗ внесены следующие изменения в порядок возврата излишне уплаченных (взысканных) сумм государственной пошлины, действовавший до 1 февраля 2006 года:
- заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины (за исключением государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, а также мировыми судьями) подается плательщиком государственной пошлины в орган (должностному лицу), уполномоченный совершать юридически значимые действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина;
- заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, а также мировыми судьями, подается плательщиком государственной пошлины в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело;
- к заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины (за исключением государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, а также мировыми судьями) прилагаются подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, - копии указанных платежных документов. К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, арбитражных судах, Конституционным Судом Российской Федерации и конституционными (уставными) судами субъектов РФ, мировыми судьями, помимо указанных выше документов прилагаются решения, определения и справки судов об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины;
- решение о возврате плательщику излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины (за исключением государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, а также мировыми судьями) принимает орган (должностное лицо), осуществляющий действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина;
- решение о возврате плательщику излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, принимает соответствующий налоговый орган;
- возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины осуществляется органом Федерального казначейства;
- заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы;
- возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины производится за счет средств бюджета, в который произведена переплата, в течение одного месяца со дня подачи указанного заявления о возврате.
В то же время следует отметить следующие особенности, возникающие при возврате сумм, излишне уплаченных (взысканных) до 1 января 2005 года и поступивших в счет уплаты платежей, налоговый статус которых изменился с 1 января 2005 года в связи с введением в действие главы 25.3 Налогового кодекса РФ "Государственная пошлина" (указанные платежи преобразовались в государственные пошлины). Администратором поступлений в бюджет по обязательствам, возникшим до 1 января 2005 года, является орган государственной власти, орган местного самоуправления, выполняющий функции администратора поступлений в бюджет от государственной пошлины, являвшейся до 1 января 2005 года платой за совершение юридически значимых действий.
При возникновении требования плательщиком о возврате сумм вышеуказанной платы заявление о возврате направляется администратору поступлений в бюджет от соответствующей государственной пошлины с приложением подлинных платежных документов в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, - копии платежных документов.
При оформлении администратором поступлений в бюджет от соответствующей государственной пошлины платежных документов на возврат указывается код классификации доходов бюджетов Российской Федерации с обязательным отмечанием кода администратора, установленный Указаниями.
Например, до 1 января 2005 года плата за государственную регистрацию права собственности зачислялась на счета, открытые в подразделениях расчетной сети Банка России или кредитных организациях, соответствующих учреждений юстиции. С 1 января 2005 года в связи с введением в действие главы 25.3 НК РФ "Государственная пошлина" вместо указанной платы взимается государственная пошлина за государственную регистрацию права собственности в соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ. В соответствии с приложением N 11 к Указаниям администратором данной пошлины является Федеральная регистрационная служба и возврат излишне уплаченной (взысканной) до 1 января 2005 года платы за государственную регистрацию права собственности осуществляется по коду бюджетной классификации 321 1 08 07020 01 1000 110 "Государственная пошлина за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
С.С. Бычков,
заместитель начальника отдела
Департамента бюджетной политики Минфина России
"Советник бухгалтера социальной сферы", N 4, апрель 2006 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Функциональная нагрузка кода администратора заключается в том, что код администратора показывает, какой орган государственной власти (учреждение, находящееся в его ведении) осуществляет функции администратора соответствующих поступлений в бюджет, установленные статьей 20 Бюджетного кодекса РФ. Назначение администраторов поступлений в бюджетную систему РФ - федеральных органов государственной власти устанавливается приложением N 11 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 21.12.2005 N 152н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Советник бухгалтера социальной сферы"
для бюджетных учреждений и некоммерческих организаций
Зарегистрирован в Государственном комитете РФ по печати
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-11509 от 28.12.2001 г.
Учредитель: ООО "Издательство "Советник бухгалтера"
Отдел подписки и распространения: (495) 236-33-89, 258-00-27, 237-77-95
Отдел рекламы: (495) 277-28-66, 274-05-12
Почтовый адрес редакции: 115093, Москва, Люсиновская ул., 51.
E-mail: sb@ministry.ru, sb@sde.ru
Подписка на сайте: www.sovbuh.ru
Подписка на почте:
Роспечать - 81765
Пресса России - 14502