В новом году проводим тендеры по-новому
Федеральный закон от 07.04.1999 N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" с 1 января 2006 года утратил силу. Вместо него вступил в силу Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Эти законы существенно отличаются друг от друга. В журналах N 7 и 8 за 2005 год, N 1, 2 за 2006 год мы уже опубликовали серии статей Н.Б. Озеровой с подробным изложением положений нового закона. В данной же статье дается сравнительный анализ двух законов.
Новый закон впервые определил границу закупок путем публичного договора (публичной оферты), то есть небольшие покупки, стоимость которых не превышает лимита расчетов наличными денежными средствами между двумя юридическими лицами (в настоящее время - 60 000 руб.), проводятся без запроса котировок и тендера (ст. 1). Определение такой границы можно считать положительным моментом в законодательстве, так как в некоторых субъектах Федерации метод закрытых котировок для бюджетных средств применялся при покупке товаров (выполнении работ, оказании услуг) на сумму от 1 коп.
Сократился также срок опубликования сведений о проведении открытого конкурса. Извещение о проведении открытого конкурса публикуется в официальном печатном издании и размещается на официальном сайте не менее чем за тридцать дней до проведения торгов (ст. 21).
При том что проведение двухэтапного конкурса не предусматривается новым законом, принципиально новым является появление нового вида торгов - аукциона (перечень продукции, закупаемой через аукцион, будет установлен постановлением Правительства РФ) и нового вида закупки без проведения торгов - на товарных биржах (при закупках на сумму, превышающую 5 млн. руб.). При этом необходимо отметить, что основанием для появления в законе аукциона являются статьи 447 и 448 Гражданского кодекса России, а деятельность товарных бирж определяется Законом РФ от 20.02.1992 N 2383-I "О товарных биржах и биржевой торговле".
При закупке методом запроса котировок обязательно размещение информации на официальном сайте (для неограниченного круга лиц) (ст. 42), что не исключает одновременного обращения непосредственно к возможным поставщикам. Раньше метод запроса котировок заключался в направлении предложения не менее чем 3 поставщикам продукции (товаров, работ, услуг).
Подлежат обязательному опубликованию в официальном издании и на официальном сайте в установленные сроки (по каждому способу закупок - свой срок) итоговые протоколы (протокол оценки и сопоставления заявок) по конкурсам, аукционам и котировкам. Ранее в официальном издании публиковалась информация только о победителе и сумме контракта в течение 20 дней после окончания конкурса.
Статья 11 нового закона устанавливает исчерпывающий перечень требований к поставщикам. Одним из требований является отсутствие у поставщиков задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника размещения заказа по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период.
Заказчик (уполномоченный орган) не вправе осуществлять путем запроса котировок размещение заказа на поставку одноименных товаров (выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг) на сумму более чем двести пятьдесят тысяч рублей, подлежащую уплате в течение квартала.
Размещение заказа у единственного источника осуществляется в случаях, установленных новым законом, без согласования с уполномоченным органом, за исключением случаев, когда договор с единственным участником конкурса (аукциона) не заключен по причине уклонения участника от заключения государственного контракта, а также когда возникла потребность в продукции (работах, услугах) вследствие непреодолимой силы (например, из-за эпидемии, изменения законодательства, обстоятельств, которые нельзя было предвидеть заранее).
Обеспечение конкурсной заявки на участие в конкурсе или аукционе может устанавливаться только путем залога денежных средств (старое законодательство, в частности Указ Президента РФ от 08.04.1997 N 305, предусматривало возможность предоставления банковской гарантии или поручительства). При этом размер обеспечения не может превышать 5% (ранее - 3%) от суммы контракта.
Согласно ст. 26 нового закона Заказчик (уполномоченный орган, специализированная организация) обязан осуществлять аудиозапись (новое в процедуре торгов) вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе. Любой участник размещения заказа, присутствующий при вскрытии конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытии доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе, вправе осуществлять аудио- и видеозапись вскрытия таких конвертов и открытия доступа к таким заявкам. Ранее такая возможность не предусматривалась.
Заказчик имеет право в конкурсной документации и государственном (муниципальном) контракте предусмотреть возможность увеличения объема закупки не более чем на 5% от объявленной с одновременным увеличением цены не более чем на те же 5%. Такая возможность появилась впервые.
Старое законодательство требовало от участников подтверждения права на участие в конкурсе, новый закон возлагает на Заказчика проверки права на участие в конкурсе.
С 1 января иностранные участники торгов имеют равные с российскими права на участие в конкурсе, до 31 декабря иностранные поставщики участвовали в конкурсе только в том случае, если продукция (товары, услуги) не производилась в России или ее производство было экономически нецелесообразным.
Впервые будет создан реестр недобросовестных поставщиков. Реестр будет состоять из перечня юридических лиц и частных предпринимателей, которые уклонились от заключения государственного (муниципального) контракта либо контракт с которыми был расторгнут в связи с существенными нарушениями условий контракта.
Квоты на государственный заказ субъектам малого предпринимательства раньше предусматривались отдельными нормативными актами. По новому закону преимущественное право на победу в конкурсе имеют организации инвалидов и организации уголовно-исправительной системы. Кроме того, предусмотрены обязательные квоты в размере 15% для малого бизнеса.
Новый закон не предусматривает закрытия конкурса до подведения итогов без объявления победителя, что было возможно раньше.
С 1 января 2006 года в случае, если Заказчик просрочит выполнение своих обязательств, то поставщик вправе требовать уплату неустойки (пеней, штрафов).
С этого года появилась возможность обжаловать решения Заказчика не только в судебном, но и в досудебном порядке. Уполномоченный орган по контролю за проведением торгов вправе приостановить проведение торгов, отозвать члена (или членов) комиссии, признать торги недействительными.
Законом N 94-ФЗ предусмотрены плановые и внеплановые проверки порядка проведения конкурсов уполномоченным органом. Плановые проверки Заказчика и постоянно действующей конкурсной (аукционной) комиссии проводятся не чаще, чем один раз в шесть месяцев, внеплановые проводятся по жалобе участников.
Также впервые установлен срок хранения документов - он не может быть меньше трех лет.
Новый закон более жесткий. Больше защищает интересы участников (подрядчиков, поставщиков, исполнителей), предоставляя им более широкие права на участие в конкурсных процедурах и их обжалование, чем интересы Государственного (муниципального) заказчика, права которых ограничены и жестко регламентированы новым законом.
Старый закон при подготовке и проведении конкурсов предоставлял Заказчику более широкие возможности для установления условий (критериев) при выборе участника - победителя, предложившего лучшие условия поставки продукции.
Новый закон требует очень сильного информационного обеспечения и поддержки (размещение в официальных источниках СМИ и на официальных сайтах всех необходимых публикаций в жестко установленные сроки, размещение конкурсных документации и т.п.).
Новый закон расширяет сферу применения - устанавливает единые нормы для Государственных заказчиков: федеральных и субъектов Федерации, а также для муниципальных заказчиков.
Новый закон в большей степени направлен на защиту интересов участников торгов (подрядчиков, поставщиков, исполнителей), предоставляя им более широкие права на участие в конкурсных процедурах и на их обжалование. Права государственного (муниципального) заказчика с 1 января 2006 года несколько ограничены и жестко регламентированы. В частности, при подготовке и проведении конкурсов у Заказчика были более широкие возможности для установления условий (критериев) при выборе участника-победителя, предложившего лучшие условия поставки продукции.
На официальных сайтах, например Министерства финансов России и других ведомств, уже появились разделы "Внимание, конкурс!", "Проводятся конкурсы" и т.п. Будем и мы работать по-новому с использованием новых технологий XXI века.
При проведении конкурсов нужно очень внимательно следить за изменениями в законодательстве. Не успел еще закон N 94-ФЗ вступить в действие, как Федеральным законом от 31.12.2005 N 207-ФЗ в него уже были внесены уточнения. Причем, согласно ст. 2 Федерального закона N 207, изменения вступили в силу 31 декабря 2005 года.
Так, заявка на участие в конкурсе, аукционе, предварительном квалификационном отборе должна содержать выписку из единого государственного реестра юридических лиц или нотариально заверенную копию такой выписки (для юридических лиц), выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или нотариально заверенную копию такой выписки (для индивидуальных предпринимателей).
Изменилась статья 55 Закона N 94-ФЗ, в которой приведен перечень случаев, когда заказчик может размещать заказ у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). Пункт 5 ст. 55 изложен в новой редакции - "если возникла потребность в работах или услугах, выполнение или оказание которых может осуществляться только органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями".
Указано, что Закон N 94-ФЗ применяется к отношениям, связанным с размещением заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд и возникшим после его вступления в силу. Если извещение о проведении конкурса опубликовано до 1 января 2006 года, проведение конкурса и подведение его итогов осуществляются в порядке, действовавшем до вступления в силу Закона N 94-ФЗ.
Обзор документов по госзакупкам
Приказом Росфиннадзора от 13.12.2005 N 273 для учреждений Федеральной службы финансово-бюджетного надзора утверждено Положение о государственных закупках, разработанное в соответствии с Федеральным законом N 94-ФЗ.
В письме ФТС России от 27.12.2005 N 15-14/46336 даны разъяснения по оформлению с 1 января 2006 года государственного контракта на поставку товаров, работ, услуг для нужд таможенных органов.
Федеральные органы исполнительной власти обязаны ежегодно формировать планы-графики проведения торгов на закупки товаров (работ, услуг) для государственных федеральных нужд и размещать их в сети "Интернет". Форма плана-графика приведена в приложении к письму Минэкономразвития РФ от 30.12.2005 N 21383-АШ/Д07. При заполнении формы можно придерживаться правил, изложенных в методических рекомендациях, доведенных до ОФК письмом Казначейства РФ от 20.01.2006 N 42-7.1-17/8.2-25.
В письме Департамента государственного регулирования тарифов и инфраструктурных реформ Минэкономразвития РФ от 18.01.2006 N Д07-54 разъяснены некоторые положения Федерального закона N 94-ФЗ. Указано, что количество закупок товаров, работ и услуг на сумму, не превышающую 60 тыс. руб., не ограничено. При определении одноименных товаров рекомендовано придерживаться общих определений товара, указанных в ГОСТе Р 51303-99 "Торговля. Термины и определения", Постановлении Госкомстата России от 25.03.2002 N 23.
В письме Рособразования от 19.01.2006 N 10-55-39/10-05 разъяснен вопрос размещения заказов на оказание ком. услуг предприятиями топливно-энергетического комплекса и ЖКХ (в части услуг по водоснабжению). Указано, что учебное заведение - заказчик самостоятельно принимает решение и проводит размещение заказов у единственного исполнителя в случае, если оказание данного вида услуг относится к сфере деятельности естественных монополий. Проведение конкурсных процедур в этом случае не требуется.
В письме Казначейства РФ от 06.02.2006 N 42-7.1-15/5.1-50 Федеральное казначейство разъясняет ОФК, что они не осуществляют функции контроля за соблюдением федеральными учреждениями правил размещения заказов для государственных нужд и не несут ответственности за оплату денежных обязательств федеральных учреждений по госконтрактам, размещенным с нарушением положений Федерального закона N 94-ФЗ.
В письме Казначейства РФ от 06.02.2006 N 42-7.1-15/5.1-502 указано на недопустимость отказа при обращении федеральных учреждений для открытия лицевых счетов для учета средств, поступающих во временное распоряжение федеральных учреждений, для осуществления операций в рамках Федерального закона N 94-ФЗ. При этом ОФК открывает только один лицевой счет.
Распоряжением Правительства РФ от 20.02.2006 N 229-р определен адрес официального сайта РФ в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд - www.zakupki.gov.ru. Сайт ведет Минэкономразвития России.
Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 N 94 утвержден уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере госзакупок - Федеральная антимонопольная служба. Контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу оставлен за Федеральной службой по оборонному заказу. Приведен перечень документов и норм, утративших силу.
Распоряжением Правительства РФ от 27.02.2006 N 261-р утвержден перечень товаров, работ и услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.
Постановлением Правительства РФ от 03.03.2006 N 117 установлено, что с 1 января по 31 декабря 2006 года ведение реестра государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации по итогам размещения заказов, осуществляет Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации.
С 1 января 2007 года указанным уполномоченным органом является Федеральное казначейство.
Е.В. Кулакова,
выпускающий редактор журнала
"Советник бухгалтера в здравоохранении"
"Советник бухгалтера социальной сферы", N 4, апрель 2006 г.
-------------------------------------------------------------------------
Статью Король Е.А. "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" читайте в журнале "СБ социальной сферы" N 12/2005.
Подробные статьи-комментарии Озеровой Н.Б. к закону N 94-ФЗ читайте в журналах "Советник бухгалтера в сфере образования и науки" N 5, 6 за 2005 год, N 1, 2 за 2006 год и "Советник бухгалтера в здравоохранении" N 7, 8 за 2005 год, N 1, 2 за 2006 год.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Советник бухгалтера социальной сферы"
для бюджетных учреждений и некоммерческих организаций
Зарегистрирован в Государственном комитете РФ по печати
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-11509 от 28.12.2001 г.
Учредитель: ООО "Издательство "Советник бухгалтера"
Отдел подписки и распространения: (495) 236-33-89, 258-00-27, 237-77-95
Отдел рекламы: (495) 277-28-66, 274-05-12
Почтовый адрес редакции: 115093, Москва, Люсиновская ул., 51.
E-mail: sb@ministry.ru, sb@sde.ru
Подписка на сайте: www.sovbuh.ru
Подписка на почте:
Роспечать - 81765
Пресса России - 14502