Формирование и использование пенсионного бюджета как фактор
социальной защиты населения
Становление рыночной экономики России требует модернизации всей финансовой системы. В наибольшей степени это относится к ее центральному звену - бюджету. Из бюджета постепенно выделились внебюджетные фонды, среди которых особое место заняли социальные фонды.
С их помощью осуществляется перераспределение национального дохода по инициативе органов государственной власти и в интересах граждан государства. Этим и объясняется специфика внебюджетных социальных фондов - четкое закрепление за ними доходных источников и, как правило, строго целевое использование их средств.
Внебюджетные фонды, существующие и функционирующие на данный момент в российской финансовой системе, имеют на нее огромное влияние.
Расходы и доходы государственных внебюджетных фондов утверждаются законодательными органами в форме закона (решения) аналогично закону (решению) об утверждении государственного бюджета. Формируются государственные внебюджетные фонды в порядке, установленном федеральным законом, в основном за счет обязательных отчислений, уплачиваемых юридическими и физическими лицами. Средства государственных внебюджетных фондов находятся в государственной собственности.
Пенсионный фонд имеет огромное влияние на экономику страны, так как главной целью его является - обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения средств во времени и в пространстве - где бы человек ни жил, он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем.
Правовое и финансовое регулирование социальной защиты населения
Пенсионный фонд своими средствами обеспечивает выплату ежемесячных пособий, пенсий людям, которые в силу определенных обстоятельств не могут обеспечить своего проживания, в том числе пенсионеров. Так, средства расходуются на выплаты государственных пенсий, пенсий инвалидам, венным, компенсации пенсионерам, пособий и на многие другие социальные цели. Таким образом, определяется его важное социальное значение.
Пенсионное обеспечение рассматривается как базовая и одна из самых важных социальных государственных гарантий стабильного развития общества, поскольку затрагивает непосредственно интересы нетрудоспособного населения, составляющего, как правило, свыше 25-30% жителей любой страны, и косвенно всего трудоспособного населения.
Гарантия прав российских граждан на пенсионное обеспечение по достижении соответствующего возраста обеспечена Конституцией РФ, в которой отмечено, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан. Каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей.
Финансирование всех видов трудовых пенсий осуществляется за счет страховых взносов, а социальных пенсий, пенсий военнослужащим срочной службы и некоторых других видов пенсионных выплат - за счет средств федерального бюджета.
Пенсионный фонд России (ПФР) относится к категории (системе) внебюджетных фондов денежных средств, он образуется в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеет своей целью аккумулирование денежных средств и использование их для решения определенных социально-экономических задач, в частности пенсионного обеспечения. ПФР является самостоятельным органом управления финансами пенсионного обеспечения, его средства не входят в состав федерального бюджета. В настоящий момент ПФР подотчетен Правительству РФ, перед которым ежегодно отчитывается о результатах исполнения бюджета.
Происходящий в экономике процесс совершенствования бюджетного и налогового законодательства затрагивает вопросы правового регулирования пенсионного обеспечения, поиска оптимальных вариантов организационно-правовых структур внебюджетных фондов, и прежде всего ПФР.
Практически с момента образования и до настоящего времени в своей деятельности ПФР руководствуется постановлением ВС РСФСР от 27.12.1991 N 2122-1 "Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)". В соответствии с ним ПФР является самостоятельным финансовокредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и Положением о Пенсионном фонде РФ (в дальнейшем - Положение).
Пенсионный фонд России и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства ПФР не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
Признание ПФР федеральной государственной собственностью - одна из особенностей российской пенсионной системы. Во многих странах с солидарно-распределительными системами подобные фонды не являются государственной собственностью, в том числе федеральной, а чаще всего рассматриваются как собственность самих застрахованных и работодателей, хотя и со строго целевым назначением, исключающим какое-либо иное использование средств Фонда, и тем более их изъятие государством.
Средства бюджета ПФР имеют целевое назначение и направляются:
на выплату в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации трудовых пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;
на доставку пенсий, выплачиваемых за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации;
на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности страховщика.
Организация работы по выплате пенсий в ГУ-УПФР Свердловского
района г. Красноярска
Управление Пенсионного фонда Свердловского района г. Красноярска (далее - Управление) с 01.10.2001 перешло в работу в условиях Единой системы управления пенсионным обеспечением, тем самым логично завершив технологический процесс от начисления до выплаты государственных пенсий.
Управление - некоммерческая организация, является самостоятельным финансово-кредитным государственным учреждением, осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, Положением об Управлении и подчиняется Отделению ПФР по Красноярскому краю. Управление является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием.
Управление и его денежные средства находятся в государственной собственности и не входят в состав бюджетов.
Основными задачами, стоящими перед Управлением и входящими в его компетенцию, являются:
организация назначения, перерасчета, выплаты и доставки государственных пенсий на территории Свердловского района;
контроль за своевременным и полным поступлением страховых взносов, а также правильным использованием средств Фонда и Управления;
финансирование расходов на выплату государственных пенсий и пособий в соответствии с действующим законодательством РФ;
участие в финансировании региональных программ социального обеспечения;
решение других вопросов, входящих в компетенцию Управления.
Для проведения текущей работы по учету плательщиков страховых взносов, контролю за своевременным и полным поступлением средств на счет ПФР, выполнения функций назначения, перерасчета и выплаты пенсий, для обеспечения функционирования Управления, решения возложенных на него задач, а также взаимодействия с Отделением ПФР по Красноярскому краю в Управлении созданы 3 отдела. Численность работников Управления составляет 67 человек.
Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, действующим законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Российской Федерации, решениями Правления ПФР и Исполнительной дирекции ПФР, указаниями Отделения ПФР. Бюджет Управления ежегодно утверждается Отделением ПФР.
Финансирование расходов на содержание Управления осуществляется Отделением ПФР по Красноярскому краю в соответствии с Соглашением между Пенсионным фондом Российской Федерации и администрацией Красноярского края о передаче Отделению ПФР по Красноярскому краю полномочий по назначению и выплате государственных пенсий.
Денежные средства, поступающие на счет Управления, находятся в государственной собственности Российской Федерации. Контроль за правильностью расходования средств бюджета Управления реализуется через:
проведение контрольно-ревизионной работы в Управлении ПФР и организациях, осуществляющих выплату и доставку пенсий;
систему вневедомственного контроля за правильностью расходования средств.
Доходная и расходная части бюджета
Формирование доходной части бюджета Управления. Порядок формирования доходной части бюджета Управления разработан в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, законодательством о налогах и сборах, об обязательном пенсионном страховании, Федеральными законами "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и другими нормативными правовыми актами РФ, указами Президента РФ.
Составление проекта бюджета ПФР основывается:
на прогнозе социально-экономического развития;
на положениях основных направлений бюджетной и налоговой политики РФ;
на данных статистических сборников;
на макро- микроанализах показателей исполнения бюджета за предыдущие периоды.
Исходными макроэкономическими показателями для составления бюджета на очередной финансовый год являются:
фонд заработной платы;
уровень инфляции;
ставки единого социального налога;
численность пенсионеров;
тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;
численность работающих в зависимости от возраста и уровня получаемой заработной платы.
Для расчета доходной части бюджета разработана особая методика в табличном варианте. В таблицу вносятся данные о предполагаемой численности работающих с разбивкой по категориям А, Б, В, Г и Д по данным Министерства экономики и развития РФ, комитета государственной статистики Красноярского края. Так, предполагаемая численность наемных работников в 2004 г. составляла 90 107 человек; фонд оплаты труда - 4 165 610 тыс. руб. также с разбивкой по категориям плательщиков; данные по распределению численности застрахованных по полу, возрасту и доходам; данные по удельному весу выплат социального характера - 3,67% общего фонда оплаты труда; уровень собираемости страховых взносов - 97%.
Свердловский район является донорским, так как доходная часть превышает расходную. В 2004 г. план по сбору средств составил:
Код 510 - 422 690 тыс. руб.
Код 610 - 378 950 тыс. руб.
Код 620 - 55 958 тыс. руб.
Формирование расходной части бюджета Управления. Расходы бюджета Управления включают расходы на пенсионное обеспечение, в том числе: расходы по обязательному пенсионному обеспечению - на базовую часть трудовой пенсии, страховую часть трудовой пенсии; расходы по государственному пенсионному обеспечению; расходы за счет средств федерального бюджета, передаваемых из Минтруда России; расходы на дополнительное пенсионное обеспечение, расходы на улучшение условий проживания престарелых граждан и инвалидов в государственных и муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания населения, оказание адресной социальной помощи нуждающимся пенсионерам и инвалидам.
Численность пенсионеров в Свердловском районе составляет 35 200 чел. Расходы на улучшение условий проживания престарелых граждан и инвалидов в государственных и муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания населения, оказание адресной социальной помощи нуждающимся пенсионерам и инвалидам.
Финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Управления.
Порядок финансирования расходов на выплату пенсий в ПФР утвержден постановлением Правления ПФР от 05.04.2002 N 33.
Настоящий Порядок устанавливает правила финансирования расходов на выплату пенсий, пособий и компенсаций в связи с введением в действие Федеральных законов Российской Федерации от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении о Российской Федерации", от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", осуществляемых в соответствии с Законом о бюджете ПФР.
Финансирование расходов производится в соответствии с действующим законодательством за счет:
средств федерального бюджета, перечисляемых ПФР на выплату базовой части трудовой пенсии;
средств федерального бюджета, перечисляемых ПФР на государственное пенсионное обеспечение;
страховых взносов, зачисляемых в ПФР на обязательное пенсионное страхование;
страховых взносов по дополнительному тарифу для работодателей-организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации для выплаты повышенного размера пенсий за выслугу лет членам летных экипажей;
средств целевого бюджетного фонда Министерства Российской Федерации по атомной энергии;
дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения работников, осуществляющих трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса Российской Федерации;
средств федерального бюджета, передаваемых ПФР Министерством труда и социального развития Российской Федерации на выплату досрочных пенсий гражданам, признанным безработными;
иных поступлений, зачисляемых в бюджет ПФР в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Заявка - первый этап на право расходования средств. Управление ПФР - распорядитель средств бюджета ПФР на территории района - имеет право на получение бюджетных ассигнований, в установленные сроки (за 35 дней до начала квартала) представляет заявки на право расходования средств для осуществления выплат пенсий и пособий по форме, утвержденной постановлением Правления ПФР от 18.12.2001 N 195 "Об утверждении формы заявки на право расходования средств для осуществления выплат пенсий и пособий, инструкции к ней и формы плановой дотации".
На основании представленных заявок Отделение ПФР определяет объемы финансирования расходов из бюджета ПФР на выплаты всех видов пенсий, пособий и компенсаций в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации в разрезе отдельных источников финансирования соответствующих составных частей и видов пенсий, пособий и компенсаций и ежеквартально представляет их на утверждение в Департамент экономики и формирования бюджета ПФР.
Перечисление средств осуществляется поэтапно:
первый этап - в третьей декаде месяца, предшествующего месяцу, в котором выплачиваются пенсии;
второй этап - в начале первой декады месяца, в котором выплачиваются пенсии;
третий этап - в начале второй декады текущего месяца.
/---------------\ /----------------------\ /--------------------\
|Базовая часть| |Государственное пенси-| |Пенсии и пособия др.|
|трудовой пенсии| |онное обеспечение | |категориям граждан |
\---------------/ \----------------------/ \--------------------/
\-----------\ | /----------------/
/---------------\ | /----------\ | /------------------------\
|Страховая часть| \------|Пенсионный|------/ |Пенсии, назначенные дос-|
|трудовой пенсии|--------| фонд |--------|рочно гражданам, приз-|
\---------------/ \----------/ |нанными безработными |
\------------------------/
/------------------------------\ /--------------------------------------\
|Ежемесячные доплаты к пенсиям| |Выплаты дополнительного ежемесячного|
|членам летных экипажей воздуш-| |пожизненного материального обеспечения|
|ных судов гражданской авиации | |работникам, осуществляющим трудовую|
\------------------------------/ |деятельность в организациях ядерного|
|оружейного комплекса РФ |
\--------------------------------------/
Виды расходов на пенсионное обеспечение
Расходы на выплату досрочных пенсий гражданам, признанным безработными, включаются в лимиты расходов на государственное пенсионное обеспечение и финансируются за счет средств федерального бюджета, передаваемых на основании заключенных соглашений с органами Министерства труда и социального развития Российской Федерации региональным отделениям ПФР.
Финансирование выплаты пенсий членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации осуществляется в соответствии с утвержденными лимитами за счет сумм страховых взносов, поступающих по дополнительному тарифу.
Финансирование выплат дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения работников, выполняющих трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, осуществляется на основании утвержденных лимитов.
В случае недостатка (излишка) средств на финансирование выплаты пенсий распорядитель средств бюджета ПФР ежемесячно обращается в Отделение ПФР с целью корректировки лимита расходов на выплату пенсий.
Расходование средств согласно утвержденным лимитам
Корректировка утвержденного лимита на выплату пенсий производится в первой половине третьей декады текущего выплатного месяца (до 23 числа) на текущий месяц. Дальнейшее финансирование распорядителей средств бюджета ПФР осуществляется с учетом произведенной корректировки.
Распорядитель средств бюджета ПФР представляет в Отдел казначейства Отделения ПФР в установленные сроки отчет о произведенном финансировании расходов на выплату пенсий в разрезе закрепленных источников их финансирования: по форме 2-МУПФ - ежемесячно; по форме 2-УПФ - ежеквартально.
Утвержденные Отделением лимиты расходов на выплату пенсий доводятся до Управлений ПФР, и в третьей декаде месяца производится финансирование аванса для выплаты пенсий следующего месяца в размере 50% лимита. Далее производится текущее финансирование в начале первой декады месяца, в котором выплачиваются пенсии (2 - 3-е число месяца), и в начале второй декады месяца 12 - 14-го числа.
/--------------------\ /--------------------\ /-----------------------\
| ГУ-Управление ПФР | | ГУ-Отделение ПФР | |ПФР (Бюджетный департа-|
| |-| |-|мент) |
|Заявка на право рас-| |Заявка на право рас-| |Лимиты бюджетных обяза-|
|ходования средств | |ходования средств за| |тельств по кодам целе-|
| | |35 дней до начала| |вых статей расходов |
| | |квартала | | |
\--------------------/ \--------------------/ |Сумма плановой дотации|
--- ---|на страховую часть пен-|
/------------------------------------\ |сии на предстоящий ква-|
|Утвержденные на месяц лимиты на вып-| |ртал (с разбивкой по|
|лату пенсий | |месяцам) |
\------------------------------------/ \-----------------------/
Схема формирования расходов на выплату пенсий в Отделении
/-------------\ /--------------\ /----------\ /--------\ /--------------\
|Отделение ПФР| |УСЗН админист-| |УСЗН адми-| |Узел | |Доставка дене-|
|по Красноярс-||рации Красноя-||нистрации ||почтовой||жных средств в|
|кому краю | |рского края | |районов | |связи | |почтовые отде-|
\-------------/ \--------------/ \----------/ \--------/ |ления связи |
\--------------/
Движение потоков денежных средств, предназначенных на выплату пенсий
до создания Единой системы управления пенсионным обеспечением
/-------------------\ /-------\ /-----------\ /-------------------------\
|ГУ-Отделение ПФР по| |УПФР в| |Узел почто-| |Доставка денежных средств|
|Красноярскому краю ||районах||вой связи ||на почтовые отделения |
\-------------------/ \-------/ \-----------/ \-------------------------/
Движение потоков денежных средств, предназначенных на выплату пенсий
в Единой системе управления пенсионным обеспечением
Для расчета расходной части бюджета разработана особая методика в табличном варианте. В таблицу вносятся данные о предполагаемой численности пенсионеров, основанные на динамике численности пенсионеров, данные о среднем размере пенсии, сложившемся согласно данным формы отчета 94 - пенсии за 2002 и 2003 гг., предполагаемые размеры индексации пенсий.
Мероприятия по оптимизации и повышению эффективности бюджета
управления ПФР
Факторы, влияющие на изменения доходной части бюджета
Факторы роста | Факторы снижения |
1. Уровень сбора средств | 1. Уровень сбора средств |
2. Увеличение ФЗП | 2. Уменьшение ФЗП |
Первый фактор - уровень сбора средств. В прогноз уровня сбора средств, в Пенсионный фонд заложен равный 98%, т.е. имеется резерв в 2%. Изменение данного фактора даже на 1% дает существенное увеличение доходов. Необходимо вести более жесткий контроль за своевременным и полным сбором средств.
Второй фактор - увеличение (уменьшение) ФЗП. Анализ и прогноз фонда заработной платы является существенным моментом при формировании бюджета, так как изменение фонда заработной платы оказывает прямое влияние на формирование доходной части бюджета: при увеличении ФЗП - в сторону роста, при его уменьшении - в сторону снижения.
Факторы, влияющие на изменения расходной части бюджета
1. Трансформирование существующей системы досрочного пенсионного обеспечения. Ускоренный рост численности получателей досрочных пенсий вместе с увеличивающейся нагрузкой пенсионной системы на занятое население России, обусловленной ухудшающейся демографической ситуацией, по оценкам экспертов, приведут уже в первом десятилетии нового века к дестабилизации финансового положения Пенсионного фонда России. Временная нормализация финансовой ситуации в период более благоприятного в силу демографических факторов соотношения численности между пенсионерами и плательщиками взносов (2000 - 2007 г.) не сможет в долгосрочной перспективе обеспечить стабильности действующей системы пенсионного обеспечения.
Проблема упорядочения льготных пенсий - одна из наиболее сложных; она продиктована необходимостью освобождения бюджета ПФР от ряда статей расходов, несвойственных страховой природе пенсий. Сейчас треть расходов бюджета ПФР составляет финансирование выплаты льготных пенсий.
2. По доставке пенсий. В состав расходов Пенсионного фонда по выплате пенсий, пособий и компенсаций входят расходы на доставку пенсий, пособий через узлы почтовой связи в размере 1,77%. В масштабе страны это большая сумма средств. Так, за 2003 г. сумма расходов на пенсионное обеспечение в РФ составила 779 896 363,3 тыс. руб., из них расходы на доставку составили 10 039 275,2 тыс. руб., в 2004 г. - 901 230 281,7 тыс. руб. и 10 673 983,2 тыс. руб., соответственно.
Выход в сложившейся ситуации - это создание выплатных центров на базе управлений Пенсионного фонда. Кроме экономии средств по доставке, сократятся сроки предоставления отчетов с узлов связи, информация по выплатам будет более оперативной.
Пенсионный фонд России является частью бюджетной системы страны, и поэтому благоприятное развитие процессов в экономике позволит частично стабилизировать положение в пенсионной системе, однако приведенные выше примеры наглядно показывают необходимость и актуальность глубокого реформирования сложившейся пенсионной системы и системы управления ею, поскольку в правовом, организационном, экономическом и социальном отношениях они нуждаются в принципиальных изменениях, которые делали бы их адекватными условиями в социально ориентированной рыночной экономике.
Литература
1. Гражданский кодекс Российской Федерации: части первая и вторая. М.: Юрайт, 2002.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации: части первая и вторая. М.: Юрайт, 2004.
3. Закон РСФСР от 20.11.90 N 340 "О государственных пенсиях в РСФСР" // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 1990, N 27.
4. Постановление Правления ПФР от 18.12.2001 N 195 "Об утверждении формы заявки на право расходования средств для осуществления выплат пенсий и пособий, инструкции к ней и формы плановой дотации" // Письмо Правления ПФР отделениям ПФР от 20.12.2001 N 178/45/о.
В.В. Зозуля,
кандидат экономических наук, профессор Красноярский
государственный торгово-экономический институт
Н.А. Лобанова,
главный бухгалтер управления Пенсионного фонда
Свердловского района г. Красноярска
"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", N 9, май 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях"
Учредитель: АООТ "Фининнова"
Издатель: ООО "Издательский дом "Финансы и Кредит"
Журнал зарегистрирован в Государственном комитете Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации N 017199
Редакция журнала:
111401, Москва, а/я 10,
ООО "ИД "Финансы и Кредит"
Телефон/факс: (495) 721-85-75
E-mail: post@fin-izdat.ru
Адрес в Internet: http://www.fin-izdat.ru
Журнал реферируется в ВИНИТИ РАН. Журнал включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).