Предотвращение уклонения от уплаты налогов через систему наказаний
Уклонение от уплаты налогов и сборов - явление, объективно существующее в любой стране мира при любых, даже самых льготных, экономических условиях. Искоренить полностью это явление невозможно, а следовательно, государство должно выработать меры для минимизации наносимого ему ущерба. Актуальность исследования заключается в том, что даже если юридическое и физическое лицо не остановит нецелесообразность уклонения от уплаты налогов, то расчеты могут доказать неэффективность некоторых принимаемых мер.
В основе системы наказаний за уклонение от уплаты налогов лежат штрафные санкции, предъявляемые налогоплательщику Кодексом РФ об административных правонарушениях, Налоговым и Уголовным кодексами РФ (см. табл.).
Если для процессов оптимизации налогов и сборов единственным критерием является целесообразность налогового планирования для каждого конкретного случая, то при уклонении от уплаты налогов к уже указанному критерию должен добавляться второй: экономическое соотношение между выгодами, получаемыми неплательщиком налогов, и возможными финансовыми потерями при выявлении налогового правонарушения или преступления.
Основные методы уклонения от уплаты налогов:
1) занижение или неотражение в учетных документах налоговой базы (объекта налогообложения);
2) расчеты в наличной форме;
3) применение специальных схем для сокрытия объекта налогообложения;
4) завышение вычетов из налоговой базы и налога;
5) подмена объекта налогообложения;
6) использование уголовно наказуемых способов (незаконной деятельности) для сокрытия объекта налогообложения;
7) деятельность без регистрации в установленном законодательством порядке;
8) завышение всех видов расходов плательщика, учитываемых при расчете налога;
9) использование промежуточных условий при переходе на новый налоговый режим.
Классификационные признаки довольно условны, но они позволяют установить состав правонарушения или преступления, а следовательно, статью Кодекса, в соответствии с которой наступает ответственность за соответствующие действия (бездействие).
Способы уклонения от уплаты налогов
Значительные усилия по разработке схем уклонения направлены на основной по доле в структуре налогов и сборов налог на добавленную стоимость. Для него чаще всего применяется правило рычага: нет объекта налогообложения - нет налога.
Способы уклонения от уплаты акциза во многом схожи с путями минимизации НДС в силу близости структуры построения налогов. Эта же особенность может привести к тому, что при обнаружении неуплаты в бюджет одного налога вскроются упущения и по другому, поэтому и штрафные санкции появятся в двойном размере.
Вместе с тем акциз имеет объектную специфику, что определяет для уклоняющегося от его уплаты субъекта разработку и более конкретных схем по каждому подакцизному товару, с использованием особенностей начисления на операции с ними акциза и признаваемых к вычету сумм.
Часть способов уклонения от уплаты акцизов приравнивается уголовным законодательством к незаконной деятельности, в частности контрабанда и подпольное производство алкогольной продукции. Это особые случаи, когда налоговые санкции могут и не последовать в силу уголовных наказаний за организацию незаконной деятельности или могут быть вторичными по отношению к основным статьям Уголовного кодекса РФ. Об этом обязательно должно помнить лицо, планирующее какие-либо действия, т.к. степень риска в таких случаях многократно возрастает.
Для уклонения от уплаты налога на доходы физических лиц в России есть социальные предпосылки, основанные на договоренности работника и работодателя, в том числе низкий уровень жизни. Первый получает доход, в полном объеме или частично не уплачивая соответствующий налог. Часто для него такое соглашение является вынужденной мерой, на которой настаивает работодатель, скрывающий свои доходы (расходы) и минимизирующий единый социальный налог. Соглашаясь, работник и свои собственные доходы увеличивает на величину неуплаченного НДФЛ. "Черный" и "серый" рынок труда - объективная реальность любой страны, а его уровень, как и степень уклонения от уплаты НДФЛ, определяется степенью безработицы, уровнем жизни и экономическим состоянием страны.
Некоторые схемы уклонения от уплаты налогов "работают" сразу по двум налогам, т.е. по двум группам плательщиков, но при этом возможны варианты однонаправленного и разнонаправленного действия. То, что выгодно для одного лица, может оказаться удобным и для другого (например, при выплате заработной платы без отражения ее в первичных документах: снижение НДФЛ для работника и ЕСН для работодателя). Интересы лиц могут и не совпадать: если организатор основанных на риске игр не отражает выплаченные в виде выигрыша суммы, он не может списать их в качестве убытков, тем самым завышая собственную прибыль и налог на прибыль организаций.
Особенностью многих схем для налога на прибыль организаций является тот факт, что сокрытие дохода должно сопровождаться действиями по завуалированию понесенных при этом расходов, что значительно усложняет используемый метод и связано с искажениями в ряде первичных документов. Налоговым органам легче выявить корректировочные записи при проверке деятельности плательщика.
Основанная на многоэлементности структуры построения доходной и расходной составляющих формирования прибыли, методика поэлементного сокрытия является еще одной особенностью налога на прибыль организаций. В общей массе мелких сумм всегда можно "забыть" вписать какие-либо значения, но именно поиском этих занижающих прибыль до налогообложения величин занимаются налоговые органы. Даже очень незначительные суммы отклонения прибыли от расчетной могут стать основанием для штрафных санкций. Именно поэтому наиболее распространенным способом уклонения от уплаты данного налога является отсутствие прибыли, т.е. равенство доходов и расходов ("нет прибыли - нет налога").
Методики уклонения от уплаты налога на добычу полезных ископаемых во многом построены на схемах расчета налога, предлагаемых федеральным законом. Возможность оценки стоимости добываемого сырья по реализуемому, а также наличие прямого и косвенного метода определения добытого полезного ископаемого позволяют предприятию влиять на формирование налога в рамках собственной деятельности. Часто применяется и метод подмены объекта налогообложения, т.к. существуют однотипные ископаемые, облагаемые по ставке 0%. Используются и технологические особенности добывающей промышленности, в которой всегда наличествуют сырьевые потери и отходы производства.
Имущественные налоги для физических лиц (транспортный налог, налоги на имущество физических лиц) практически не имеют путей для уклонения от их платы, т.к. имущество, подпадающее под данные налоги, и сделки с ним регистрируются государственными органами, а стоимость имущества определяется специализированными организациями, имеющими соответствующую лицензию. Эти особенности характерны и для земельного налога.
Для большинства ресурсных налогов и сборов выбор способов уклонения от их уплаты также не велик, но причина здесь другая. Эти налоги определены в НК РФ сравнительно недавно, поэтому еще не разработаны соответствующие регулирующие документы нижестоящих уровней и поправки к НК РФ.
Для государственной пошлины не прослеживается ни одного незаконного пути ее снижения, хотя существует множество способов ее оптимизации. Это обусловлено спецификой пошлины: лицо обращается в государственные организации для осуществления с их стороны действий, необходимых ему для определения статуса в данном государстве, защиты своих прав, предпринимательства или действий, обязательных по законодательству данной страны, что невозможно без уплаты государственной пошлины.
Для специальных налоговых режимов, кроме случая с единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности, определение которого производится по специальному жестко регламентируемому расчету, применяются все те способы, которые представлены для налога на прибыль организаций, т.к. налоговая база в этих случаях определяется путем сопоставления доходов и расходов плательщика.
Налог на имущество организаций становится существенным только для крупной промышленной компании, но он слишком мал по сравнению с другими ее налогами. Определение стоимости имущества по остаточной при достаточно низкой ставке налога делают абсолютно неэффективными пути уклонения от его уплаты, да и способы воздействия на данный налог не выработаны в ходе его действия из-за практической невозможности скрыть реально действующие объекты основных средств, особенно здания и сооружения.
Любой способ уклонения от уплаты налога на игорный бизнес автоматически влечет за собой противоправные действия по ряду направлений, включая неотражение данных по налогу на прибыль организаций и уголовную ответственность за организацию незаконного предпринимательства в такой специфической отрасли, жестко контролируемой государством.
Ответственность за уклонение от уплаты налогов
При уклонении от уплаты налогов и сборов, согласно Кодексу РФ об административных правонарушениях, работает в основном ст. 15.11, предусматривающая наказание должностных лиц организаций за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности в размере от 2000 до 3000 руб. с учетом значения минимального размера оплаты труда на данный момент для установления административных штрафов.
В связи с нарушением налогового режима ввоза-вывоза товаров может применяться и ст. 15.5 "Нарушение срока предоставления налоговой декларации", но суммы штрафа в соответствии с ней на данный момент крайне малы - от 300 до 500 руб.
Комплексное наказание применяется в случае, когда лицо осуществляет незаконную деятельность или деятельность без регистрации. В этой ситуации только административный штраф в комплексе по четырем статьям (15.3, 15.4, 15.5, 15.11) может составить от 3800 до 6500 руб.
Нарушения при расчете и уплате налогов и сборов с физических лиц не подпадают под статьи КоАП РФ, т.к. предполагают систему штрафов для должностных лиц организаций, но в деятельности налогового агента - юридического лица, рассчитывающего, удерживающего и уплачивающего налог на доходы физических лиц, такие меры наказания могут возникнуть, если искажения в фонде оплаты труда, отражаемого в приложении к бухгалтерскому балансу (форма N 5), достигнут 10.
Штрафные санкции возникают при нарушениях со стороны организации при расчете и уплате единого социального налога, т.к. заработная плата работника при этом либо отражается частично, либо совсем не отражается в учетных документах работодателя.
Максимального уровня (от 4100 до 7000 руб.) административные наказания могут достигнуть при открытии подпольного игорного бизнеса, т.к. в этом случае потенциальный плательщик должен предоставлять большой объем дополнительной информации в налоговые органы.
В связи с тем, что большая часть статей НК РФ имеет аналог в КоАП РФ, система наказаний за налоговые правонарушения во многом повторяет административные меры, применяемые к должностным лицам, но размеры штрафных санкций при этом намного выше, тем более что применяются они к организации в целом. Для плательщиков - физических лиц штрафы за налоговые правонарушения в соответствии с НК РФ становятся первой ступенью системы наказаний.
Наряду с различиями по субъекту ответственности и величине штрафов существует еще одно принципиальное отличие для налоговых мер. Там, где в соответствии с КоАП РФ применяется одна статья, предусматривающая ответственность за нарушение правил ведения бухгалтерского учета, в НК РФ применяются 2 статьи: с одноименным содержанием и влекущая ответственность за неуплату или неполную уплату налога. Таким образом, КоАП РФ предусматривает наказание за искажение учетных или отчетных данных, но оставляет без внимания следствие таких искажений.
Несмотря на то что на физических лиц не распространяется административная ответственность, при осуществлении незаконной деятельности или деятельности без регистрации на индивидуального предпринимателя будет возложено наказание по комплексу статей в объеме, практически аналогичном штрафным санкциям для организации.
При применении налоговых санкций к индивидуальному предпринимателю спорным остается вопрос о распространении на него положений ст. 120 НК РФ, т.к. в условиях отсутствия для него обязательного бухгалтерского учета к его деятельности могут быть применены только отдельные позиции этой статьи, а именно общее положение о нарушении правил учета доходов и расходов и расшифровка об отсутствии первичных документов. Вместе с тем даже при отсутствии в его действиях состава правонарушения по ст. 120 будет действовать более емкая ст. 122 НК РФ.
За одни и те же действия организации - работодателя по занижению доходов своих работников юридическое лицо отвечает одновременно как налоговый агент (ст. 120 и 123), не удержавший и не перечисливший часть налога на доходы физических лиц, и как плательщик единого социального налога (ст. 120 и 122), занизивший налогооблагаемую базу и не полностью уплативший налог. Махинации с заработной платой могут привести к ответственности не только работодателя, но и физического лица по ст. 122 за неполную уплату НДФЛ. У работника при этом есть возможность во избежание штрафных санкций доказать, что занижение его дохода в той или иной форме происходило без его ведома, что совершенно не возможно в ситуации, когда он получает заработную плату в наличной форме без росписи в кассе организации.
В связи с тем, что большинство налогов, кроме НДФЛ, физическое лицо - гражданин уплачивает на основании уведомления налогового органа, т.е. не имеет обязанности по предоставлению налоговой декларации, его нельзя наказать при нарушении НК РФ по ст. 119, вменив ему лишь неуплату или неполную уплату налога (ст. 122). Даже при расчете налога на доходы физических лиц гражданин обязан подавать налоговую декларацию только в особо оговоренных случаях.
Как и в случаях административной ответственности, максимального уровня штрафные санкции достигают, если потенциальный плательщик осуществляет незаконную деятельность или деятельность без лицензии. При открытии подпольного игорного заведения налоговые штрафы составят от 10 050 руб. плюс 10% полученного за это время дохода плюс 20% неуплаченного налога плюс еще по 5% неуплаченного налога за каждый месяц деятельности объекта игорного бизнеса до 5050 руб. плюс 20% дохода плюс 80% налога плюс 10% налога в месяц. В последнем случае даже при уплате максимальных штрафов они не достигнут дохода, полученного игорным заведением. Но необходимо помнить, что есть еще и уголовная ответственность за эти деяния.
В соответствии с уголовным законодательством существует небольшой перечень статей, которые напрямую могут быть применены к неплательщику налогов, и с учетом крупного размера ущерба государству, с которого могут применяться штрафные санкции, наказать неплательщика в уголовном порядке иногда нецелесообразно и довольно трудно. Это должно быть либо очень крупное предприятие, уклоняющееся от основных налогов, либо накопленная за несколько лет налоговая задолженность.
Следует отметить еще одну особенность уголовного наказания: если состав преступления определен по ряду статей УК РФ, то скорее всего большее по размеру наказание поглотит меньше, чего нельзя сказать о НК РФ, в соответствии с которым налоговые органы могут применять сразу несколько статей. Вместе с тем плательщику необходимо понимать, что потери при совершении уголовного преступления могут превысить "выгоды". Даже если наказание при уклонении от уплаты налога составит минимальные 100 тыс. руб. при аналогичной величине неуплаченных налогов, то штраф в совокупности с возвращенным налогом будет в 2 раза выше налоговых преимуществ. Максимально возможные штрафные санкции составляют 500 тыс. руб.
По ряду позиций, где уголовная ответственность не указана, следует считать, что ее возникновение практически невозможно в силу отсутствия фактора накопленного неуплаченного налога. Например, регулярный возврат подакцизных товаров, контролируемый законодательно, привлечет к себе внимание налоговых органов раньше, чем накопленная сумма неуплаченных налогов достигнет критической отметки.
В плане уголовной ответственности полностью соблюдается принцип равенства субъектов перед законом, т.к. при уклонении от уплаты налогов организацией или индивидуальным предпринимателем финансовый уровень штрафных санкций по ст. 199 и 198 соответственно один и тот же, разница закладывается лишь на стадии лишения свободы за однотипные преступления. С другой стороны, если учесть величину крупного и особо крупного размера при уклонении от уплаты налога юридическими и физическими лицами, то последние окажутся в менее выгодном положении, т.к. определенный УК уровень штрафных санкций для них наступает раньше, чем для организаций.
В том случае, когда организация регулярно различными способами занижает заработную плату работников, для нее может наступить уголовная ответственность как для налогового агента, не исполняющего свои обязанности (ст. 199.1), но при этом сами работники, каждый в отдельности, скорее всего не понесут уголовное наказание, т.к. только в совокупности занижение их заработной платы может составить существенную сумму.
Для субъектов малого предпринимательства, применяющих специальные режимы налогообложения, вряд ли может наступить уголовная ответственность, т.к. даже накопленный неуплаченный налог не превысит предельных сумм при определенных законодательством лимитах дохода для данных лиц.
Для имущественных налогов также невозможна ситуация наступления уголовной ответственности, т.к. при оценке имущества по остаточной (инвентаризационной) стоимости абсолютная величина налогов невелика.
Необходимо помнить о том, что налоговая ответственность организаций может сопровождаться административной или даже уголовной ответственностью их должностных лиц. Финансовые потери организации могут оказаться настолько существенными, что это приведет к банкротству или серьезному нарушению производственного и финансового цикла. Стоит напомнить еще о дополнительных денежных потерях неплательщика в виде пени и судебных издержек и необходимости возврата самого неуплаченного налога.
Система наказаний за конкретные способы уклонения
от уплаты налогов и сборов
/--------------------------------------------------------------------------------------------------\
|Наи- | Способ уклонения от уплаты | |
|мено-| налога (сбора) | Ответственность |
|вание| |---------------------------------------------------------|
|нало-| | Кодекс РФ об | | |
|га | |административ-| Налоговый кодекс РФ | Уголовный |
|(сбо-| | ных | | кодекс РФ |
|ра) | |правонарушени-| | |
| | | ях | | |
| | |--------------+------------------------------+-----------|
| | | | | | | |мера|
| | |номер | мера |номер статьи и|мера ответст-|номер |от- |
| | |статьи|ответс-| состав |венности |статьи|вет-|
| | | и |твенно-| | | и |стве|
| | |состав| сти | | |состав|нно-|
| | | | | | | |сти |
|-----+----------------------------------+------+-------+----------------+-------------+------+----|
|Налог|Отражение в учетных документах|15.11 |20-30 |120 |От 5 тыс.|199 |100-|
|на |заниженной выручки от реализации|(иска-|МРОТ |(нарушение пра-|руб. до 10%|(укло-|500 |
|доба-|товаров (работ, услуг) с выплатой|жение | |вил учета дохо-|не уплаченно-|нение |тыс.|
|влен-|разницы потребителями в наличной|строки| |дов) |го налога |от уп-|руб.|
|ную |(какой-либо другой) форме (заниже-|отчет-| |122 | |латы | |
|стои-|ние начисленного на выручку НДС) |ности)| |(неполная уплата|20-40% не уп-|нало- | |
|мость| | | |налога) |лаченного на-|га) | |
| | | | | |лога | | |
| |----------------------------------+------+-------+----------------+-------------+------+----|
| |Неотражение в учетных документах|15.11 |20-30 |120 |От 5 тыс.|199 |100-|
| |части произведенной и реализован-|(нару-|МРОТ |(нарушение пра-|руб. до 10%|(укло-|500 |
| |ной продукции (работ, услуг) с|шение | |вил учета дохо-|налога |нение |тыс.|
| |параллельным неотражением затрат|правил| |дов и расходов) |20-40% неуп-|от уп-|руб.|
| |на их производство, реализацию|веде- | |122 |лаченного на-|латы | |
| |(возможно, из "сэкономленных ма-|ния | |(неполная уплата|лога |нало- | |
| |териалов"), неначисление на выруч-|учета)| |налога) | |га) | |
| |ку НДС | | | | | | |
| |----------------------------------+------+-------+----------------+-------------+------+----|
| |Создание дебиторской задолженнос-|15.11 |20-30 |120 |От 5 тыс.|199 |100-|
| |ти, в том числе просроченной, при|(нару-|МРОТ |(нарушение пра-|руб. до 10%|(укло-|500 |
| |использовании кассового метода с|шение | |вил учета дохо-|налога |нение |тыс.|
| |оплатой потребителем продукции|правил| |дов и расходов) |20-40% неуп-|от уп-|руб.|
| |(работ, услуг) на момент поставки|веде- | |122 |лаченного на-|латы | |
| |в наличной (какой-либо другой)|ния | |(неполная уплата|лога |нало- | |
| |форме (списание НДС, начисленного|учета)| |налога) | |га) | |
| |на выручку, на убытки) | | | | | | |
| |----------------------------------+------+-------+----------------+-------------+------+----|
| |Неотражение на счете 90 "Продажи"|15.11 |20-30 |120 |От 5 тыс.|199 |100-|
| |выручки от реализации продукции|(нару-|МРОТ |(нарушение пра-|руб. до 10%|(укло-|500 |
| |(работ, услуг) с отнесением ее на|шение | |вил учета дохо-|налога |нение |тыс.|
| |счет 62 "Расчеты с покупателями и|правил| |дов и расходов) |20-40% неуп-|от уп-|руб.|
| |заказчиками" (неначисление на|веде- | |122 |лаченного на-|латы | |
| |выручку НДС) |ния | |(неполная уплата|лога |нало- | |
| | |учета)| |налога) | |га) | |
| |----------------------------------+------+-------+----------------+-------------+------+----|
| |Выдача продукции под залог|15.11 |20-30 |120 |От 5 тыс.|199 |100-|
| |фиктивной коммерческой ссуды,|(нару-|МРОТ |(нарушение пра-|руб. до 10%|(укло-|500 |
| |признание отсутствия средств для|шение | |вил учета дохо-|налога |нение |тыс.|
| |возврата ссуды с признанием|правил| |дов и расходов) |20-40% нало-|от уп-|руб.|
| |продукции собственностью "ссудода-|веде- | |122 |га |латы | |
| |теля" (залог не облагается НДС,|ния | |(неполная уплата| |нало- | |
| |сокрытие выручки в наличной форме,|учета)| |налога) | |га) | |
| |неначисление на нее НДС) | | | | | | |
| |----------------------------------+------+-------+----------------+-------------+------+----|
| |Ввоз товаров через таможенную|15.5 |3-5 |119 |От 5% налога|199 |100-|
| |границу РФ при отсутствии таможен-|(не |МРОТ |(не предоставле-|по декларации|(укло-|500.|
| |ного контроля без декларирования с|предо-| |ние декларации) |в месяц |нение |руб.|
| |последующей реализацией (неначис-|став- |20-30 |122 |до 30% налога|от уп-| |
| |ление на выручку НДС) |ление |МРОТ |(неполная уплата|и 10% налога|латы | |
| | |декла-| |налога) |в месяц |нало- | |
| | |рации)| | |20-40% налога|га) | |
| | |15.11 | | | | | |
| | |(иска-| | | | | |
| | |жение | | | | | |
| | |нало- | | | | | |
| | |га) | | | | | |
| |----------------------------------+------+-------+----------------+-------------+------+----|
| |Ввоз товаров в режиме транзита по|15.11 |20-30 |120 |От 5 тыс.|199 |100-|
| |территории РФ, переработки на|(иска-|МРОТ |(нарушение пра-|руб. до 10%|(укло-|500 |
| |территории РФ с последующей|жение | |вил учета дохо-|налога |нение |тыс.|
| |реализацией на территории РФ (НДС|строки| |дов и расходов) |20-40% нало-|от уп-|руб.|
| |на ввоз не уплачивается,|отчет-| |122 |га |латы | |
| |неотражение выручки с начислением|ности,| |(неполная уплата| |нало- | |
| |НДС) |иска- | |налога) | |га) | |
| | |жение | | | | | |
| | |сумм | | | | | |
| | |нало- | | | | | |
| | |га) | | | | | |
| |----------------------------------+------+-------+----------------+-------------+------+----|
| |Фиктивный вывоз товара на экспорт|15.11 |20-30 |120 |От 5 тыс.|199 |100-|
| |с предоставлением документов, но|(иска-|МРОТ |(нарушение пра-|руб. до 10%|(укло-|500 |
| |реализация их на территории РФ|жение | |вил учета дохо-|налога |нение |тыс.|
| |(НДС на вывоз не уплачивается,|строки| |дов и расходов) |20-40% нало-|от уп-|руб.|
| |неначисление на выручку НДС) |отчет-| |122 |га |латы | |
| | |ности,| |(неполная уплата| |нало- | |
| | |иска- | |налога) | |га) | |
| | |жение | | | | | |
| | |нало- | | | | | |
| | |га) | | | | | |
| |----------------------------------+------+-------+----------------+-------------+------+----|
| |Фиктивный отпуск в производство|15.11 |20-30 |120 |От 5 тыс.|199 |100-|
| |материальных ресурсов с последую-|(нару-|МРОТ |(нарушение пра-|руб. до 10%|(укло-|500 |
| |щим возвращением их на склад (за-|шение | |вил учета дохо-|налога |нение |тыс.|
| |чет НДС) |правил| |дов и расходов) |20-40% нало-|от уп-|руб.|
| | |веде- | |122 |га |латы | |
| | |ния | |(неполная уплата| |нало- | |
| | |учета)| |налога) | |га) | |
| |----------------------------------+------+-------+----------------+-------------+------+----|
| |Использование фиктивных закупочных|15.11 |20-30 |120 |От 5 тыс.|199 |100-|
| |документов или завышение цены|(нару-|МРОТ |(нарушение пра-|руб. до 10%|(укло-|500 |
| |приобретенных материальных ценнос-|шение | |вил учета дохо-|налога |нение |тыс.|
| |тей в них (зачет НДС или завышение|правил| |дов и расходов) |20-40% нало-|от уп-|руб.|
| |зачтенного НДС) |веде- | |122 |га |латы | |
| | |ния | |(неполная уплата| |нало- | |
| | |учета)| |налога) | |га) | |
| |----------------------------------+------+-------+----------------+-------------+------+----|
| |Включение отпускаемых учредителем|15.11 |20-30 |120 |От 5 тыс.|199 |100-|
| |товаров (работ, услуг) в обороты|(нару-|МРОТ |(нарушение пра-|руб. до 10%|(укло-|500 |
| |счета 79 "Внутрихозяйственные рас-|шение | |вил учета дохо-|налога |нение |тыс.|
| |четы" (НДС на внутренние обороты|правил| |дов и расходов) |20-40% нало-|от уп-|руб.|
| |не начисляется, неначисление НДС) |веде- | |122 |га |латы | |
| | |ния | |(неполная уплата| |нало- | |
| | |учета,| |налога) | |га) | |
| | |иска- | | | | | |
| | |жение | | | | | |
| | |сумм | | | | | |
| | |нало- | | | | | |
| | |га) | | | | | |
| |----------------------------------+------+-------+----------------+-------------+------+----|
| |Использование арендованных иност-|15.11 |20-30 |120 |От 5 тыс.|199 |100-|
| |ранными гражданами или организаци-|(иска-|МРОТ |(нарушение пра-|руб. до 10%|(укло-|500 |
| |ями, аккредитованными в РФ, с ана-|жение | |вил учета дохо-|налога |нение |тыс.|
| |логичным порядком в этих странах,|сумм | |дов и расходов) |20-40% нало-|от уп-|руб.|
| |помещений с возвратом в наличной|нало- | |122 |га |латы | |
| |(какой-либо другой) форме арендных|га) | |(неполная уплата| |нало- | |
| |платежей (НДС при аренде не| | |налога) | |га) | |
| |начисляется, неначисление НДС) | | | | | | |
| |----------------------------------+------+-------+----------------+-------------+------+----|
| |Завышение стоимости объектов про-|15.11 |20-30 |120 |От 5 тыс.|199 |100-|
| |изводственного назначения, постро-|(нару-|МРОТ |(нарушение пра-|руб. до 10%|(укло-|500 |
| |енных хозяйственным способом (НДС,|шение | |вил учета дохо-|налога |нение |тыс.|
| |начисленный за вычетом НДС, упла-|правил| |дов и расходов) |20-40% нало-|от уп-|руб.|
| |ченного поставщикам, принимается к|веде- | |122 |га |латы | |
| |зачету, завышение зачтенных сумм|ния | |(неполная уплата| |нало- | |
| |НДС) |учета)| |налога) | |га) | |
|-----+----------------------------------+------+-------+----------------+-------------+------+----|
|Налог|Занятие индивидуальной деятельнос-|- |- |117 |10-20% |171 |До |
|на |тью без регистрации в налоговых| | |(уклонение от|полученного |(неза-|500 |
|дохо-|органах, например продажа товаров,| | |постановки на|дохода |конное|тыс.|
|ды |в том числе автомобилей, приобре-| | |учет) |5 тыс. руб. |предп-|руб.|
|физи-|тенных за рубежом (неотражение до-| | |118 |от 5% налога|рини- |100-|
|чес- |ходов и расходов без расчета НДФЛ)| | |(неоткрытие сче-|в месяц до|мате- |-500|
|ких | | | |та в банке) |30% и 10%|льст- |тыс.|
|лиц | | | |119 |налога в|во) |руб.|
| | | | |(непредоставле- |месяц |198 | |
| | | | |ние декларации) |20-40% налога|(укло-| |
| | | | |122 | |нение | |
| | | | |(неуплата нало-| |от уп-| |
| | | | |га) | |латы | |
| | | | | | |нало- | |
| | | | | | |га) | |
| |----------------------------------+------+-------+----------------+-------------+------+----|
| |Завышение затрат индивидуального|- |- |120 |От 5 тыс.|198 |100-|
| |предпринимателя, в том числе| | |(нарушение пра-|руб. до 10%|(укло-|500 |
| |включение в состав расходов затрат| | |вил учета дохо-|налога |нение |тыс.|
| |на личные нужды: | | |дов и расходов) |20-40% нало-|от уп-|руб.|
| |1) содержание личной квартиры как| | |122 |га |латы | |
| |офиса; | | |(неполная уплата| |нало- | |
| |2) использование материалов в| | |налога) | |га) | |
| |личных целях; | | | | | | |
| |3) ремонт дома или автомобиля за| | | | | | |
| |счет ремонтного фонда; | | | | | | |
| |4) оплата телефонных разговоров; | | | | | | |
| |5) оплата личных разъездов как| | | | | | |
| |командировок; | | | | | | |
| |6) использование сумм, выданных в| | | | | | |
| |подотчет, с отражением последней| | | | | | |
| |партии товара и заполнением| | | | | | |
| |первичных документов (занижение| | | | | | |
| |дохода за вычетом расходов,| | | | | | |
| |занижение НДФЛ) | | | | | | |
| |----------------------------------+------+-------+----------------+-------------+------+----|
| |Невключение в доход работников|Для |20-30 |Для организации:|от 5 тыс.|Для |100-|
| |(особенно руководителей) натураль-|орга- |МРОТ |120 |руб. до 10%|орга- |500 |
| |ной оплаты труда в виде затрат на|низа- | |(нарушение пра-|налога |низа- |тыс.|
| |личные нужды (аналогично предыду-|ции: | |вил учета расхо-|20% от непе-|ции: |руб.|
| |щему пункту или выдача товаров и|15.11 | |дов) |речисленного |199.1 | |
| |основных средств, отраженных как|(нару-| |123 |налога |(неис-| |
| |производственные) (занижение дохо-|шение | |(невыполнение |20-40% налога|полне-| |
| |да, занижение НДФЛ) |правил| |обязанностей на-| |ние | |
| | |веде- | |логового агента)| |обяза-| |
| | |ния | |для работника:| |нности| |
| | |учета)| |122 (неполная| |нало- | |
| | | | |уплата налога) | |гового| |
| | | | | | |аген- | |
| | | | | | |та) | |
| |----------------------------------+------+-------+----------------+-------------+------+----|
| |Получение работниками заработной|Для |20-30 |Для организации:|от 5 тыс.|Для |100-|
| |платы в наличной форме с частичным|орга- |МРОТ |120 |руб. до 10%|орга- |500 |
| |отражением ее в расчетно-платежной|низа- | |(нарушение пра-|налога |низа- |тыс.|
| |ведомости (занижение дохода,|ции: | |вил учета расхо-|20% налога |ции: |руб.|
| |занижение НДФЛ) |15.11 | |дов) |20-40% налога|199.1 | |
| | |(нару-| |123 | |(неис-| |
| | |шение | |(невыполнение | |полне-| |
| | |правил| |обязанностей на-| |ние | |
| | |веде- | |логового агента)| |обяза-| |
| | |ния | |для работника:| |нности| |
| | |учета)| |122 (неполная| |нало- | |
| | | | |уплата налога) | |гового| |
| | | | | | |аген- | |
| | | | | | |та) | |
| |----------------------------------+------+-------+----------------+-------------+------+----|
| |Получение дохода в наличной форме|Для |3-5 |Для организации:|50 руб. |Для | |
| |без заключения контракта (догово-|орга- |МРОТ |126 |от 5 тыс.|орга- |100-|
| |ра) с работодателем, в том числе|низа- |20-30 |(не предоставле-|руб. до 10%|низа- |500 |
| |из-за рубежа с курьером (неотраже-|ции: |МРОТ |ние сведений о|налога |ции: |тыс.|
| |ние дохода без начисления НДФЛ) |15.6 | |работнике) |20% налога |199.1 |руб.|
| | |(не | |120 |от 5% налога|(неис-| |
| | |предо-| |(нарушение пра-|в месяц до|полне-| |
| | |став- | |вил учета расхо-|30% и 10%|ние | |
| | |ление | |дов) |налога в|обяза-| |
| | |сведе-| |123 |месяц |нности| |
| | |ний о | |(невыполнение |20-40% налога|нало- | |
| | |работ-| |обязанностей на-| |гового| |
| | |нике) | |логового агента)| |аген- | |
| | |15.11 | |для работника: | |та) | |
| | |(нару-| |119 | |для | |
| | |шение | |(не предоставле-| |работ-|100-|
| | |правил| |ние декларации) | |ника: |500 |
| | |веде- | |122 | |198 |тыс.|
| | |ния | |(неуплата нало-| |(укло-|руб.|
| | |учета)| |га) | |нение | |
| | | | | | |от уп-| |
| | | | | | |латы | |
| | | | | | |нало- | |
| | | | | | |га) | |
| |----------------------------------+------+-------+----------------+-------------+------+----|
| |Получение арендной платы за| | |117 |10-20% дохода| | |
| |имущество без оформления договора| | |(уклонение от|от 5% налога| | |
| |аренды, найма (неотражение дохода| | |постановки на|в месяц до| | |
| |без начисления НДФЛ) | | |учет) |30% и 10%| | |
| | | | |119 |налога в ме-| | |
| | | | |(непредоставле- |сяц | | |
| | | | |ние декларации) |20-40% налога| | |
| | | | |122 | | | |
| | | | |(неуплата нало-| | | |
| | | | |га) | | | |
| |----------------------------------+------+-------+----------------+-------------+------+----|
| |Получение выигрыша в основанных на|Для | |Для организации:|от 5 тыс.|Для |100-|
| |риске играх с отражением меньшей|орга- | |120 (нарушение|руб. до 10%|физи- |-500|
| |суммы или неотражением ее по|низа- |3-5 |правил учета|налога |ческо-|тыс.|
| |договоренности с организатором игр|ции: |МРОТ |расходов) |50 руб. |го ли-|руб.|
| |(занижение или неотражение дохода|15.6 | |126 |от 5% налога|ца: | |
| |с занижением или без начисления|(не | |(не предоставле-|в месяц до|198 | |
| |НДФЛ) |предо-| |ние сведений о|30% и 10%|(укло-| |
| | |став- | |физическом лице)|налога в ме-|нение | |
| | |ление | |для физического|сяц |от уп-| |
| | |сведе-| |лица: 119 (не|20-40% налога|латы | |
| | |ний о | |предоставление | |нало- | |
| | |дохо- | |декларации) | |га) | |
| | |дах | |122 | | | |
| | |физи- | |(неуплата нало-| | | |
| | |ческо-| |га) | | | |
| | |го | | | | | |
| | |лица) | | | | | |
\--------------------------------------------------------------------------------------------------/
А.В. Боброва,
профессор кафедры "Финансы и кредит" филиала
Международного института экономики и права, г. Челябинск,
кандидат технических наук,
докторант Института Экономики Уро РАН,
специалист в области налогов и налогообложения,
налогового планирования на макро- и микроуровне
"Право и экономика", N 5, май 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предотвращение уклонения от уплаты налогов через систему наказаний
Автор
А.В. Боброва - профессор кафедры "Финансы и кредит" филиала Международного института экономики и права, г. Челябинск. Кандидат технических наук, докторант Института Экономики Уро РАН. Специалист в области налогов и налогообожения, налогового планирования на макро- и микроуровне.
Родилась 4 мая 1962 г. в г. Брянске. В 2000 г. окончила Южно-Уральский государственный университет.
Автор монографии "Закономерности и проблемы организации и планирования налогового процесса" (2004); 8 учебных пособий, более 20 научных статей.
"Право и экономика", 2006, N 5