Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 30 июля 2009 г. N 09АП-11852/2009
г. Москва |
Дело N А40-42961/07-76-240 |
"30" июля 2009 г. |
N 09АП-11852/2009-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена "23" июля 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме "30" июля 2009 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Голобородько В.Я.,
судей Марковой Т.Т., Солоповой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Красиковой А.Н.
Рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Открытого акционерного общества "Оренбургнефть"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 30.04.2009
по делу N А40-42961/07-76-240, принятое судьёй Чебурашкиной Н.П.,
по заявлению Открытого акционерного общества "Оренбургнефть"
к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1
о признании частично недействительными решений от 20.05.2007 N 52/898, от 28.05.2007 N 52/914, от 06.09.2007 N 52/2004, от 24.10.2007 N 52/2446/1 и об обязании возместить путем возврата НДС в сумме 69 311 363,66 руб.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Пупыниной Н.Н. по дов. N 531 от 19.12.2008;
от заинтересованного лица - Зверева Е.А. по дов. N 98 от 05.09.2008,
УСТАНОВИЛ
Открытое акционерное общество "Оренбургнефть" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительными решений Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 20.05.2007 N 52/898, от 28.05.2007 N 52/914, от 06.09.2007 N 52/2004, от 24.10.2007 N 52/2446/1 "О возмещении (частично) суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению" в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в размере 69 311 363,66 руб. и об обязании инспекции возместить путем возврата (перечисления на банковский счет) общества налог на добавленную стоимость по налоговой декларации за декабрь 2006 года в сумме 69 311 363,66 руб. (с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 30.04.2009 в удовлетворении заявленных требований заявителю отказано полностью.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, указывая на то, что суд при вынесении решения не полностью выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, судом неправильно применены нормы материального права.
Заинтересованное лицо представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором, не соглашаясь с доводами жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судом по ходатайствам сторон приобщены к материалам дела судебная практика по аналогичным делам, а также расчет сумм НДС по транспортно-экспедиционным услугам, оказанным ЗАО "Транспортная корпорация" до помещения товара под режим.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При исследовании обстоятельств дела установлено, что по результатам проведения камеральных налоговых проверок первоначальной экспортной декларации по НДС за декабрь 2006 года и уточненных деклараций (корректировки N 1, N 2 и N 3) за декабрь 2006 года инспекцией вынесены решения от 20.05.2007 N 52/898, от 28.05.2007 N 52/914, от 06.09.2007 N 52/2004, от 24.10.2007 N 52/2446/1 "О возмещении (частично) суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению".
Решением от 20.05.2007 N 52/898 обществу отказано в возмещении НДС в сумме 73 953 946,67 руб., в том числе 69 339 759,07 руб. по прямым расходам, 2 252,60 руб. по косвенным расходам, а также 4 611 935 руб. в связи с неправильным указанием кода операции в налоговой декларации.
Решениями от 28.05.2007 N 52/914 и от 06.09.2007 N 52/2004 (с учетом решения инспекции от 25.05.2007 N 52/898) обществу отказано в применении вычетов по НДС на сумму 69 557 755 руб., в том числе 69 554 092 руб. по прямым расходам (вопрос по ставке 0 - 18%), 2 252,60 руб. по косвенным расходам (возмещение затрат сельхозпроизводителей).
Решением от 24.10.2007 N 52/2446/1 обществу отказано в применении вычетов по НДС на сумму 69 557 755 руб., в том числе 69 554 092 руб. по прямым расходам (вопрос по ставке 0 - 18%), 2 252,60 руб. по косвенным расходам (возмещение затрат сельхозпроизводителей).
В качестве основания для отказа обществу в применении вычетов по НДС за декабрь 2006 года инспекция указывает, что в результате проверки представленных документов, подтверждающих налоговые вычеты, установлено нарушение подп. 2 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации (несоответствие налоговой ставки) и нарушение подп. 9 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации (реализация работ, выполняемых российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте работ (услуг) по перевозке или транспортировке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров и вывозу с таможенной территории Российской Федерации продуктов переработки на таможенной территории Российской Федерации, а также связанных с такой перевозкой или транспортировкой работ (услуг), в том числе работ (услуг) по организации перевозок, сопровождению, погрузке, перегрузке).
Также инспекцией установлено, что сумма НДС по спорным счетам-фактурам относятся к ВГТД, датированным более поздними датами, чем спорные счета-фактуры (к ним относятся счета-фактуры на общую сумму НДС 23 378 547,74 руб.), в связи с чем делает вывод о том, что работы (услуги) по данным счетам-фактурам оказаны до помещения товара под таможенный режим экспорта.
Кроме того, сумма НДС по спорным счетам-фактурам соотносятся с различными ВГТД, что зависит от объема, отгруженного на экспорт товара, что подтверждается аналитической таблицей и оборотно-сальдовой ведомостью. Следовательно, в одном счете-фактуре отражается оплата работ (услуг) в отношении товара, помещенного под таможенный режим экспорта, а также товара, не помещенного под таможенный режим экспорта.
Изучив материалы дела, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, выслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что суд первой инстанции принял судебный акт на основании всесторонне исследованных обстоятельств, которые с достаточной полнотой изложены в решении и им дана надлежащая оценка.
При рассмотрении дела Арбитражным судом г. Москвы не допущено нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение состоявшегося решения.
Апелляционный суд считает оспариваемые в части решения инспекции законными и не принимает во внимание доводы заявителя по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, в адрес "ТНК-ВР Холдинг" выставлены счета-фактуры за услуги по организации и сопровождению перевозок, перевозке, транспортировке, перевалке товаров, вывозимых за пределы территории Российской Федерации, которые перевыставлены ОАО "ТНК-ВР Холдинг" в адрес общества.
В соответствии с п. 11 договора от 21.06.2005 N ТВХ-0192/05 на организацию железнодорожных перевозок ЗАО "Транспортная корпорация" обеспечивало организацию перевозок внешторговых грузов по железным дорогам Российской Федерации.
Согласно п. 2 договора N ТВХ-0192/05 в обязанности экспедитора (ЗАО "Транспортная корпорация") входят: организация перевозок внешнеторговых грузов железнодорожным транспортом и их транспортно-экспедиторское обслуживание; заключение договоров с внутренними и иностранными транспортными организациями на перевозку и транспортно-экспедиторское обслуживание грузов; подача цистерн под погрузку; предоставление информации по перевозкам, разработка инструкций по поставкам, маршрутам, оформлению документов, дача консультаций по эффективности транспортировки за счет выбора рациональных маршрутов, способов перевозки грузов, снижению расходов по упаковке, погрузочно-разгрузочным операциям, по правомерности штрафов, доп. сборов и др.; принятие участия в месячном планировании перевозок; принимает на свой расчетный счет денежные средства от заказчика для оплаты перевозок и услуг ОАО "РЖД", декларантов, экспедиторских организаций и других участников транспортного процесса; производит проверку правильности начисления платежей за перевозку по российским железным дорогам, заявляет претензии; ведет оперативный учет перевозок; информирует о продвижении цистерн и возврате порожних цистерн; выполняет иные поручения заказчика.
Таким образом, транспортно-экспедиторское обслуживание в рамках указанного договора осуществляется только в отношении экспортного товара, обслуживание товара, предназначенного для реализации на внутреннем рынке невозможно.
Транспортировка нефтепродуктов железнодорожным транспортом подпадает под положение подп. 2 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку относится к услугам по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров и не относится к иным подобным работам (услугам).
Также данные услуги оказывались в рамках вышеуказанного договора от 21.06.2005 N ТВХ-0192/05 по организации железнодорожных перевозок и транспортно-экспедиторского обслуживания внешторговых грузов.
Таким образом, транспортировка нефтепродуктов по территории Российской Федерации является неотъемлемой частью комплекса услуг, оказываемых заявителю по договору на организацию перевозок внешнеторговых грузов.
Налоговая ставка по налогу на добавленную стоимость для операций по реализации услуг по сопровождению, транспортировке, погрузке, перегрузке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации и импортируемых в Российскую Федерацию товаров и иных подобных работ и услуг, к которым относятся, как это следует из п. 1 ст. 801 Гражданского кодекса Российской Федерации, и экспедиторские услуги, установлена Налоговым кодексом Российской Федерации и составляет 0 процентов.
Операции, указанные в подп. 2 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежат обложению налогом на добавленную стоимость по ставке 0 процентов при условии, что соответствующие товары помещены под таможенный режим экспорта на момент совершения данных операций либо если по характеру самих операций они могут осуществляться только в отношении экспортных товаров.
Таким образом, транспортировка нефтепродуктов железнодорожным транспортом даже по территории Российской Федерации подлежит обложению налогом на добавленную стоимость по ставке 0 процентов, так как намерения налогоплательщика выражаются в направлении данного товара на экспорт и услуги, оказываемые в отношении данного товара (транспортировка) осуществляются в отношении экспортных операций.
Данный вывод следует из маршрутных поручений, представленных заявителем, в которых указаны более ранние даты, чем временные ГТД, и счетов-фактур, в которых указано, что транспортировка нефтепродуктов осуществляется в дальнее зарубежье.
Заявитель указывает, что транспортировка оказывалась ОАО АК "Транснефть" от налогоплательщика (г. Бузулук) до ст. Кротовка трубопроводным транспортом, далее ООО "Транспортная корпорация" от ст. Кротовка до ст. Грушевая железнодорожным транспортом, далее ОАО АК "Транснефть" от ст. Грушевая до порта Новороссийск (Шесхарис) так же трубопроводным транспортом. При этом транспортировка трубопроводным транспортом с теми же маршрутными поручениями, временными ГТД осуществляется по налоговой ставке 0 процентов, тем не менее транспортировка железнодорожным транспортом (уже после первого этапа транспортировки, оказанной ОАО АК "Транснефть") облагается налоговой ставкой 18 процентов по налогу на добавленную стоимость.
Общество указывает, что инспекция не представила доказательства применения ставки 0 процентов по транспортировке нефти трубопроводным транспортом до ст. Кротовка, а также не указала основания для применения ОАО "АК "Транснефть" ставки 0 процентов. Кроме того, данный вопрос не имеет отношение к рассматриваемому спору, поскольку в нем речь идет о налоге на добавленную стоимость по тем услугам, которые не являются предметом рассмотрения по настоящему делу.
Данный довод общества не соответствует фактическим обстоятельствам, поскольку данные о применении ОАО "АК "Транснефть" налоговой ставки по НДС 0 процентов отражены в отчете N 20 на экспортную поставку по договору комиссии от 24.04.2006 N ТВХ-0317/06, представленном самим налогоплательщиком при проведении камеральной налоговой проверки.
Кроме того, довод заявителя о неотносимости данного эпизода к рассматриваемому спору не может быть принят во внимание, поскольку все этапы транспортировки товарной нефти на экспорт являются единым перевозочным процессом и являются неотъемлемой частью комплекса услуг, оказываемых заявителю по договору на организацию перевозок внешторговых грузов.
Кроме того, выводы инспекции об оказании услуг в отношении исключительно экспортного товара следуют как из договора транспортно-экспедиторского обслуживания внешторговых грузов между ЗАО "Транспортная корпорация" и ОАО "ТНК-ВР Холдинг" от 21.06.2005 N ТВХ-0192/05, так и из договора комиссии между заявителем и ОАО "ТНК-ВР Холдинг", предметом которого в соответствии с п. 1.1 является осуществление комиссионером по поручению комитента за вознаграждение реализации товарной нефти, принадлежащей комитенту, на экспорт в количестве 14 000 000 тонн (нетто) в год.
В соответствии с п. 1.2. комиссионер исполняет принятое на себя обязательство, указанное в п. 1.1. договора, путем заключения от своего имени договора/контракта с иностранным(и) покупателем(ями).
Пунктом 1.3. договора установлено, что инопокупатель определяется комиссионером в зависимости от конъюнктуры рынка и других условий с целью получения максимально достижимой цены на момент продажи.
Таким образом, из предмета договора следует, что ОАО "ТНК-ВР Холдинг" является комиссионером ОАО "Оренбургнефть" в отношении экспортируемой нефти.
Доводы заявителя со ссылкой на расчет сумм НДС по транспортно-экспедиционным услугам, оказанным ЗАО "Транспортная корпорация" до помещения товара под режим, представленный суду апелляционной инстанции, о разграничении услуг по представленным счетам-фактурам с учетом налоговой ставки 0 процентов и 18 процентов неправомерны, поскольку все счета-фактуры выставлены на основании договора N ТВХ-0192/05 на организацию перевозок внешнеторговых грузов по железным дорогам. При заключении данного договора стороны определили характер операций, связанных с экспортом товаров.
Суммы НДС по спорным счетам-фактурам, в том числе оспариваемым в судебном порядке, относятся к ВГТД, датированным более поздними датами, чем спорные счета-фактуры, к которым относятся счета-фактуры на общую сумму НДС 23 378 547,74 руб., как указано в решениях налогового органа.
Таким образом, работы (услуги) по данным счетам-фактурам оказаны до помещения товара под таможенный режим экспорта.
Сумма НДС по спорным счетам-фактурам, оспариваемым в судебном порядке, соотносятся с различными ВГТД, что зависит от объема, отгруженного на экспорт товара. Данный факт подтверждается аналитической таблицей и оборотно-сальдовой ведомостью.
Таким образом, в одном счете-фактуре отражается оплата работ (услуг) в отношении товара, помещенного под таможенный режим экспорта, а также товара, не помещенного под таможенный режим экспорта.
Из представленных документов (маршрутных поручений, временных ГТД, реестра железнодорожных накладных, поручений на погрузку) усматривается, каким образом осуществлялась транспортировка экспортной нефти по территории Российской Федерации от заявителя до порта Новороссийск.
В соответствии с маршрутным поручением от 29.08.2006 N 4418/Э ОАО АК "Транснефть" произведена транспортировка нефти, а также перевалка из системы ОАО АК "Транснефть" и собственных эстакад на железную дорогу по маршруту ст. Похвистнево - Николаевка и маршрутного поручения от 29.08.2006 4425/Э со ст. Кротовка до ст. Грушевая. Оплата оказанных услуг произведена комиссионером ОАО "ТНК-ВР Холдинг" по выставленному ОАО АК "Транснефть" счету-фактуре от 31.07.2006 N 06/24/08576 по договору от 22.12.2005 N 6125. В дальнейшем ОАО "ТНК-ВР Холдинг", являющееся комиссионером ОАО "Оренбургнефть" по договору комиссии от 24.04.2006 N ТВХ-0317/06, перевыставляет оплату услуг, оказанных ОАО АК "Транснефть".
Перевозка нефти железнодорожным транспортом от ст. Кротовка до ст. Грушевая для дальнейшей перевалки в систему трубопроводного транспорта ОАО АК "Транснефть" на перевалочной нефтебазе Шесхарис осуществляется ЗАО "Транспортная корпорация" по договору транспортно-экспедиторских услуг внешторговых грузов от 21.06.2005 N ТВХ-0192/05 с ОАО "ТНК-ВР Холдинг". Транспортировка железнодорожным транспортом осуществлялась в соответствии с железнодорожными накладными по реестру к счету-фактуре от 30.09.2006 N 340, представленном обществом. Оплату услуг, оказанных ЗАО "Транспортная корпорация" комиссионеру, ОАО "ТНК-ВР Холдинг" перевыставляет заявителю счетом-фактурой от 30.09.2006 N 340.
На перевалочной нефтебазе Шесхарис ст. Грушевая ОАО АК "Транснефть" по маршрутному поручению от 29.08.2006 N 4427/Э осуществляется перевалка нефти в систему магистральных нефтепроводов ОАО "АК "Транснефть" и дальнейшая транспортировка до порта Новороссийск, где в соответствии с поручениями от 01.10.2006 N 208/1 ЗАО "Фоско" осуществляет перевалку нефти на танкер "Омега Леди Сара" для дальнейшей транспортировки в страны дальнего зарубежья в соответствии с ВГТД N 10317050/011006/0001451 и от 10.10.2006 N 215/1 на танкер "Сорокалетие Победы" для дальнейшей транспортировки в страны дальнего зарубежья в соответствии с ВГТД N 10317050/051006/0001473.
Таким образом, транспортно-экспедиторские услуги, оказанные ЗАО "Транспортная корпорация" подпадают под положение подп. 2 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку относятся к услугам по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации и облагаются налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов.
В связи с этим отказ обществу в возмещении 69 311 363,66 руб. налога на добавленную стоимость, уплаченного исполнителю транспортно-экспедиторских услуг, то есть услуг по организации транспортировки нефти по территории Российской Федерации до морского порта в городе Новороссийске (от ст. Кротовка до ст. Грушевая), является правомерным.
Доводы общества, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции, положенных в основу решения, в связи с чем апелляционная жалоба налогоплательщика удовлетворению не подлежит.
Расходы по государственной пошлине распределяются в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.04.2009 по делу N А40-42961/07-76-240 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий: |
В.Я. Голобородько |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-42961/07-76-240
Истец: ОАО "Оренбургнефть"
Ответчик: МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1