НДС и Белоруссия: разбираемся с нюансами
Стремясь к развитию экономических отношений, Россия и Белоруссия установили общие для обоих государств принципы взимания косвенных налогов, установили довольно давно, но у налогоплательщиков постоянно возникают какие-то проблемы. Например, неясно, как импортеру посчитать собственные затраты на транспортировку, что делать в том случае, если одному покупателю доставляют товары, облагаемые по разным налоговым ставкам, или кто должен уплатить налог, если товары приобретаются через посредника? Мы расскажем о том, как эти проблемы разрешать.
Для большинства российских предприятий переход на новый порядок взимания НДС в отношениях с Белоруссией оказался довольно неприятным сюрпризом. Если прежний порядок был простым, удобным и понятным, и взаимоотношения с белорусскими партнерами мало чем отличались от взаимоотношений с российскими партнерами, то теперь все наоборот - расчет налога и получение вычета стали даже несколько сложнее, чем при внешней торговле с любыми другими странами.
В этой статье мы разберем порядок налогообложения экспортных и импортных операций с Белоруссией с учетом норм гл. 21 НК РФ, действующих в 2006 г., и тех разъяснений и рекомендаций, которые за 2005 г. успели дать российские налоговые и финансовые органы (см. письмо ФНС России от 10.10.05 N ММ-6-03/842@, приложение к письму ФНС России от 10.10.05 N ММ-6-03/843@).
Операции, связанные с импортом товаров
Рассчитывать налоговую базу по НДС при импорте товаров из Белоруссии налогоплательщикам необходимо так же, как это делается на таможне. Она определяется на день принятия на учет ввезенных товаров как сумма стоимости импортированных товаров, в которую включаются затраты на их транспортировку и доставку, а также акцизы.
Если российская фирма передавала белорусскому партнеру сырье для переработки, а потом ввезла его обратно, то стоимостью продуктов переработки будет считаться стоимость работ и услуг по переработке сырья.
При определении стоимости приобретенных товаров (или продуктов переработки) в цену сделки должны быть включены следующие расходы (если такие расходы в цене товаров не содержатся):
расходы по доставке товаров, в том числе расходы на транспортировку, погрузку, выгрузку, перегрузку, перевалку и экспедирование товаров;
страховая сумма;
стоимость контейнеров или другой многооборотной тары, если они составляют единое целое с оцениваемыми товарами;
стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке.
Так вот, учет в налоговой базе по НДС расходов на транспортировку вызвал многочисленные вопросы. Один из них касается доставки товаров собственными силами. Должны российские налогоплательщики включать расходы по доставке в налоговую базу при расчете НДС или нет? Да, должны, так как в Соглашении между двумя странами не уточняется, кто именно должен нести расходы по доставке, для того чтобы их включили в налоговую базу по НДС.
Пример 1
ООО "Магдалена" приобрело у белорусского предприятия товар стоимостью 400 000 российских руб. Товар по условиям договора доставляется собственными силами покупателя.
Затраты на доставку товара до места хранения на территории России составили 55 000 российских руб.
Таким образом, налоговая база по НДС по этой импортной операции для российского общества составит 455 000 руб. (400 000 + 55 000). Соответственно сумма налога, подлежащая уплате в российский бюджет по импортированному товару, составит 81 900 руб. (455 000 руб. х 18%).
На практике у импортера возникает очень большая проблема, не отраженная в вышеприведенном примере. Дело в том, что затраты на транспортировку, которую осуществляет сторонняя организация, посчитать несложно - стоимость услуги будет отражена в выставленном счете. А вот как посчитать собственные затраты на транспортировку? Ведь в Соглашении об этом ничего не сказано, хотя вопрос принципиальный.
Начнем с того, что нет никаких указаний относительно включения в эти расходы части общепроизводственных и общехозяйственных, т.е. косвенных расходов. Надо или не надо их включать? Как правило, прямые расходы состоят из материальных расходов, расходов на оплату труда и амортизации. Но это только "как правило"! Нетрудно догадаться, что из-за разницы налоговых политик в аналогичных ситуациях, при одних и тех же фактических расходах на транспортировку груза величина затрат, включаемая в расчет таможенного НДС, у сопоставимых налогоплательщиков будет разной! И как налоговые органы при проведении проверки станут определять, какой расчет верен, а какой нет, - угадать невозможно.
В силу сложившейся неопределенности действующего законодательства тем, кто не готов спорить, проще отказаться от доставки товара из Белоруссии собственными силами. Ну а налогоплательщикам, готовым отстаивать свои интересы, рекомендуем в составе расходов на транспортировку собственными силами учитывать расходы на топливо, непосредственно израсходованное в пути. Эти расходы напрямую связаны с перевозкой, и их сумму можно посчитать. Сюда же можно отнести и заработную плату водителя, если его труд оплачивается сдельно.
Бывают случаи, когда перевозка товара производится двумя разными перевозчиками - белорусским и российским. Например, белорусским перевозчиком - до границы с Россией, а дальше российским.
Здесь ситуация еще запутаннее: в налоговую базу должны попасть расходы и того и другого перевозчика. При этом есть два важных нюанса. Из стоимости услуг российского перевозчика предварительно нужно убрать НДС, чтобы он не попал в расчет налоговой базы. А вот стоимость услуг белорусского перевозчика придется включить в расчет налоговой базы целиком. Дело в том, что налоги, которые содержатся в цене его услуг, в том числе и НДС, являются для российского партнера иностранными налогами, которые возмещению в России не подлежат.
Пример 2
ООО "Мирабелла" приобрело у белорусского партнера товар стоимостью 860 000 российских руб. До российской границы товар доставлял белорусский перевозчик, стоимость его услуг составила 46 000 российских руб., в т.ч. "белорусский" НДС - 7017 руб. От российской границы товар перевез российский перевозчик за 50 000 руб., в т.ч. "российский" НДС - 7627 руб.
Величина налоговой базы для исчисления НДС по этой импортной операции составила 948 373 руб. (860 000 + 46 000 + 50 000 - 7627). Сумма налога равна 170 707 руб. (948 373 руб. х 18%).
К вычету из бюджета можно впоследствии предъявить как НДС в размере 170 707 руб., т.е. уплаченный по импорту товаров, так и НДС в размере 7627 руб., т.е. уплаченный российскому перевозчику.
Проблема возникает и в том случае, когда один и тот же перевозчик в адрес одного покупателя перевозит за одну поездку товары, облагаемые по разным налоговым ставкам. Понятно, что решения этого вопроса в Соглашении нет.
Налоговые органы предписывают распределять полученные расходы между доставленными товарами. Вместе с тем саму методику распределения они не предлагают. Что это значит? Очевидно, исходя из сложившейся практики, такую методику налогоплательщик должен разработать сам. Скорее всего, самым простым способом будет распределение стоимости доставки в соответствии с долей стоимости конкретного товара в общей стоимости покупки.
Пример 3
ООО "Победа" приобрело у белорусского поставщика товары, облагаемые по разным ставкам НДС.
Стоимость товара, облагаемого по ставке 18%, - 200 000 руб., стоимость товара, облагаемого по ставке 10%, - 100 000 руб.
Услуги белорусского перевозчика по доставке составили 28 000 российских руб.
Для расчета налоговой базы по НДС их стоимость надо распределить следующим образом:
к налоговой базе по первому товару будут относиться 18 667 руб. (200 000 : (200 000 + 100 000) х 28 000);
к налоговой базе по второму товару - 9333 руб. (28 000 - 18 667).
Таким образом, налоговая база для исчисления НДС будет составлять:
по первому товару - 218 667 руб. (200 000 + 18 667);
по второму товару - 109 333 руб. (100 000 + 9333).
Соответственно суммы начисленного НДС составят:
по первому товару - 39 360 руб. (218 667 х 18%);
по второму товару - 10 933 руб. (109 333 х 10%).
Какие документы необходимо иметь при ввозе товаров из Белоруссии
НДС должен быть уплачен не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров, и не позднее этого числа надо представить в налоговую инспекцию налоговую декларацию по НДС с приложением следующих документов:
заявления о ввозе товаров по форме, установленной в письме ФНС России от 12.01.05 N ММ-6-26/4@;
выписки банка (или ее копии), подтверждающей фактическую уплату НДС по ввезенным товарам;
договора (или его копии) с белорусским поставщиком;
документов, подтверждающих принятие на учет ввезенных товаров;
товаросопроводительных документов белорусского партнера с отметкой белорусской налоговой инспекции.
Заявление о ввозе товаров подается в трех экземплярах:
первый экземпляр остается в налоговой инспекции;
второй остается у налогоплательщика;
третий российская фирма должна отправить белорусскому партнеру, чтобы он мог подтвердить белорусским налоговым органам факт экспорта своего товара.
Обратите внимание, что налоговые органы будут проверять правильность расчета налоговой базы по импортированному товару. Как показывает практика, если, например, у налогоплательщика были транспортные расходы по доставке товара, и они не попали в налоговую базу по НДС, то налоговая инспекция отказывает в проставлении в вышеуказанном заявлении отметки об уплате налога. Это значит, что белорусский поставщик товара не получит третий экземпляр данного заявления и ему не удастся подтвердить белорусским налоговым органам свое право на применение нулевой ставки по НДС.
При заполнении и использовании заявления импортеру необходимо учитывать несколько важных нюансов.
1. Этот документ должен использоваться при заполнении книги покупок вместо счетов-фактур. Кроме реквизитов самого заявления в книге покупок нужно зарегистрировать реквизиты платежных документов, подтверждающих факт перечисления налога.
2. Заявление необходимо иметь, чтобы подтвердить факт оплаты российского экспорта в Белоруссию при договоре мены. Дело в том, что при внешнеэкономическом обмене ввоз в Россию приобретенного по бартеру имущества равнозначен оплате экспорта. Без этого заявления налогоплательщик не может подтвердить свое право на нулевую ставку НДС. Кроме самого заявления понадобятся еще транспортные или товаросопроводительные документы, подтверждающие доставку импортируемого товара на российскую таможенную территорию.
3. Количество заявлений должно быть равно количеству заключенных с белорусами договоров. Даже если несколько договоров заключено с одним партнером, это ничего не меняет: на каждый такой договор должно быть отдельное заявление.
4. В самом заявлении должны присутствовать все реквизиты товаросопроводительных документов, пусть даже к одному договору их прилагается несколько десятков или сотен. Налоговые органы запрещают указывать в Заявлении только количество и стоимость товара и прилагать в виде реестра номера товаросопроводительных документов.
Участие посредников
Ничего не написано в Соглашении и об участии российских посредников в импорте товаров из Белоруссии, поэтому налогоплательщикам приходится ориентироваться на мнение ФНС России.
Налоговое ведомство считает, что вопросы исчисления и уплаты НДС при участии посредников в данном случае зависят от того, чью сторону представляет комиссионер или агент. Понятно, что представлять он может только две стороны: или российскую, или белорусскую.
Если посредник представляет российскую сторону, т.е. приобретает товар в Белоруссии и ввозит его в Россию, то НДС (как и акциз) должен начислить и уплатить комитент или принципал.
Если посредник представляет белорусскую сторону, т.е. сначала ввозит товар в Россию и уже там занимается его реализацией, то косвенные налоги по этому товару должны заплатить его покупатели. По мнению налоговиков, комиссионер (или агент) обязан выписать покупателю товара счет-фактуру со следующими обязательными реквизитами:
ставка НДС в размере 0%;
штамп "Без акциза";
указание на страну происхождения товара - Республика Беларусь.
Исходя из этого, покупатель товара должен сообразить, что в данном случае он сам обязан начислить НДС на предъявленную ему цену. Причем НДС начисляется "сверху" (если только в счете-фактуре не указано, что цена уже содержит НДС). Так, скажем, если товар стоит 100 руб., то величина НДС, подлежащая перечислению в бюджет, составит 18 руб. (100 руб. 18%).
На самом же деле ситуация в части уплаты НДС, когда российский посредник представляет белорусскую сторону, до 1 января 2006 г. складывалась просто парадоксальная. Объект налогообложения по НДС - ввезенный товар - есть, а начислить и заплатить его некому. Дело в следующем.
Во-первых, белорусский продавец товара не являлся плательщиком НДС в российский бюджет, так как он не состоял на учете в российских налоговых органах.
Во-вторых, российский комиссионер не являлся ни налогоплательщиком НДС, поскольку не приобретал, а продавал товар, ни налоговым агентом по НДС, так как не выполнялись условия ст. 161 НК РФ.
В-третьих, налоговым агентом не являлся и покупатель товара. На основании договора купли-продажи товар приобретается у посредника, и доход выплачивается не белорусской фирме, а посреднику.
На наш взгляд, у покупателя белорусских товаров, который приобретал их до 2006 г. у посредника, был хороший шанс отстоять свое право не исчислять и не уплачивать НДС в качестве налогового агента. Можно было ссылаться на имеющийся пробел как в Соглашении, так и в действовавшем налоговом законодательстве, тем более что это было признано самим законодателем, внесшим дополнения в гл. 21 НК РФ.
Федеральный закон от 22.07.05 N 119-ФЗ добавил в ст. 161 НК РФ пункт 5. В этом пункте сказано, что "при реализации на территории Российской Федерации товаров иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров с указанными иностранными лицами". Проще говоря, в рассматриваемой нами ситуации НДС в российский бюджет с 1 января 2006 г. должен заплатить комиссионер.
Импорт товаров третьих стран
Помимо тех проблем, с которыми приходится сталкиваться импортеру, он еще должен тщательно следить, является ли ввозимый товар собственно белорусского производства, или этот товар произведен в третьих странах.
Дело в том, что Россия ратифицировала Соглашение с оговоркой: "под термином "товары" в указанном Соглашении понимаются товары, происходящие из территории государств - Сторон, в соответствии с пунктом 2 статьи 1 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о свободной торговле от 13 ноября 1992 года".
Согласно п. 1 ст. 30 Таможенного кодекса РФ страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были или полностью произведены, или подвергнуты достаточной переработке (достаточность переработки выражается в процентах). Соответственно не произведенные (или серьезно не переработанные) в Белоруссии товары не могут считаться белорусскими товарами. Поэтому при импорте из Республики Беларусь товаров третьих стран должен использоваться общий порядок налогообложения. Это означает, что российской фирме-импортеру придется пройти таможенное оформление и таможенный контроль в полном объеме с уплатой таможенных пошлин и налогов.
Однако на границе двух союзных государств оформлять товар просто некому. Следовательно, все таможенные процедуры должны осуществляться на региональной таможне, где зарегистрирована сама фирма-импортер.
В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ операции по ввозу товара на российскую таможенную территорию облагаются НДС. Согласно п. 1 ст. 153 НК РФ при ввозе импортного товара в Россию налоговая база по НДС определяется в соответствии с налоговым и таможенным законодательством РФ. В частности, в п. 1 ст. 160 НК РФ указано, что налоговая база по НДС при импорте из Белоруссии товаров третьих стран должна определяться как сумма таможенной стоимости товара, подлежащей уплате таможенной пошлины и акцизов (по подакцизным товарам). Базой для исчисления таможенных пошлин согласно ст. 322 ТК РФ являются таможенная стоимость товаров и (или) их количество.
Операции, связанные с экспортом товаров
Напомним, что российские экспортеры, сотрудничающие с белорусскими организациями, уплачивают НДС по нулевой ставке при условии представления в налоговые органы соответствующих документов (п. 1 ст. 164 НК РФ). Однако комплект документов, подтверждающих право на применение нулевой ставки налога, прописан не в ст. 165 НК РФ, а в тексте самого Соглашения.
В комплект входят следующие документы:
договор (или его копия) о реализации товаров, заключенный с белорусским партнером;
выписка банка (или ее копия), а в некоторых случаях иные документы, подтверждающие оплату товаров, отправленных на экспорт;
третий экземпляр заявления о ввозе товаров с отметкой белорусских налоговиков, который экспортер должен получить от покупателя своих товаров;
копии транспортных (товаросопроводительных) документов о перевозке экспортируемых товаров, заверенные подписью руководителя и главного бухгалтера налогоплательщика.
Необходимые документы должны быть представлены в налоговую инспекцию в течение 90 дней с момента отгрузки товаров. В этом случае при реализации товаров моментом определения налоговой базы по НДС является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов. Однако здесь есть определенный нюанс, который может быть на руку экспортерам.
Дело в том, что налоговики считают, что комплект требуемых документов, исходя из норм Соглашения, необходимо представить в налоговую инспекцию вместе с налоговой декларацией. Декларацию же нужно представить в налоговую инспекцию не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Но ведь получается, что даже если 90-дневный срок истек в том налоговом периоде, за который представлена декларация, достаточно успеть собрать пакет документов к моменту ее предъявления, и тогда условие Соглашения все равно будет выполнено! Налоговые органы согласились с этим фактом (см. письмо ФНС России от 15.06.05 N 03-2-03/1013/15).
Если комплект документов не удастся собрать до сдачи налоговой декларации, экспортер должен рассчитать НДС так, как будто бы налог подлежал начислению в момент отгрузки. При этом можно принять к вычету входной НДС, связанный с неподтвержденным экспортом.
Участие посредников
Если товар экспортируется в Белоруссию через комиссионера или агента, то непосредственный продавец товара не может представить в налоговые органы для подтверждения своего права на нулевую налоговую ставку договор с непосредственным приобретателем.
ФНС России разрешает предъявить в данной ситуации два договора:
договор комиссии (агентский договор);
договор купли-продажи, заключенный комиссионером (агентом) с белорусским покупателем.
Экспорт товаров третьих стран
Как мы уже убедились, импорт товаров третьих стран из Белоруссии в Россию под действие Соглашения не подпадает. То же самое относится и к экспорту товаров третьих стран из России в Белоруссию. Следовательно, в данной ситуации используются другие положения действующего российского законодательства, а именно ТК12031077 РФ и НК РФ.
Так, реализация товаров третьих стран в Белоруссию относится к экспортным операциям, поэтому согласно п. 1 ст. 164 НК РФ экспорт товаров в Белоруссию должен облагаться НДС по нулевой ставке. Для подтверждения нулевой ставки в данном случае (в отличие от экспорта российских товаров в Белоруссию) понадобятся документы, перечисленные в ст. 165 НК РФ, а именно:
контракт (его копия) на поставку товара;
выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации экспортного товара на счет налогоплательщика в российском банке;
грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российской таможни, оформившей товар на экспорт и пропустившей его через границу;
копии транспортных, товаросопроводительных или иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы российской территории.
Таким образом, если экспортер товаров третьих стран, поставляемых в Белоруссию, может предъявить в налоговую инспекцию полный комплект требуемых документов, начисление НДС для него должно производиться по нулевой ставке.
Налогообложение экспорта и импорта работ и услуг
Заключая Соглашение, стороны договорились, что порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ и оказании услуг будет оформлен отдельным протоколом. Пока его нет, в отношении российских налогоплательщиков применяются нормы российского законодательства.
Лучше поздно, чем никогда
Самый большой вред новый порядок налогообложения причинил тем российским предприятиям, которые предоставляли белорусским партнерам сырье для переработки на давальческих началах. Дело в том, что после принятия Соглашения белорусские законодатели "забыли" внести поправки в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.00 N 213, в котором установлен Порядок применения нулевой налоговой ставки по НДС при реализации работ (услуг). А в нем сказано, что "в случае оказания экспортируемых услуг по производству товаров из давальческого сырья (материалов) юридическим и физическим лицам Российской Федерации или вывозе товаров, произведенных из давальческого сырья (материалов), в Российскую Федерацию нулевая ставка налога на добавленную стоимость не применяется". Этот пункт продолжал действовать и после заключения Соглашения. Да, до 1 января 2005 г. это было правильно, ведь российская фирма могла предъявить НДС, уплаченный за переработку своего сырья белорусской организации, к вычету из российского бюджета. Однако после 1 января применение данного постановления привело к тому, что переработка давальческого сырья стала облагаться НДС дважды: первый раз налог начислял белорусский переработчик, а второй раз - российские налоговые органы! Естественно, что многие российские фирмы предпочли отказаться от услуг белорусских переработчиков.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.05 N 704 в вышеуказанный Порядок были внесены изменения. В соответствии с ними начиная с 5 июля 2005 г. налогообложение оборотов по оказанию экспортируемых услуг по производству товаров из давальческого сырья (материалов) для юридических и физических лиц Российской Федерации, а также ввоз товаров, произведенных из давальческого сырья (материалов), в Российскую Федерацию, должны производиться по нулевой налоговой ставке. К сожалению, эти изменения сильно запоздали, и восстановить оборванные хозяйственные связи теперь не так-то просто.
А.В. Анищенко,
аудитор ООО "Аудиторская фирма АТОЛЛ-АФ"
"Налоговые споры", N 4, апрель 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговые споры"
Официальный печатный орган палаты налоговых консультантов России
Учредители:
Палата налоговых консультантов России
Международный центр финансово-экономического развития (ЗАО "МЦФЭР")
Издатель: ЗАО "МЦФЭР"
Лицензия на издательскую деятельность:
код 221, серия ИД, N 00445 от 15.11.99 Свидетельство: ПИ N 77-16544 от 13.10.2003
Адрес редакции: 129164, Москва, ул. Ярославская, д. 8, корп. 5, а/я 9
Тел.: (095) 937-90-80. Факс: (095) 937-90-85
E-mail: palata.magazine@mcfr.ru
Подписные индексы
по каталогу агентства "Роспечать" - 82989, 82990
по каталогу "Пресса России" - 15157, 15158 по каталогу "Почта России" - 16676, 16677