г.Москва |
Дело N А40-22241/08-22-134 |
5 августа 2009 г. |
N 09АП-12124/2009-ГК |
Резолютивная часть постановления объявлена 3 августа 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 5 августа 2009 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Елоева А.М.
судей Крыловой А.Н., Басковой С.О.
при ведении протокола судебного заседания Солдатовым Р.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам судопроизводства в суде первой инстанции дело N А40-22241/08-22-134
по иску ООО "Рипл"
к Федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию
о взыскании 99 262 руб.
при участии в судебном заседании:
от истца Грицык Е.В., Кулебякин Ю.Г.
от ответчика Щербакова Н.М.
УСТАНОВИЛ
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 11.07.2008 по делу N А40-22241/08-22-134, оставленным без изменения апелляционным судом, с Российской Федерации в лице Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию за счет казны РФ в пользу ООО "РИПЛ" взыскано 96 717 руб. 52 коп. руб. задолженности и 4 699 руб. 27 коп. неустойки.
11.09.2008 судом первой инстанции выдан исполнительный лист N 679874.
От ООО "РИПЛ" поступило заявление об изменении способа исполнения судебного акта, в котором он просит произвести взыскание не за счет казны Российской Федерации, а непосредственно с должника в лице его правопреемника министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Также заявитель просил внести изменения в исполнительном листе N 679874 в части размера взысканных сумм, а также в графе: полное наименование организации-должника и его место нахождение, указав в этой графе: Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (127994, Москва, Рахмановский пер., д.3).
В обоснование заявления истец сослался на Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2008 N 724.
Определением от 14.04.2009 заявление ООО "РИПЛ" об изменении порядка исполнения решения Арбитражного суда г. Москвы от 11.07.2008 удовлетворено, порядок исполнения решения суда путем взыскания с Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию РФ в пользу ООО "РИПЛ" 96 717 руб. 52 коп. задолженности и 4 699 руб. 27 коп. неустойки изменен. Должник по делу - Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию РФ заменен его правопреемником - Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, в остальной части заявления - отказано.
Не согласившись с принятым определением, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, ссылаясь в том числе на нарушение норм процессуального права, указало, что дело рассмотрено без участия министерства, не извещенного о дате и времени рассмотрения дела, в связи с чем имеются безусловные основания для отмены решения, установленные п.2 ч.4 ст.270 АПК РФ.
При этом, заявитель жалобы указывал на неизвещение его о судебном заседании, в котором был принят судебный акт о правах и обязанностях Министерства.
Согласно пункту 2 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции является рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из участвующих в деле лиц, не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. В соответствии с частью 5 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при отмене решения по основаниям, предусмотренным в части 4 названной статьи, арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам, установленным указанным Кодексом для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Пунктом 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" от 28.05.2009 N 36 установлено, что о переходе к рассмотрению дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции, на основании части 5 статьи 270 Кодекса суд апелляционной инстанции выносит определение. Возражения в отношении данного определения в силу частей 1, 2 статьи 188 Кодекса могут быть заявлены только при обжаловании судебного акта, которым завершается рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
По результатам рассмотрения дела суд апелляционной инстанции согласно пункту 2 статьи 269 АПК РФ выносит постановление, которым отменяет судебный акт первой инстанции с указанием обстоятельств, послуживших основаниями для отмены судебного акта (часть 4 статьи 270 Кодекса), и принимает новый судебный акт. Содержание постановления должно соответствовать требованиям, определенным статьей 170 Кодекса.
Поскольку судом первой инстанции был принят судебный акт о правах и обязанностях Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации без его надлежащего извещения, апелляционный суд приходит к выводу об отмене определения 14.04.2009 и рассмотрении заявления истца об изменении способа и порядка исполнения решения по существу по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
В заявлении ООО "РИПЛ" просит произвести взыскание не за счет казны Российской Федерации, а непосредственно с должника в лице его правопреемника министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
В обоснование заявления истец ссылается на ст.ст.242.1, 242.2, 242.3 Бюджетного кодекса РФ, ст.324 АПК РФ, Указ Президента РФ от 12.05.2008 и указывает, что исполнительные листы судебных органов по искам к казне Российской Федерации направляются для исполнения в Министерство финансов Российской Федерации и исполняются им в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Истец также указывает на то, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2008 N 724 правопреемником по обязательствам Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений, установлено Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Кроме того, истец ссылается на направление исполнительного листа N 679874 в Министерство финансов Российской Федерации, лист был возвращен в адрес взыскателю Министерством финансов Российской Федерации с указанием на необходимость направления исполнительного документа в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевых счетов. Данный ответ был обоснован ссылкой на Письмо Минфина РФ и Федерального казначейства от 17.09.2008 N 08-00-02-89, N 42-7.1-15/9.2-43, в котором указывалось, что по искам, вытекающим из гражданско-правовых обязательств, указанные обязательства являются обязательствами бюджетного учреждения и подлежат взысканию непосредственно с должника, а не "за счет казны Российской Федерации".
Исполнительный лист, направленный в Управление Федерального казначейства по г. Москве, был возвращен взыскателю, с указанием на то, что Управление федерального казначейства по г.Москве полномочиями по организации исполнения судебных актов, предусматривающих взыскание денежных средств за счет казны Российской Федерации, не наделено.
В соответствии со ст.48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса. Для правопреемника все действия, совершенные в арбитражном процессе до вступления правопреемника в дело, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для лица, которое правопреемник заменил.
Указом Президента РФ от 12.05.2008 N 724 правопреемником по обязательствам Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию РФ установлено Министерство здравоохранения и социального развития РФ.
Поскольку в данном споре правопреемство осуществлено в силу закона, основанием реорганизации является Указ Президента РФ, апелляционный суд в соответствии со ст.48 АПК РФ производит замену должника Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию его правопреемником Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации подтвердил факт ликвидации Федерального агентства, пояснил, что в настоящее время разрешается вопрос погашения долгов агентства.
Ответчиком по делу является Российская Федерация в лице в лице Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию (Росздрав), последний Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2008 N 724 был упразднен, а полномочия переданы Министерству по здравоохранению и социальному развитию.
Согласно статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами определяющими статус этих органов.
Пунктом 1 статьи 126 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.
Согласно пункту 1 статьи 102 Бюджетного кодекса Российской Федерации долговые обязательства Российской Федерации полностью и без условий обеспечиваются всем находящимся в собственности Российской Федерации имуществом, составляющим соответствующую казну, и исполняются за счёт средств соответствующего бюджета.
В силу статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 Кодекса, в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевых счетов для учета средств федерального бюджета, а также средств, от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Согласно совместному Письму Минфина России (от 17 сентября 2008 года N 08-00-02-89) и Федерального казначейства (от 17 сентября 2008 года N 42-7.1-15/9.2-423) в настоящее время установлено, что в порядке, предусмотренном статьей 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации подлежат исполнению исполнительные документы органами Федерального казначейства, если исполнительные документы выданы на основании судебных актов по искам физических (юридических) лиц о возмещении федеральными бюджетными учреждениями убытков, вытекающих из гражданско-правовых обязательств, трудовых правоотношений, поскольку данные обязательства являются денежными обязательствами бюджетного учреждения и подлежат взысканию непосредственно с должника, а не "за счёт казны Российской Федерации", что имеет место в настоящем деле.
Поскольку в рамках настоящего дела рассмотрены требования о взыскании с Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию задолженности по оплате поставленного оборудования в связи с ненадлежащим исполнением Федеральным агентством по здравоохранению и социальному развитию обязательств по оплате полученного оборудования, оплата которого должна была производиться за счет средств федерального бюджета, при этом судом установлено процессуальное правопреемство, апелляционный суд приходит к выводу об удовлетворении заявления истца об изменении порядка исполнения решения, которое подлежит исполнению Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями ст.ст.47,65,184,185,186,187, 188,167-170,324,266,268,269,270,271,272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ
Определение Арбитражного суда г.Москвы от 14 апреля 2009 года по делу N А40-22241/08-22-134 отменить.
Заменить должника по делу - Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию РФ его правопреемником - Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Удовлетворить заявление ООО "РИПЛ" об изменении порядка исполнения решения Арбитражного суда г. Москвы от 11.07.2008.
Изменить порядок исполнения решения суда от 11.07.2008 путем взыскания с Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в пользу ООО "РИПЛ" 96 717 руб. 52 коп. задолженности и 4 699 руб. 27 коп. неустойки, выдать ООО "РИПЛ" исполнительный лист.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий: |
А.М.Елоев |
Судьи |
А.Н.Крылова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-22241/08-22-134
Истец: ООО "РИПЛ"
Ответчик: Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию
Хронология рассмотрения дела:
05.08.2009 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-10779/2008